Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория потребительского выбора. Кардиналистский подход к определению полезности




Потребительское поведение представляет собой процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.

В поведении среднестатистического потребителя можно выделить ряд общих черт: каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений; величина спроса потребителя зависит от уровня его суммарного дохода; кроме того, потребитель стремится получить взамен на имеющийся ограниченный доход как можно больший набор товаров и услуг, максимизировать совокупную полезность, иными словами, ведет себя рационально.

При этом полезность – это понятие, носящее субъективный характер. Полезность одного студента будет максимизирована, если ему удастся хорошо пообедать в университетской столовой, для другого – вместо учебы провести время с девушкой и т.д.

Полезность, или ютиль - это субъективное удовлетворение, или удовольствие, получаемое потребителем от потребления набора товаров и услуг.

В основе теории потребительского поведения лежит теория предельной полезности, разработанная австрийской школой в рамках кардиналистского (количественного) подхода.

Кардиналистский (количественный) подход предполагает, что потребитель может дать количественную оценку полезности любого потребляемого товара в единицах полезности ютилах. Например, отметить, что приобретение новой модели сотового телефона принесет ему полезность в размере 100 ютиль, а приобретение велосипеда 35 ютиль.

Общая полезность — это совокупная полезность потребления всех наличных единиц блага, как правило, обозначается как TU. Рассчитывается как сумма всех отдельных полезностей товарного набора:

,

где - полезность последней единицы товарного набора;

- общее количество единиц товарного набора.

Предельная полезность (MU) выступает как прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного товара на одну дополнительную единицу.

,

где - прирост общей полезности;

- прирост объема потребления товара.

Закон убывающей предельной полезности (закон Госсена) состоит в том, что по мере насыщения потребителя в приобретении какого-либо товара субъективная полезность этого товара для потребителя сокращается.

Функция полезности – это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества. Графическое изображение функций общей и предельной полезности представлено на рисунке 4.1.

Рисунок 4.1 – Функции общей и предельной полезности

Предложенный график наглядно показывает связь между общей (TU) и предельной (MU) полезностью. Так с ростом, потребления определенного товара общая полезность, приносимая им увеличивается. Поэтому кривая TU имеет положительный наклон, который по достижении точки А – максимума общей полезности начинает снижаться. В соответствии с действием убывающей предельной полезности по мере роста потребления товара уменьшается, поэтому кривая MU имеет отрицательный наклон. Когда величина TU достигает максимума в точке А, MU в точке В оказывается равной нулю.

Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на какой-то товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

,

где - предельная полезность блага А и - его цена. и - предельная полезность и цена блага В и т.д. вплоть до последнего блага N в данном наборе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.