КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель для формулы (10)
Пример контрмодели для формулы (9) Модель для формулы (9) I: U = {x| х родившихся до н.э.} (множество всех людей, родившихся до н.э.) |S1|I – быть философом |Р2|I – родиться раньше |a |I - Сократ |b|I - Платон В данной интерпретации структуре 9 соответствует предложение Есть человек, живший до н.э., который является философом и Сократ и Платон родились раньше его. В нашем U мы найдем такое значение х, при котором структура S(x) & (ØP(а,x) Ú ØP (b,x)) будет истинна. Например, если j(х)=Аристотель. Значит, утверждение о существовании - $x(S(x)&(ØP(а,x)ÚØP (b,x))) - в этой интерпретации верно. Для построения контрмодели достаточно хотя бы один из конъюнктов в скобках сделать ложным.
I: U = множество всех городов-миллионеров |S1|I – быть расположенным в Антарктиде |Р2|I – быть построенным раньше |a |I – Москва |b|I – Нью-Йорк В данной интерпретации для структуры 9 получаем предложение: Существует город-миллионер, расположенный в Антарктиде такой, что Москва была построена не раньше его или Нью-Йорк не раньше. (10) "x "y (R(x, y) º R(y, x)) I: U = множество всех людей (когда-либо живших) |R2|I – современник Контрмодель для формулы (10) I: U = N |R2|I – «<» [1] Граф набран Т.В.Сальниковой; задание, взятое из книги Р.Столл «Множества. Логика. Аксиоматические теории» М., 1968, помечено [Ст], а из учебника Н.Н.Непейводы «Прикладная логика» - [Н]. [2] Выражения с постоянным значением бессмысленно квантифицировать (ставить перед ними кванторные слова: все, любой, некоторый, существует, есть, какой-нибудь и т.д.). Ср., например, выражения для любой РФ верно, что … или есть такие Соединенные Штаты Америки, в которых … Очевидно, что употребление слов любой и есть в этих фразах бессмысленно. [3] Считайте, что это глубокомысленное предложение утверждает, что все орлы и мухи такие. Правильный вариант – из предложенных – предполагает это [4] В данном случае совершенно не важно какую переменную использовать, поэтому, например, следующие формулы также очевидно правильно воспроизводят структуру разбираемого предложения: ∃х1(P(x1)&Q(x1)), ∃y(P(y)&Q(y)), ∃z(P(z)&Q(z)) (все эти формулы логически эквивалентны). [5] Вместо одноместного предиката «знать английский» можно также рассмотреть двухместный предикат «знать какой-либо язык», идя по этому пути, мы подробнее выявим структуру предложения. [6] Если рассматривать двухместный предикат «знать какой-либо язык», тогда исходному предложению соответствует такая формула: ∃х(P(x)&Q(x,а))&∃х(P(x)&Q(x,а)), где константе «а», естественно, сопоставлено значение «английский язык». [7] По поводу «обычно»: является ли, например, словосочетание древние люди, которые были современниками мамонтов осмысленным? грамотным? [8] Разумеется, предикат иметь пломбы нельзя рассматривать как отрицание предиката беззубый, так же как носить парик не есть отрицание предиката быть лысым (к вопросу о символизации). [9] Кстати, справедливо для многих студентов, пытающихся что-то произносить на зачете по логике (вообще-то, не только по логике, и не только на зачетах, да и не только для студентов). [10] При интерпретации символов не вводится ограничение: разным символам сопоставляются в обязательном порядке разные выражения, так что символам а и с можно сопоставить один и тот же объект (точнее, выражение, задающее один и тот же объект)
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |