Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В ШКОЛЕ. От организации и умелого проведения уроков почти полностью за­ висит решение задач обучения и воспитания учащихся




ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА

От организации и умелого проведения уроков почти полностью за­
висит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок
должен быть законченным, цельным и в то же время ялвляться частью
системы уроков, связанных между собой общей целью и общими за-
дачами данного учебного предмета.

Структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам. Здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего за­дания, объяснение нового материала, самостоятельная работа уча-

 

щихся, закрепление пройденного и подведение итогов. Все эти эле­менты урока имеют место во всех классах, но в различные годы обу­чения, да и в течение одного и того же года, количество времени, от­водимое на тот или другой элемент урока, может меняться. Уроки не должны быть однообразными. На уроках изобразитель­ного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию. На уроках рисова­ния с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью; на заняти­ях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шриф­ты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами ху­дожественного конструирования; на уроках — беседах об искусстве они узнают о замечательных произведениях архитектуры, скульпту­ры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

При организации любого урока, будь то рисование с натуры, бесе­да, декоративное или тематическое рисование, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие части:

1. Организация занятий. Сюда входит: установление в классе долж- ной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале (список отсутствующих староста или дежурный готовит заранее, что дает возможность ускорить проверку), настрой на учебную работу.

Рабочее место должно быть заранее подготовлено, натура и все не­обходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу урока. Для организации этого надо активно привле­кать дежурных учеников.

Серьезное значение в методике преподавания рисования в началь­ных классах имеет правильная организация рабочего места учащего-


ся. Учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном поряд­ке, а после работы убирать и хранить в специальном месте. В некото­рых школах в кабинетах рисования имеются специальные шкафы, где хранятся рисовальные принадлежности и альбомы учащихся. Пе­ред началом урока дежурные раскладывают по партам карандаши, краски и тетради, разливают в баночки воду для работы красками. Для слива грязной воды имеется в углу ведро, и ученик во время уро­ка имеет возможность сменить воду.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяс­нить, как эти ошибки выправить. При проверке домашнего задания ученики раскладывают на партах свои работы, а педагог, обходя ря­ды, просматривает рисунки, делает замечания, отбирает хорошие и плохие работы для показа классу. Оценка законченных домашних работ заносится в классный журнал.

2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстри-рует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики по­нимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

При раскрытии принципов построения изображения учителю не­обходимо словесное объяснение обязательно иллюстрировать рисун­ком на классной доске или на специальном планшете, листе бумаги. Доводить рисунок до мелких подробностей нет необходимости. Его цель заключается в том, чтобы помочь детям справиться с наиболее трудными для них задачами, указать им правильный путь Построения основной (большой) формы предмета. Учащиеся начальных классов легко могут увлечься деталями, которые будет воспроизводить на до­ске учитель, и это не поможет, а лишь помешает достижению той це­ли, которую учитель ставил перед классом.

Показывая на доске последовательность выполнения рисунка, мы идем, как уже говорилось, от схематического к более детальному изо-бражению предмета. Без известной схематизации ученик не может обойтись на начальном этапе построения рисунка. Это, например, включение листа клёна в многоугольную геометрическую фигуру, бабочки — в трапецию, проведение горизонтальных и вертикальных осевых линий и т. д. Все эти вспомогательные линии построения да­ют возможность правильно начать и вести работу над изображением.

Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися, а натура многими из них будет про­сто забыта.


В первом классе в начале занятий нужно объяснить ученику пра­вила посадки, правила пользования карандашом и резинкой, а также показать правильное положение альбома и листа бумаги.

Поворачивать рисунок во время работы нельзя. Когда рисунок ле­жит перед учеником прямо, руководителю легче объяснить, а ученику понять правильное направление прямой (вертикаль, горизонталь).

Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.

Особое внимание вначале следует обращать на свободное движе­ние кисти руки. Развитие свободного движения руки играет большую роль не только в приобретении навыка рисования, но и в написании букв и цифр.

Следует также иметь в виду, что нередко учащиеся пользуются на уроках рисования линейками, коробочками от карандашей, пенала­ми для проведения ровной линии. Необходимо объяснить им, что на уроках рисования эти принадлежности не должны иметь примене­ния, все линии проводятся на глаз, от руки.

3. Самостоятельная работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внима­тельно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные поясне­ния, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Многие учащиеся, несмотря на предварительные объяснения пре­подавателя, склонны делать очень мелкие рисунки. В таком случае учитель вторично напоминает о том, как следует компоновать изоб­ражение на листе бумаги, а некоторым подсказывает, как лучше рас­положить рисунок на листе, как положить лист — в длину или в ши­рину (это зависит от формы рисуемого предмета).

Следует чаще указывать на допущенные ошибки. Работа с отдельны­ми учениками имеет исключительное значение для предупреждения неуспеваемости. Педагогу необходимо постоянно учитывать неодно­родность состава учащихся: среди них всегда есть более и менее способ­ные, более и менее развитые; одни ученики сразу понимают, что от них требуется, а другим нужны дополнительные индивидуальные разъясне­ния. Чтобы весь класс усваивал материал равномерно, необходимо бо­лее внимательно относиться к отстающим, следить за их работой, все­лять в них чувство бодрости и уверенности в своих способностях.

В то же время учитель не должен быть снисходительным к плохим и слабым работам своих учеников. Педагог должен требовать, чтобы рисунки выполнялись старательно, без лишней спешки и не в ущерб качеству изображения.


Как правило, дети младшего возраста очень быстро рисуют. Толь­ко учитель закончил объяснение, как учащиеся уже показывают вы­полненный рисунок. Такая быстрота выполнения объясняется тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий, а работу выполняют по первому впечатлению, бессистемно. Здесь учителю необходимо серьезное внимание обратить на методическую последовательность построения изображения. Обычно дети намеча­ют изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими и очень черными, которые нельзя стереть резинкой. Вместо того чтобы вначале еле-еле прикасаться карандашом к бумаге, они сразу с силой давят на карандаш и тем самым лишают себя возможности вносить исправления в рисунок.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть ре­зультаты действий отдельных учащихся.

4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а так же слабые рисунки и пока­зывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостат­ки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чут­кое отношение к нему.

По окончании урока учитель собирает все работы, чтобы дома про­верить их и на каждой поставить оценку. Класс приводится в поря­док: дежурные выносят ведро с водой, если работали акварельными

красками, парты вытираются тряпкой и т. д.

I

Для лучшей организации и проведения занятий, как мы уже гово­рили, надо предварительно составить план-конспект урока. При со­ставлении плана-конспекта следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено: 1) вид занятий; 2) тема урока; 3) цель урока; 4) оборудование: а) для учителя, б) для уча­щихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока: а) ор­ганизационная часть, б) объяснение нового материала, в) самостоя­тельная работа учащихся, г) завершение урока и задание на дом; 7) список использованной литературы.

Рассмотрим подробнее данную структуру и ее использование при составлении плана-конспекта урока.

1. Вид занятий. Прежде всего мы указываем в конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок: рисованию с натуры (рисунку или живописи), декоративному, тематическому рисованию или бесе­де об искусстве.


Если работа предстоит очень сложная, например рисунок гипсо­вой вазы в шестом классе, то можно запланировать несколько уро­ков, но не более двух, так как часы на уроки рисования в школе край­не ограничены.

2. Тема занятий. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры — "Рисунок гипсовой вазы", по живописи — "Натюрморт из предметов быта", по декоративному ри­сованию — "Составление узора в круге", по тематическому рисова­нию — "Осень в лесу", по беседам об искусстве — "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. Цель урока. После того как были указаны вид и тема занятий, не­обходимо раскрыть образовательные и воспитательные задачи урока, диктуемые учебной программой.

Продолжим описание конспекта, опираясь на вышеприведенные примеры.

По темам "Рисунок гипсовой вазы" и "Натюрморт из предметов быта" наша цель — учить детей изображать предметы сложной фор­мы, понимать особенности конструктивного строения формы, раз­вивать пространственное и образное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка и живописи.

По теме "Составление узора в круге" мы ставим целью развить творческие способности и художественный вкус учащихся, ознако­мить их с элементарными законами композиции и образцами народ­ного творчества, приобщить к декоративно-прикладному искусству, показать роль искусства в жизни людей.

По теме "Осень в лесу" наша цель — учить детей видеть прекрас­ное в окружающей жизни, воспитывать у них любовь к родной при­роде, приобщать их к реалистическому искусству, учить понимать достоинства метода реалистического искусства, расширять их позна­ния в области композиции и цветоведения.

По теме "Виды и жанры изобразительного искусства" наша цель — раскрыть перед учащимися богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, познакомить их с выдающимися произ­ведениями, учить любить и понимать искусство, повысить эстетиче­скую культуру школьников.

4. Оборудование. Продолжая придерживаться наших примеров, пе­речислим оборудование, которое должно быть подготовлено к урокам.

Для учителя. По первой теме урока: три гипсовые вазы, три натур­ных столика, три драпировки для фонов, которые будут повешены за вазой; таблицы, раскрывающие методическую последовательность работы над рисунком. В конспекте можно наметить и схему располо­жения натурных постановок в классе.


По живописи: три комплекта предметов домашнего обихода, три светлые драпировки для фона, таблицы методической последова­тельности работы над натюрмортом.

По теме "Узор в круге": таблицы с образцами народных узоров, предметы декоративно-прикладного искусства, планшеты с засу­шенными цветами и листьями, классная доска, на которой намечены композиционные схемы, мел.

По четвертой теме: проекционная аппаратура, диапозитивы или слайды, экран, указка. В качестве подсобного материала, когда у учи­теля нет достаточного количества диапозитивов, — репродукции, об­разцы декоративно-прикладного искусства.

Оборудование для учащихся по первому уроку — "Рисунок вазы": альбом или плотный лист бумаги, карандаши, резинка; для урока жи­вописи: альбом, акварельные краски, банки с водой, кисти, тряпоч­ка. По второй и третьей темам оборудование такое же, как и для жи­вописи. По четвертой теме — тетради, ручки.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудо­вание урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо.

Прежде всего надо продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости ди­дактический материал.

Часто приходится занимать классную доску репродукциями, таб­лицами методической последовательности построения изображения и тут же давать педагогический рисунок. Иногда оказывается возмож­ным убрать таблицу или репродукцию, освободив место для построе­ния рисунка на классной доске, а иногда этого сделать нельзя. В таком случае учителю надо заранее предусмотреть на классной доске чистое поле для мелового рисунка и так композиционно разместить все на классной доске, чтобы одно не мешало другому, а дополняло его.

Когда же учитель предполагает полностью использовать классную доску под педагогический рисунок, нужно заранее продумать компо­зицию: где разместить основной рисунок и где вспомогательные, ка­кого размера должен быть основной рисунок и какого пояснитель­ные, как все это будет выглядеть издали. Особое внимание надо уде­лить пояснительным рисункам, например показу "закономерностей построения изображения круга в перспективе (рис. 104), выражения в рисунке конструкции формы, правил передачи объема предмета средствами светотени. Начинающие педагоги, как правило, дают ри­сунок очень маленького размера, и с задних парт он плохо различим, вспомогательные линии построения не видны, а следовательно, объ­яснения учителя не подкрепляются наглядным изображением.


104. Перспектива круга.

Все эти моменты надо заранее предусмотреть в конспекте урока и сделать для себя ряд эскизов композиционного использования классной доски.

Обратим внимание еще на один момент — на эмоциональную си­лу воздействия педагогического рисунка. Когда учитель быстро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их вос­хищает мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но и повышает интерес: к искусству. Чтобы добиться такого эффекта, можно воспользоваться следующим методом: подготавливая класс­ную доску к уроку, учитель намечает точками габариты и пропорции будущего изображения, а затем, уже во время урока, по этим ориен­тирам быстро воспроизводит рисунок. Можно наметить и осевые ли­нии, вокруг которых потом будет возникать изображение.

Особенно тщательная подготовка классной доски требуется перед уроками, связанными с занятиями по композиции, где нужны очень убедительные и выразительные рисунки, схемы композиционного построения, богатство композиционных вариантов.

В общеобразовательной школе, где дети еще не подготовлены к са­мостоятельной творческой работе, учителю надо с особой тщатель­ностью продумывать каждый этап урока, и классная доска является здесь незаменимым подспорьем.

6. План и ход урока. Для лучшей организации и проведения занятий по изобразительному искусству в конспекте надо раскрыть содержа­ние урока. Содержание дается в виде методической записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он бу­дет изложен и как распределится учебное время. В плане-конспекте урока мы делаем примерно следующую запись:

План урока

1. Организационная часть — 2—3 мин.

2. Сообщение новых знаний — 8—10 мин.


3. Практическая работа учащихся — 25—30 мин.

4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин.

5. Завершение урока — 2—3 мин.

Затем излагается ход урока, где учитель дает необходимые форму­лировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последователь­ность изложений учебного материала, приемы использования на­глядных пособий.

Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя явля­ется элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее из­лагать методику работы с классом.

Если учитель желает использовать высказывания выдающихся де­ятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу. Например, на уроке, посвященном рисова­нию гипсовой вазы, педагог решил еще раз напомнить учащимся, как надо работать, рисуя с натуры. На предыдущем уроке он этому вопросу уделил довольно много внимания и, не желая на этот раз по­вторять те же слова, счел уместным привести высказывание П. П. Чистякова. В конспекте он записывает:

О работе с натуры П. П. Чистяков писал: "Рисуя, развивай чувство формы, проверяй на рисунке, насколько ты ее понял и осознал, для этого необходи­мо смотреть больше на натуру и поменьше на свой рисунок. Все время срав­нивай натуру с рисунком и старайся добиться портретного с ней сходства. Приступая к работе, сначала подумай о задаче, которую ты должен решить. Прежде всего расположи фигуру на бумаге и затем приступай к ее построе­нию. Построить — это значит взять правильно пропорции и поставить фигу­ру". (П. П. Чистяков. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., 1953.

С



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.