КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема IX. Беларусь в международных отношениях 1 страница
в 1918−1945 гг.
Характерной особенностью системы международных отношений в Европе периода 1918 –1945 гг. было появление в числе ее участников ряда новых независимых государств, возникших в результате распада Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Особенно активно рождение новых государственных образований происходило на территории бывшей Российской империи. В борьбе за независимость участвовали и белорусы. В 1916 г. на первых конференциях представителей народов Российской империи, состоявшихся в Швеции и Швейцарии, белорусские делегаты поставили на повестку дня «белорусский вопрос» как требование национальной самостоятельности для белорусов и борьбы с их ассимиляцией. В 1918–1919 гг. «белорусский вопрос» стал одной из проблем региональной восточно-европейской политики и был «легитимизирован» фактом провозглашения двух белорусских государств – БНР и БССР. В период послевоенного переустройства Европы Беларусь находилась в эпицентре революционных изменений, военных действий, перекройки границ, оккупаций и разделов. Несмотря на то, что ни БНР, ни БССР не могли активно влиять на процессы, которые происходили на территории Беларуси и вокруг нее, они уже не были пассивными созерцателями и объектами политики других государств. Значительный вклад, прежде всего морально-политический, в борьбу за независимость и территориальную целостность Беларуси внесла дипломатия БНР. Однако в целом первая попытка выхода Беларуси на международную арену, которая охватывает 1918 –1923 гг., оказалась не весьма удачной. Ни БНР, ни БССР не утвердились в европейском сообществе независимых государств. С наступлением периода стабилизации международных отношений белорусская проблематика временно исчезла с повестки дня международной политики региона Восточной Европы. Интерес к Беларуси, изменению территориально-политического статус-кво БССР и Западной Беларуси, входившей в состав Польши, вновь пробудился у главных политических игроков этого региона в преддверии и в годы Второй мировой войны. Беларусь вновь стала объектом раздела на сферы влияния, перекройки территорий, военных действий и оккупации. На заключительном этапе войны произошел второй выход белорусского государства (Белорусской ССР) на международную арену. Это нашло выражение в факте включения БССР в число государств − первоначальных членов ООН – и внешнеполитической деятельности республики. Однако и вторая попытка выхода Беларуси на международную арену не завершилась ее утверждением в качестве независимого и суверенного государства. В составе унитарного СССР союзные республики, даже члены ООН, не могли проводить самостоятельной внешней политики. Освобождение от нацистской оккупации и вступление в ООН не принесли независимости, хотя и создали для этого задел на будущее, который удалось реализовать в 1991 г. Дипломатия Белорусской Народной Республики (БНР). Провозглашение БНР. В результате свержения династии Романовых, Февральской и Октябрьской революций 1917 г. на просторах многонациональной Российской империи активизировалось национально-освободительное движение. В этом контексте ускорилась эволюция белорусского движения от общей идеи свободной Беларуси к ее конкретизации в направлении независимого государственного самоопределения. В декабре 1917 г. в Минске состоялся I Всебелорусский съезд, делегаты которого представляли все слои белорусского общества, разные политические силы и организации. Однако большевистские власти не позволили съезду завершить свою работу. Несмотря на то, что делегаты съезда поддержали идею автономии Беларуси в составе Российской демократической республики, большевики разогнали съезд, как только он принял резолюцию о создании белорусского органа советской власти вместо претендующих на нее чужих комиссаров. После разгона съезда его делегаты организовали Раду (Совет) Всебелорусского съезда и избрали ее исполком. Незаконное насилие, учиненное большевиками над делегатами съезда, привело к тому, что Рада поставила своей задачей подготовку вооруженной борьбы за идеалы белорусской государственности. Разгон Всебелорусского съезда совпал с началом мирных переговоров в Брест-Литовске между государствами Четвертного союза и Советской Россией. Исполком Всебелорусского съезда направил в Брест-Литовск делегацию в составе А. Цвикевича, С. Рак-Михайловского и И. Середы для защиты прав и интересов Беларуси при подписании мирного договора. Членов этой делегации можно считать первыми дипломатическими представителями Белорусской Народной Республики. 19 января 1918 г. исполком Всебелорусского съезда опубликовал «Декларацию Белорусской мирной делегации», которая была направлена в Брест-Литовск. В этом документе излагались основные принципы и направления внешнеполитической деятельности будущей БНР. Некоторые его пункты, касающиеся международной дипломатии и экономической политики, были практически идентичны американской внешнеполитической доктрине, изложенной 8 января 1918 г. в «Четырнадцати пунктах» президента В. Вильсона. В первом пункте декларации говорилось, что вся Беларусь в своих этнографических границах является единой и неделимой и входит как равноправная автономная часть в Российскую Федеративную Демократическую Республику. Национальным меньшинствам, проживающим на территории Беларуси, гарантировалась национально-персональная автономия. В целях сохранения целостности Беларуси предполагалось скорейшее воссоединение ее оккупированных частей и их освобождение от оккупационных войск. Для оказания помощи Беларуси в восстановлении ее экономики воюющим государствам предлагалось создать международный фонд, за счет которого на родину должны были быть возвращены беженцы и возмещены убытки населению. После репатриации беженцев намечалось провести свободное голосование взрослого населения Беларуси по вопросу государственной принадлежности. В основу всеобщего демократического мира декларация предлагала положить мир без аннексий и контрибуций и принцип самоопределения народов. Вопрос о судьбе оккупированных территорий различных государств должен был решаться путем свободного голосования населения, после возвращения беженцев и вывода оккупационных войск. Во всеобщей мирной конференции должны были участвовать представители всех нейтральных государств и народов, не имеющих государственной независимости, но желающих осуществить свое право на самоопределение. Народ, считавший свои интересы нарушенными, имел право требовать пересмотра мирного договора. После подписания мирного договора в воевавших государствах постепенно проводилось всеобщее разоружение и переход к системе милиции. Аннулировались все тайные договора, заключенные в годы мировой войны, и упразднялась тайная дипломатия. Декларация предусматривала учреждение международной организации по охране мира − Лиги народов, введение обязательного международного арбитража, упразднение национальных и религиозных ограничений во всех странах, свободу иммиграции и эмиграции, персональную автономию для национальных меньшинств. Особый раздел декларации посвящался международным отношениям в экономической сфере. Экономические договоры, заключенные между двумя или несколькими государствами, не должны были допускать экономической блокады какого-либо государства. Они призваны были обеспечивать свободу торговли, отмену таможенных пошлин, право наибольшего благоприятствования в экономических отношениях для заключивших их государств. Полномочия белорусских представителей не были признаны делегациями, которые вели переговоры в Брест-Литовске. Однако белорусские представители получили статус советников делегации Украинской Народной Республики, которая была официально допущена на переговоры. Белорусская делегация встретилась с членами германской делегации и передала им меморандум, в котором говорилось о создании целостного белорусского государства в его этнографических и исторических границах. В документе выражался протест против условий мирного договора, по которым часть белорусских территорий отходила к Германии, а также против того, что договор не предусматривал выплату компенсации белорусскому населению за ущерб, причиненный в ходе войны. 21 февраля 1918 г. в связи с эвакуацией из Минска в Смоленск Облисполкомзапа Исполком Рады Всебелорусского съезда издал «Першую Устаўную грамату да народаў Беларусi». В ней объявлялось о создании временного правительства Беларуси – Народного Секретариата. Главой правительства стал один из лидеров Белорусской социалистической громады И. Я. Воронко. Он же возглавил и первое правительство БНР, созданное после принятия Третьей Уставной грамоты, заняв в нем также пост министра (народного секретаря) иностранных дел. 9 марта 1918 г. Исполком Рады Всебелорусского съезда принял Вторую Уставную грамоту, которая провозглашала Белорусскую Народную Республику в границах расселения и численного перевеса белорусского населения. 19 марта 1918 г. Исполком Рады Всебелорусского съезда был переименован в Раду БНР. Ход мирных переговоров в Брест-Литовске и результаты переговоров радикализировали позицию сторонников независимости. 25 марта 1918 г. Рада БНР приняла Третью Уставную грамоту, которая провозгласила независимость нового государства − Белорусской Народной Республики. В тексте этого документа говорилось: «Год назад народы Беларусі разам з народамі Расіі скінулі ярмо Расійскага царызму, які найцяжэй прыціснуў быў Беларусь; не пытаючыся народу, ён кінуў наш край у пажар вайны, якая чыста зруйнавала гарады і вёскі беларускія. Цяпер мы, Рада Беларускай Народнай Рэспублікі, ськідаем з роднага краю апошняе ярмо дзяржаўнай залежнасьці, якое гвалтам накінулі расейскія цары на наш вольны і незалежны край. Ад гэтага часу Беларуская Народная Рэспубліка абвяшчаецаа незалежнай і вольнай дзяржавай...» Грамота заявляла о том, что старые государственные связи теряют свою силу, так как именно они позволили чужому правительству (имелось в виду правительство РСФСР) заключить в Бресте грабительский для Беларуси мир, разделивший ее на части. Поэтому правительство БНР будет стремиться установить отношения с заинтересованными государствами с целью пересмотра той части Брестского мирного договора, которая касается Беларуси, и подписать мирный договор со всеми воевавшими государствами. Заявлялось также о том, что народы Беларуси путем созыва Учредительного сейма сами решат вопрос о будущей государственности. В Третьей Уставной грамоте Рады БНР говорилось, что территория БНР должна охватить все земли, на которых преобладало белорусское население: Могилевщину, белорусские части Минщины, Гродненщины (включая Гродно, Белосток и др.), Виленщину, Витебщину, Смоленщину, Черниговщину и пограничные части соседних губерний, заселенные белорусами. 3 марта 1918 г. в Бресте между Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с одной стороны, и Советской Россией – с другой, был подписан мирный договор на условиях, продиктованных Германией. Территория Беларуси была разделена по линии Двинск – Свентяны – Лида – Пружаны – Брест. Западная часть Беларуси – Гродненская губерния и часть Виленской губернии с Вильней – включалась в состав Германии. Данная территория получила название Восточной Пруссии, а населявшие ее жители становилось подданными Германии. Территория на запад от линии Рига – Двинск – Свентяны – Лида – Пружаны отходила к Литве. Центральная часть – Минская губерния, часть Витебской и Могилевской губерний – объявлялась временно оккупированной территорией. Восточные районы Беларуси оставались в составе РСФСР, а десять уездов Гродненщины, Могилевщины, Минщины и Черниговщины отходили к Украинской Народной Республике в соответствии с мирным договором между УНР и государствами Четвертного союза. Внешнеполитические цели и задачи БНР. Во внешнеполитической деятельности главными задачами правительства БНР были: признание независимости Беларуси зарубежными государствами, установление дипломатических отношений с соседними государствами и решение вопроса о границах. Помимо этого дипломатия БНР занималась возвращением на родину беженцев из России, Украины, Северного Кавказа и других государств и регионов, получением денежных займов у правительств УНР, Юго-Восточного союза и других государств, установлением торгово-экономических отношений с соседними государствами. В 1918 г. внешнеполитическими приоритетами БНР были отношения с Германией, Советской Россией, Украиной и Литвой. В радиотелеграмме, отправленной 18 апреля 1918 г., глава делегации БНР по внешним переговорам А. Цвикевич сообщал правительствам всех европейских государств, в том числе Советской России, о провозглашении независимости БНР, основных принципах ее государственного строительства, территории и государственных границах. В телеграмме говорилось, что БНР не может признать Брестский мир, поскольку он нарушает территориальную целостность Беларуси, и выражалось стремление вступить в переговоры о дружественных отношениях и государственных границах с соседними и другими европейскими государствами. Одной из первоочередных задач правительства БНР было определение границ провозглашенного государства и их последующее международно-правовое признание путем заключения с соседними странами договоров о государственных границах. Этой важной работой занимались созданные вскоре после провозглашения независимости БНР Стратегическая комиссия при Раде БНР и Комиссия по международным делам при Народном Секретариате. В декларации Народного Секретариата БНР от 21 мая 1918 г. отмечалось, что границы Беларуси следует проводить по национальному принципу, учитывая также исторические, географические и экономические моменты. В частности, в этом документе говорилось: «Опираясь на эти условия, мы должны добиться границы нашей с Литвой по Виленщине и Гродненщине, с Украиной по Гомельщине, Минщине, Полесью и Черниговщине». Решать сложные вопросы, связанные с установлением государственных границ со своими соседями, правительство БНР собиралось путем взаимного согласия, для чего предлагало провести соответствующие переговоры с Литвой и Украиной. Что касалось границы с Польшей, то БНР считала, что этой границей должна была стать старая граница Польского королевства с Гродненской губернией. По мнению правительства БНР, поскольку поляки этот факт признали, то между Беларусью и Польшей в этом вопросе никакого спора быть не может. Вопрос о границах являлся для Рады и правительства БНР одним из самых сложных. Все соседние государства имели территориальные претензии к БНР и стремились расширить свои пространственные пределы за счет присоединения белорусских земель. При том, если Германия, Литва, Латвия и Украина претендовали на определенные части территории Беларуси, которые они считали своими, то Советская Россия и Польша рассчитывали при благоприятных обстоятельствах полностью завладеть территорией провозглашенного государства и таким образом решить для себя «белорусский вопрос». В числе первых с территориальными претензиями на белорусские земли выступили польские политические круги, которые стремились расширить границы будущего польского государства на восток от линии, установленной Брестским мирным договором. В марте 1918 г. в Берлине на неофициальной встрече представителей польских правительственных кругов и депутатов рейхстага обсуждался вопрос о передаче Польше Минской, Гродненской и Белостокской губерний в качестве компенсации за отказ от претензий на познанские земли. Виленская Белорусская Рада выразила решительный протест из-за возможного раздела белорусских земель и самой идеи компенсации Польше белорусскими территориями. Она заявила, что Гродненская, большая часть Виленской губерний и Августовский уезд Сувалковской губернии населены в основном белорусами. В марте и августе 1918 г. главы Рады и правительства БНР дважды направляли немецкому канцлеру Г. Гертлингу телеграммы, в которых выражали протест по поводу планируемого отторжения части территории Беларуси с целью увеличения территории польского государства и высказывали надежду, что Германия не допустит попрания национальных прав Беларуси. Вскоре после провозглашения независимости в руководстве БНР обнаружились тенденции к «федерализации». Белорусская дипломатическая миссия в Киеве признала невозможным в ближайшем будущем существование Беларуси в изолированной самостоятельной форме и высказалась за необходимость федерации с одним из соседних государств. Невозможность самостоятельного существования Беларуси мотивировалась экономической зависимостью от более сильных соседей и отсутствием у Беларуси выхода к морю. Члены дипломатической миссии на Украине считали, что у белорусского государства есть две возможности выхода из сложившейся ситуации – федерация с Украиной или федерация с Литвой, опиравшейся на Германию и связанной с ней государственными конвенциями. Сторонники федерации с Литвой апеллировали к слабости Литвы в культурном и экономическом отношениях, что исключало возможность порабощения Беларуси Литвой, и к возможности сохранения за Беларусью западных и северо-западных областей, переданных Литве по Брестскому миру. Сторонники федерации с Украиной обосновывали свой выбор возможностью получения от южной соседки необходимых товаров и продовольствия, родством вступавших в федерацию народов и получением выхода к Черному морю. Однако, учитывая всю важность вопроса о вступлении в федерацию с иностранными государствами и сильный разброс в позициях разных политических сил, Рада и правительство БНР решили отложить решение этого вопроса до созыва Учредительного Сейма. Борьба правительства БНР за независимость и неделимость Беларуси в ее исторических и этнографических границах уже в 1918 г. принесла результаты. Соседние государства, претендующие на белорусские земли, были поставлены перед тем фактом, что на этнической белорусской территории провозглашено государство, имеющее наибольшие исторические, правовые и иные основания считать эти земли своими, т. е. белорусскими. Провозглашение БНР и ее внешнеполитическую деятельность не могли проигнорировать большевики, которые вынуждены были в ответ на это провозгласить белорусскую государственность на советской основе. Следует отметить, что границы ССРБ, установленные Северо-Западной областной конференцией РСДРП в декабре 1918 г., практически совпадали с этническими границами Беларуси, обозначенными в Третьей Уставной грамоте Рады БНР. Отношения с УНР. В течение 1918 г. правительство БНР вело переговоры с правительством УНР по вопросу установления государственной границы между Украиной и Беларусью. С этой целью была создана совместная белорусско-украинская комиссия. В связи с российско-украинскими мирными переговорами Стратегической комиссией и Комиссией международных дел БНР были разработаны предложения о белорусско-украинской и белорусско-российской границе, которые должны были проходить по территории Черниговской, Калужской, Смоленской, Тверской и Псковской губерний. Подробное описание границ БНР было направлено правительствам Германии, Украины, РСФСР и Латвии. Делегация БНР в Киеве 28 апреля 1918 г. представила украинской стороне проект Прелиминарного договора между УНР и БНР по вопросу о государственных границах. В преамбуле обращалось внимание на невозможность быстрого решения этого вопроса ввиду предстоящих переговоров с РСФСР и желательность согласованного выступления Беларуси и Украины на мирных переговорах с правительством Советской России. Проект договора предусматривал установление границы между УНР и БНР по обоюдному соглашению и без участия третьей стороны. Белорусское правительство обязалось изыскать пути к удовлетворению насущных потребностей Украины в определении ее границ. В свою очередь, правительство УНР обязалось оказать дружественную поддержку правительству БНР в его переговорах с «Великороссией о признании независимости БНР и в вопросе о проведении белорусско-великорусской границы». В соответствии с подготовленным в августе 1918 г. проектом мирного договора между РСФСР и УНР к Украине отходили Пинский, Мозырский, Речицкий уезды Минской губернии, Гомельский уезд Могилевской губернии с рекой Припять и железнодорожной линией Пинск – Гомель, Мглинский, Суражский, Стародубский, Новозыбковский и часть Городянского уезда Черниговской губернии. Проект российско-украинского договора вызвал резкий протест со стороны белорусской миссии в Киеве. Следует отметить, что территориальные устремления Украины в отношении Беларуси поддерживались правительством Германии, имевшей планы присоединить Белосточчину к Германии, а Гродненщину и Виленщину отдать Литве. Министру иностранных дел УНР была направлена официальная нота дипломатической миссии БНР в Киеве, в которой выражалась уверенность, что Украина как дружественное Беларуси государство не допустит решения вопроса о границе без непосредственного участия белорусской делегации. Правительство БНР выступало за установление государственных границ между БНР, УНР и Советской Россией по этнографическому принципу. Дипломатическая миссия БНР в Киеве протестовала также против «украинизации» южных белорусских поветов. В ходе переговоров с УНР белорусское правительство стремилось добиться признания БНР и установить с Украиной торгово-экономические отношения. Вопрос о границах решено было отложить до лучших времен. В вопросе признании правительство БНР достигло успеха. Украинская Народная Республика была первым государством, которое признало БНР 24 апреля 1918 г. Между БНР и УНР были установлены дипломатические отношения, состоялся обмен дипломатическими представительствами. В апреле 1918 г. на Украину была направлена чрезвычайная делегация правительства БНР под руководством А. Цвикевича, которая образовала в Киеве белорусскую миссию. В компетенцию дипломатических представителей БНР входило решение вопроса о предоставлении займа для Беларуси и возобновления товарного обмена между двумя странами. Правительство УНР предоставило правительству БНР денежный займ, который, однако, удалось получить только частично, поскольку после захвата Украины Советской Россией средства УНР в германских банках были арестованы. В апреле 1918 г. в Киеве была также открыта Белорусская торговая палата, которая действовала до апреля 1919 г. В июле 1918 г. ее глава М. Довнар-Запольский подписал с представителями УНР торговое соглашение. В августе 1919 г. был разработан проект секретного договора между БНР и УНР, который предусматривал создание белорусско-украинской федерации. Предусматривалось проведение согласованной внешней политики в установлении контактов между дипломатическими представительствами БНР и УНР, создание военного союза для обороны территории двух стран, в первую очередь для их освобождения от «большевистской оккупации», установление границы по этнографическому принципу с экономическими поправками, принятие торговой конвенции. Ставка на Германию. Руководители БНР искали поддержки и у Германии, которая признала независимость УНР и заключила с ней мирный договор, поддерживала антибольшевистские правительства на Кавказе и Литовскую Тарибу. Германская политика в отношении национальных регионов бывшей Российской империи порождала надежды у лидеров БНР на то, что и в отношении Беларуси она будет такой же. Весной 1918 г. деятели БНР стали предпринимать попытки нормализации отношений с Германией с тем, чтобы добиться ее поддержки в строительстве независимого белорусского государства. Работа велась по двум направлениям: развитие отношений с правительственными учреждениями в Берлине и с германскими военными кругами на Восточном фронте. 10 марта 1918 г., на следующий день после принятия Второй Уставной грамоты, правительство БНР известило правительство Германии о провозглашении БНР. 5 апреля 1918 г. правительство БНР обратилось к германскому канцлеру с просьбой об официальном признании независимости Беларуси. Однако Германия отказалась признать независимость провозглашенного белорусского государства. В ответ на Вторую и Третью Уставные грамоты рейхсканцлер уведомил Народный Секретариат, что Берлин рассматривает Беларусь как часть Советской России и по условиям Брестского мира не может без согласия правительства РСФСР признать новые государства, возникшие на территории бывшей Российской империи. Не получив ожидаемой поддержки со стороны правительства Германии, руководители БНР решили обратиться непосредственно к кайзеру Вильгельму ІІ. Возможно, к этому их подтолкнул его рескрипт от 23 марта 1918 г. о признании независимости Литовской Республики. 25 апреля 1918 г. на закрытом заседании Рады после горячей дискуссии большинством голосов был принят текст телеграммы германскому императору. В тот же день она была отправлена в Берлин. Рада БНР выражала благодарность за «вызваленне Беларусі нямецкімі войскамі з цяжкага ўціску, чужога пануючага здзеку і анархіі» и просила кайзера закрепить усилия Рады БНР «дзеля ўмацавання дзяржаўнае незалежнасці і непадзельнасці краю ў сувязі з Германскай Імперыяй». Однако этот вынужденный шаг не достиг ожидаемого результата. Ответа из Берлина не последовало. Зато верноподданическая телеграмма привела к отставке первого Народного Секретариата и расколу Рады. В тот же день, 25 апреля 1918 г., делегация БНР в Киеве вручила послу Германии при правительстве УНР мемориал по «белорусскому вопросу». В документе предлагалось признать независимость БНР и содействовать сохранению территориальной целостности белорусского государства, выражалась готовность на установление конструктивных отношений с немецкими оккупационными властями. Правительство БНР пыталось убедить Германию в том, что той не выгодна ни сильная Украина, ни сильная Польша, и одновременно заинтересовать Берлин Беларусью как буфером между