Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема VIII. Международные отношения в годы Второй мировой войны 5 страница




Акт о безоговорочной капитуляции Германии имел сугубо военный характер и не содержал политических статей. Только в Потсдаме государства-победители на высшем уровне приняли принципиальное политическое решение относительно Германии. Согласно ему, высшую власть в Германии осуществляли главнокомандующие вооруженными силами Великобритании, СССР, США и Франции, каждый в своей зоне оккупации. Координация же союзной политики в области контроля над Германией и действий “в вопросах, касающихся Германии как целостности”, поручалась союзному Контрольному совету.

В потсдамских решениях определялись также цели оккупации Германии. Оккупация должна была привести к демилитаризации страны – ликвидации всей германской промышленности, которая могла быть использована для военного производства, и к уничтожению всех вооружений. Второй целью была денацификация – роспуск всех национал-социалистских институтов и недопущение какой-либо пропаганды фашизма. Военные преступники и лица, «принимавшие участие в планировании или исполнении национал-социалистских мероприятий», подвергались преследованию. Следующей целью было восстановление германской политической жизни на принципах демократизации – воспитания немцев через распространение демократических идей. Четвертой целью определялась децентрализация – развитие местного самоуправления и проведение выборов в территориальные советы. Наконец, оккупация была призвана обеспечить декартелизацию – «устранение существующей чрезмерной концентрации экономической мощи, выражающейся в особенности в виде картелей, синдикатов и трестов».

Примечательно, что не предвиделось образования германского центрального правительства, назначались только государственные секретари для руководства важными административными вопросами, подчиненные союзному Контрольному совету.

Кроме того, союзники постановили, что при организации германской экономики главный акцент будет сделан на развитии сельского хозяйства и мирном производстве продукции преимущественно для внутренних потребностей. Устанавливался надзор над промышленностью и всеми экономическими и финансовыми международными связями с целью «недопущения возникновения в Германии военного потенциала». Объявлялось намерение сохранять в стране уровень жизни, не превышающий «среднего жизненного уровня в европейских странах» (под европейскими странами здесь подразумевались все страны континента, исключая Великобританию и СССР). Привлекало внимание также постановление, согласно которому в период осуществления оккупации «немцы будут трактоваться как единая экономическая целостность», из чего вытекала необходимость сохранения единой финансовой и банковской системы.

Непросто достигалось согласие в вопросе репараций с Германии. В то время как Советский Союз был заинтересован в их максимальном размере, западные державы заняли более умеренную позицию, опасаясь, что чрезмерное ослабление немецкой экономики потребует финансирования приобретения продовольствия для местного населения оккупационными властями. В итоге была принята формула, которая предусматривала после выплаты репараций оставлять столько ресурсов, чтобы «немецкий народ был в состоянии существовать без помощи извне». Репарационные требования СССР предстояло удовлетворить путем конфискации соответствующего имущества из советской оккупационной зоны. Советский Союз обязывался гарантировать возмещение ущерба Польше из своей части репараций. Репарационные претензии США и Великобритании, а также других государств покрывались из западных зон. Устанавливалось, что СССР получит дополнительно из западных оккупационных зон 10 % промышленного оборудования, которое не является необходимым для немецкой мирной экономики, «без какой-либо оплаты» и 15 % такого же оборудования взамен за равнозначные поставки продовольствием, углем и другой продукцией. Реализация репараций должна была осуществиться в течение двух лет.

Важной частью Потсдамской конференции были дискуссии и решения о Польше, в особенности о западной границе и выборах. У. Черчилль неоднократно высказывал сомнения относительно предложенной границы по Одеру и Нейсе, считая, что «владение этой территорией не пойдет Польше на пользу»: оно будет подрывать экономическое положение немцев и возложит на оккупационные власти чрезмерный груз снабжения западной части Германии продовольствием и топливом. Британская делегация также сформулировала в Потсдаме пять вопросов, касающихся Польши: о свободных выборах, свободе печати, религии, отношения к полякам, возвращающимся из-за границы. От ответа на эти вопросы зависела британская позиция в отношении границы по Одеру и Нейсе. Прибывшие в Потсдам 24 июля представители польского Временного правительства национального единства успокоили британцев в важнейшем вопросе, а именно: выборы будут проведены максимально быстро, не позже начала будущего года.

