Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнь Трезора




Средства массовой информации и их виды.

Тема 14. Тема и микротема текста. Заголовки научно-учебных текстов.

СРС

Составить свой распорядок дня.

 

Лексический минимум слов для усвоения: содержание текста, тема, микротема, основная мысль текста.

 

Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.

Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.

Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме. Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания. Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.

Обратите внимание! Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.

Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.

Например:

Трезор, пестрая собака с крупными лапами и сон­ной мордой, был отпетым тунеядцем, хитрецом и увальнем.

В доме, кроме него, проживали еще три кошки, и посуда для еды животных - старая эмалированная кастрюля - была одна на всех. Первым засунув мор­ду в кастрюлю, пес выбирал то, что помягче, по-вкусней; а кошки терпеливо сидели вокруг и обли­зывались, не смея потревожить трапезу господина. Если какая из кошек совала морду в кастрюлю, Тре­зор издавал грозныйрокот, такой гневный, что кош­ки бросались врассыпную.

После еды Трезор или засыпал возле дверцы то­пившейся печки, или выходил на улицу, потягивал­ся, широко, со сладким воем открывая пасть, и от­правлялся драться с братом Мухтаром...

Летом Трезор совсем ни с кем не дрался. Он был совершенно поглощен заботами о сладком пропита­нии, которое научился вымогать у приезжих из горо-да ребятишек и сердобольных тетенек. В то время, когда его брат Мухтар плавал по реке вслед за лод­кой хозяина, караулил нехитрое имущество рыба­ков, Трезор, начиная с крайней хаты, обходил дере­вушку. Он садился против ворот или перед откры­тым окном и ждал, когда ему дадут сахарку или ка­кое другое лакомство. Если долго не давали, Трезор напоминал о себе лаем и в конце концов получал то, что хотел.

Неторопливо прохрустев сахаром, Трезор облизы­вался и совал свою огромную лапу благодетелю либо ложился возле ворот и какое-то время «сторожил» двор. Норма его работы зависела от угощения: мало давали сахару - он лежал под воротами недолго, а то и сразу убегал к другой избе.

Ближе к осени Трезор скучнел: городской народ разъезжался из деревушки. Каждую семью он прово­жал до автобусной остановки. Опустив голову, по­весив хвост, плелся пес по дороге, со вздохом ложил­ся в тенек, словно говорил: «Что поделаешь? Отпуск есть отпуск. Но помните, люди, что у вас здесь остался верный и надежный друг».

Стоило, однако, автобусу удалиться за мосток, переброшенный через речку, исчезнуть за островком ельника, как Трезор завинчивал кренделем хвост, ставил уши топориком и с бодрым лаем возвращался в деревушку: «Прогнал я, прогнал этих дачников! Повадились, понимаешь. Одно от них беспокойство!»

(По В. Астафьеву) В данном тексте его тема названа в заглавии, а основ­ная мысль сформулирована в первом предложении.

Однако достаточно часто основная мысль не оформ­ляется словесно, читатель или слушатель должен определить ее сам, вдумываясь в содержание текста.

Тема или основная мысль, как правило, находят отражение в названии текста.

В каждом тексте существуют опорные слова, передающие основное в его содержании. При чтении только этих слов можно определить как тему текста, так и направления ее раскрытия. Например, в пер­вом и втором абзацах текста «Жизнь Трезора» опор­ными можно назвать слова Трезор, собака, тунеядец, хитрец, увалень; три кошки, кастрюля одна, пес вы­бирал, кошки сидели, облизывались, совала морду, грозный рокот, бросались врассыпную.

Следующим признаком текста является разверну­тость, т.е. развитие темы и реализация основной мыс­ли текста через подтемы и микротемы.

Подтемы обеспечивают широту охвата темы, а микротемы — глубину раскрытия темы. Назва­ния подтем обычно соотносятся с простым планом текста, добавление названий микротем превращает простой план в сложный.

Например, в тексте «Жизнь Трезора» можно вы­делить следующие подтемы и микротемы:

1. Господин:

а) трапеза господина;

б) после трапезы.

2. Заботы о сладком пропитании:

а) вымогательство сладкого;

б) «работа».

3. «Верный» и «надежный» друг:

а) до автобусной остановки;

б) с автобусной остановки.

Таким образом, текст позволяет не только выра­зить мысль (как в предложении), но и развить ее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.