Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В разах




Руб.

Г., сентябрь

Руб.

Г., декабрь

Всего

451,5

129,7

49,3

69,3

67,6

32,6

%

56,4

16,2

6,2

8,7

8,4

,95800

%

59,9

7,9

7,3

11,4

9,1

4,4

1995 Г./1991 г.

* Составлено по данным ВНИИ потребительского рынка и маркетинга.

2.1. Потребности, ресурсы, выбор 45

Рассмотрим потребительскую "корзину" среднего россиянина.

Как справедливо писали великие юмористы И. Ильф и Е. Петров,

"статистика знает все". Если довериться ей, то за последние четыре

года (с 1 декабря 1991 г. по сентябрь 1995 г) эта "корзина" выросла в

денежном исчислении в 1643 раза (см. табл. 2—1). Однако реальные

доходы граждан России сократились за это время в 2,2 раза. В структуре

минимальной потребительской "корзины" основными статьями

являются продукты питания (59,9%), услуги (11,4%) и налоги (9,1%).

Наиболее быстрыми темпами росли затраты на услуги и культурно-

бытовые расходы, медленнее всего — расходы на одежду и обувь.

С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан

сокращается доля расходов на питание, растет доля услуг и товаров

длительного пользования.

Средства, удовлетворяющие потребнос-

Экономические блага тщ назыеаются благами (goods). Одни из

них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух),

другие — в ограниченном размере. Последние называются

экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие

многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы,

видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в

процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.).

Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые

(комплементарные). К субститутам относятся не только

многие потребительские товары и производственные ресурсы,

но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы

досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерами комплементарных

товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и

бумага. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие

и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического

блага определяется затратами общественно необходимого труда, т.е.

труда, совершаемого при средних общественно-нормальных условиях

производства и средней интенсивности труда. Согласно неоклассическим

воззрениям, ценность благ зависит от их редкости,

прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных

данную потребность удовлетворить. При этом предполагается,

что любая потребность может быть удовлетворена несколькими

благами, а любое экономическоеблаго может использоваться

для удовлетворения разных потребностей. Если q1,q2...,qn — совокупность

определенных количеств каждого из п благ, а р1,р2...,рп —

их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана

как. pq, где i = 1,...п.

Для получения недостающих потребительских благ, как правило,

нужны косвенные экономические блага — ресурсы.

46 Глава 2. Базовые экономические понятия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.