КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ядринцев Н.М. Тюленьская жизнь (отрывок)[129]
Тюленьская жизнь (отрывок) [129] У каждого борова свой норов (Тюленьская поговорка)
Простота наших тюленьских отношений По пространству широкой нашей земли много раскинуто разных городов и городков, мест и местечек, и между ними стоит и наш Тюлень-город... В старые годы пришли к его месту люди, заселили землю... Обстроились, завели торги, да промыслы, да порядки разные – и пошло-поехало, что называется колесом. Тюлень и до сих пор стоит, и до сих пор торгует, выставляется на карте, но между тем ничем-то он не заметен. Не спрашивает он себя: нужен ли он кому? Нет ему дела до того, что он прославится или что про него никто слова не скажет, а живет себе, да и баста! И много, много таких мест, про которые, кроме их самих, никому и в голову не приходит. Проедет проезжий да спросит разве: – Что это – городишко что ли какой? – Да, – скажут, – Тюлень-город. – Гм! – Скажет проезжающий. – Что же в нем есть? – Да что? Ничего, торговлю кое-какую ведет, кожами промышляет. – Гм! – опять скажет проезжий – и только. А Тюлень все живет да живет. Но бывают ближе знакомства с Тюленем. Положим, что вы – значительная особа или просто есть до вас Тюленю дело и он захочет с вами познакомиться. Сидите вы на постоялом дворе, пьете чай с масляными пирогами и смотрите на пустую улицу. Выходит к вам хозяин и приглашает к себе чаю накушаться. – Скучно, – думаете вы, – разве что в самом деле сходить? Являетесь, пьете чай под влиянием беседы внимательного хозяина и хотите уже откланяться, как вдруг является громадный поднос закуски. – Семен Семеныч, закусить, икорки-с, паюсной, сырку-с, селедочки-с, выпить... – юлит около вас хозяин. – Да нет, я право, тово... – Полноте, Семен Семеныч, вот хереску-с. Подоспевают гости, закуска затягивается. Усаживают вас в карты. – По маленькой, юлит около вас хозяин. Вы садитесь и оказываетесь в немаленьком выигрыше. – Семен Семеныч, пуншику-с, – тараторит хозяин. В чувствуете, что голова ваша тяжелеет и опускается. – Шампанского, Семен Семеныч, сделайте одолжения, слышится вам голос, как во сне. Слышатся шум, тосты. – Господа! Что же это Семен Семеныч? Поднимемте, господа, Семен Семеныча! Качайте Семена Семеныча! И вас кто-то качает так, что только ваша голова мотается. – Господа, едем! – кричат голоса. Едут, берут и вас. Вот вы где-то очутились: музыка гремит, щелкают пробки, кто-то пляшет. Скоро вы все забываете... Наутро вы просыпаетесь у хозяина; голова болит, как будто вам раскроили ее. – Семен Семеныч, вот этой, желудочной... – говорит вам заботливо хозяин, подводя вас к подносу с новой закуской. – Да нет, мне, право, ехать сегодня нужно... – Да нет-с, как сегодня! Вы сегодня на обед к Зыряну Кондратьичу обещались! – Что ж это, в самом деле неловко, – думаете вы, – уж коли обещался... Обед и вечер проходят так же, как вчера, т.е. у вас кружится в голове, вас качают, чмокают какие-то пахучие бородатые уста и проч., и проч. Назавтра то же, на послезавтра то же, и так вы хороводитесь сколько душе угодно и, выезжая, думаете: «А славный это город, черт возьми, Тюлень! Хорошо, должно быть, жить в нем!» – Да, хорошо, – отвечаю я. А как хорошо, мы посмотрим. Тюлень живет в ту эпоху, читатель, когда вместо всяких законов и принципов у людей существует обычай, который и исполняет роль закона у всех народов во время их младенческого состояния. Отцы тюленцев когда-то установили свои обычаи так же, как торговлю и разные житейские правила, и с тех пор все это передается вместе со старой мебелью, разным домашним скарбом, подтяжками, старыми сапогами, ножкой от какого-то мудреного инструмента, изломанной скобкой, гвоздями и прочим. Тем не менее эти обычаи прочны и проникнуты духом глубокой патриархальности и не только не колеблются и не поворачиваются, но и других поворачивают на свою сторону, не исключая и мелкого своего начальства. <…> Приезжает, например, новый городничий в Тюлень, и хочет он завести всеконечно надлежащий порядок. И вдруг слышит он, что в ночь с такого-то на такое-то число в доме купца такого-то произошла драка и убийство. – Гм! надо расследовать, – говорит городничий. – Позвать хозяина. – Скажите, как вы допускаете дебош и драку в ночное время? – опрашивает он стоящего перед ним цветущего, как пион, гражданина. – У меня, ваше благородие, запросто гости были, мы закусили, сели за карты да, выпивши, и побаловали. – Да нет, помилуйте, тут ведь буйство в ночное время... – Ваше благородие, – говорит добродушно хозяин, – не извольте беспокоиться, у нас уж издавна так существует: как сойдемся, выпьем, так и подеремся. Это у нас любезное! И городничий, действительно, скоро узнает, что это дело любезное, что удивляться тут нечего, что это есть не что иное как увеселение и исходит не из духа буйства и непокорности, а просто от веселости нашего тюленьского нрава. Мало того, этот обычай не только принят, но и санкционирован давностью. – Эхма! – говорит молодой купец Ватрушкин. – То ли дело отцы-то наши! Вот мой тятенька, силишка была – страсть, полуторавершковый гвоздь рукой в стену вгонял; сойдется этта кутить, выпьет, разденется и ляжет посреди пола. – Пляши, – говорит, – по мне, кто хочет! – И что же? – спрашивает ошеломленный слушатель. – Ничего. Пляшут. – Но... но... ему ничего не делается? – Ничего, только вот под конец жизни приехал этта с пирушки и говорит: "Однако меня, должно, вчера сильно помяли, надо полечиться". Послал к соседям за щенками, клал на грудь, сказывал – помогает. Не помогло, умер... <…> Низший класс состоит, как и в остальных сибирских городах, из мещанства и известен под названием «бакланов». В Тюмени они выбрали своим центром особую слободу за оврагом, называемую «Городищем». Городище издавна приобрело себе особую жизнь, принимая в свою среду разные забубенные головы, промышленников-воров, срезывателей товару с обозов и проч. Дома у них с нарами, подпольями, подземельями, приспособленные к занятиям сомнительного свойства. Больше всего Городище боится, чтобы не открыли его катакомбы, и потому тщательно оберегают их от вторжений. Прежде оно жило окончательно своей жизнью, имело свои обычаи, нравы, свою полицию и даже финансовую систему и денежные знаки местного произведения. Городская полиция к нему не подступалась. Обходы, ездившие с местным квартальным несколькими казаками за овраг, потерпели афронт. Соберутся «бакланы» толпой, и пойдет потеха. Раз случился пожар в Городище; пожарная команда летит к оврагу и вдруг видит, что мост разобран и проехать нельзя. Между тем городищенское бакланье затушило пожар мигом, не давши вторгнуться неприятелю. В прежние времена бакланье обладало значительным воинским духом; оно выходило за реку зимой и производило побоища. До сих пор в Тюмени есть старики со сломанными пальцами и скулами от этих побоищ. Теперь прекратилась эта ломка рук и скул, но воинственный дух тюменцев сохранился в других формах и проявлениях.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |