КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность спроса и факторы его определяющие
ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ТЕОРИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 3.1. Сущность спроса и факторы его определяющие 3.2. Сущность предложения и факторы его определяющие 3.3. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. 3.4. Эластичность спроса и предложения
Важнейшими инструментами рыночной экономики являются спрос и предложение. В экономической теории спросом (D) называется количество товаров и услуг (Q), которое потребители хотят и могут приобрести при данном уровне цен (Р) в определенный промежуток времени. Каждый может убедиться в том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено больше единиц этого товара. Рыночный спрос на какой либо товар представляет собой суммарный спрос всех потребителей на этот товар. Действует закон спроса: При прочих равных условиях при повышении цены на какой либо товар величина спроса на него падает, и наоборот. D = f (Р) < 0. Между ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь прослеживается на рис. 1 и называется кривой спроса.
Рисунок 3.1 - Кривая спроса Количество и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает от Р1 до Р2 , количество возрастает от Q1 до Q2 и наоборот, когда цена возрастает, количество уменьшается Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода показывает как при изменении цен на товары изменяется реальный доход потребителя и его спрос.При повышении реального дохода люди отказываются от товаров для бедных: одежды «сэконд-хэнд», дешёвых макарон, варёных колбас и т.д. В то же время они увеличивают потребление бытовой техники, модной одежды, деликатесов и т.п. При снижении цены на мясо в 2 раза, на свой постоянный доход можно купить его в два раза больше. Если сохранить потребление мяса на прежнем уровне, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительные товары. Понижение цены товара позволило расширить объём спроса. В этом заключается смысл эффекта дохода. Эффект замещения возникает если цена какого-либо товара повышается, потребитель будет стараться заменить его другими товарами. Например, если цена на кофе возрастёт, его можно будет заменить более дешёвым напитком – чаем. Тогда спрос на чай возрастёт, т.е. в случае взаимозаменяемых товаров (товаров – субститутов) наблюдается однонаправленное изменение цены и спроса. Если товары взаимодополняющие друг друга (товары-комплементы) - имеет место разнонаправленное изменение цены и спроса. Например, в сезон варки варенья повышение цены на ягоды снизит спрос на сахар. Эффект дохода и эффект замещения взаимодействуют друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т.е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные сигареты будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов будет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких сигарет. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон. В экономической теории существуют описание таких ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышению спроса на товар. Одна из таких ситуаций называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р.Гиффена (1837-1910). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены - увеличивается (как в случае с картофелем). Другую ситуацию можно назвать эффектом сноба. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все». С другой стороны (эффект Веблена), спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений для демонстративного потребления (бриллианты, антиквариат) Цена в этом случае представляет собой основное потребительское качество товара, поэтому чем она выше, тем больше объём спроса. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях: — при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями, например если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос); — при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары. Кроме цены на спрос могут влиять и другие факторы – неценовые. 1. Уровень доходов -при росте доходов спрос на качественные («нормальные» товары) повышается, при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая ). Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; если же доходы падают, спрос на них повышается (зависимость обратная). 2. Ёмкость рынка -количество покупателей, поло-возрастные характеристики, предпочтения потребителей.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |