Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривые безразличия. Оптимум потребителя




Предельная норма замещения

Предельная норма замещения характеризует количество единиц блага Y от приобретения которых необходимо отказаться в пользу покупки единиц блага X:

,

где - предельная норма замещения; - количество благ Y от которых необходимо отказаться; - количество благ X, которые будут куплены.

Например, если индивид решает вместо двух яблок купить три банана, то предельная норма замещения яблока бананом составит .

Таким образом, предельная норма замещения измеряет желание обменять определенное количество единиц одного блага на каждую единицу другого, не изменяя при этом величины общей полезности от потребления.

Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность, для потребителя.

Рисунок 4.3 – Кривая безразличия

Кривая безразличия U показывает комбинации товаров X и Y, потребление которых доставляет потребителю одинаковый уровень полезности, поэтому потребителю безразлично какую из представленных комбинаций выбирать. В том случае, если различные комбинации товаров X и Y обеспечивают потребителю разный уровень полезности, то в анализе используется карта кривых безразличия.

Карта безразличия – это совокупность кривых безразличия, обеспечивающих потребителю достижения разного уровня полезности.

 

Рисунок 4.4 – Карта безразличия

На рисунке 4 изображена карта безразличия, состоящая из трех кривых безразличия U’, U”, U’’’, характеризующих разные уровни полезности при потреблении разных комбинаций товаров X и Y.

На основе анализа карты безразличия можно выделить свойства кривых безразличия:

1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя. Другими словами, кривая U” предпочтительнее для потребителя по сравнению с кривой U’, а кривая U”’ предпочтительнее U”.

2. Кривые безразличия U’, U”, U’’’ имеют отрицательный наклон, так как рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.

3. Кривые безразличия U’, U”, U’’’имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.

4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.

Оптимум потребителя. Доход потребителя ограничен определенной суммой. Поэтому потребитель будет искать оптимальный вариант сочетания разных продуктов, при котором польза в рамках его бюджета будет наибольшей. Чтобы найти такой вариант, необходимо совместить бюджетную линию с картой безразличия (рисунок 5).

 

 

Рисунок 4.5. – Оптимум потребителя

На рисунке 4.5, АВ представляет собой бюджетную линию потребителя, характеризующую комбинации товаров, доступных потребителю. Кривая безразличия U''' приносит наибольшую полезность потребителю, расположена дальше всех от начала координат, однако недоступна для потребителя, так как находится выше его бюджетной линии АВ. Кривая безразличия U' имеет две точки пересечения с бюджетной линией К и М, но она принесет меньшую полезность в сравнении с кривой U’’. Поэтому оптимум потребителя будет достигнут в точке Е.

Выводы:

1. Теория потребительского поведения определяет основные черты поведения потребителей в процессе выбора товаров на основе приносимой ими полезности. Полезность представляет собой субъективное удовлетворение получаемое потребителем от приобретения товаров.

2. Выделяют два подхода к определению полезности: количественный и порядковый. Количественный подход использует величины общей и предельной полезности для измерения уровня удовлетворения от потребления товаров. Оптимум потребителя (достижением им максимума полезности) определяется следующим условием: предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на какой-то товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар

3. Порядковый подход основывается на аксиомах полезности, применяет метод бюджетной линии и кривых безразличия. Бюджетное ограничение предполагает, что потребитель на свой ограниченный доход покупает два товарных набора.

4. Предельная норма замещения показывает готовность потребителя заменить потребление одного товара другим при неизменном уровне общей полезности.

4. Оптимум потребителя определяется путем совмещения бюджетной линии потребителя и кривых безразличия. Кривая безразличия позволяет определить комбинации двух товаров, приносящих потребителю одинаковую полезность.

Основные термины:

Потребительское поведение Полезность
Общая полезность Предельная полезность
Закон убывающей предельной полезности Бюджетная линия
Кривая безразличия Карта безразличия
Оптимум потребителя Предельная норма замещения

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы особенности потребительского поведения индивидов в современных экономических условиях?

2. Имеет ли практическое применение количественный подход к анализу поведения потребителя?

3. Покажите на примерах из повседневной жизни действие закона убывающей предельной полезности. Всегда ли он действует?

4. Что собой представляет суверенитет потребителя? Соблюдается ли он в российских условиях?

Задачи:

1. Потребитель решил использовать свой доход в 1 тыс. рублей для приобретения товаров X и Y. Цена товара X составляет 50 рублей, цена товара Y – 40 рублей.

а) напишите уравнение бюджетной линии;

б) постройте бюджетную линию;

в) определите наклон бюджетной линии.

2. Петров максимизировал полезность потребления продуктов А и В. Цена В – 100 рублей. какова цена А, если предельная полезность А в два раза меньше, чем В?

3. Функция общей полезности товара задана уравнением . Какова будет величина предельной полезности при потреблении 5 единиц товара?

 

Тесты:

1. Индивид потребляет 2 единицы некоего блага. Предельная полезность 2-й единицы равна 5. Что можно сказать об общей величине полезности блага:

а) она равна 5;

б) она равна 10;

в) она больше 10;

г) ее невозможно определить ввиду отсутствия информации о предельной полезности 1-й единицы данного блага.

2. Принцип убывания маржинальной полезности может быть использо­ван для случаев, когда...

а) разные потребители потребляют по одной единице одного и того же товара;

б) один и тот же потребитель потребляет по одной единице разных товаров;

в) один и тот же потребитель потребляет несколько единиц одного и того же товара;

г) один и тот же продавец продает несколько единиц одного и того же товара разным покупателям.

3.Общая полезность яблок...

а) тем выше, чем более высокую цену заплатил потребитель за яблоки;

б) одинакова для всех потребителей, если они находятся в одно и то же время в одном и том же месте;

в) характеризует ожидаемое удовлетворение от потребления яблок;

г) не может снижаться при потреблении дополнительных яблок.

4.Что из перечисленного ниже лучше отражает суть понятия «полезность»?

а) Польза, извлекаемая из потребления товаров и услуг.

б) Измеритель удовлетворения, которое предполагается получить от потребления товаров и услуг.

в) Критерий оценки успешности экономической политики государ­ства.

г) Ценность товара (услуги) для потребителя в денежном выражении.

 

Рекомендуемая учебная литература:

1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. / Г. М. Гукасьян. – СПб: Питер, 2006. – С.228-240

2. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2001. – С.134-165

3. Общая экономическая теория (политэкономия). /Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. - М., 2000. – С.217-244

4. Экономическая теория: Учебник для вузов. /Под ред. В.Д. Камаева – 8-е изд., перераб. и доп. – М.:Владос.,2003 - С.108-134.

6. Значение измерения полезности. /Вехи экономической мысли. Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса / сост. и ред. В. М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - С.337-369.

7. Суверенитет и рациональность потребителя. Вехи экономической мысли. Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса / сост. и ред. В. М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - С.370-376

Ответы:

Задачи:

1. 1000=50Х+40Y; (-1,25)

2. 50 рублей.

3. 1450

Тесты:

1. в

2. в

3. г

4. а

 

Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.