КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В ШКОЛЕ. От организации и умелого проведения уроков почти полностью за висит решение задач обучения и воспитания учащихся
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА От организации и умелого проведения уроков почти полностью за Структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам. Здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, самостоятельная работа уча-
щихся, закрепление пройденного и подведение итогов. Все эти элементы урока имеют место во всех классах, но в различные годы обучения, да и в течение одного и того же года, количество времени, отводимое на тот или другой элемент урока, может меняться. Уроки не должны быть однообразными. На уроках изобразительного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию. На уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью; на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования; на уроках — беседах об искусстве они узнают о замечательных произведениях архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. При организации любого урока, будь то рисование с натуры, беседа, декоративное или тематическое рисование, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие части:
1. Организация занятий. Сюда входит: установление в классе долж- ной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале (список отсутствующих староста или дежурный готовит заранее, что дает возможность ускорить проверку), настрой на учебную работу. Рабочее место должно быть заранее подготовлено, натура и все необходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу урока. Для организации этого надо активно привлекать дежурных учеников. Серьезное значение в методике преподавания рисования в начальных классах имеет правильная организация рабочего места учащего- ся. Учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте. В некоторых школах в кабинетах рисования имеются специальные шкафы, где хранятся рисовальные принадлежности и альбомы учащихся. Перед началом урока дежурные раскладывают по партам карандаши, краски и тетради, разливают в баночки воду для работы красками. Для слива грязной воды имеется в углу ведро, и ученик во время урока имеет возможность сменить воду. Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить. При проверке домашнего задания ученики раскладывают на партах свои работы, а педагог, обходя ряды, просматривает рисунки, делает замечания, отбирает хорошие и плохие работы для показа классу. Оценка законченных домашних работ заносится в классный журнал. 2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстри-рует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.
При раскрытии принципов построения изображения учителю необходимо словесное объяснение обязательно иллюстрировать рисунком на классной доске или на специальном планшете, листе бумаги. Доводить рисунок до мелких подробностей нет необходимости. Его цель заключается в том, чтобы помочь детям справиться с наиболее трудными для них задачами, указать им правильный путь Построения основной (большой) формы предмета. Учащиеся начальных классов легко могут увлечься деталями, которые будет воспроизводить на доске учитель, и это не поможет, а лишь помешает достижению той цели, которую учитель ставил перед классом. Показывая на доске последовательность выполнения рисунка, мы идем, как уже говорилось, от схематического к более детальному изо-бражению предмета. Без известной схематизации ученик не может обойтись на начальном этапе построения рисунка. Это, например, включение листа клёна в многоугольную геометрическую фигуру, бабочки — в трапецию, проведение горизонтальных и вертикальных осевых линий и т. д. Все эти вспомогательные линии построения дают возможность правильно начать и вести работу над изображением. Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися, а натура многими из них будет просто забыта. В первом классе в начале занятий нужно объяснить ученику правила посадки, правила пользования карандашом и резинкой, а также показать правильное положение альбома и листа бумаги. Поворачивать рисунок во время работы нельзя. Когда рисунок лежит перед учеником прямо, руководителю легче объяснить, а ученику понять правильное направление прямой (вертикаль, горизонталь). Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой. Особое внимание вначале следует обращать на свободное движение кисти руки. Развитие свободного движения руки играет большую роль не только в приобретении навыка рисования, но и в написании букв и цифр. Следует также иметь в виду, что нередко учащиеся пользуются на уроках рисования линейками, коробочками от карандашей, пеналами для проведения ровной линии. Необходимо объяснить им, что на уроках рисования эти принадлежности не должны иметь применения, все линии проводятся на глаз, от руки.
3. Самостоятельная работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика. Многие учащиеся, несмотря на предварительные объяснения преподавателя, склонны делать очень мелкие рисунки. В таком случае учитель вторично напоминает о том, как следует компоновать изображение на листе бумаги, а некоторым подсказывает, как лучше расположить рисунок на листе, как положить лист — в длину или в ширину (это зависит от формы рисуемого предмета). Следует чаще указывать на допущенные ошибки. Работа с отдельными учениками имеет исключительное значение для предупреждения неуспеваемости. Педагогу необходимо постоянно учитывать неоднородность состава учащихся: среди них всегда есть более и менее способные, более и менее развитые; одни ученики сразу понимают, что от них требуется, а другим нужны дополнительные индивидуальные разъяснения. Чтобы весь класс усваивал материал равномерно, необходимо более внимательно относиться к отстающим, следить за их работой, вселять в них чувство бодрости и уверенности в своих способностях. В то же время учитель не должен быть снисходительным к плохим и слабым работам своих учеников. Педагог должен требовать, чтобы рисунки выполнялись старательно, без лишней спешки и не в ущерб качеству изображения. Как правило, дети младшего возраста очень быстро рисуют. Только учитель закончил объяснение, как учащиеся уже показывают выполненный рисунок. Такая быстрота выполнения объясняется тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий, а работу выполняют по первому впечатлению, бессистемно. Здесь учителю необходимо серьезное внимание обратить на методическую последовательность построения изображения. Обычно дети намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими и очень черными, которые нельзя стереть резинкой. Вместо того чтобы вначале еле-еле прикасаться карандашом к бумаге, они сразу с силой давят на карандаш и тем самым лишают себя возможности вносить исправления в рисунок.
Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. 4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а так же слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему. По окончании урока учитель собирает все работы, чтобы дома проверить их и на каждой поставить оценку. Класс приводится в порядок: дежурные выносят ведро с водой, если работали акварельными красками, парты вытираются тряпкой и т. д. I Для лучшей организации и проведения занятий, как мы уже говорили, надо предварительно составить план-конспект урока. При составлении плана-конспекта следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено: 1) вид занятий; 2) тема урока; 3) цель урока; 4) оборудование: а) для учителя, б) для учащихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока: а) организационная часть, б) объяснение нового материала, в) самостоятельная работа учащихся, г) завершение урока и задание на дом; 7) список использованной литературы. Рассмотрим подробнее данную структуру и ее использование при составлении плана-конспекта урока. 1. Вид занятий. Прежде всего мы указываем в конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок: рисованию с натуры (рисунку или живописи), декоративному, тематическому рисованию или беседе об искусстве. Если работа предстоит очень сложная, например рисунок гипсовой вазы в шестом классе, то можно запланировать несколько уроков, но не более двух, так как часы на уроки рисования в школе крайне ограничены. 2. Тема занятий. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры — "Рисунок гипсовой вазы", по живописи — "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию — "Составление узора в круге", по тематическому рисованию — "Осень в лесу", по беседам об искусстве — "Виды и жанры изобразительного искусства". 3. Цель урока. После того как были указаны вид и тема занятий, необходимо раскрыть образовательные и воспитательные задачи урока, диктуемые учебной программой. Продолжим описание конспекта, опираясь на вышеприведенные примеры. По темам "Рисунок гипсовой вазы" и "Натюрморт из предметов быта" наша цель — учить детей изображать предметы сложной формы, понимать особенности конструктивного строения формы, развивать пространственное и образное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка и живописи. По теме "Составление узора в круге" мы ставим целью развить творческие способности и художественный вкус учащихся, ознакомить их с элементарными законами композиции и образцами народного творчества, приобщить к декоративно-прикладному искусству, показать роль искусства в жизни людей. По теме "Осень в лесу" наша цель — учить детей видеть прекрасное в окружающей жизни, воспитывать у них любовь к родной природе, приобщать их к реалистическому искусству, учить понимать достоинства метода реалистического искусства, расширять их познания в области композиции и цветоведения. По теме "Виды и жанры изобразительного искусства" наша цель — раскрыть перед учащимися богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, познакомить их с выдающимися произведениями, учить любить и понимать искусство, повысить эстетическую культуру школьников. 4. Оборудование. Продолжая придерживаться наших примеров, перечислим оборудование, которое должно быть подготовлено к урокам. Для учителя. По первой теме урока: три гипсовые вазы, три натурных столика, три драпировки для фонов, которые будут повешены за вазой; таблицы, раскрывающие методическую последовательность работы над рисунком. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе. По живописи: три комплекта предметов домашнего обихода, три светлые драпировки для фона, таблицы методической последовательности работы над натюрмортом. По теме "Узор в круге": таблицы с образцами народных узоров, предметы декоративно-прикладного искусства, планшеты с засушенными цветами и листьями, классная доска, на которой намечены композиционные схемы, мел. По четвертой теме: проекционная аппаратура, диапозитивы или слайды, экран, указка. В качестве подсобного материала, когда у учителя нет достаточного количества диапозитивов, — репродукции, образцы декоративно-прикладного искусства. Оборудование для учащихся по первому уроку — "Рисунок вазы": альбом или плотный лист бумаги, карандаши, резинка; для урока живописи: альбом, акварельные краски, банки с водой, кисти, тряпочка. По второй и третьей темам оборудование такое же, как и для живописи. По четвертой теме — тетради, ручки. 5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Прежде всего надо продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал. Часто приходится занимать классную доску репродукциями, таблицами методической последовательности построения изображения и тут же давать педагогический рисунок. Иногда оказывается возможным убрать таблицу или репродукцию, освободив место для построения рисунка на классной доске, а иногда этого сделать нельзя. В таком случае учителю надо заранее предусмотреть на классной доске чистое поле для мелового рисунка и так композиционно разместить все на классной доске, чтобы одно не мешало другому, а дополняло его. Когда же учитель предполагает полностью использовать классную доску под педагогический рисунок, нужно заранее продумать композицию: где разместить основной рисунок и где вспомогательные, какого размера должен быть основной рисунок и какого пояснительные, как все это будет выглядеть издали. Особое внимание надо уделить пояснительным рисункам, например показу "закономерностей построения изображения круга в перспективе (рис. 104), выражения в рисунке конструкции формы, правил передачи объема предмета средствами светотени. Начинающие педагоги, как правило, дают рисунок очень маленького размера, и с задних парт он плохо различим, вспомогательные линии построения не видны, а следовательно, объяснения учителя не подкрепляются наглядным изображением. 104. Перспектива круга. Все эти моменты надо заранее предусмотреть в конспекте урока и сделать для себя ряд эскизов композиционного использования классной доски. Обратим внимание еще на один момент — на эмоциональную силу воздействия педагогического рисунка. Когда учитель быстро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их восхищает мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но и повышает интерес: к искусству. Чтобы добиться такого эффекта, можно воспользоваться следующим методом: подготавливая классную доску к уроку, учитель намечает точками габариты и пропорции будущего изображения, а затем, уже во время урока, по этим ориентирам быстро воспроизводит рисунок. Можно наметить и осевые линии, вокруг которых потом будет возникать изображение. Особенно тщательная подготовка классной доски требуется перед уроками, связанными с занятиями по композиции, где нужны очень убедительные и выразительные рисунки, схемы композиционного построения, богатство композиционных вариантов. В общеобразовательной школе, где дети еще не подготовлены к самостоятельной творческой работе, учителю надо с особой тщательностью продумывать каждый этап урока, и классная доска является здесь незаменимым подспорьем. 6. План и ход урока. Для лучшей организации и проведения занятий по изобразительному искусству в конспекте надо раскрыть содержание урока. Содержание дается в виде методической записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время. В плане-конспекте урока мы делаем примерно следующую запись: План урока 1. Организационная часть — 2—3 мин. 2. Сообщение новых знаний — 8—10 мин. 3. Практическая работа учащихся — 25—30 мин. 4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин. 5. Завершение урока — 2—3 мин. Затем излагается ход урока, где учитель дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу. Например, на уроке, посвященном рисованию гипсовой вазы, педагог решил еще раз напомнить учащимся, как надо работать, рисуя с натуры. На предыдущем уроке он этому вопросу уделил довольно много внимания и, не желая на этот раз повторять те же слова, счел уместным привести высказывание П. П. Чистякова. В конспекте он записывает: О работе с натуры П. П. Чистяков писал: "Рисуя, развивай чувство формы, проверяй на рисунке, насколько ты ее понял и осознал, для этого необходимо смотреть больше на натуру и поменьше на свой рисунок. Все время сравнивай натуру с рисунком и старайся добиться портретного с ней сходства. Приступая к работе, сначала подумай о задаче, которую ты должен решить. Прежде всего расположи фигуру на бумаге и затем приступай к ее построению. Построить — это значит взять правильно пропорции и поставить фигуру". (П. П. Чистяков. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., 1953.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |