Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доклады




ЛЕКЦИИ

БЕСЕДЫ

Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили жела­ние получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы пол­ностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организу­ется по инициативе школьников, второй — по инициативе педагога.

Например, учитель проводит урок по теме "Ознакомление с от­дельными произведениями искусства эпохи Возрождения" (один час). Согласно требованиям программы он показал четыре репродук-


г

ции произведений великих художников и при этом упомянул, что Микеланджело был не только скульптором, но и живописцем и архи­тектором. Ребята заинтересовались и попросили рассказать об этом художнике более подробно. Если учитель хорошо подготовлен и име­ет достаточный иллюстративный материал, то он может остаться по­сле уроков в этот же день и провести беседу с желающими (предвари­тельно согласовав это с классным руководителем). Если же препода­вателю нужно подготовиться к беседе и он не имеет под рукой необ­ходимого иллюстративного материала, то он договаривается с уча­щимися о дне, когда можно будет провести эту беседу.

Другой пример. Учитель, проводя урок по теме "Ознакомление с отдельными произведениями зарубежной живописи XVII—XIX ве­ков", несмотря на составленный план и конспект урока, так увлекся рассказом о творчестве Рембрандта и увлек ребят, что не успел пол­ностью охватить подготовленный материал. Заканчивая урок, он го­ворит, что не хватило времени подробнее рассказать о других худож­никах и он хотел бы продолжить беседу о них после уроков (в тот день, когда это не мешает другим школьным мероприятиям). Обыч­но в таких случаях все учащиеся с охотой остаются прослушать окон­чание заинтересовавшей их беседы.

Методика проведения бесед по изобразительному искусству стро­ится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников при­влечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания.

Проводя беседы, учитель выясняет, что в произведениях искусства нравится детям, а что не нравится и почему. Это дает ему возмож­ность направлять эстетическое развитие детей, останавливаться бо­лее подробно на том, чего дети не понимают, в чем они плохо разби­раются. Очень важно продумать порядок вопросов и по возможности предугадать ответы на них, чтобы умело направить беседу в нужную сторону.

Нередко, проводя беседы об искусстве, учитель анализирует с уче­никами произведения лишь с точки зрения раскрытия их идейно-сюжетного содержания, забывая рассказать о художественных досто­инствах картины, скульптуры, образца декоративно-прикладного искусства. Во время беседы, анализируя вместе с учениками ту или иную картину, учителю следует раскрыть значение использования художником законов перспективы (высокий, низкий горизонт), их влияние на построение всей композиции, на цветовое решение.


 

 


Большое значение в методике проведения бесед об искусстве име­ет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматривае­мом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тог­да, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком.

Ошибка начинающего педагога состоит обычно в том, что он на­чинает урок с изложения основного материала. Например, на вне­классных занятиях в четвертом классе учитель решил познакомить более подробно ребят с творчеством В. М. Васнецова. Свой рассказ он начал с сообщения биографических данных о художнике. Все как будто правильно, но завоевать внимание детей этими сведениями он не смог. Давать такой материал надо, но не в начале урока. Это луч­ше сделать тогда, когда внимание детей уже достаточно возбуждено. Такую беседу можно было начать так: "В детстве я очень любил слу­шать сказки про Кащея Бессмертного, царевну Несмеяну, спящую царевну и с большим интересом рассматривал иллюстрации к этим сказкам. В дальнейшем я увидел и картины на тему этих сказок, ко­торые выполнил художник В. М. Васнецов..." Такое начало сразу привлечет внимание детей, и учителю уже будет легко перейти к из­ложению того материала, который он хотел дать.

Другой пример. На внеклассных занятиях учитель решил провести беседу с учащимися шестого класса о творчестве И. Е. Репина. Подо­брал интересный иллюстративный материал, хорошо подготовился к беседе, но излагать материал начал формально. В результате беседы не получилось, учащиеся пассивно слушали, высказываться не реша­лись, хотя учитель все время задавал вопросы и просил выступить.

Беседа должна проходить так, чтобы внимание не ослабевало до конца занятий. А это во многом зависит от того, сумел ли учитель за­интересовать учащихся с самого начала. Если педагог начнет с био­графических сведений о художнике, то он рискует уже в самом нача­ле наскучить ребятам. Беседу можно начать так: "Ребята, обычно мы проходим мимо, не замечая красоты природы, красивых поступков людей, равнодушно смотрим на предметы и окружающих нас людей. Художник же всегда замечает красивое в жизни, он не может быть равнодушным и к безобразному, он не только умеет это подметить, но и передать свои чувства в картинах, чтобы и мы на это обратили свое внимание. Более того, хороший художник своими картинами заставляет нас переживать: при несправедливости мы негодуем и возмущаемся ("Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Арест пропаганди­ста"), хорошему радуемся (портрет Л. Н. Толстого, "Садко"), весело­му смеемся ("Запорожцы"), великим гордимся. Таким художником и был И. Е. Репин". Далее следует переход к основному материалу.


В средней общеобразовательной школе лекционный метод обыч­но применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть ис­пользована и в среднем звене (четвертый — шестой классы). В этом случае лекция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с не­большими паузами, которые заполняются собеседованием.

Лекции могут проводиться как самим учителем, так и приглашен­ным специалистом — искусствоведом, художником, архитектором и т. д. Если учитель имеет возможность пригласить опытного специа­листа, то он должен заранее оповестить учащихся о предстоящей лекции, вывесить объявление с указанием места, дня и часа. Поме­щение, в котором будет читаться лекция, должно быть тщательно подготовленным. Нужно предусмотреть все до мелочей: место для лектора, проекционный фонарь, указку и т. д.

Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о техни­ке и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чекан­ке по металлу).

В школьной практике лекции чаще всего посвящаются следую­щим темам:

Роль и значение искусства в жизни людей. Выдающиеся мастера (русско­го, зарубежного) искусства. Великие мастера живописи. Искусство портрета (живопись, графика, скульптура). Работа художника над картиной. Времена года в пейзажной живописи. Искусство и быт. Искусство мозаики в школь­ных условиях. Художественная керамика в жизни детей. О линогравюре. Ис­кусство резьбы по дереву. Поговорим о чеканке по металлу. Что такое техни­ческая эстетика? Техника и технология акварельной живописи.

Лекцию можно организовать и провести в крупнейших музеях на­шей страны. Например, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Государственной Третьяков­ской галерее (Москва), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Русском музее (Санкт-Петербург) имеются специальные школьные секторы и лек­тории для учащихся. Лекции читают научные сотрудники музеев.


Доклады, как правило, делают сами учащиеся. В качестве доклад­чиков педагог выделяет наиболее способных и развитых учеников. Темы подбираются в соответствии с учебной программой и юбилей­ными датами, а также с учетом специальных задач кружковой работы.

Тема для предстоящего доклада вручается школьнику недели за две. Первую неделю он разрабатывает план, знакомится с литерату­рой по данному вопросу, подбирает необходимый иллюстративный материал. В течение первой недели нужно проверить, как ученик го­товится к докладу, подсказать, как лучше развить тему, какими мате­риалами ее дополнить, на чем сделать акцент. Вторая неделя отво­дится для написания доклада. Одновременно с докладчиком готовят­ся и остальные учащиеся. Они могут выступить в назначенный день и в качестве содокладчиков, и как оппоненты.

Доклады можно проводить либо в определенном классе после уро­ка, на котором затрагивалась тема доклада, либо в изокружке, где эта тема была предметом обсуждения.

Вначале учитель говорит о том, что после выступления докладчика каждый может высказать свое мнение о докладе или сделать допол­нения. Это активизирует внимание учащихся. Время, отводимое на доклад вместе с обсуждением, не должно превышать обычного урока — 45 минут. Сам доклад занимает минут 20—25.

Доклады по изобразительному искусству, как правило, сопровож­даются иллюстративным материалом. Поэтому учителю следует при­крепить к докладчику ассистента, который будет помогать ему рабо­тать с иллюстративным материалом.

Темы для докладов подбираются не очень сложные, а главное — требования к докладу школьника не должны превышать его возмож­ностей. Приводим перечень некоторых тем:

Творчество Н. А. Андреева. Скульптор Е. В. Вучетич. Архитектор А. В. Щусев. Тема спорта в изобразительном искусстве. М. В. Васнецов — художник былинно-сказочного жанра. Как я работал над линогравюрами. Русское народное искусство. Выдающийся художник-пейзажист Ф. А. Ва­сильев. Что я узнал о шрифтах (о керамике). Выдающиеся художники — иллюстраторы детских книг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.