Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О газетах




От редактора

Не смотря на опасение перевернуться или недовернуться в глазах силу и власть имеющих в наше тяжелое и строгое время, мы считаем своим долгом, именно вследствие тяжести времени, взять и на себя частицу того бремени, которое судьбой предназначено для многострадального народа земли Русской. «Волков бояться — в лес не ходить», так говорит русская пословица. Мы волков не боимся и пойдем в лес наших общественных неурядиц, памятуя только одно, что правда и справедливость должны торжествовать, не взирая ни на что и ни на кого. Мы надеемся и на человеческие свойства — разум, совесть, человеколюбие, беспристрастие — власть имущих и потому полагаем, что они не будут ставить преграды нашей мирной работе и видеть преступление там, где есть только разномыслие о делах, совершающихся на белом свете. Нельзя всех людей заставить мыслить и чувствовать одинаково, как нельзя заставить всех исповедовать одну религию.

Мы верим в пользу манифеста 17 Октября 1905 года, верим, что сказанные в нем золотые слова о свободе совести, слова, неприкосновенности личности, собраний, союзов, действительно должны быть осуществлены в жизни и никакие тайные и явные циркуляры не должны быть выше этих слов Царя. Мы верим в то, что многие старые писаные и всякие иные законы устарели, ибо они вредны для населения, их нужно изменить в духе этого манифеста. Мы верим в Государственную Думу единственно при помощи которой мы можем ждать обновления законов и жизни Русского государства.

Голос народа или его избранников — голос Божий. К этому голосу мы должны прислушиваться,— и только тогда водворится ожидаемая Царем «тишина и «мир на родной земле». <…>

Примечание. Формат и бумага «Крестьянской Газеты» будут изменены с получением Ялуторовским Отделом заказанной газетой бумаги.

Крестьянская газета. 1906. №1. С.1.

 

Трудное и тяжелое время переживает Россия. У народа много накопилось горя и забот. Жить становится трудней. Старые порядки оказываются негодными, а о новых порядках крестьяне не привыкли рассуждать. Первое, что теперь поражает городского человека в деревне это — что крестьяне совершенно не знают, что делается на свете. Отрывочные сведения, до них доходящие, перетолковываются так, что выходит ни с чем несообразная чепуха. Вот например, слышали в деревне, что Царь свободу даль всем и свободу совести; ну, значит, говорит, теперь без совести жить можно.

Вот собиралась Государственная Дума, крестьяне посылали туда своих представителей, но многие ли толком понимают, что это за Дума, что можно было ждать от нее; что в Думе делалось; почему она распущена.

А между тем все разговоры в Думе и в городах на разных собраниях шли и вдут о том как устроить такие порядки в России, чтобы лучше жилось трудящемуся люду—крестьянам в деревнях, рабочим на фабриках.

Но как мало знает деревенский житель из того, что о нем и его благе толкуют.

Не праздным поэтому будет вопрос, что же нужно сделать крестьянам, чтобы знакомиться с происходящим в России? В Европейской России по деревням ездят особые люди, которые собирают крестьян и говорят им речи о том, что делается. Здесь в Сибири этим заниматься некому. Единственное средство знакомиться с событиями – получать и читать газеты.

Это листки, которые печатаются в городах или ежедневно или раз, два в неделю и рассылаются лицам, уплатившим деньги на высылку этих листовок.

Газеты составляются людьми сведущими, следящими за всем, что на свете делается. Сведения эти они получают по телеграфу из Петербурга и вычитывают из газет, получаемых из разных мест России и из заграницы. Смотря по размеру листков и частот выхода газет бывают разных цен; есть дорогие и очень дешевые.

Теперь, когда крестьяне на равне с другими сословиями приглашены к участию в Думе (из Тобольской губернии заседали в Думе в Таврическом дворце крестьяне: Алексеев Т. В., Тюкалинского у. и Нестеров А. Д, Тюменского у.).

Где вырабатываются новые законы, им необходимо знать, что в России творится, какие люди выступают с предложениями новых порядков; какие именно порядки они предлагают. Газета теперь необходима в каждой деревне. Прежде газеты были менее интересны, так как в них запрещалось писать о самых важных для крестьян вещах, запрещалось касаться деятельности самых близких к крестьянам властей. Теперь, после свобод, объявленных Манифестом 17 октября 1905 года и газеты получили некоторую возможность говорить правду Теперь газеты пишут откровенно о многих важных вещах. Издается газет много, и за очень дешевую цену можно получать хорошую газету.

Тем не менее крестьяне по старой привычке, выработавшейся в старые годы, когда деньги были очень дороги, не охотно решаются их тратить на вещи новые, не вошедшие в моду, газет в деревни выписывается очень мало, хотя при случае, в городе они охотно у знакомых берут газеты и увозят домой.

Передовые, грамотные крестьяне должны обратить на это внимание и положить благой почин выпиской газеты. Выпишет один, другой почтенный хозяин, глядишь это войдет в моду; другим стыдно будет отставать. На наших глазах таким образом распространялись в Курганском уезде Фабричные плуги; сначала никто и слышать о них не хотел, смеялись над ними: но купил один, другой хозяин, стал хвалиться ими и вот за ними потянулись и другие; плуг получил громадное распространение. Смотрите на распространение календарей; в доме, где есть грамотные, календарь обязателен так-же как в городе почти каждый читает газету.

Чтобы менее тратить денег на выписку газеты, можно соединиться в компании по нескольку человек и выписывать газету артелью. Маслодельные артели при годичных расчетах могли бы отделить потребное количество денег (рублей 15 — 20) на выписку газет для каждой участвующей в артели деревни. Недобрать каждому поставщику молочных денег придется при этом пустяки, а польза будет большая.

И так — газеты это вести, слухи о разных событиях и суждения о них, напечатанные на бумаге. Как люди, изустно передающее вести, бывают разные — и заслуживающие доверия и не заслуживающие его — сплетники; друзья и враги; так и газеты бывают различны. Одни стоят за народ, защищают его интересы; другие оберегают интересы богатеев и чиновников. Поэтому то в разных газетах об одном и том же событии пишется разно. Например, по земельному вопросу — одни газеты утверждают и доказывают необходимость прирезки малоземельным крестьянам земли; другие, наоборот, пишут, что дело не в земле, а в охоте и уменья работать, что мужик беден, потому что он ленив. Одни газеты пишут и доказывают, что мужик задавлен податьми и налогами, что разные акцизы (на сахар, керосин чай, спички) тяжелы для крестьян и рекомендуют снять эти акцизы, другие пишут наоборот, что акцизы нужны, что без них государству негде взять денег, что облагать большим налогом купцов и фабрикантов нельзя, так как от этого получится ущерб торговле и промышленности. Одни газеты доказывают необходимость приравнений крестьян в правах к другим сословиям и освобождения их от опеки земских, крестьянских и других начальников, другие утверждают, что этого делать нельзя, что мужик еще, как дитя, не может разобраться, что ему полезно, что вредно и няньки ему нужны.

Одно и тоже событие в разных газетах разно обсуждается. Так о роспуске Государственной Думы одни газеты выражали неудовольствие, что народным представителям не позволили довести дело до конца и выработать новые законы о земле, о податях, об управлении. Другие, наоборот, радовались, что разогнана Дума, которая выразила недоверие министрам и намеревалась издать такие законы, которые уменьшили бы власть чи­новничества распоряжаться народными деньгами.

Если читать сразу несколько газет разных взглядов, то у не опытного читателя голова кругом пойдет: одни пишут одно, другие совершенно другое.

Поэтому, выписывая газету, надо знать, каких взглядов она держатся, за кого она стоит, чьи интересы блюдет; так же как при знакомстве с новым человеком важно бывает знать, что это за человек и чего от знакомства с ним можно ожидать.

Конечно и среди крестьян есть разные люди: одни понимают общественную пользу, стоят за своих, другие понимают лишь о своей пользе. Поэтому разным крестьянам будут нравиться и разные газеты.

В одном из ближайших номеров «Крестьянской Газеты» будет проведен список газет отстаивающих народные интересы. Выписку этих газет «Крестьянская Газета» и может порекомендовать своим читателям.

Но чтение, газеты это еще по все, нужно понять, что писано, и если дело касается порядков, задевающих и нас, обсудить, ладно ли говорят газеты; понимают ли они крестьянскую жизнь, свои взгляды и замечания читате­ли могут писать и эти письма отправлять в редакции газет, которые будут иметь в виду мнение своих читателей при дальнейшем выяснении обсуждаемых вопросов.

Каким бы простым ясным языком газета не писалась все же в ней попадается много непонятных слов. Читатели газет должны запастись книжкой: словарь иностранных слов, где объяснено значение каждого такого слова. Словари эти есть и очень и дешевые и большие дорогие (от 1 рубля до нескольких сотен рублей). Кроме словаря полезно запастись географическими картами, где можно было бы разыскать и государство, о котором говорится в газете, и большие города.

Постоянным и внимательным чтением газет кре­стьяне со многим познакомятся многое полезное узнают.

Своим читателям редакция «Крестьянской Газеты» охотно окажет помощь советом во выписке газет и книг, а также может взять на себя и труд выписки их. О толковых, дельных и доступных пониманию крестьян книгах «Крестьянская Газета» будет помещать объявления.

Крестьянская газета. 1906. № 1. С.1-2.

 

Г. Ялуторовск. 20 января

Все газеты уже успели в свое время поздравить своих читателей с новым годом, изложили свои пожелания, подвели итоги пережитого. Только мы запоздали. Однако лучше поздно, чем никогда. И нам снова удается повести беседу со своими читателями о его наболевших нуждах, о способах как эти нужды уврачевать, о том желательном новом, к чему должен стремиться каждый честный гражданин. Больше года прошло, как мы впервые попытались повести эту беседу; часто, даже слишком часто, проходилось умолкать, чтобы потом снова с опаской и оглядкой заговаривать все об одном и том-же. Но как бы там ни было, нам думается, что мы сумели установить невидимую внутреннюю связь между газетой и читателями, мы сумели подметить те струны, которые больнее всего звучат в наших сибирских захолустьях. Пользуясь опытом прошлого, мы заговорим на том-же языке. Пусть читатель извинит, если не каждый раз удастся договаривать до конца. Времена теперь крутые, и каждое неосторожное слово покупается дорогой ценою...

Канул в вечность 1907 год, и мы опять у разбитого корыта. Этот год не принес нам облегчения, напротив, в нашу серую трудовую жизнь незаметно прокрались новые тяготы и огорчения...

Народное образование.. Сделано хоть что нибудь, чтобы народ стал грамотнее, образованнее? В Ялуторовском уезде не сделано ничего, кроме ничтожного увеличения числа низших школ, поставленных в наших местах крайне скверно, приносящих в конечном результате маленькую, слишком маленькую пользу. Но это увеличение школ уничтожается тем ущербом, какое нанесло министерство народного просвещения, сокративши больше чем на половину ассигновку на женскую прогимназию. Совету прогимназии приходится теперь думать только о том, как-бы раздобыть недостающие проклятые деньги, как-бы поддержать прогимназию, не дать ей погибнуть, а не о том, чтобы поставить дело лучше, расширить преподавание, подновить пособия, увеличить число учащихся, облегчив доступ в нее детей наиболее бедных обывателей и крестьян. Вся энергия, лучшие силы ухолят на то, чем всецело должно ведать министерство. А оно предпочитает сокращать ассигновки и рекомендовать добывать необходимые средства на месте.. Итак, 1907 год не внес лучей света в наше захолустное темное царство. Дух по прежнему изнемогает. А тело? А тело также оставлено на произвол судьбы, его по прежнему изнуряют болезни, разрушают и сводят в могилу эпидемии. В течении года в уезде не открыто ни одного нового врачебного пункта, старые больницы и приемные покои остались такими же, какими были и раньше. Чего стоит одна городская больница. Кажется, она сама является рассадницей болезней, так как вся пропитана микробами и заразными бациллами. Когда в прошлом году появился призрак холеры, — то и тогда, не смотря на весь поднятый шум, наши места оставались такими-же беззащитными, как и раньше. Да что могут сделать пять врачей, обслуживающих 200 000 населения, врачей, у которых нет под руками необходимых медикаментов, которые связаны в своей деятельности велениями «медицинского олимпа», состоящих на службе у правительства, а не у общества. Теперь в уезде свирепствует эпидемия скарлатины. Против нее не предпринимается никаких мер. А меры возможны. Поучительным примером может служить опыт частного врача Р., который по своей инициативе начал делать предохранительные прививки при заболеваниях стрептококковой скарлатиной, при которой заболевания бывают самыми тяжелыми. И население охотно несет твоих детей, потому что верить в силу науки... В каких-же широких размерах можно было бы повести борьбу с эпидемией, если-бы в уезде лучше была-бы поставлена медицинская часть, если-бы все врачи были-бы на службе у общества...

1907 год не распутал и завязавшихся недоразумений на почве земельных отношений. Землеустроительные парии, которые работали в уезде с 1897 года, за целые десять лет не успели окончить своих работ. И нам известны места, где неурядицы земельные все больше и больше обостряются из года в год, и все это благодаря тому, что бюрократическое начинание мало имело в виду интересы населения. Но не только эта путаница земельных отношений дает себя чувствовать особенно сильно теперь, падающая ежегодно урожайность земли в будущем рисует мрачные картины обнищания. При наличии такого земельного простора как в Ялуторовском уёзде, обидно видеть, что земледелец не получает сторицею вознаграждения за свой затраченный труд. Если земля истощается, ее нужно поддержать. А как поддержать? Крестьянин не знает. Существует же целая наука агрономия, которая рассказывает о способах поднятия урожайности земли. Но пока население невежественно, агрономия для него является заманчиво далекой роскошью. Кому позаботиться о крестьянине?.. Только ему-же самому!

Население, организованное в земства, сумело-бы сделать агрономию доступной для самого бедного хозяина. Картина настоящего была бы не полна, если-бы мы не отметили еще давнишнего и все остающегося крепким общего бесправия населения, управляемого старыми испытанными учреждениями и людьми. Общественная совесть должна проникнуть и в суд, и здесь в лице присяжных заседателей должна судить поступки людей.... Общественное начало должно проникнуть во все уголки народной жизни, всюду оно должно свить себе прочное гнездо, и отсюда, из этого гнезда, как «соловей Разбойник», наводить страх на всех гасителей света и поборников прошлого, изжитого.

Это общественное начало иначе называется земской организацией, но не такой, как сейчас в России, где в земствах заседают представители ничтожного меньшинства населения, 130 000 помещиков. Земство должно быть истинно народным, демократическим. При таких условиях жизнь на местах несомненно пойдет быстрыми шагами вперед. Но такое улучшение местной жизни не возможно там, где жизнь всей страны бьется в судорогах всеобщей пертурбации, где на пост высшего контролера государственного порядка и строительства — в лице Государственной Думы — призваны все те же представители 130 000 помещиков..

С новым годом читатель! С старым горем...

ков

Крестьянская газета. 1908. № 1. С.1-2.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.