Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Местное самоуправление. Понятие и признаки




 

Местное самоуправление согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя. Согласно статье 2 Хартии принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции страны.

Несмотря на то, что Хартия была ратифицирована Российской Федерации только в 11 апреля 1998 года Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году признает и гарантирует местное самоуправление (ста­тьи 3, 12, 130-133), поскольку, определяя российское государство как демократическое, невозможно не установить такой неотъемлемый принцип построения демократического государства как наличие местного самоуправления. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, выражающиеся, прежде всего в народо­властии, разделении властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении.

В свою очередь, основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года в статье 2 констатирует, что местное самоуправ­ление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организа­ции и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление де­централизованной системы управления, закрепление иных (неже­ли в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции и органов местного самоуправления.

Особенность взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается Конституцией Российской Федерации и заключается в гарантированности организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. Так, в соответствии со статьей 12 Конституции Россий­ской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государст­венной системы управления, а государственные органы не могут принимать решений по вопросам, входящим в предметы ведения местного самоуправления.

Таким образом, Конституцией Российской Федерации предполагается выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением. Конституция Рос­сийской Федерации не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуп­равления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разгра­ничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

В соответствии со статьей 16 Конституции Российской Феде­рации положения статей 3 и 12 главы 1 Конституции Российской Федерации, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конститу­цией. Никакие другие нормы Конституции не могут противоре­чить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции Российской Федерации. Кроме того, положения Конституции Российской Федерации, содержащиеся в статьях 3 и 12, согласно статье 135 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации, их изменение возможно только посредством созыва Конституционного Собрания и разработке проекта новой Конституции Российской Федерации, что еще раз указывает на основополагающий характер местного самоуправления как одной из основ конституционного строя.

Статья 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении определяет местное самоуправление как право и реальную спо­собность органов местного самоуправления регулировать и уп­равлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения.

Таким образом, Европейская Хартия о местном самоуправле­нии, связывая местное самоуправление с правом органов местно­го самоуправления на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, указывает прежде всего на роль местных органов в реализации местного самоуправления. Но вместе с тем Европейская Хартия устанавливает, что это право осуществляется не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций местного самоуправления.

Статья 130 Конституции Российской Федерации закреп­ляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. При этом, право местного самоуправления осуществляется населением, как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.

Таким образом, можно говорить, что местное самоуправление как право граждан, это право населения на осуществление местного самоуправления, право на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, которое выражается в частности в следующих правах:

1) право на определение территории, на которой осуществляется местное самоуправление.

Это право население может реализовать путем образования самостоятельного муниципального образования, на территории которого будет осуществляться местное самоуправление. При этом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» отсутствие муниципаль­ной собственности на данной территории не может служить основанием для отказа в образовании нового муниципального образования. Конкретный порядок образования муниципальных образований, их объединения, преобразования или упразднения должен устанавливаться законом субъекта Российской Феде­рации.

2) право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Данное право закреплено статьей 32 Конституции Российской Федерации, согласно которой данное право распространяется на всех граждан Российской Федерации за исключением недееспособных граждан и граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы по вступившему в силу приговору суда, и развивается положениями других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, регулирующих избирательные правоотношения.

3) право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправ­ления.

4) право на осуществления местного самоуправления в различных формах, установленных законом.

Признаваемое Конституцией Российской федерации, а также Федеральным законом «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» право населения на осуществление местного самоуправления предполагает также и другие формы его реализации. К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относится, прежде всего, территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту их жительст­ва на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дво­ров) для самостоятельного и под свою ответственность осущест­вления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина Российской Федерации на осущест­вление местного самоуправления. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосред­ственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям.

Признавая право населения на осуществление местного само­управления, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права.

Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами собственности муниципальную собствен­ность — экономическую основу реализации права населения на местное самоуправление.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» федеральные органы государст­венной власти, органы государственной власти субъектов Россий­ской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и разви­тия местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.