Польшей и Россией. Оно настаивало на том, что этнографическая Беларусь, которая исконно тяготела к Западу, не даст возможности стать сильными государствами ни Польше, ни России. Белорусские дипломаты стремились убедить посла Германии в необходимости признания БНР, облегчить условия оккупации и нормализовать отношение оккупационных военных властей к правительству и Раде БНР, а также заинтересовать Германию белорусским рынком. В отличие от политиков в Берлине представители германского военного командования на Восточном фронте проявляли больший интерес к «белорусскому вопросу». Передислоцировавшийся в мае в Минск штаб германской 10-й армии расширил права Рады и Народного Секретариата. Командующий 10-й армией генерал Э. фон Фалькенган предоставил Раде право иметь при немецких комендантах своих советников, право свободного передвижения и участия в решении всех хозяйственных, культурно-просветительских и профессиональных вопросов вместе с оккупационными властями. Немцы передали в компетенцию органов БНР торговлю, промышленность, социальное обеспечение, разрешили их деятельность в сфере международной политики. Немецкая военная администрация полагала, что эта «дзяржаўная праца» не выходит за рамки норм, закрепленных в конвенциях и правилах войны. 27 августа 1918 г. между Советской Россией и Германией был подписан Добавочный договор, по которому германская армия освобождала белорусскую территорию восточнее реки Березины. При этом Германия обязалась не вмешиваться в отношения между РСФСР и новыми республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи, и не поддерживать образование новых государств на этой территории. Рада БНР выразила протест против условий этого договора, но ее протест был проигнорирован немцами. В октябре 1918 г. Берлин посетила делегация БНР с целью добиться от нового германского правительства официального признания независимости Беларуси, предоставления правительству БНР функций государственного строительства и управления и военной помощи в организации самообороны. Однако новый глава правительства Германии М. Баденский отказался принять белорусскую делегацию. После Ноябрьской революции в Германии и завершения Первой мировой войны немецкие войска по требованию Антанты покинули территорию Литвы и Беларуси. Вместо них территорию Западной Беларуси заняли польские войска. Одновременное наступление со стороны Красной Армии и польских войск вынудил руководство БНР в декабре 1918 г. покинуть пределы Беларуси и перейти на положение правительства в изгнании. Одним из важнейших центров белорусской политической эмиграции стала Германия. В марте 1919 г. в Берлин прибыл А. Луцкевич, возглавивший правительство БНР в октябре 1918 г. В столице Германии была создана чрезвычайная дипломатическая миссия БНР, ставшая первым дипломатическим представительством республики за пределами бывшей Российской империи. Дипломатическая миссия БНР была зарегистрирована немецкими властями, ее сотрудники обеспечены продовольственными карточками. В Берлине была основана Белорусская служба печати и телеграфной информации (Белорусское пресс-бюро). В 1920 г. деятели БНР пытались заручиться поддержкой Германии, рассматривая ее как страну, способную составить противовес «империалистическим устремлениям» Польши и РСФСР. В июле 1920 г. правительство БНР направило в Берлин И. Воронко с полномочиями Чрезвычайного и Полномочного посла БНР в Германии. Ему было поручено добиваться признания правительством Германии независимости и суверенности Беларуси, просить ее поддержки в отношении вывода с территории Беларуси всех оккупационных войск, прозондировать возможности налаживания немецко-белорусского товарообмена и предоставления Германией денежной ссуды для БНР. Однако немецкое правительство отказалось признавать независимость Беларуси, поскольку ее территория была оккупирована поляками и большевиками, а правительство БНР никем не было признано. Берлин, связанный условиями Версальского мирного договора, также не мог признать БНР де-юре прежде, чем это сделали бы страны Антанты. Вместе с тем, как отмечал министр иностранных дел Германии В. Симонс в инструкции немецким дипломатическим представителям от 4 ноября 1920 г., Германия признавала БНР де-факто.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |