КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема I. Парижская мирная конференция. Становление 4 страница
Вспоминая позже о результатах миссии У. Буллита, В. Ленин писал: «Как только беседовавший с нами доброжелательно за общим столом Буллит приехал на родину, его встретили с возмущением, заставили выйти в отставку, − и я удивляюсь, как его еще не сослали на каторгу, по принятому империалистическому обычаю, за такое сочувствие большевикам». Еще в начале 1919 г. РСФСР предприняла попытку установить политические и экономические отношения с США. Она назначила своим представителем находившегося там российского инженера Л. Мартенса, сочувствующего большевикам. Получив свои полномочия, Матренс направил в государственный департамент США меморандум, в котором Советская Россия выразила готовность закупить на американском рынке оборудование для железных дорог, сельскохозяйственные машины, горное и полиграфическое оборудование, автомобили. В обмен предлагались не только сырье, но и гарантии оплаты золотом, депонированным в банках Европы и Америки на сумму в 200 млн долларов. Правительство США не признало Л. Мартенса и ответило молчанием на его предложения. Уместно, однако, задуматься и о другом – была ли партия большевиков готова к тому, чтобы повторить опыт Бреста, пойти на гражданский мир со своими оппонентами? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Так, в ноте правительства РСФСР от 4 февраля 1919 г., содержащей согласие на компромисс с воюющими сторонами и проведение конференции на Принцевых островах, прямо указывалось, что «размер уступок, на который пойдет Русское Советское Правительство, будет зависеть от его военного положения по отношению к державам Согласия, причем в настоящее время это положение улучшается с каждым днем». Эта оговорка, которая была бы немыслима на переговорах с Германией в Бресте, показала, что ссылка В. Ленина на его опыт не может пониматься буквально. Ленин, конечно, учитывал, что условия мира, разработанные миссией Буллита в Москве, встретят не меньше возражений в партии, чем условия Бреста. Показательно, что как раз в марте 1919 г. почти параллельно переговорам с У. Буллитом в Москве проходил I конгресс Коминтерна, где, как отмечалось выше, ни о каких «мирных передышках вопрос не ставился». В марте состоялся иакже VIII съезд РКП(б), на котором В. Ленин фактически исключил возможность стабильных отношений с западными странами. «Мы живем не только в государстве, но и в системе государств, − заявил он, − и существование Советской республики рядом с капиталистическими государствами продолжительное время немыслимо. В конце концов либо одно, либо другое победит. А пока этот конец наступит, ряд самых ужасных столкновений между Советской республикой и буржуазными государствами неизбежен». Трудно сказать, что побудило Ленина сочетать переговоры с этими противоречащими им заявлениями: опасение использования факта переговоров пропагандой Запада для дезориентации общественного мнения в странах Антанты, стремление пойти на уступки «левой» платформе внутри партии, искренняя убежденность в невозможности мирного сосуществования? Подобные заявления, по оценке американского аналитика Дж. Кеннана, дали предлог «партиям войны» в странах Запада, и прежде всего в США, развязать истерическую антисоветскую кампанию. В январе 1919 г. активизировалось сотрудничество адмирала А. Колчака с союзниками. При материальной поддержке Лондона и Парижа весной - летом 1919 г. силы А. Колчака предприняли новую попытку пробиться к Волге. В разгар сотрудничества стран Антанты с омским правительством те и другие обсуждали вопрос о возможности официального признания А. Колчака в качестве верховного правителя России. В связи с этим 26 мая 1919 г. Англия, Франция, США и Италия предъявили адмиралу ряд условий. В случае дальнейших успехов и взятия Москвы правительствоКолчака должно было организовать созыв Учредительного собрания, признать независимость Польши и Финляндии, решить вопрос с прибалтийскими, кавказскими и закаспийскими новообразованиями при содействии Лиги Наций. Ответ Колчака, последовавший 3 июня 1919 г., был уклончивым. Он был согласен подтвердить независимость Польши, признанную российским Временным правительством после февраля 1917 г., и признать де-факто правительство Финляндии. При этом адмирал допускал только «ограниченную» независимость Финляндии – то есть ее свободу в вопросах внутреннего устройства и управления. Установление границ с Польшей и окончательное урегулирование всего комплекса проблем с Финляндией Колчак предлагал оставить на усмотрение Учредительного собрания. Заявлялось о готовности обеспечить автономные права эстонских, латвийских и литовских национальных групп, а также народов Закавказья и Закаспия, но только через решения будущего Учредительного собрания. Лидер белого движения, таким образом, показал себя сторонником сохранения «единой и неделимой» России. Между тем ход военной кампании для омского правителя оказался неблагоприятным. Его наступление на Центральную Россию затянулось, и Колчак был вытеснен обратно в Сибирь. Крестьянские восстания и партизанское движение против него помогли Красной Армии установить советскую власть в Сибири. В декабре 1919 г. Колчак был взят в плен остатками чехословацкого корпуса, выдан большевикам и в феврале 1920 г. по решению иркутского ревкома расстрелян. Большевикам пришлось сдерживать и наступление генерала Н. Юденича, предпринявшего попытку взять Петроград. Победа оказалась на стороне красных. Юденич был вынужден отступить в Эстонию, которая к тому времени уже провозгласила свою независимость. Эстонское правительство, зная о негативном отношении генерала к суверенности бывших прибалтийских губерний России, отрицательно восприняло пребывание войск Юденича на своей территории. Советская Россия удачно воспользовалась этим и предложила незамедлительно признать независимость Эстонии в обмен на ликвидацию угрозы со стороны Юденича. Эстония согласилась на такой «размен», и войска Юденича были разоружены и интернированы. Неудачно для белых развивалась ситуация и на севере России. В начале 1920 г. силы генерала Е. Миллера были разгромлены. Лидерство в антибольшевистском лагере перешло к А. Деникину. Он также был верен идее «единой и неделимой» России, и эта позиция подрывала его связи с националистическими силами на окраинах страны, особенно на Украине. Еще в середине 1919 г. Деникину удалось занять Северный Кавказ, Украину, взять Царицын, но уже в октябре наступление захлебнулось. В конце 1919 – начале 1920 г. деникинские силы были разгромлены. Часть сил удалось эвакуировать в Крым. Командовать ими стал генерал П. Врангель. Волею судьбы он оказался в еще более тяжелом положении, чем предполагал. Англия во главе с премьер-министром Д. Ллойд Джорджем сочла нецелесообразным оказывать далее материальную помощь белому движению. Как выход из положения Англия предлагала свое посредничество в деле заключения перемирия с большевиками и получения аннексии. По существу, речь шла об ультиматуме Врангелю капитулировать перед большевиками. В таких условиях он стал искать других союзников. П. Врангель не мог обратиться к Германии, поскольку она воспринималась как враг. На помощь пришла Франция, которая 10 августа 1920 г. признала правительство П. Врангеля де-факто. Однако сам Врангель рассматривал Крым как осажденную крепость, а не как плацдарм для наступления на Москву. Он собирался создать на полуострове подобие некоего государства с условиями, которые были бы более благоприятными и привлекательными для людей, чем жизнь при советском строе. Крым представлялся Врангелю прообразом идеального государства и базой для воссоздания прежней могучей державы в перспективе. Между тем идея восстановления «единой, великой и неделимой» России в границах прежней империи в тех обстоятельствах была полной утопией. Окраинные части Российской империи (Прибалтика, Украина, Грузия, Азербайджан и Армения) уже находились на пути к образованию независимых государств, и лишь сильная центральная власть могла воспрепятствовать этому процессу. Белое движение такими возможностями не обладало, и его реставраторские программы государственного строительства не вызывали ни понимания, ни поддержки. Чувствуя себя в отчаянном положении, Врангель выбросил сугубо прагматичный лозунг: «С кем хочешь, но за Россию». Для организации антибольшевистского фронта он попытался установить союзнические отношения с Польшей и с антибольшевистскими властями Украины. Но польское руководство, вступив в переговоры с Врангелем, вскоре предпочло иметь дело с советским правительством. Не увенчались успехом и попытки сотрудничества с С. Петлюрой. Семимесячная эпопея «белого» Крыма закончилась в ноябре 1920 г. полным разгромом войск Врангеля. Это было окончанием гражданской войны в европейской части России. Уже понимая логику развития ситуации внутри страны, державы Антанты с весны 1920 г. повели дело к свертыванию интервенции и начали эвакуацию своих вооруженных сил. Исключением являлась территория Дальнего Востока, где японские войска продолжали оставаться до осени 1922 г. Западные державы не оказали белому движению помощи, достаточной для победы. Определяющую роль при этом сыграли разногласия между лидерами антибольшевистских сил и странами Антанты в вопросе о сохранении за Россией старых границ империи. Установление отношений со странами Среднего Востока. Важнейшим направлением советской внешней политики в указанный период был Восток. Но проблема состояла в том, что он рассматривался большевиками в условиях отсутствия революционной ситуации на Западе, как возможный плацдарм мировой революции. Л. Троцкий подчеркивал: «Может быть, дорога на Лондон и Париж пролегает через города Персии и Афганистана. Там мы убьем английского льва и превратим Великобританию в подобие жалкого острова». Ему поддакивал И. Сталин: «Если дряхлый царизм сумел через ряд стран Средней Азии и Гиндукуш дойти до Индии, почему рабоче-крестьянская Россия, возбуждающая столько надежд у народов Востока, не может предложить индусам идеологию большевизма». Но симпатии на Востоке вызывала не сама идеология большевизма, а нечто другое, более существенное: отказ Советской России от царского колониального наследия, стремление строить отношения на равноправной основе. Поэтому в ноте НКИД РСФСР от 27 января 1918 г. персидскому посланнику в Петрограде говорилось: «В точном соответствии с принципами международной политики, утвержденными 26 октября 1917 г. Вторым Всероссийским Съездом Советов, Совет народных комиссаров объявляет англо-русское соглашение 1907 г., направленное против свободы и независимости персидского народа, раз и навсегда расторгнутым». Объявлялись недействительными все соглашения, которые «ограничивают или стесняют права персидского народа на свободное и независимое существование». В течение декабря 1917 – января 1918 г. из Персии были выведены все российские войска, что имело огромное политическое значение. Все неравноправные договоры, привилегии и концессии, полученные царским правительством, были аннулированы. Также были отменены все платежи Персии по долговым обязательствам. Стране были безвозмездно переданы принадлежавшие России Учетно-ссудный банк, железные и шоссейные дороги, порт Энзели, почтово-телеграфные линии. Тем не менее Октябрьскую революцию в России Тегеран воспринял настороженно, ожидая усиления притока революционных идей из России и не желая того. Иранское правительство официально признало Советскую Россию в декабре 1917 г. Но оно отказалось принять советскую дипломатическую миссию, так как в Тегеране продолжал находиться старый российский посол фон Эттер. Прибывший в Персию глава советской миссии И. Коломийцев не получил аккредитации. Более того, помещение миссии было разгромлено находившимися в Тегеране белогвардейцами. С 1918 г. Персия почти полностью была оккупирована британскими войсками и превращена в плацдарм для борьбы против Советской России в Средней Азии и Закавказье. В северные районы Персии вошли турецкие войска с целью не допустить присоединения иранского Азербайджана к Советской России. Однако им стали противодействовать большевики, которые осуществили переворот в Баку и провозгласили Бакинскую коммуну. Из Персии туда были направлены английские войска, которые ликвидировали коммуну и расстреляли 26 комиссаров во главе с С. Шаумяном. Советская Россия 28 августа 1919 г. выступила с обращением к персидским рабочим и крестьянам, в котором осудила действия Англии и подписанный ею кабальный договор с Ираном. Одновременно Советская Россия предложила заключить с Персией равноправный договор. Большое воздействие на международные отношения в регионе и на персидское правительство оказали победы Красной Армии в Средней Азии и Закавказье. 28 апреля 1920 г. была образована Азербайджанская ССР. В 1920 г. в Средней Азии оформилась Бухарская и Хорезмская народные республики. Революция в России произвела неоднозначное впечатление и в Афганистане. Вызвав скорее настороженность у эмирского правительства, она привлекла симпатии антибритански настроенных реформаторов во главе с принцем Аманулла-ханом, симпатизировавших большевикам в их борьбе с интервенцией. В феврале 1919 г. реформаторы пришли к власти, а в апреле на условиях взаимности официально признали Советскую Россию. В ответном послании М. Калинина и В. Ленина от 27 мая 1919 г. говорилось: «Стремление афганского народа последовать русскому примеру да будет лучшей гарантией крепости и независимости Афганского государства… Установлением постоянных дипломатических отношений между двумя великими народами откроется широкая возможность взаимной помощи против всякого посягательства со стороны иностранных хищников на чужую свободу и чужое достояние». В августе 1919 г. в Кабул прибыл полпред Туркестанской республики Н. Бравин с полномочиями от советского правительства. В декабре его сменил представитель РСФСР в странах Центральной Азии Я. Суриц. В октябре 1919 г. в Москву прибыла чрезвычайная афганская миссия, имевшая встречу с Лениным. Далее она последовала в страны Западной Европы, стремясь добиться признания Афганистана Францией, Италией, Германией. Отказ Англии признать независимость Афганистана привел к войне, которая закончилась для Лондона полным провалом. В августе между Англией и Афганистаном был подписан прелиминарный мирный договор, в котором фактически признавалась независимость Афганистана. Политика Советской России на Дальнем Востоке. Японская интервенция. Провозглашение Дальневосточной республики. Дезинтеграция бывшей Российской империи после Октябрьского переворота 1917 г. привела к тому, что Россия временно перестала быть элементом дальневосточного баланса. Как и вся страна, российский Дальний Восток погрузился в пучину гражданской войны. Осенью 1918 г. власть большевиков к востоку от Байкала была ликвидирована и перешла в руки эсеровских правительств Владивостока, Читы, Хабаровска, а также атаманов Забайкальского казачьего войска Г. Семенова и И. Калмыкова. К западу от Байкала было создано сибирское правительство А. Колчака. Россия утратила свои позиции и в Маньчжурии. В декабре 1917 г. Китай установил контроль над КВЖД и полосой отчуждения дороги и разогнал совет в Харбине, созданный после Февральской революции. В Северную Маньчжурию – российскую сферу влияния – были введены японские войска. В августе 1918 г. к Японии на Дальнем Востоке присоединились США, а также Англия и Франция, приславшие соответственно семитысячный корпус и небольшие военные миссии. Однако масштабы их вмешательства и интервенция Японии были несоизмеримы. Численность ее войск в России в период 1918 - 1922 гг. колебалась в разное время от 50 тыс. до 120 тыс. человек. Действуя формально под эгидой Антанты, она преследовала собственные далеко идущие цели. Японцы намеревались создать на Дальнем Востоке подконтрольную им местную администрацию и сохранить оккупационный режим на неопределенное время. Они поощряли сепаратистские устремления некоторых эсеровских лидеров и казачьих атаманов и с враждебностью относились к адмиралу Колчаку, который выступал под лозунгом «единой и неделимой России». Соединенные Штаты, напротив, были главной внешней опорой правительства А. Колчака и считали целью своей экспедиции оказать ему всемерную поддержку, в первую очередь обеспечив беспрепятственное снабжение его армии. США исходили из того, что Россия должна сохраниться как противовес Японии на Дальнем Востоке. Что касается Англии и Франции, то их роль сводилась к наблюдению за действиями своих союзников и поддержанию контактов с руководством антибольшевистских группировок. Чтобы не допустить монопольного контроля Японии и Китая над КВЖД и Транссибирской магистралью, в январе 1919 г. Антанта создала межсоюзнический комитет по управлению дорогами во главе с представителем США, который обеспечивал их нормальное функционирование в интересах Сибирского правительства и чехословаков. Как верховный правитель России А. Колчак обладал наибольшим авторитетом среди вождей белого движения и был признан легитимным главой государства всеми антибольшевистскими силами, в том числе и на Дальнем Востоке. Он имел в своем подчинении наиболее сильную и к тому же единственную регулярную, а не добровольческую армию из всех, сражавшихся против красных. Кроме того, в распоряжении Колчака была большая часть золотого запаса Российской империи. Благоприятные географические условия для создания рубежей обороны в Забайкалье, неплохие коммуникации (Транссиб, КВЖД и судоходный Амур), возможность получать иностранную помощь и вести информационное сообщение через Владивосток – все это делало задачу длительного удержания Колчаком Дальнего Востока вполне осуществимой. За счет золотого запаса, в частности, мог быть реализован активно обсуждаемый руководством белого движения план переброски на Дальний Восток из Крыма армии П. Врангеля. Здесь же могла найти убежище и значительная часть рассеянной по свету русской эмиграции. Дальневосточное государство также могло рассчитывать на поддержку со стороны США и Японии. В марте 1920 г. Соединенные Штаты вывели свой экспедиционный корпус из Забайкалья. После гибели А. Колчака они не видели силы, которую стоило поддерживать. В сентябре 1920 г. закончилась эвакуация чехословацких войск, столь глубоко втянувшихся в российскую междоусобицу. Только Япония не собиралась свертывать свое военное присутствие. В марте 1920 г. в г. Николаевск-на-Амуре разыгралась трагедия – один из местных отрядов разгромил японское консульство, пострадали сотни японских подданных, в основном гражданских лиц. Воспользовавшись «николаевским инцидентом», Япония увеличила свою группировку в Приморье и оккупировала Северный Сахалин. В марте 1920 г. Красная Армия, продвигавшаяся на восток, взяла Иркутск и встретилась с японскими частями. Наступление было приостановлено. Большевики боялись военного конфликта с Японией. Они хорошо помнили печальный опыт войны 1904−1905 гг. Кроме того, на западе назревала война с Польшей, и в Москве не хотели вести боевые действия на два фронта. Осталось искать политико-дипломатические способы вытеснения японцев. В этих обстоятельствах возник проект создания буферного государства между Советской Россией и Японией. В его основе лежали два ключевых соображения. Во-первых, советское руководство остро чувствовало опасность государственного оформления сепаратизма дальневосточных правительств под эгидой Токио и считало необходимым нейтрализовать эту тенденцию. Во-вторых, оно полагало, что этот план позволит наиболее эффективно сыграть на противоречиях между Японией и США. Вашингтон выступал против сепаратного японского военного присутствия. В ноте правительства США (май 1921 г.) говорилось: «Соединенные Штаты не могут согласиться с нарушением Японией суверенитета и территориальной целостности России. США надеются, что Япония найдет возможность в ближайшем будущем положить конец Сибирской экспедиции и вернуть Сахалин русскому народу». Вместе с тем Соединенные Штаты, занимавшие принципиальную позицию непризнания Советской России, отказались вступать с ней в диалог по дальневосточным вопросам. Они нуждались в новом российском партнере, с которым могли бы взаимодействовать в давлении на Японию, не теряя лица. Исходя из всего этого, Дальневосточное бюро ЦК РКП(б) в начале 1920 г. достигло договоренности о совместных действиях с партиями эсеров и меньшевиков с целью создания нового государства. В марте 1920 г. была провозглашена Дальневосточная Республика. Она включала в себя Забайкалье, Приамурье и Приморье. Большевики и социалисты сформировали коалиционное правительство. Весной 1921 г. на всем Дальнем Востоке прошли выборы в Учредительное собрание, которое приняло Конституцию ДВР. Различные политические силы по-своему понимали предназначение нового государства. Социалисты хотели сохранить его «всерьез и надолго», а большевики – использовать как ширму для своего присутствия и инструмент в дипломатической игре. ДВР не была «советизирована», и на ее территории не проводилась политика «военного коммунизма». В то же время ДВР в значительной мере контролировалась большевиками, захватившими силовые структуры, и фактически представляла собой прообраз модели государства «народной демократии». На первых порах расчеты большевиков оправдались. Создание Дальневосточной Республики было благожелательно встречено в США и Японии. Оба государства установили с ней неофициальные контакты, а затем открыли в столице ДВР Чите консульские миссии. В 1920 г. Япония и ДВР подписали соглашение о перемирии, в котором говорилось, что «наилучшим способом к… установлению спокойствия и порядка является образование буферного государства с единым правительством», которое «не может не иметь намерений самого тесного с Японией содружества и сотрудничества». Власти ДВР взяли обязательства «не вводить коммунистический режим» и не допускать на свою территорию войска РСФСР. Япония, в свою очередь, признала администрацию ДВР в оккупированных ею областях, прекратила поддержку своей креатуры – атамана Г. Семенова, воевавшего с ДВР, и к концу 1920 г. эвакуировала свои войска из Забайкалья и Приамурья. Под ее контролем оставались Приморский край и Северный Сахалин. Однако весной 1921 г. стало очевидно, что очищенная от японских войск территория ДВР находится под фактическим контролем Дальбюро ЦК РКП(б). Поэтому Япония потеряла доверие к Чите и в мае 1921 г. ликвидировала ее власть в Приморье, создав во Владивостоке областное правительство во главе с крупным предпринимателем С. Меркуловым. Япония отказалась продолжить эвакуацию своих войск с российского Дальнего Востока. «Буферизм» был лишь одним из аспектов дальневосточной политики большевиков. Другим аспектом была задача установления отношений с Китаем. Вместе с тем советская программа в относительно этой страны выходила за рамки добрососедства и с самого начала была подчинена идеям мировой революции. Ее основы впервые были изложены в Обращении правительства РСФСР к китайскому народу и правительствам Северного и Южного Китая (июль 1919 г.) и Обращении правительства РСФСР к правительству Китайской республики (сентябрь 1920 г.). Значение этих документов заключалось в том, что они декларировали отказ Советской России от всех прав, привилегий и собственности царской России в Китае. Столь радикальная позиция РСФСР была продиктована ее стремлением противопоставить себя китайской политике великих держав и Версальскому договору, а также расчетами на перерастание «движения 4 мая 1919 г.» в антиимпериалистическую революцию. Эта позиция, однако, не изменила враждебного отношения пекинского правительства к большевикам. Китай как член Антанты прервал все официальные контакты с Советской Россией после подписанного ею Брест-Литовского мира. В июне 1920 г. в Китай была послана дипломатическая миссия во главе с И. Юриным. Он предложил установить консульские отношения между Китаем и ДВР, заключить торговый договор и решить проблему КВЖД. Однако миссия Юрина в Пекине была принята только в качестве торговой делегации. При этом де-факто прямые трансграничные отношения РСФСР и ДВР с Китаем развивались достаточно успешно. 27 мая 1920 г. было подписано соглашение о пограничной торговле между советскими властями Туркестана и правительством провинции Синьдзян, которое позволяло частям Красной Армии преследовать отряды белых на территории этой провинции. Тем не менее Пекин продолжал игнорировать усилия Москвы установить с Китаем дипломатические отношения. Подписание договоров РСФСР с Финляндией и странами Балтии. Декретом СНК от 18 декабря 1917 г. за подписью Ленина Финляндская республика была признана независимым государством. В конце января 1918 г. в Финляндии под влиянием событий в России вспыхнула революция под социалистическими лозунгами и началась гражданская война. К марту 1918 г. большая часть финляндской территории оказалась под контролем революционного правительства, которое вступило в переговоры с РСФСР. 1 марта 1918 г. в Петрограде был заключен договор «Об укреплении дружбы и братства между РСФСР и Финляндской Социалистической Рабочей Республикой». В договоре подтверждалось признание РСФСР государственной независимости Финляндии в границах бывшего Великого Княжества Финляндского. РСФСР согласилась передать Финляндии Печенгскую область (Петсамо), Финляндия уступила РСФСР территорию форта Ино, стратегически важного пункта для защиты Петрограда. Советская Россия стала оказывать финским большевикам военную помощь против правительства страны, возглавляемого П. Свинхувудом. В свою очередь, это правительство в поисках союзника для борьбы с большевиками сблизилось с Германией. По этому на советско-германских переговорах о мире в Брест-Литовске в феврале 1918 г. германская сторона настаивала на прекращении помощи РСФСР левым силам в Финляндии. Брест-Литовский мирный договор 3 марта 1918 г. предусматривал вывод русских войск, флота и Красной гвардии с ее территории, прекращение пропаганды и агитации в пользу революции. В апреле 1918 г. в Финляндию были введены германские подразделения, а из Швеции прибыли части добровольцев из числа шведских подданных. В результате усилий широкой антибольшевистской коалиции финские коммунисты были разбиты. В декабре 1918 г. главой государственной власти Финляндии стал генерал императорской армии К. Маннергейм, который оставался регентом до мая 1919 г. – момента провозглашения Финляндии республикой. Договор России с левым правительством Финляндии от 1 марта 1918 г. утратил силу, а в мае 1918 г. парламент страны принял решение о разрыве дипломатических отношений с РСФСР. Между двумя странами начались военные действия. В 1918−1919 гг. финские войска захватили обширные районы Восточной Карелии, при поддержке правительства были сформированы и официально признаны Финляндией органы власти, выступавшие за отделение от России (Олонецкое правительство и Временное правительство Архангельской Карелии). Однако к лету 1920 г. Красная Армия нанесла поражение финским войскам и отрядам независимых карельских правительств и вышла на восточную административную границу Финляндии, какой она была до 1917 г. В руках финнов остались только две пограничные волости. Согласно постановлениям ВЦИК от 7 июля и 4 августа 1920 г., в населенных карелами местностях Олонецкой и Архангельской губерний была образована автономная Карельская Трудовая Коммуна. 14 октября 1920 г. в Тарту был заключен советско-финляндский мирный договор, по которому Россия подтверждала признание независимости и суверенитета финнов в границах бывшего Великого Княжества. Советско-финляндская граница установилась (кроме района Печенги) по старой линии границ губерний российской империи с Великим княжеством Финляндии. Финляндия обязывалась возвратить РСФСР Репольскую и Паросозерскую волости. 24 февраля 1918 г. Совет старейшин Эстонского земского собора объявил об образовании независимой Эстонской демократической республики. Но германские оккупационные власти делали ставку не на эстонские национальные партии, а на организации немецкого дворянства Прибалтики. Последние же провозгласили создание Балтийского герцогства под управлением одного из отпрысков германского императорского дома. Герцогство должно было включить в себя Эстляндию, Лифляндию и Курляндскую губернии Российской империи, занятые к тому времени германскими войсками. Правительство Советской России не признавало герцогство. Брест-Литовский договор с формальной стороны не упразднял суверенитета РСФСР над Эстляндией и Лифляндией, он предусматривал лишь вывод оттуда российских войск. Но убийство В. Мирбаха заставило Россию пойти на отказ от верховной власти над этими территориями. После Ноябрьской революции в Германии Красная Армия заняла Нарву, и там эстонские большевики провозгласили Эстляндскую Трудовую Коммуну. Декретом от 7 декабря 1918 г. СНК РСФСР признал независимость Эстонии как советского государства. Однако к февралю 1919 г. объединенные силы таллиннского правительства Эстонии и русских белогвардейских войск Н. Юденича вытеснили советские войска с эстонской территории. 19 мая 1919 г. Учредительное собрание Эстонии узаконило создание независимой республики. В Юрьеве (Тарту) прошли советско-эстонские переговоры, завершившиеся подписанием 2 февраля 1920 г. мирного договора между РСФСР и Эстонской Республикой. РСФСР, исходя из «права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения от государства, в состав которого они входят», признала независимость и самостоятельность Эстонского государства и отказалась «добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к эстонскому народу и земле в силу существовавшего правового порядка, а равно на основании международных договоров, которые, в указанном здесь смысле, теряют силу на будущие времена. Из прежней принадлежности России для эстонского народа и земли не возникает никаких обязательств по отношению к России». Государственная граница между РСФСР и Эстонией устанавливалась таким образом, что к Эстонии перешел восточный берег реки Нарвы и значительная часть Псковского уезда, включая Печоры и Изборск. Данная граница в основном совпадала с линией советско-эстонского фронта на начало 1920 г. и проходила восточнее той линии, которая была в свое время определена Брест-Литовским договором в качестве восточной границы Эстляндии и Лифляндии.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |