Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аксиомы полезности и бюджетное ограничение




Ординалистский (порядковый) подход является альтернативой кардиналистскому подходу и предполагает, что полезность потребляемого блага нельзя измерить количественно, а лишь на основе сопоставления его с другими благами.

Данная теория основана на следующих постулатах - аксиомах полезности:

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя.

Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и В или А > В, или В > А, или А ~ Б, где знак ">" выражает отношение предпочтения, а знак " ~ " - отношение равноценности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.

Так, если А > В, а В > С, то всегда А > С, а если А ~ В и В ~ С, то всегда А ~ С. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем В, а В - большее, чем С. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем С. Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и В и между В и С, то он всегда не должен делать различия между А и С.

3. Аксиома ненасыщаемости гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему.

В рамках данного подхода поведение потребителя исследуется при помощи бюджетных линий и кривых безразличия.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода (рисунок 2).

Рисунок 4.2 – Бюджетная линия

АВ - бюджетная линия потребителя при потреблении двух продуктов X и Y. Бюджетная линия может претерпевать сдвиги вправо и влево вследствие изменения цен на продукты и величины денежного дохода потребителя, например сдвиг бюджетной линии из положения АВ в СD происходит в результате роста бюджета потребителя или снижения цен на X и Y. Иными словами, сдвигу бюджетной линии вправо способствуют рост потребительского дохода и снижение уровня цен на товары, а влево – уменьшение потребительского дохода и рост уровня цен на товары.

Наклон бюджетной линии равен соотношению цен двух товаров, взятому с противоположным знаком, то есть определяется как:

,

где и - цены продуктов и .

Сущность бюджетного ограничения состоит в том, что доход потребителя равен сумме расходов на покупку двух товаров.

Уравнение бюджетного ограничения имеет следующий вид:

,

где - денежный доход потребителя, его бюджет, и - два продукта, а и - цены продуктов и .




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.