Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема IX. Беларусь в международных отношениях 2 страница




Переговоры с РСФСР. Понимая, что будущее белорусской государственности в значительной степени зависит от Советской России, правительство БНР неоднократно делало попытки установить с ней дипломатические отношения и заключить договоры о признании независимости и государственных границах. 25 марта 1918 г. главой делегации БНР по внешним переговорам в Киеве и Москве был назначен А. Цвикевич. Делегация получила полномочия вести переговоры и подписывать договоры о границах между Беларусью и Россией; о белорусско-российском почтовом, дорожном, тарифном, таможенном урегулировании. С августа 1918 г. А. Цвикевич исполнял обязанности представителя чрезвычайной миссии БНР в Москве.

В мае 1918 г. он как руководитель делегации БНР по внешним переговорам, обратился к представителю РСФСР на Украине Х. Раковскому с заявлением о признании Второй и Третьей Уставных грамот и с просьбой о направлении во все европейские государства радиотелеграммы о провозглашении независимости БНР, а также с предложением о заключении между БНР и РСФСР договора о признании и государственных границах. А. Цвикевич на встрече с Х. Раковским выразил стремление правительства БНР установить тесные отношения с советским правительством и просил советскую делегацию поддержать Беларусь в споре о границах с Украиной.

В Москве было открыто генеральное консульство БНР. 30 мая 1918 г. Народный Секретариат назначил генеральным консулом А. Бурбиса, который имел полномочия дипломатического представителя при правительстве и наркоме иностранных дел РСФСР. Он был уполномочен заключать с РСФСР соглашения о возобновлении товарообмена, налаживании железнодорожного сообщения, почтовой и телеграфной связи. Учитывая непростую внутриполитическую обстановку в условиях оккупации, Народный Секретариат предписал своему дипломатическому представителю работать в контакте с германским послом в Москве В. Мирбахом.

В сентябре 1918 г. в ходе официального визита в Киев чрезвычайной правительственной делегации БНР во главе с А. Луцкевичем состоялись его переговоры с Х. Раковским, на которых обсуждался вопрос о границах и возможность федерации БНР с Советской Россией. Делегация БНР также вручила представителю СНК декларацию протеста Рады БНР по поводу заключения между Россией и Германий Добавочного договора. Х. Раковский пригласил А. Луцкевича посетить Москву. Зная официальную версию Германии не признавать независимость БНР без предварительного решения этого вопроса Советской Россией, глава белорусской делегации высказался за необходимость поездки в Москву. Путем компромисса с РСФСР А. Луцкевич надеялся сохранить целостность белорусского государства.

Приближение большевистских войск к Минску Рада пыталась использовать для активизации контактов с советским правительством. Чтобы показать свою лояльность к Советской России, Рада в сентябре 1918 г. сформировала однородно-социалистическое правительство во главе с лидером социал-демократической партии А. Луцкевичем. В ноябре 1918 г. он по приглашению советского правительства посетил Москву. По некоторым данным, состоялась его встреча с В. Лениным. На переговорах с представителями правительства РСФСР обсуждались вопросы провозглашения белорусского государства на советской основе и включения в состав белорусского советского правительства представителей социал-демократов. А. Луцкевич выразил согласие на федерацию БНР с Советской Россией при условии сохранения независимости Беларуси. Была достигнута договоренность о продолжении переговоров после вывода из Минска немецких войск. Однако после занятия значительной части Беларуси частями Красной Армии и провозглашения ССРБ интерес ленинского правительства к переговорам и контактам с правительством БНР исчез.

Контакты возобновились весной – летом 1920 г. в связи с польско-советской войной. По поручению президиума Рады и правительства БНР представитель Белорусской партии социалистов-революционеров П. Бодунова провела переговоры с представителями ЦК РКП(б) и ВЦИК «о признании полной государственной независимости и суверенности Беларуси в ее этнографических границах». В Москве она поставила перед советскими представителями шесть вопросов: признание полной независимости БНР; помощь в организации белорусской армии; признание правительства В. Ластовского; широкая материальная помощь белорусским организациям и правительству; освобождение из тюрем белорусских эсеров и других политических деятелей; повсеместная и широкая культурно-просветительская работа в Восточной Беларуси.

Советское правительство в ответ заявило, что в принципе оно за признание независимости всех самоопределившихся народов, в том числе и Беларуси, если ее народ этого пожелает. Было сказано, что для Советской России было бы лучше граничить на Западе с независимой Беларусью, чем с Польшей. Не возражало ленинское правительство в принципе против постановки вопроса о признании правительства В. Ластовского. П. Бодуновой также обещали положительно рассмотреть дела белорусских деятелей и способствовать культурно-просветительской работе в Восточной Беларуси.

Правительство В. Ластовского предприняло еще одну попытку наладить отношения с СНК РСФСР. В результате предварительных переговоров с наркомом иностранных дел Г. Чичериным 3 июля 1920 г. в Москву приехали представители правительства БНР. Им было поручено провести переговоры с представителями советского правительства о признании БНР. Однако 12 июля 1920 г. был подписан советско-литовский мирный договор, по которому РСФСР признавала независимость Литвы. По этому договору часть белорусских территорий отходила к Литве. Руководство БНР направило правительству РСФСР ноту протеста, которая осталась без ответа. В августе 1920 г. глава Народной Рады П. Кречевский направил СНК РСФСР ноту, в которой говорилось о необходимости участия делегации БНР в советско-польских мирных переговорах. Однако и она была проигнорирована советским правительством. РСФСР официально не признавала БНР, хотя и вела с правительством БНР переговоры, что свидетельствовало о его признании Москвой де-факто.

Проблема международного признания БНР. После провозглашения независимости руководство БНР предпринимало усилия, направленные на международное признание белорусского государства. Правительство БНР направило делегации в Киев, Москву, Берлин, Копенгаген, Берн, Варшаву, Швейцарию и США. В письме президенту В. Вильсону подчеркивалось, что единственным спасением от продвижения большевистской революции на Запад может стать признание независимости БНР. Однако правительства государств Западной Европы и США считали, что признание БНР способствовало бы упрочению положения РСФСР, поскольку лишало эти государства возможности иметь непосредственную границу с Советской Россией. Поэтому к просьбам БНР, как и других новопровозглашенных государств на территории бывшей российской империи, они относились весьма сдержанно.

16 июня 1918 г. А. Цвикевич от имени правительства БНР вручил дипломатическому представителю США ноту о государственной независимости Беларуси. Ему было поручено вступить с правительством США или его представителями в переговоры относительно признания БНР. Такие же полномочия глава делегации БНР получил относительно представителей правительств Французской республики и Британской империи. Правительство БНР не теряло надежды на помощь Германии в поддержке государственного строительства Беларуси. В октябре 1918 г. были направлены ноты главе рейхстага и канцлеру Германии с целью добиться признания независимости Белорусской Народной Республики.

Осенью 1918 г. правительство БНР обратилось к правительству Австрийской империи с просьбой о признании Беларуси «самостоятельной республикой, окончательно отделившейся от России». В обращении говорилось о необходимости сохранить Беларусь в естественных исторических, этнографических и экономических границах, приводились исторические факты, доказывающие право белорусского народа на собственную независимость, выражалась надежда на установление добрых союзнических отношений с Австрией.

8 декабря 1918 г. правительственная делегацию БНР прибыла на совещание в г. Яссы, где присутствовали представители США, Англии, Франции. Делегации было поручено ознакомить союзников с белорусским вопросом и стремлением белорусского народа к независимости, для чего был подготовлен меморандум об историческом развитии белорусского народа и карта этнографических границ Беларуси.

В борьбе за международное признание БНР не удалось достичь значительных успехов, однако несколько новых независимых государств, возникших в Европе после окончания Первой мировой войны, де-юре признали провозглашенное белорусское государство и установили с ним дипломатические отношения. Это были УНР, Финляндия, Чехословакия, Латвия, Литва, Эстония. Отношения де-факто БНР поддерживала с Советской Россией, Польшей, Германией, Болгарией, Турцией.

Главным препятствием в вопросе признания БНР зарубежные правительства считали нестабильность ситуации на территории бывшей Российской империи и отсутствие у правительства БНР контроля над территорией Беларуси. В частности, министр иностранных дел Дании в связи с обращением правительства БНР о признании высказал сочувствие белорусскому делу, однако отрицательно ответил на просьбу, подчеркнув, что вопрос о признании может быть поставлен только после того, как международное положение БНР окончательно определится, в частности, после «признания белорусского правительства странами Антанты». Копенгаген запретил открытие консульства БНР в Дании из-за «отсутствия территории у белорусского правительства».

Председатель правительства А. Луцкевич писал председателю Рады БНР И. Лесику 29 октября 1919 г., что страны Европы много обещают, но не торопятся реализовывать свои обещания. Западные государства не признали независимость Беларуси и не оказывали ей реальной помощи. Франция, Бельгия, Англия, США много раз обещали подписать с БНР торговые соглашения, однако ни одного соглашения так и не было заключено. А. Луцкевич с горечью отмечал, что БНР не имеет территории, столицы, государственного аппарата, армии, финансов, что отрицательно сказывается на решении вопроса о признании и эффективности дипломатии БНР.

В 1918 г. началось формирование сети постоянных представительств БНР за границей. Летом 1918 г. были установлены консульские отношения с правительствами УНР, Дона, Северного Кавказа, Литвы, Латвии, Чехословакии и РСФСР. В 1918 –1921 гг. дипломатические представительства БНР действовали в Болгарии (консульское отделение в Софии), Германии (миссия и консульство в Берлине), Грузии (миссия в Тбилиси), Дании (консульство в Копенгагене), Латвии (военно-дипломатическая миссия и консульство в Риге), Литве (дипломатическая миссия и консульство в Ковно), РСФСР (консульство в Москве), Турции (консульство в Стамбуле), Украине (миссия, консульство и торгово-промышленная палата в Киеве), Финляндии (миссия в Хельсинки), Франции (миссия в Париже), Чехословакии (миссия и консульство в Праге), Эстонии (паспортный отдел Рижской военно-дипломатической миссии в Таллинне), Югославии (консульское отделение в Белграде).

Основными задачами представительств БНР являлось информирование общественности в странах пребывания о положении и проблемах Беларуси, обеспечение моральной, материальной и финансовой поддержки борьбы за независимость и неделимость Беларуси, организация белорусов за пределами этнической родины, защита прав белорусов за рубежом, налаживание экономических и культурных связей Беларуси с зарубежными государствами.

Одной из форм международной деятельности БНР за границей было создание информационных, или пресс-бюро, при дипломатических представительствах, военно-дипломатических миссиях и других представительствах за рубежом. Основной целью этих учреждений была работа по информированию мирового сообщества о Беларуси, состоянии белорусского вопроса и деятельности правительства БНР. Первое пресс-бюро было открыто при чрезвычайной миссии БНР в Берлине в 1919 г. Оно издавало специальный бюллетень на белорусском и немецком языках. В том же году пресс-бюро было открыто при военно-дипломатической миссии БНР в Риге. Аналогичные информационные отделы при дипломатических представительствах были открыты в Ковно и Копенгагене.

Формы международной деятельности БНР совершенствовались. Если в 1918 г. это были в основном чрезвычайные делегации и дипломатические миссии, то в 1919 –1920 гг. БНР имела в ряде стран постоянные дипломатические представительства посольства. Значительно увеличилось количество консульских учреждений за границей, появились военно-дипломатические миссии, информационные бюро. Из-за нехватки квалифицированных кадров правительство БНР направляло за границу чрезвычайные миссии с конкретными поручениями и на небольшой срок. Часто белорусские дипломаты представляли интересы БНР сразу в нескольких странах. Например, И. Воронко был уполномочен в июле 1918 г. представлять БНР одновременно в Литве, Молдове, Грузии, Украине и государственных образованиях на юге России (Дон, Кубань и др.).

Участие делегации БНР в Парижской мирной конференции. 22 января 1919 г. Совет Народных Министров БНР обратился к Председателю Парижской мирной конференции с меморандумом, в котором призвал этот международный форум поддержать законное желание белорусского народа получить государственную независимость и допустить на конференцию делегатов БНР. В период с января по май 1919 г. интересы Беларуси на конференции представлял Д. Семашко, входивший в состав делегации Литвы. В условиях охлаждения белорусско-литовских отношений на конференцию была направлена самостоятельная белорусская делегация, которую в июне 1919 г. возглавил руководитель правительства БНР А. Луцкевич. Делегация представила конференции вышеупомянутый меморандум и карту с этнографическими границами Беларуси. «Справа 12-мільённага Беларускага народу, зусім ясна выявіўшага свае жаданне незалежнасці, не можа быць аддана на развязку Маскоўскаму ўраду, не можа лічыцца ўнутранай справай Расіі», – говорилось в меморандуме. Правительство БНР обратилось к конференции «развязаць беларускае пытанне ва ўсёй яго шырыні і даць Беларускаму народу помач у яго дзяржаўным будаўніцтве ў этнаграфічных межах».

Однако попытки добиться признания БНР и решить на конференции «белорусский вопрос» завершились неудачей. Белорусская делегация, как и ряд других делегаций новопровозглашенных государств, не получила разрешения участвовать в работе руководящих органов конференции. Французские дипломаты в беседе с А. Луцкевичем прямо заявили: «Калі б Вы мелі хаця б кавалак зямлі, дзе былі б гаспадарамі, пытанне аб прызнанні незалежнасці БНР было б вырашана станоўча, і Вы атрымалі б дапамогу». Еще до приезда белорусской делегации в Париж восточно-европейские земли были разделены Антантой на зоны влияния Англии и Франции. Беларусь вместе с Польшей отошла в зону влияния Франции.

А. Луцкевич в Париже встречался с представителями других делегаций, военно-политических и экономических кругов западных стран. Белорусская делегация прилагала значительные усилия, чтобы заинтересовать великие державы возможностями белорусской экономики и перспективами иностранных капиталовложений. Делегация настойчиво добивалась организации белорусской армии из бывших военнослужащих белорусов, оказавшихся во Франции и Африке. В июне 1919 г. А. Луцкевич заключил с представителями правительства Франции торговое соглашение, которое, однако, не вошло в силу.

Представители БНР участвовали в совместных акциях делегаций новых государственных образований, возникших на территории бывшей Российской империи. В июне 1919 г. делегации семи республик: БНР, УНР, Латвии, Эстонии, Грузии, Азербайджана и Северного Кавказа – обратились к конференции с просьбой незамедлительно признать их независимость, однако это обращение было проигнорировано руководителями конференции. Делегация БНР установила отношения с кругами, представлявшими бывшую Российскую империю. Бывший министр иностранных дел России Б. Сазонов официально заявил английской прессе об автономии Беларуси в составе России. Российская делегация выражала готовность поддержать самостоятельность Беларуси, выступала против ее раздела между Польшей и Советской Россией. Естественно, что все эти заявления не были бескорыстными: представители «белого» движения искали возможность использовать белорусов в вооруженном выступлении против Советской России. Российские монархические круги твердо стояли на почве сохранения «единой и неделимой России».

Белорусская проблематика рассматривалась на конференции в контексте «русского» и «польского» вопросов. Делегация БНР подготовила протест против антибелорусской политики поляков и послала его в Палату депутатов, сенат Франции, всем делегациям-участникам мирной конференции, английскому премьер-министру Д. Ллойд-Джорджу. Однако, стремясь использовать Польшу в борьбе против РСФСР, конференция оставила нерешенным вопрос о восточной границе Польши. В декабре 1919 г. Верховный Совет Антанты утвердил временную линию восточной границы Польши (так называемая «линия Камбона», которая с июля 1920 г. стала называться «линией Керзона»). В основу этой пограничной линии был положен этнографический принцип.

На мирной конференции делегация БНР столкнулась с противодействием литовской делегации, которая отказалась от совместных действий, выступила против обсуждения «белорусского вопроса», особенно вопроса о Виленщине и Гродненщине. Стремясь дискредитировать делегацию БНР, литовцы распространяли информацию о том, что правительство БНР «висит в воздухе» и «проживает в курьерских поездах всей Европы». В отчете правительства перед Радой БНР (декабрь 1919 г.) глава правительства А. Луцкевич указывал, что в лице литовской делегации на Парижской мирной конференции белорусы «знайшлi большых ворагаў, чым нават у расiйскай дэлегацыi».

Иначе складывались отношения с Латвией. Делегация Латвии на Парижской мирной конференции в специальном меморандуме (апрель 1919 г.) поддержала БНР и ее стремление к независимости. Между правительствами БНР и Латвии в августе 1919 г. в Париже было подписано соглашение о границе, в соответствии с которым граница должна быть определена двусторонней комиссией на основе этнографического фактора. Министр иностранных дел Латвии обещал правительству БНР военную помощь в борьбе с большевиками. Латвия, Эстония и Финляндия заявляли о своей заинтересованности в том, чтобы БНР вошла в Союз Балтийских государств. Однако после подписания мирного договора РСФСР и Латвией от 11 августа 1920 г. Латвия разорвала дипломатические отношения с БНР и предложила правительству В. Ластовского покинуть территорию Латвии. Президиум Рады и правительство БНР переехали в столицу Литвы Ковно (Каунас).

Отношения с Польшей и Литвой. Самоликвидация правительства БНР. Польская политика на востоке базировалась на двух основных принципах: обеспечить польскому государству защиту от Советской России путем перенесения своих границ как можно дальше на восток; сохранить в сфере польского влияния все земли бывшей Речи Посполитой. С провозглашением 11 ноября 1918 г. Польского независимого государства ее правительство активизировало свою политику на востоке, претендуя как минимум на Виленскую и Гродненскую губернии. В декабре 1918 г. и январе 1919 г. премьер-министр и министр иностранных дел БНР А. Луцкевич направил министру иностранных дел Польши ноты протеста. Правительство БНР энергично выступало против проведения выборов в польский Сейм на этнических белорусских землях, присоединения к Польше Белостокских земель, всеобщей мобилизации в польскую армию белорусов. Польское правительство оставило эти ноты протеста без ответа.

Во второй половине 1919 г. дипломатия БНР активизировала отношения с Польшей, поддержав ее планы создания польско-белорусской федерации. В августе 1919 г. в Париже состоялась встреча между А. Луцкевичем и премьер-министром Польши И. Падеревским. По приглашению И. Падеревского глава правительства БНР в сентябре 1919 г. прибыл в Варшаву, где ему был оказан далеко не дипломатический прием. Только после 51 дня мучительного ожидания А. Луцкевич был принят «начальником» польского государства Ю. Пилсудским. В октябре и ноябре 1919 г. между ними состоялись две встречи, в результате которых Ю. Пилсудский дал согласие на созыв Рады БНР при условии, что она прекратит свою деятельность после проведения на белорусских землях плебисцита о присоединении Беларуси к Польше. Несмотря на жесткий тон заявлений польского руководителя, А. Луцкевич и его сторонники были вынуждены мириться с этими требованиями, поскольку поляки являлись реальными хозяевами в Беларуси. Выбирая из двух зол, А. Луцкевич считал, что федерация с Польшей лучше, чем черная реакция в виде единой и неделимой России, которая может наступить в случае поражения большевиков.

Сессия Рады БНР состоялась в Минске в декабре 1919 г. и завершилась расколом Рады и правительства. Одно правительство продолжал возглавлять А. Луцкевич, во главе другого стал В. Ластовский. Раскол в руководстве БНР стимулировал поиски сильных внешнеполитических союзников. После отказа стран Антанты на Парижской мирной конференции признать независимость БНР А. Луцкевич и его окружение ориентировались на союз с Польшей, за которой стояла Франция. В. Ластовский ориентировался на Литву, которую поддерживала Германия. Неудачная попытка найти взаимопонимание с руководством БНР вызвала раздражение Ю. Пилсудского. Он заявил, что намерен пойти на серьезные уступки в деле культурного развития белорусов, однако политических уступок в пользу «белорусской фикции» делать не желает.

Дипломатические усилия БНР в 1920 г. были сконцентрированы на борьбе против раздела Беларуси, который планировался Москвой и Варшавой. Весной 1920 г. деятели БНР поставили вопрос об их допуске на мирные переговоры, однако их обращения были проигнорированы как советской, так и польской стороной. Разочарование в возможности оказать влияние на ход мирных переговоров между РСФСР и Польшей вынудило правительство В. Ластовского активизировать сотрудничество с Литвой.

11 ноября 1920 г. правительство БНР заключило в Ковне договор с Литвой. Литовское правительство официально признало правительство БНР во главе с В. Ластовским и обязывалось оказывать ему финансовую и дипломатическую поддержку. Правительство БНР обязывалось поддерживать литовское правительство в его борьбе за освобождение виленских земель от польской оккупации. Сразу же после подписания договора Учредительный сейм Литвы принял декларацию, в которой обязался предоставить Восточной Литве (Гродненщине и Виленщине) территориальную автономию с центром в Вильно. Литовское правительство также заверило В. Ластовского, что эти земли будут находиться в составе литовского государства «только на основе федерации». Однако на самом деле литовцы, используя правительство БНР в своих интересах, вели дело к инкорпорации Виленского края в состав Литвы.

В 1920 г. органы БНР были вынуждены окончательно перенести свою деятельность за пределы Беларуси. Руководство БНР и белорусские политические партии боролись против заключения Рижского мирного договора, добивались его пересмотра и протестовали против раздела Беларуси. Правительство В. Ластовского направило 26 меморандумов и деклараций в адрес Лиги Наций, Парижской мирной конференции, держав Антанты и других государств с призывом не допустить несправедливости в отношении Беларуси и не признавать Рижский мир. Однако голос представителей БНР не был услышан. Несмотря на встречи руководителей правительства БНР с представителями Лиги Наций и их интерес, проявленный к решению виленского вопроса, Лига Наций не считала белорусский вопрос международной проблемой.

Одной из последних попыток правительства БНР добиться международного признания было участие ее делегации во главе с председателем правительства В. Ластовским и министром иностранных дел А. Цвикевичем в Генуэзской конференции по экономическим и финансовым вопросам, которая состоялась в апреле–мае 1922 г. Перед делегацией были поставлены задачи добиваться пересмотра Рижского мирного договора, включения в повестку дня конференции вопроса о независимости Беларуси, а также требования о компенсации потерь, понесенных Беларусью в Первой мировой войне. Однако делегации РСФСР и Польши не допустили рассмотрения на конференции белорусского вопроса. Это вынудило делегацию БНР пойти на крайний шаг. В. Ластовский и А. Цвикевич направили заявление в адрес конференции, в котором говорилось об их согласии на присоединение Вильно и Виленского края к Литве. Этот шаг вызвал резкое недовольство белорусской политической эмиграции и привел к отставке правительства В. Ластовского. В 1923 г. правительство БНР возглавил А. Цвикевич.

В марте 1923 г. конференция послов в Париже признала восточные границы Польши, установленные в соответствии с Рижским мирным договором 1921 г., в том числе и включение Вильно и Виленского края в состав Польши. Литовское правительство, которое больше не нуждалось в поддержке правительства БНР по виленскому вопросу, взяло курс на его вытеснение с территории Литвы. Осенью 1923 г. руководящие органы БНР переехали из Ковно в Прагу.

На 2-й Всебелорусской конференции (октябрь 1925 г., Берлин) А. Цвикевич и его сторонники приняли решение прекратить деятельность правительства БНР и признать столицу БССР город Минск «единственным центром белорусского возрождения». Решение о ликвидации правительства БНР было принято в результате сговора А. Цвикевича с представителями ЦК КП(б)Б, которые стремились таким образом деморализовать белорусскую политическую эмиграцию и расколоть руководство БНР. Действия группы А. Цвикевича были объявлены руководителями Рады БНР П. Кречевским и В. Захаркой неправомочными, авантюристическими и предательскими. В конце 1920-х гг. после возвращения в БССР большинства участников белорусского движения Рада БНР прекратила свою деятельность в качестве коллегиального органа (от ее имени выступали председатель и его заместитель, одновременно считавшийся главой правительства БНР).

Историческое значение БНР. Образование Белорусской Народной Республики является первой исторической попыткой создания белорусской государственности в ХХ в. БНР возникла в трудных внешнеполитических условиях, когда территория Беларуси была оккупирована немецкими войсками, все соседние государства претендовали на белорусские земли, а наиболее сильные из них – Советская Россия и Польша – не желали создания самостоятельного белорусского государства. В силу слабости белорусского национального движения и отсутствия международной поддержки БНР не смогла оформиться как независимое государство. Спустя менее чем два года после провозглашения БНР ее руководящие органы были вынуждены эмигрировать. Республика не смогла достичь широкого международного признания, а ее правительству не удалось уберечь территорию Беларуси от неоднократных оккупаций и разделов.

Вместе с тем провозглашение БНР и ее внутренняя и внешняя политика имели важное историческое значение. С провозглашением независимости БНР 25 марта 1918 г. белорусская национальная идея воплотилась в легитимный акт создания нового независимого государства. Конституирование БНР произошло на всех белорусских этнических землях в форме демократической парламентской республики. Факт провозглашения независимости Беларуси, последующая политическая деятельность БНР доказали, что белорусский народ имеет такие же права на свою государственность, как и другие народы Восточной Европы, обретшие свободу в результате краха Российской и Австро-Венгерской империй.

Внешняя политика и дипломатия БНР были направлены на международное признание, укрепление независимости и территориальной целостности Беларуси. Дипломатия БНР имела свои достижения и недостатки. К первым следует отнести институционализацию международных контактов белорусского государства, осуществление двусторонней и многосторонней дипломатии, внешней культурной политики и пропаганды. Благодаря дипломатии БНР «белорусский вопрос» был выведен на международную арену, а независимость Беларуси признана рядом европейских государств. К недостаткам дипломатической деятельности БНР следует отнести некоторые субъективные обстоятельства. Членам правительства и Рады не хватало опыта, знаний, навыков управленческой и дипломатической работы. Ощущалась острая нехватка квалифицированных дипломатических кадров. Еще более острой была проблема финансового обеспечения внешнеполитических дел. В руководстве БНР не было единства по основополагающим вопросам государственного строительства и внешнеполитической ориентации.

Провозгласив независимость, проявив политическую волю к ее сохранению и укреплению, «отцы-основатели» БНР продемонстрировали столь сильное стремление белорусов к созданию национальной государственности, что их оппоненты в лице большевиков уже не могли его игнорировать. Создание ССРБ было ответом на историческую инициативу лидеров белорусского национального движения.

Внешнеполитические факторы образования БССР. Внешнеполитические соображения имели решающее значение в планах ленинского правительства Советской России по созданию Белорусского советского государства. В конце 1918 г. в руководстве РСФСР возобладала идея о необходимости создания на западных границах советского государства цепи буферных советских республик, чтобы лишить капиталистические страны прямого контакта с большевистской Россией. Провозглашение Белорусской Советской Социалистической Республики 1 января 1919 г. имело своей целью «замкнуть цепь советски-самоопределившихся образований» вокруг Советской России. Такой аргумент был сформулирован I съездом КП(б)Б (Коммунистической партии большевиков Беларуси) в связи с решением о преобразовании Западной коммуны в самостоятельную БССР. Политика Советской России в белорусском вопросе являлась самым важным внешнеполитическим фактором, который определял процессы государственного строительства на территории Беларуси.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.