КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Подстили научного стиля
СРС СРСП 1. Прочитайте текст. Система образования в Республике Казахстан Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются: В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано: "Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам". Среднее общее образование гарантировано и является обязательным для всех граждан. Помимо этого, приоритетами среднего общего образования являются информатизация и обновление содержания образования. Перед системой среднего общего образования стоят следующие задачи: – охват обучением всех детей школьного возраста – реализация государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования; – повышение качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов; – обеспечение мер по охране здоровья учащихся и педагогов. Среднее общее образование приобретается поэтапно путем усвоения образовательных программ трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 или 12 классы). Указанные ступени могут функционировать вместе, в одном общеобразовательном учреждении, или раздельно, в начальной или основной общеобразовательной школе. В республике функционируют 8290 школ, где обучаются 3117,7 тыс. детей, в том числе 8191 общеобразовательная школа с 3097, 0 тыс. учащихся. Наряду с дневными школами действуют 31 вечерние общеобразовательные школы. Развивается сеть общеобразовательных учреждений нового типа (гимназии и лицеи), число которых составляет 320, в том числе гимназий – 178, лицеев – 142. С учетом этнических потребностей населения обучение в школах ведется на 7 языках. Из общего числа школ - 3474 ведут обучение на казахском языке, 2514 — на русском, 2107 — на русском и казахском, 78 школ - на узбекском, 13 — на уйгурском, 3 — на таджикском, 1 школа — на украинском и 1 школа — на немецком языках. В местах компактного проживания малочисленных национальностей организовано изучение 14 родных языков. Начальное и среднее профессиональное образование приобретается в профессиональных школах, лицеях и колледжах и сочетается с получением общего среднего образования. Основные задачи профессионально-технического образования: – разработка и внедрение государственных общеобразовательных стандартов профессионального образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике; – создание условий для повышения доступности профессионального образования; – поддержка негосударственного сектора профессионального образования; – организация и развитие социального партнерства в системе профессионального образования; – расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования. Начальное профессиональное образование включает в себя подготовку, переобучение и повышение квалификации рабочих, специалистов и безработных, а также незанятого населения. В республике действует 306 профессиональных школ и лицеев с 88 348 учащимися. Подготовка квалифицированных рабочих ведется более чем по 300 специальностям. Учреждения среднего профессионального образования представлены колледжами, которые перешли на подготовку специалистов по новым государственным стандартам среднего профессионального образования и учебным планам. В колледжах внедрен новый механизм формирования контингента учащихся и подготовки специалистов с полным возмещением затрат на договорной основе, учитывающий потребности региона в трудовых ресурсах. Открытие новых специальностей осуществляется только при наличии конкретного заказчика и заключения регионального бюро занятости. Среднее профессиональное образование обеспечивают 285 колледжей, в том числе 173 - государственной и 112 – негосударственной формы собственности. Количество обучающихся составляет 155 893 чел. Высшее профессиональное образование приобретается гражданами, имеющими среднее образование. В Республике Казахстан установлены следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище). В структуре высшего образования предусмотрено три ступени: I. Высшее базовое образование, предусматривающее широкую гуманитарную и фундаментальную естественно-научную подготовку по профилю специальности с присвоением академической степени «бакалавр»; II. Высшее специальное образование с присвоением квалификации «специалист с высшим образование» (дипломированный специалист); III. Высшее научно-педагогическое высшее образование нацелено на последующее использование выпускников на научной и педагогической (в вузе) работе. Лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, присваивается квалификация «специалист с высшим образованием» и академическая степень «магистр наук»; Вузам предоставляется право самостоятельно определять соответствующую структуру многоступенчатой подготовки кадров. В вузе могут функционировать как все ступени высшего образования, так и отдельно. Система высшего профессионального образования республики включает 164 высших учебных заведения, в том числе 47 государственных, 117 частных. Обучение иностранных студентов ведется в 47 высших учебных заведениях Казахстана. В них обучаются 3598 студентов из 43 стран мира, включая студентов из стран СНГ и прибалтийских государств. Условия приема иностранных студентов - демократичны. Послевузовское профессиональное образование получают специалисты с высшим специальным образованием или академической степенью "магистра". Основными формами послевузовского образования является магистратура и докторантура высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций. Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Ведь по сути, страны конкурируют не только товарами и услугами – они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования. Задача вхождения Республики Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если у страны будут высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике, если будет создана эффективная система образования, удовлетворяющая потребностям мировой рыночной экономики.
2. Составьте структуру современного образования в Казахстане. 3. Выпишите из текста термины и объясните их значение, обращаясь к словарю. 4. Вставьте нужные окончания в данных словосочетаниях: обучение иностранн… студент…, поступать в высш… учебн… заведении… республики, удовлетворять потребност… миров… рыночн.. экономики, вести подготовку специалист… по государственн… стандарт… средн… профессиональн… образования, усовершенствование содержан… и метод… обучении…. Подготовить рассуждение на тему: «Почему я выбрал эту специальность». Твои возможности, студент. Лексический минимум слов для усвоения: подстиль, потенциальные возможности. С учетом коммуникативных функций в научном стиле речи выделяются подстили, наиболее распространенными из которых являются собственно научный, научно-учебный и научно-популярный. Высказывания, созданные в собственно научном подстиле, обычно адресуются специалисту в конкретной научной области и характеризуются строго академическим изложением. Например: Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяженности, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская). Собственно научный подстиль используется в таких речевых жанрах, как диссертация, монография, автореферат, научная статья, научный доклад, тезисы, научная рецензия и т. д. Тексты, созданные в научно-учебном подстиле, предназначены для восприятия человеком, обучающимся данной науке и владеющим определенным научным багажом, достаточным для усвоения сообщаемой ему новой информации. Поэтому к основной функции научного стиля здесь добавляется еще одна — обучающая, а изложение характеризуется большей доступностью, множеством пояснений, примеров и т. п. Например: Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова «ботане», что значит «зелень, трава,растение». Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина). Научно-учебный подстиль характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д. Научно-популярный подстиль чаще всего используется тогда, когда специалист обращается к неспециалисту, и характеризуется специфической функцией - функцией популяризации, что предполагает доступную и увлекательную форму изложения. Например: В русском языке член предложения зависит от части речи. У нас в руках глагол? Значит, надо сделать его сказуемым. Прилагательное? Сделаем его определением. Наречие? Пускай тогда оно будет обстоятельством. Какая часть речи в языке зависит от члена предложения? Это слово - сказуемое? Назовем его глаголом. Это подлежащее? Будем считать его существительным. Это обстоятельство? Нам ничего не остается, кроме как признать его наречием. (А. Леонтьев) В научно-популярных книгах и журналах, в публичных выступлениях на научную тему почти не употребляются узкоспециальные термины, используются языковые средства, характерные для иных функциональных стилей (в том числе эмоционально окрашенные), строго научная информация может сообщаться не в полном объеме, изложение отличается простотой, ясностью, поскольку перед автором стоит задача не только информировать читателей или слушателей, но и вызвать у них интерес к рассматриваемой теме. Степень популяризации зависит от уровня научной осведомленности адресата.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |