Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет успеваемости школьников 2 страница




Иногда обстоятельства складываются так, что учителю надо в кор­не перестраивать урок. Это может озадачить его, привести к полной растерянности. Однако безвыходных положений не бывает, и сры­вать или менять урок в таких случаях не следует. Если учитель сам не сможет сразу перестроиться, ему обязательно помогут ученики, — он это почувствует в процессе работы с ними.

В период педагогической практики студенты будут открывать для себя много нового и необычного, находить интересные, оригиналь­ные приемы работы. Иногда будет казаться, что эти находки никогда не забудутся, но пройдет время — и их уже не вспомнить. Поэтому в своем дневнике студенту и начинающему учителю необходимо по­стоянно фиксировать то, что он считает интересным. Эти записи по­служат хорошим подспорьем в дальнейшей работе.


Большое значение в правильной постановке преподавания изоб­разительного искусства в школе имеют хорошо налаженный учет знаний и оценка достигнутых учащимися навыков. Систематичес­кий учет и оценка знаний повышают дисциплину и успеваемость, способствуют серьезному отношению к рисованию.

Повседневный текущий учет дает учителю возможность своевре­менно выявить слабых, отстающих учеников, изучить причины их отставания и организовать им помощь.

Как правило, урок должен начинаться с повторения пройденного материала, который необходим для понимания новой задачи. Учи­тель совершает большую методическую ошибку, если он сам будет каждый раз напоминать классу изученный материал. Перед началом объяснения нового материала педагогу следует поставить перед клас­сом ряд вопросов, относящихся к пройденному, вызвать двух-трех учеников для ответа и таким образом во вводной части урока устано­вить логическую связь предыдущего урока с настоящим, проверив таким образом знания некоторых учеников. Все это поможет учени­кам правильно понять новую задачу и успешно ее решить.

Некоторые преподаватели рисования не ведут текущего учета. Школьник закончил классную работу и, естественно, желает знать, как оценит ее учитель. А учитель даже не собрал рисунки для провер­ки в конце урока. Конечно, в дальнейшем он не может рассчитывать на внимательное отношение учащихся к занятиям. В результате та­кие учителя жалуются, что дети несерьезно относятся к урокам, не любят рисовать, небрежно выполняют задания.

Подчеркиваем, что каждый рисунок должен быть оценен, каждый ученик должен получить оценку за любую свою работу. Необходимо всемерно поддерживать любовь к рисованию, а этому в немалой сте­пени содействует своевременная оценка работы. При нормальной постановке учебно-воспитательной работы все дети охотно и с любо­вью рисуют. Отношение их к урокам рисования зависит в первую очередь от учителя. Небрежность со стороны учителя сразу оказыва­ет свое отрицательное воздействие на дальнейший ход занятий.

Например, в конце октября учитель дал задание по декоративному рисованию в пятом классе: составить эскиз стенгазеты к празднику Великого Октября. Работу начали вместе с педагогом, но закончить ее дети должны были дома, в праздничные дни. После каникул пре­подаватель снова встретился с детьми и даже не вспомнил о заданной на дом работе. Тема нового задания — рисование с натуры. Урок про-


ходит плохо. Дети слушают невнимательно, многие начинают откры­вать свои альбомы и рассматривать выполненные ими эскизы стен­газеты. Ребятам не терпится узнать, как же они справились с работой, у кого лучше получилось. Они с нетерпением ждут, что скажет учи­тель. А учитель в это время безуспешно старается сосредоточить их внимание на новой теме.

В данном случае преподаватель должен был в начале урока быстро просмотреть законченные дома работы, отметить наиболее удачные из них и сказать, что оценки за эту работу он выставит после уроков, для чего соберет тетради, а сейчас начнет объяснять новую тему. Тог­да ребята знали бы, что учитель внимательно следит за их работой, и у них не появилось бы охлаждения к последующим урокам.

Оценка работ должна проводиться систематически и фиксировать­ся в классном журнале. Журнал состоит из двух частей: в первой запи­сываются данные о посещаемости и успеваемости учащихся (т. е. да­ется характеристика их работы); во второй части отмечается тема и со­держание урока и задание на дом (т. е. характеристика работы учите­ля). При сопоставлении записей в первой и второй частях журнала легко установить, за что ученик получил данную оценку, а также и то, какую тему он пропустил и, следовательно, не усвоил.

Как вы помните из курса педагогики, существуют четыре вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный учет педагог обычно ведет при получении нового класса, когда надо выяснить, каковы уровень знаний и навыков, сте­пень подготовки по рисованию у каждого ученика. Например, к учи­телю четвертого класса пришли дети из начальной школы, где они три года занимались изобразительным искусством. Но по уровню их на­выков сразу видно, что задания по программе четвертого класса им не под силу. Необходимо выяснить, что дети знают из области наблюда­тельной перспективы, цветоведения, композиции и т. д. Такой пред­варительный учет даст возможность методически правильно строить учебный процесс, основываясь на реальном представлении о подго­товленности школьников.

Текущий учет проводится в процессе учебной работы. Возможны два вида текущего учета: непосредственно после выполнения зада­ния и во время изложения материала. Например: педагог объясняет методическую последовательность построения изображения на пло­скости. В процессе объяснения он задает вопрос: "Что называется линией горизонта?" Ученик дает четкий, обстоятельный ответ. Учи­тель говорит, что за ответ он ставит пятерку, и заносит эту оценку в классный журнал.


Другой пример. На занятиях декоративным рисованием препода­ватель отмечает работу ученика, которая хорошо скомпонована и ре­шена в цвете, но слаба по технике исполнения. Это естественно: уче­ник еще не приобрел опыта, и учитель не только демонстрирует дан­ную работу перед классом, но и отмечает успехи ученика в журнале оценкой "хорошо".

К сожалению, текущий учет не всегда и не во всех школах ведется с должным вниманием. Приходится встречать журналы, где у многих учеников в течение почти целой четверти не проставлено ни одной отметки по рисованию. Только в конце четверти появилась одна или, в лучшем случае, две отметки. Несомненно, что на основании одной или двух отметок нельзя правильно судить об успеваемости ученика.

Иногда в качестве поощрения можно несколько повысить отдель­ную отметку, учитывая трудолюбие и успехи ученика, конечно, по­ставив в известность об этом и его и весь класс; иногда, наоборот, по­низить, если заметны спад и небрежное отношение к работе.

Некоторые учителя этого не делают. Они считают, что выделять кого-то из учеников не следует, требовать от всех знания правил и за­конов реалистического искусства не надо, иначе у части учеников пропадет желание заниматься искусством. Они стараются свести уроки рисования к игре и таким путем привить любовь к изобрази­тельной деятельности. Это ложная точка зрения, свидетельствующая об одностороннем подходе к делу, ведущем к отрыву воспитания от образования. Заинтересовать детей искусством можно и серьезным подходом к делу. Например, на уроках рисования с натуры важно привить детям любовь к внимательному наблюдению закономернос­тей строения форм природы, научить их открывать для себя в увиден­ном новое, до сих пор неизвестное. Все это делает процесс рисования интересным и увлекательным для учащихся.

Навыки и знания, приобретенные учащимися в период обучения, не являются бессмысленными, механическими, а составляют единое целое в общей системе всестороннего образования и воспитания в школе. Об общеобразовательном значении рисования мы уже много писали. Следовательно, знания и навыки в изобразительной деятель­ности должны оцениваться так же, как и по другим учебным предме­там — физике, математике, химии и т. п.

Текущий учет знаний и навыков можно проводить и совместно с учениками, привлекая их к просмотру и оценке работ своих товари­щей. Здесь учитель должен стремиться привлекать к участию в разбо­ре рисунков возможно большее число учеников. Добиться этого можно путем постановки целого ряда вопросов, которые будут опре­деленным образом направлять внимание учащихся на те общие зада­чи, которые решал весь класс.


Оценивая качество работ учащихся по пятибалльной системе, на­до иметь в виду, что в первом классе в первой четверти работы уча­щихся не следует оценивать баллом 2, 3, 4 и 5, так как они только на­чинают учиться. Здесь лучше всего ограничиваться только беседой с учащимися.

При работе в начальной школе хорошей формой учета знаний яв­ляется вопросно-ответная форма, причем вопросы, направляющие внимание учащихся на анализ рисунка, ставятся в той же последова­тельности, в какой проводилась работа над изображением, а каждый этап требовал новых знаний.

Только правильно поставленный текущий учет дает возможность систематически следить за работой учащихся.

Периодический, или четвертной, учет — оценка успеваемости за данную четверть путем выведения общей оценки за выполненные в это время работы ученика.

Общая оценка выводится на основании всего комплекса работ уче­ника — не только учебных, но и внеклассных. К сожалению, это не всегда делается: оценка успеваемости часто проводится формально. При таком формальном отношении учитель выводит общую отметку на основании только тех отметок, которые имеются в журнале, забы­вая при этом, что несколько его учеников хорошо оформили стенга­зету, принимали участие в оформлении школьного помещения к пра­здникам, сделали большие успехи, занимаясь в изокружке. Для объ­ективно правильной оценки за четверть надо учитывать все это.

Как уже говорилось, педагогическая работа очень сложна и много­гранна, она приносит учителю много радостей, но иногда и большие огорчения. Периодический учет знаний и навыков учащихся часто бывает причиной таких горестных переживаний. В такие минуты учи­тель начинает корить себя и считать себя неспособным к педагогиче­ской деятельности. Однако в действительности этот учитель является прекрасным педагогом и все его действия правильны. Приведем при­мер. Ученик С. искренне полюбил уроки рисования, внимательно слушал учителя и дома упорно совершенствовался в приобретенных в школе знаниях и навыках. В классе же этот ученик особой активнос­ти не проявлял, держался очень скромно, своих способностей не рас­крывал, и его рисунки учитель всегда оценивал удовлетворительными отметками. Так продолжалось три четверти. В начале четвертой, на конкурсной выставке детских работ, ученик С. был удостоен первой премии и о нем заговорили как об очень талантливом мальчике с большим будущим. Учитель, которому ученик был всем обязан, стал укорять себя за то, что не сумел увидеть таланта своего ученика, и пришел к ложному выводу, будто бы он плохой учитель.


Подобных переживаний в жизни учителя бывает немало. Это не должно обескураживать начинающего педагога. Даже в период педа­гогической практики студент может столкнуться с таким явлением. Все это лишний раз доказывает, как важен периодический учет в пе­дагогической работе учителя.

Итоговый учет — это оценка работы школьника за год. Выводя го­довую оценку, преподаватель должен быть особенно внимательным. Здесь нельзя исходить из среднеарифметических данных. Иногда го­довая отметка может не сходиться со средними данными классного журнала. Например, в первой четверти ученик имел только плохие отметки, во второй стали появляться посредственные — ученик за­интересовался изобразительным искусством; начиная с третьей чет­верти он стал делать поразительные успехи, и в последней четверти у него были только пятерки. Без всякого сомнения, этому ученику можно смело ставить пятерку как годовую оценку.

Бывает наоборот. С первых дней ученик показал себя прилежным. Он внимательно слушал объяснения, старательно выполнял рисун­ки. Преподаватель все полугодие ставил ему пятерки. Во втором по­лугодии ученик по-прежнему был старателен, но особых успехов не делал. В журнале стали появляться четверки. К концу года учитель окончательно убедился, что у этого школьника нет способностей к рисованию. В таком случае, несмотря на трудолюбие и прилежание, отличная оценка не может быть поставлена, так как она дезориенти­рует остальных учащихся.

Необоснованное завышение оценок по рисованию недопустимо: этим роняется уважение не только к учителю, но и к самому предме­ту рисования, не менее важному для формирования личности учаще­гося, чем другие общеобразовательные предметы. Годовая отметка — это не только оценка за прилежание, но и характеристика всех успе­хов ученика.

Оценка каждой работы должна быть объективной. Мы часто оце­ниваем не успехи школьника, не то, как он усвоил правила и законы изобразительного искусства, а его способности. Сравнивая рисунки учеников, часто следим не за грамотностью, не за тем, как выполне­ны те требования, которые предъявлял к работе педагог, а только за выразительностью рисунка, за тем, насколько один рисунок эффект­нее другого. Конечно, полностью отбрасывать эти моменты нельзя, но нельзя их и класть в основу оценки работ учащихся.

Для объективной оценки, помимо частных требований учителя (специальных заданий на усвоение правил перспективы, конструк­тивного построения, композиции и т. д.), необходимо выработать определенный критерий и систему оценки. Такая система объектив-


ной оценки должна вытекать из самой структуры рисунка, из тех ос­новных требований, которые учитель предъявляет обычно к своим ученикам, и той методики построения изображения, которой при­держиваются и педагог, и его ученики. Сюда должны входить и гра­мотность, и выразительность детского рисунка '. Такая система мо­жет быть выражена в последовательных этапах оценки рисунка.

1. Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выра­жены общая идея и содержание.

2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности (если работа велась с натуры или на основе натурных зарисовок в тематической композиции) или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное (в стилизованном рисунке, в декоративных изображениях).

Сюда же можно подключить оценку передачи пропорций, так как характер формы тесно связан с пропорциями предмета, с пропорци­ональным отношением частей к целому. Здесь мы опять-таки прове­ряем качество передачи индивидуальных черт предмета.

3. Качество конструктивного построения: как выражена конструк­тивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой (как говорят художники, "не разваливается ли форма").

4. Перспектива: как усвоил ученик правила перспективы, как он ими пользуется при построении изображения, как переданы явления линейной и воздушной перспективы.

5. Передача объема: как использует ученик изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема предметов, как усвоены законы светотени, как переданы свет, тень, полутень, ре­флекс на предметах, какова объемно-пластическая выразитель­ность изображения.

6. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова вы­разительность линии, штриха, мазка.

7. Общее впечатление от работы. Возможности (способности) уче­ника, его успехи, его вкус.

Из всех этих компонентов и складывается общая оценка работы школьника.

' О критериях оценки и отбора лучших детских работ хорошо сказано в статье Б. П. Юсова "Как создается выставка детского художественного творчества ", — см. сборник докладов Научно-методического совещания по изобразительному творчеству детей "Творчество юных"(М., 1973. С. 53—66).


ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА

Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто прихо­дится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие меро­приятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапо­зитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, ор­ганизация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.

Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти за­дачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серь­езной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творче­скую инициативу.

Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных заняти­ях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, на­правляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эсте­тическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети про­должали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изо­бражения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, зна­ния законов цветоведения.

Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусст­во не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей ин­терес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и тво­рить по законам красоты.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо за­ранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Вне­классная работа преподавателя рисования согласовывается с класс­ным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.

Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными. Для примера приведем план для учащихся перво­го—шестого классов на 1-ю четверть учебного года.


План внеклассных и внешкольных мероприятий на 1-ю четверть___________ учебного года ______ Школа N___________района Москвы ______ _ Учитель по изобразительному искусству___________

Дни и часы   Наименование мероприятий   Цели и задачи   Классы  
5/IХ, 12/IХ, 19/1Х, 26/1Х с 13 до 15 ч   Изокружок. Занятия ри­сунком и живописью   Развитие умения строить изображение согласно зако­нам перспективы, цветове-   1У-У1  
        дения      
15/1Хв13ч   Доклад ученика на тему "Леонардо да Винчи"   Знакомство с творчеством великого итальянского ху-   VI  
        дожника      
23/1Х в 14 ч   Экскурсия в Дом-музей В. М. Васнецова   Знакомство с жизнью и творчеством В. М. Васнецо-   1У-У1  
        ва      
30/1Хс13 до 16ч   Поездка в Сокольники   Обучение пленэрным зари­совкам   VI  
ЗX, 10/Х 17/Хс13 до 15ч   Факультативный курс по декоративному ис­кусству   Знакомство с техникой че­канки по металлу   У11-Х  
7/Хв18ч   Беседа на тему "Натюр-   Знакомство с выдающимися   1У-V  
    морт"   произведениями живописи      
14/Хв18ч   Встреча с выдающимся деятелем отечественно­го изобразительного ис-   Знакомство с особенностя­ми творческой работы неко­торых современных худож-   Все желаю­щие  
    кусства   ников      
28/Х   Организация выставки летних работ учащихся   Показ успехов учащихся и привлечение к работе в   1-У1  
        кружке новых членов      
30/Х в 14 ч   Просмотр кинофильма "Суриков"   Знакомство с жизнью и дея­тельностью художника   Все желаю­щие  
4/Х1   Оформление помеще­ния к празднику   Развитие навыков оформи­тельской работы   V— VI, V11-Х  

Итак, внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят уча­щихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.

Рассмотрим виды внеклассной и внешкольной работы более подробно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.