Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена




Противоречивые интересы покупателей, желающих приобрести товары и услуги по минимальной цене, и производителей, стремящихся реализовать свою продукцию по максимальной цене, находят своё компромиссное выражение в равновесной цене.

Состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предло­жению (D = S) и ни один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния (рис. 5) – называется рыночным равновесием. В таком случае говорят: спрос равен предложению. При этом имеют место такие параметры, как равновесная цена (Ре) — цена, при которой спрос равен предложению и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению и равновесный объем (Qe) объем спроса и предложения при равновесной цене.

 

излишек
дефицит
е
P P1   Pe P2
D
S
Qe Q


 

 

Рисунок 3.6 - Рыночное равновесие

При цене равновесия (Ре) спрос равен предложению Qe. При цене выше равновесной (Р1) предло­жение больше спроса и на рынке возникает излишек товаров- состояниерынка при котором предложение товаров больше спроса на них. Между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену. Рынок движется к равновесию.

При цене ниже равновесной (Р2) спрос больше предложения и на рынке возникает дефицит товаров - состояние рынка, при котором спрос на товары больше их предложения. Конкуренция возникает между покупателями, и они готовы заплатить большую цену. Это заставляет предпринимателей поднимать цену. Спрос сокращается, а предложение возрастает. Рынок опять движется к равновесию.

Нарушение рыночного равновесия не может быть длительным — равновесие восстанавливается автоматически, т.е. происходит рыночное саморегулирование.

Нарушения равновесия. Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уро­вень равновесной цены и равновесный объем (рис. 6).

 

 

P     P2 P1
D D'
S
Q1 Q2 Q
P     P1   P2
D' D  
S  
Q2 Q1 Q

 

 


 

 

Рисунок 3.7 - Изменение спроса и его воздействие на рыночное равновесие

При увеличении спроса и цена, и разновесный объем увеличиваются:

P2 > P1 и Q2 > Q1.

При падении спроса и цена, и равновесный объем снижаются:

Р2 < Р1 и Q2 < Q1.

Изменение предложения при постоянстве спроса приводит к разнонаправленному воздействию на равновесную ценуи однонаправленному воздействию на равновесный объем(рис. 7).

 

P     P1 P2
P   P1 P2  
D
S
S'  
D  
S'  
S  
Q1 Q2 Q
Q2 Q1 Q  

 

 

Рисунок 3.8 - Изменение предложения и его воздействие на рыночное равновесие

 

При увеличении предложения цена снижается, а равновесный объем возрастает: Р2 < P1, a Q2 > Q1.

При снижении предложения цена возрастает, а равновесный объем сокращается: Р2 > P1, a Q2 < Q1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.