Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа и человек. Экологические проблемы Казахстана




Тема 12. Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста. ССЦ как компонент текста.

СРС

Прочитайте текст.

СРСП

Твои возможности, студент

Твои возможности, студент? Если произнести эти слова в виде вопроса, то вряд ли многие из вас, к кому они будут обращены, сумеют на них правильно ответить. Не все знают в полной мере свои возможности. Хотя, вероятно, не раз каждый из вас спрашивал себя: «А что я есть на самом деле, на что я способен, сумею ли я достигнуть большего, если я мобилизую все свои силы, все свои возможности?».

Ученые доказали, что теоретически возможности человека неограниченны и неисчерпаемы. И можно смело утверждать – никто не знает границ своего ума. Мы никогда даже ближе не подходим к границам наших возможностей, и мозг наш обычно работает на ничтожную долю своей мощности. Природа отпустила каждому из нас колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, часто ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой, чтобы поднимать уровень своих возможностей до уровня талантов и гениев. Конечно, не каждому дано стать Эйнштейном, Колмогоровым, Станиславским, но каждый может – независимо от профессии и должности – предельно раскрыть свои потенциальные возможности.

Существуют сотни различных типов дарований, и во всех них человечество нуждается. Это может быть абсолютный слух или исключительная зрительная память или молниеносная реакция, редкие математические или художественные способности. Необходимо развивать все таланты, реализовать все потенциальные способности, которыми обладают люди.

Знаете ли вы, какая роль принадлежит самовоспитанию и самосовершенствованию? Можно сказать, что воспитание, полученное человеком, достигает своей цели только тогда, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.

Истинное самосовершенствование всегда предлагает определенную цель, которую ставит перед собой человек. Путь к формированию творческой, всесторонне развитой личности – это долгий путь. И это путь нелегкий! Как преодолеть препятствия, возникающие на пути к поставленной цели? В этом вам поможет правильно организованный режим труда и отдыха

2. Составьте вопросы к тексту.

3. Определите стиль текста.

4. Приведите примеры из жизни, доказывающие, что возможности человека безграничны.

 

Подберите информацию на тему: «Законодательные и исполнительные органы РК».

Лексический минимум слов для усвоения: текст, абзац, сложное синтаксическое целое.

Текст (от лат. tехtит - связь, соединение) - связное и относительно завершенное высказывание на определенную тему, характеризующееся коммуни­кативной предназначенностью и обычно представ­ляющее собой группу предложений, объединенных по смыслу и грамматически. Текст является результа­том мыслительной и речевой деятельности человека.

Текст как элемент языковой системы - это выс­шая единица синтаксического уровня, объединяю­щая единицы всех уровней языка общностью замыс­ла, целей и условий коммуникации. Именно в тексте наиболее точно реализуются значения всех языковых единиц.

Текст является моделируемой единицей языка и обладает такими признаками, как тематическое един­ство, развернутость, последовательность, связность, завершенность, цельность.

Тематическое единство - признак текста, прояв­ляющийся в том, что все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли.

Тема текста - это предмет речи, обобщенное со­держание текста, т. е. то, о чем говорится в высказы­вании.

Основная мысль (идея) текста - это то главное, что хочет сказать автор о предмете речи; это авторский взгляд на события, характеры, образы и т. п., авторская их оценка.

Тема или основная мысль, как правило, находят отражение в названии текста.

В каждом тексте существуют опорные слова, передающие основное в его содержании. При чтении только этих слов можно определить как тему текста, так и направления ее раскрытия.

Следующим признаком текста является разверну­тость, т.е. развитие темы и реализация основной мыс­ли текста через подтемы и микротемы.

Подтемы обеспечивают широту охвата темы, а микротемы — глубину раскрытия темы. Назва­ния подтем обычно соотносятся с простым планом текста, добавление названий микротем превращает простой план в сложный.

Последовательность текста предполагает, что эле­менты содержания текста группируются по опреде­ленной схеме, называемой композицией текста. Ком­позиция текста зависит от того, какой тип речи лежит в его основе.

В тексте любого типа речи существуют фрагмен­ты, раскрывающие подтему. Традиционная структу­ра такого фрагмента тоже трехчастна: зачин (1), сред­няя часть (2), концовка (3). Например: (1) Одной из заметных черт личности Ильи Ефи­мовича Репина была неутомимая пытливость. (2) Стоило очутиться в его доме какому-нибудь астроному, механику, химикуи Репин весь вечер не отходил от него, забрасывая множеством вопро­сов. Путешественников он расспрашивал об их пу­тешествиях, хирурговоб операциях.

Каждую свободную минуту он старался учиться, и даже на восьмидесятом году своей жизни снова взялся за французский язык, который изучал когда-то в юности. Чтение книг и журналов было его еже­дневной привычкой.

Бывало, зима, вьюга, ветер наметает сугробы, а Репин, семидесятилетний старик, упрямо шагает на станцию.

Пройдя три километра, он покупает в железно­дорожной кассе билет и ждет поезд.

Куда вы?

На лекцию,отвечает он с неожиданной бод­ростью своим мажорным голосом.Сегодня лекция о Древнем Египте.

Чтобы послушать лекцию о Древнем Египте, он истратит четыре часа на дорогу туда и обратно, вытерпит давку в трамвае и вернется домой во вто­ром часу ночи.

(3) Такое страстное было у него любопытство ко всякому знанию, к науке.

(По К. Чуковскому)

Текст легче всего воспринимается тогда, когда зачин подтемы представляет собой ключевые предложения, т. е. предложения, несущие основной смысл. Средняя часть в этом слу­чае обычно состоит из предложений, поясняющих, конкретизирующих ключевые, концовка же (обоб­щение, итог) иногда может опускаться. Например:

Была у Репина еще одна привычка - никогда не опаздывать. На всякие заседания, вернисажи, публичные лекции он являлся чересчур аккуратно, секунда в секунду, и в безалаберном тогдашнем быту, то казалось чудачеством.

Однажды, через год после смерти Льва Николае­вича Толстого, в Петербургской консерватории был устроен торжественный вечер воспоминаний о вели­ком писателе. В числе участников был указан на афише и Репин. Судя по этой афише, вечер должен был начаться ровно в восемь, но все понимали, что начнется он не раньше половины десятого. Однако Репин был, как всегда, пунктуальнее всех и приехал ровно к восьми.

В зале консерватории почти никого не было: си­дели какой-то поп да несколько студентов. Репин по­смотрел на часы и ринулся на кафедру. Напрасно го­ворили ему, что зал еще пуст, что нужно иметь со­страдание к публике, которую издавна приучили за­паздывать, он неумолимо показывал на часы, и немалых усилий стоило задержать его в артисти­ческой хоть на четверть часа.

(По К. Чуковскому)

Ключевое предложение может находиться и в кон­це подтемы и представлять собой, как правило, вы­вод, сделанный на основе предыдущих предложений. Текст в данном случае тоже воспринимается достаточ­но хорошо. Если же ключевое предложение находит­ся в средней части подтемы, текст, как правило, вос­принимается хуже.

Письменная речь членится на абзацы - компо­ненты текста, состоящие из одного или нескольких предложений и характеризующиеся единством и от­носительной законченностью содержания. Чаще всего абзацное членение осуществляется по логико-смысловому принципу, и в этом случае абзац может отражать микротему. Традиционное построение абзаца тоже трехчастно: зачин (1), развитие мысли (2), концовка (3), причем при логико-смысловом абзацном членении ключевое предложение опять-таки содержится в зачине. На­пример: (1) Вообще Репин так глубоко изучал материал для каждой своей картины, что иные из этих кар­тин поистине можно назвать «университетами Ре­пина». (2) После того, например, как он написал «За­порожцев», на всю жизнь сохранились у него самые подробные сведения о повседневном быте украинской Сечи, и величайший авторитет в этой области про­фессор Д. И. Яворницкий не раз утверждал, что за время писания своих «Запорожцев» Репин приобрел столько знаний по истории украинского «лыцарства», что он, Яворницкий, уже ничего нового не может ему сообщить. А сколько материала было изучено Ре­пиным для «Ивана Грозного», для «Царевны Софьи» и прочих картин! (3) Великий реалист русской жи­вописи счел бы себя опозоренным, если бы в его кар­тине оказалось хоть малейшее отклонение от бы­товой или исторической правды.

(Корней Чуковский. Илья Репин)

Первые предложения абзацев, построенных по ло­гико-смысловому принципу, в совокупности отража­ют логику раскрытия темы всего текста, представля­ют собой как бы его концентрированное содержание (без деталей, нюансов, подробностей).

Однако в речи (особенно в больших текстах) доста­точно часто встречается иное построение абзаца: без концовки или без зачина, без зачина и концовки. При этом абзацы без зачина либо без зачина и концовки, как правило, являются продолжением микротемы, отраженной в нескольких абзацах.

Кроме того, абзацное членение текста может осу­ществляться по эмоционально-экспрес­сивному принципу (чаще всего в текстах, отличающихся напряженностью, взволнованностью повествования), и в этом случае совокупность первых предложений абзацев, как правило, лишена логиче­ской последовательности и тематической завершен­ности.

Связность - признак текста, проявляющийся в коммуникативной преемственности предложений (частей) текста, т.е. предложения (части) текста, как правило, содержат информацию, заложенную в пред­шествующих предложениях (частях) текста. В тексте происходит смысловое «взаимодействие» его компонентов. Например: На следующий день на пса надели широкий бле­стящий ошейник. В первый момент, поглядевшись в зеркало, он очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя, как бы ободрать его о сундук или ящик. Но очень скоро пес понял, что онпросто дурак. Зина повела его гулять на цепи по Обухову переулку. Пес шел, как арестант, сгорая от стыда, но, пройдя по Пречистенке до храма Хри­ста, отлично сообразил, что значит в жизни ошей­ник. Бешеная зависть читалась в глазах у всех встречных псов, а у Мертвого переулка какой-то долговязый с обрубленным хвостом дворняга облаял его «барской сволочью» и «шестеркой». Когда пересе­кали трамвайные рельсы, милиционер посмотрел на ошейник с удовольствием и уважением, а когда вер­нулись, произошло самое невиданное в жизни: Федор-швейцар собственноручно отпер парадную дверь и впустил Шарика...

«Ошейник все равно что портфель»,— сострил мысленно пес и, виляя задом, последовал в бельэтаж, как барин.

(Михаил Булгаков. Собачье сердце)

Все предложения данного фрагмента текста рас­крывают одну и ту же микротему. Второе предложе­ние связано по смыслу с первым, третье - со вторым, четвертое - с третьим и т. д.; предложения развива­ют микротему до тех пор, пока она не будет полностью раскрыта. При этом смысловая самостоятельность предложений относительна, некоторые предложения, вырванные из контекста, могут быть не совсем понят­ны, например: В первый момент, поглядевшись в зер­кало, он (кто он?) очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя, как бы обо­драть его (что?) о сундук или ящик.

Связность текста реализуется в первую очередь на уровне сложных синтаксических целых (дру­гое название — сверхфразовые единства). Сложное синтаксическое целое (ССЦ) — это группа предложений, связанных цепной, параллельной или сме­шанной связью и представляющих собой более полное по сравнению с отдельным предложением и относительно законченное развитие мысли. ССЦ может совпадать с абзацем.

Завершенность — признак текста, проявляющий­ся в полном раскрытии замысла и в возможности ав­тономного восприятия, понимания текста.

В завершенном тексте подтемы и микротемы раз­вернуты так, что дают возможность сформулировать тему и основную мысль высказывания. При этом тек­сты разных жанров речи имеют различные компози­ционные формы завершения.

Однако в художественной и публицистической ли­тературе нередки случаи, когда автор сознательно не использует типичные для определенного жанра фор­мы завершения текста, подчеркивая этим своеобраз­ную (запланированную автором!) незаконченность мысли.

Понятие завершенности применимо, как правило, к целому речевому произведению. Если же в учебных целях используется микротекст, представляющий со­бой относительно автономную часть целого текста (на­пример, одну из его подтем или микротем), можно го­ворить лишь об относительной завершенности выска­зывания.

Цельным можно назвать такой текст, которому присущи как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, завершенность, так и стилистическое единообразие языковых средств, ото­бранных для реализации коммуникативной задачи высказывания, авторского замысла.

Например, данный ниже фрагмент не обладает та­ким признаком, как цельность, так как коммуника­тивная задача высказывания, стиль речи и соответ­ственно языковые средства различны в первом и вто­ром абзацах.

Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осен­ний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями.

В следующие двое суток облачно с прояснениями, на большей части территориидожди. Ветер южный, 5—10 метров в секунду. Температура ночью 2—7 градусов тепла, днем49 градусов выше нуля.

Нельзя назвать цельными и тексты, лишенные, на­пример, либо тематического единства, либо последо­вательности, либо связности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.