На Потсдамской конференции три великие державы окончательно достигли согласия по вопросам польского правительства и западной польской границы. Временное правительство национального единства признавалось Лондоном и Вашингтоном, с ним устанавливались дипломатические отношения, а признание бывшего польского правительства отзывалось. Земли, принадлежавшие Германии восточнее Одера и Нейсе, включая часть Восточной Пруссии, не отошедшей к СССР, и бывший свободный город Гданьск передавались в управление польского государства, а «окончательно установление западной польской границы должно быть отложено до мирной конференции». Однако последующее решение держав о выселении немецкого населения с территории Польши, Чехословакии и Венгрии укрепило договоренность о границах.

Отношения вокруг Тихоокеанского и Африканского театров войны. Место и роль Африки в глобальной стратегии воюющих государств оценены далеко не полностью. Традиционно подчеркивается роль континента как сырьевой базы и резервуара значительных людских ресурсов, а также как удобного плацдарма для нанесения удара по южному подбрюшью Европы. В целом считается, что континент остался в стороне от главных событий Второй мировой войны. Однако рассекреченные официальные документы того периода как союзных держав, так и государств «оси», свидетельствуют, что на определенном этапе именно в Африке обе стороны конфликта искали ключ к победе в глобальном противодействии.

После разгрома Франции в мае–июне 1940 г. британская армия решала две ключевые задачи – обороны метрополии и удержания Средиземноморья, Северной Африки и Ближнего Востока, через которые пролегали ее жизненно важные коммуникации, ведущие от империи на Восток. Великобритания рассматривала Африку, особенно, ее северо-восточную часть, как ключевую позицию для сохранения своей колониальной империи. Если бы германской армии удалось захватить Суэцкий канал и Ближний Восток, Британская империя, по мнению ее руководителей, рухнула бы. Поэтому Африку необходимо было сохранить во что бы то ни стало.

В первой половине 1941 г. руководство Великобритании было уверено, что Германия, достигнув мирового господства, нанесет очередной удар либо по Гибралтару и Марокко, либо по Суэцу, либо по обоим направлениям одновременно. Стратегические преимущества такой операции были очевидными. На счастье У. Черчилля, Гитлер не воспользовался этим шансом. Он, как известно, считал, что с Англией покончено, ее окончательный разгром – дело времени, и был убежден, что после разгрома СССР капитулирует и Великобритания.

Позже, после июня 1941 г., путь к победе британские генералы видели в концепции «стягивания обруча» вокруг Германии по периферии Европы: переносе основных военных операций в Африку и осуществлении (в будущем) решающего удара по Германии через «черный ход» – из Северной Африки через Сицилию, Сардинию, Италию либо через Балканы. Они считали, что вторжение в Западную Европу через Ла-Манш может осуществиться только после поражения Германии на юге Европы. Эту концепцию Великобритания отстаивала во взаимоотношениях с США и настойчиво втягивала своего могущественного союзника в битвы на африканском континенте.

Соединенные Штаты, исходя из собственного опыта Первой мировой войны, стремились максимально оттянуть свое участие в европейском конфликте. Однако постепенно Ф. Рузвельт преобразовывал США из «арсенала демократии» в военного союзника Великобритании. В то же время американские военные и политики считали, что основным должен быть европейский театр войны, а военные действия должны вестись коалициями. Поэтому, несмотря на вероятные удачи на Дальнем Востоке, в США были убеждены, что главное – разбить Германию. Принцип «Германия – прежде всего» выводился из того, что эта страна – самая могущественная среди государств «оси». Было очевидно, что если отложить удар по Германии на несколько лет ради войны с Японией, то ее разгром станет не только более сложным, но, не исключено, и невозможным. К тому же Соединенные Штаты считали реальной угрозу вторжения Германии в Латинскую Америку из Африки и высказывали решимость не допустить этого.

Кроме стратегических целей, учитывались намерения из сферы национального престижа. США хотели играть роль ведущей державы. Этой роли соответствовала формула «войну следует выиграть лобовым ударом по Германии в Северо-Западной Европе, чего бы это ни стоило». Все остальные операции, включая Дальний Восток, Средиземное море, Ближний Восток и Африку, рассматривались Ф. Рузвельтом не только как второстепенные, но и как нежелательное отклонение от основной цели.

Таким образом, между стратегическими концепциями США и Великобритании имелись существенные различия. Британцы считали американское военное искусство слишком прямолинейным. Споры о том, где должен быть открыт второй фронт – в Европе или Африке – продолжались два года и закончились 8 ноября 1942 г. высадкой союзных войск в Марокко и Алжире. Этой кульминации предшествовали острые дискуссии между Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем. Проблема выбора – европейский или африканский театр военных действий – стала предметом обсуждения на 1-й и 2-й Вашингтонских конференциях на высшем уровне. На этих конференциях американцы скептически отнеслись к предложенной У. Черчиллем операции «Джимнаст» в Северной Африке (позже переименованной в «Торч»). Военное министерство США заявило: «Если мы сейчас возьмем обязательства относительно Северо-Западной Африки, то допустим большую ошибку».

У. Черчилль отстаивал стратегическую концепцию Великобритании умело и последовательно. В декабре 1941 г., когда существовала опасность, что США направят главные усилия на Дальний Восток, он поддержал принцип «Германия – прежде всего». В июле 1942 г. он твердо отказался от открытия второго фронта в Европе, однозначно высказавшись за высадку войск в Северо-Западной Африке. Как отмечал начальник имперского Генерального штаба Великобритании А. Брук, американские генералы заявляли, что англичане обманом втянули их в боевые действия в Африке.

Итак, в 1941–1942 гг. Африке отводилось важное место на встречах в верхах при рассмотрении вопросов стратегии. Но и в 1943–1945 гг., когда на африканском континенте уже не было войск «Тройственного союза», роль Африки в глобальной стратегии оставалась предметом дискуссий на Каирской, Тегеранской и Ялтинской конференциях. Существовало еще одно обстоятельство, которое повышало значение Африки в глазах союзников. Над этим континентом проходила трасса переброски самолетов, которые перегонялись из США в Бразилию, Африку и далее направлялись на все театры военных действий – в Европу и Ближний Восток, в страны Юго-Восточной Азии и на Дальний Восток. Этим путем были переброшены десятки тысяч самолетов, в том числе 4 тыс. для Красной Армии. Для обслуживания этой армады в Африке американцы построили сеть промежуточных аэродромов, метео- и радиостанций, ремонтных мастерских и заводов по сборке самолетов. Этот маршрут американцы называли «дорогой жизни».

Анализируя результаты Второй мировой войны, некоторые военачальники и ученые высказывали мнение, что одним из крупнейших просчетов Гитлера, не позволивших Германии достичь победы, была недооценка Африки как плацдарма для нанесения решающих ударов по союзным армиям.

На Тихоокеанском театре войны приближающийся разгром фашистской Германии предопределял судьбу Японии. До вступления Советского Союза в войну англо-американская блокада не смогла отрезать Японию от важнейших источников обеспечения стратегическим сырьем и вооружениями. По-прежнему из Северо-Восточного Китая Япония получала железную руду, сталь и каменный уголь, из Южного и Центрального Китая – продовольствие. Японская военщина надеялась, что страна имеет реальные возможности для сопротивления. Расчет делался на то, что ее сухопутные войска почти не участвовали в боях и смогут успешно сопротивляться как на оккупированных территориях, так и на собственной. Японские войска продолжали удерживать территории Китая, Кореи, Филиппин, Индокитая, Бирмы, Малайи, Индонезии. Продолжительную войну против Японии после разгрома Германии предполагало и командование вооруженных сил США и Великобритании. Планами предусматривалось завершение боевых действий к концу 1946 г. Соответственно Япония надеялась на заключение мира на выгодных для себя условиях.

Одновременно с ухудшением состояния на фронтах Второй мировой войны в правящих кругах Японии усиливалось движение за выход из войны. В «партию мира» входили известные деятели, среди них бывшие премьеры Вакацуки, Акада, Каноэ, министры иностранных дел С. Того и М. Сигемицу, представители придворных кругов и др. Эта группировка считала, что война проиграна, и необходимо искать выход из нее путем компромиссного мира. Для этого предполагалось использовать противоречия между Великобританией, США и СССР, между Гоминьданом и компартией Китая.

Правительство К. Койсо попыталось дипломатическим путем достигнуть компромиссного мира. Сначала оно сделало попытку выступить посредником между СССР и Германией, но Сталин отказался вести переговоры о прекращении войны с германским агрессором. Тогда японские правители стали искать пути к заключению мира с Соединенными Штатами Америки и Великобритании, зная, что среди влиятельных кругов этих стран существует заинтересованность в сохранении Японии в качестве реальной силы, которая будет противостоять СССР и коммунистическим движениям в Китае, Корее и других странах Азии. Однако японская дипломатия не проявила достаточной прозорливости и умения реально оценивать ситуацию. 5 апреля 1945 г. советское правительство денонсировало пакт с Японией о нейтралитете от 13 апреля 1941 г., хотя войны пока не объявило. Тем самым выполнялось обязательство перед США и Великобританией и упреждался их возможный сговор с Японией за плечами СССР.

Все же японские руководящие круги надеялись, что СССР не предпримет каких-либо решительных мер, поскольку вдоль советской границы размещалась мощная Квантунская армия, почти не тронутая войной.

26 июля 1945 г. США, Великобритания и Китай приняли Потсдамскую декларацию. Они призвали Японию капитулировать и предупредили, что дальнейшее сопротивление приведет к быстрому и полному ее разгрому. Сталин отказался подписывать этот документ на том основании, что СССР не объявлял Японии войны. Потсдамская декларация сформулировала основные принципы, которые должны были применяться к Японии после ее капитуляции: полное искоренение милитаризма; оккупация Японии для реализации целей, содержащихся в декларации; выполнение условий Каирской декларации, ограничивавшей суверенитет Японии островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые будут названы союзниками; разоружение японской армии; суровое наказание военных преступников; искоренение всех препятствий для возрождения и укрепления демократических тенденций среди японского народа; установление свободы слова, религий и мышления, а также уважения к основным человеческим правам. Союзники обязались вывести оккупационные войска, как только будет создано правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

Под натиском военных кругов премьер К. Судзуки 28 июля заявил об отказе принять Потсдамскую декларацию. Отказ не отвечал собственной позиции премьера. Однако он, как и вся Япония, оказался в западне: он мог допустить почетную, а не позорную безоговорочную капитуляцию во имя сохранения императорской династии. И даже согласие на почетный мир обернулось для него угрозой смерти от радикально-патриотических военных.

До лета 1945 г. американское наступление против Японии заключалось в «перескакивании с острова на остров» и давало возможность господствовать на море. Силами и средствами для высадки десанта на основные японские острова американцы не располагали. Поэтому они рассчитывали на вступление в войну СССР. Одновременно США стремились к сохранению собственного стратегического перевеса. 6 и 9 августа 1945 г. американская авиация сбросила атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, хотя в этом не было военной необходимости. Впервые в истории было использовано оружие массового поражения, от которого погибли или стали калеками 447 тыс. мирных жителей. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки стала предвестником атомного шантажа – одного из рычагов послевоенного устройства мира.

После отказа Японии от безоговорочной капитуляции американцы пришли к выводу, что войну необходимо продолжать, но их мнения относительно способов разделились. Командование военно-морского флота было убеждено, что блокада вынудит японцев быстро сдаться; командование военно-воздушных сил так же надеялось на эффект от бомбардировок. Г. Трумэн, как и Ф. Рузвельт до него, помнил предостережение армейского командования о том, что военная победа над Японией будет стоить миллиона американских жизней. Для правящей партии США такая победа обернулась бы катастрофой.

Альтернатива существовала: участие СССР в войне на Дальнем Востоке. На Потсдамской конференции Сталин подтвердил обязательство вступить в войну против Японии. Действительно, 8 августа японский посол К. Сато был вызван в НКИД, где ему от имени советского правительства было вручено заявление, в котором говорилось, что Япония осталась единственной великой державой, которая отказалась капитулировать и стоит за продолжение войны, и указывалось, что Советский Союз присоединяется к заявлению трех великих держав от 26 июля и начиная с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией.

Вступление в войну СССР уже не вызвало прежнего энтузиазма США. После окончания войны в Европе Соединенным Штатам не хотелось стать обязанными русским за победу на Дальнем Востоке. Более того, после споров по европейским проблемам Г. Трумэну не хотелось, чтобы советские войска подключились к последнему этапу войны, в которой ранее они не участвовали. Без сомнения, Сталин вступал в войну по тем же причинам.

После вступления СССР в войну поражение Японии было предрешено. 10 августа министр иностранных дел С. Того направил через посредничество Швеции и Швейцарии телеграммы с сообщением о согласии Японии принять условия Потсдамской декларации, но с условием сохранения прерогатив императора. Одновременно это сообщение было передано советскому послу в Токио. 11 августа государственный секретарь США Д. Бирнс от имени союзников дал ответ, в котором указывалось, что с «момента капитуляции власть императора и японского правительства относительно руководства государством будет подчинена Верховному командующему союзных держав, который предпримет такие шаги, которые сочтет необходимыми для осуществления условий капитуляции».

Японская военщина сочла эти условия неприемлемыми и настаивала на сопротивлении, чтобы обеспечить «почетные условия» капитуляции. Тогда утром 14 августа было созвано объединенное совещание Высшего совета по руководству войной и кабинета министров с участием императора. Последний заявил о безотлагательном принятии условий капитуляции. Вечером в Швейцарию была направлена телеграмма, в которой правительства США, Великобритании, СССР и Китая уведомлялись о принятии Японией условий Потсдамской декларации. Радикальные офицеры ночью 14 августа захватили императорский дворец, чтобы помешать радиопередаче о капитуляции. Не получив поддержки, заговорщики на лужайке возле императорского дворца совершили «харакири».

В тот же день, 14 августа 1945 г., в Москве был подписан договор о дружбе и взаимопомощи между СССР и Китаем, который провозглашал войну против Японии до победного конца, а также послевоенное сотрудничество. Дополнительными нотами в связи с договором определялся порядок управления КВЖД, признавался суверенитет Китая над Маньчжурией (после ликвидации в августе 1945 г. Маньчжоу-Го), выражалось согласие Китая на независимость Внутренней Монголии (МНР), если голосование населения это подтвердит.

На следующий день японский император по радио объявил о капитуляции своей страны. Советское командование официально известило о намерении продолжать активные военные действия до тех пор, пока японцы не начнут складывать оружие. Москва непременно хотела добиться военного разгрома и капитуляции Японии с использованием боевых операций и иных принудительных мер.

Официальное подписание акта безоговорочной капитуляции состоялось 2 сентября 1945 г. на борту американского линкора «Миссури». От имени японского императора, правительства и императорского генерального штаба документ подписали министр иностранных дел М. Сигемицу и начальник генерального штаба генерал И. Умэдзу. От имени союзных наций акт подписал генерал Д. Макартур. Высшее советское командование не было допущено к акту. От Советского Союза его подписал генерал-лейтенант К. Деревянко.

Капитуляцией Японии завершилась Вторая мировая война.

Международные отношения в период завершения Второй мировой войны. Вторая мировая война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. В нем на различных этапах с обеих сторон одновременно участвовало от 8 до 12,8 млн человек, от 84 до 163 тыс. орудий, от 6,5 до 18,8 тыс. самолетов. Общий театр военных действий в 5,5 раза превышал территории, охваченные Первой мировой войной. Всего же в войну 1939–1945 гг. были втянуты 64 государства с совокупным населением в 1,7 млрд человек. Потери, понесенные в результате войны, поражают своими масштабами. Погибло более 50 млн человек, и если учитывать постоянно уточняющиеся данные по потерям СССР (они колеблются от 21,78 млн до 30 млн), эта цифра не может быть названа окончательной. Только в лагерях смерти уничтожено 11 млн жизней. Экономика большинства воевавших стран была подорвана.

Угрожающее расширение масштабов войны в ее начальный период побудило к консолидации сил против агрессоров. Кардинальное изменение ситуации после нападения Германии на СССР предопределило создание мощной антигитлеровской коалиции, которая повела освободительную войну против нацистской Германии и ее союзников. Коалиция успешно довела до завершения разгром агрессоров, несмотря на разногласия, особенно, на последнем этапе Второй мировой войны.

На этом этапе войны нарастали противоречия между СССР и западными демократиями, которые закладывали предпосылки для нового раскола мирового сообщества на враждебные лагери. Инициатором разногласий выступали главным образом страны Запада. Они с излишней подозрительностью относились к намерениям союзников, особенно, при определении сфер интересов в странах Центральной и Восточной Европы. Советский Союз расценил стремление правящих кругов США и Великобритании добиться изменения состава правительств Польши, Болгарии и Румынии, проведения там «подлинно демократических» выборов как намерение привести к власти в этих странах силы, не дружественные СССР, восстановить «санитарный кордон» у его западных границ, лишить его плодов победы. Одновременно велась борьба за Юго-Восточную Европу.

США и Великобритания стремились обеспечить себе гарантированный доступ на рынки государств Центральной и Восточной Европы, а главное, сохранить свое политическое влияние и геостратегическое положение в послевоенной Европе. Советская сторона пыталась найти компромисс. В. Молотов в беседах один на один с министром иностранных дел Великобритании Э. Бевином и государственным секретарем США Дж. Бирнсом предложил прибегнуть к методу увязок. В частности, предлагалось, чтобы США и Англия определили по своему усмотрению условия мира с Италией в обмен на невмешательство в дела Румынии. Компромисса найти не удалось.

Советское руководство на завершающем этапе войны ориентировалось на сохранение политики взаимодействия с союзниками. Мир был необходим стране, народу, его поддержание не противоречило и интересам режима личной власти Сталина. Советский Союз был обескровлен, но в то же время обладал, вероятно, самой мощной в мире сухопутной армией. Его войска занимали огромную территорию в Европе и Азии. Авторитет Красной Армии, разгромившей главные силы Германии, в глазах народов был высок. Вблизи советских границ не осталось государств, способных серьезно угрожать безопасности СССР.

В сложившейся геополитической ситуации западные союзники допускали, что Советский Союз потенциально способен в соответствии с военно-стратегической доктриной 1930-х гг. создать угрозу новой войны – за мировое господство пролетариата. Поэтому США, обладая ядерным оружием, торопились получить козырь политического и военного давления на СССР. Атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки стали инструментом американской политики. В Вашингтоне и Лондоне склонялись к тому, что любые уступки СССР, поиск компромиссов бессмысленны, поскольку они не только не приведут к существенному улучшению отношений, а лишь поощрят Москву к экспансии. Зарождалась стратегия политического, идеологического, а затем и военного давления на СССР.

Отсутствие взаимного доверия между союзниками ясно показала состоявшаяся после окончания войны в Европе Потсдамская конференция. В последний раз им удалось выработать ряд важных решений о совместной политике в отношении Германии, механизмах сотрудничества после войны (СМИД), подготовке мирных договоров, проблемах государств Центральной и Восточной Европы. Одновременно Потсдамская конференция стала предвестником послевоенного противостояния двух международных идеологических и военно-политических лагерей – капиталистического и социалистического.

Итак, на завершающем этапе Второй мировой войны в политике США и Великобритании возросли имперские тенденции. Москва сделала вывод, что Запад не собирается учитывать интересы СССР как члена Большой тройки и намерен решать спорные вопросы с позиции силы. Советский Союз рассчитывал, как минимум, на равные геополитические права с США и Великобританией в послевоенном устройстве мира.

Но и у сталинского руководства имелись собственные корыстные расчеты, весьма далекие от провозглашенных им благородных идеалов справедливости. Красная Армия освобождала народные массы Европы от коричневой чумы, а кремлевское руководство стремилось распространить свое преобладающее влияние, а затем и тоталитарный режим на страны Центральной и Юго-Западной Европы. Не случайно на всех конференциях Большой тройки речь зачастую шла о размежевании сфер влияния в Европе и Азии, только на сей раз между британо-американским блоком и Советским Союзом. Так, уже в годы войны закладывались основы новой, биполярной системы международных отношений, сложившейся в послевоенные годы.

Военные последствия, поставившие на грань уничтожения цивилизацию, заставили активизироваться ее жизнеспособные силы. Победа над фашизмом упрочила позиции демократии, обеспечила путь к медленному выздоровлению цивилизации. Об этом свидетельствует факт оформления на завершающем этапе войны действенной структуры мирового сообщества – Организации Объединенных Наций, инициировавшей противодействие тоталитарным тенденциям в развитии, имперским амбициям отдельных государств. В послевоенный период этот процесс укрепили акты Нюрнбергского и Токийского международных трибуналов, осудивших фашизм, тоталитаризм, наказавших главарей преступных режимов, а также широкое антивоенное движение, способствовавшее принятию международных пактов о запрете на производство, распространение и применение оружия массового поражения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.