КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В разах
Руб. Г., сентябрь Руб. Г., декабрь Всего 451,5 129,7 49,3 69,3 67,6 32,6 % 56,4 16,2 6,2 8,7 8,4 4Д ,95800 % 59,9 7,9 7,3 11,4 9,1 4,4 1995 Г./1991 г. * Составлено по данным ВНИИ потребительского рынка и маркетинга. 2.1. Потребности, ресурсы, выбор 45 Рассмотрим потребительскую "корзину" среднего россиянина. Как справедливо писали великие юмористы И. Ильф и Е. Петров, "статистика знает все". Если довериться ей, то за последние четыре года (с 1 декабря 1991 г. по сентябрь 1995 г) эта "корзина" выросла в денежном исчислении в 1643 раза (см. табл. 2—1). Однако реальные доходы граждан России сократились за это время в 2,2 раза. В структуре минимальной потребительской "корзины" основными статьями являются продукты питания (59,9%), услуги (11,4%) и налоги (9,1%). Наиболее быстрыми темпами росли затраты на услуги и культурно- бытовые расходы, медленнее всего — расходы на одежду и обувь. С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан сокращается доля расходов на питание, растет доля услуг и товаров длительного пользования. Средства, удовлетворяющие потребнос- Экономические блага тщ назыеаются благами (goods). Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие — в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг. Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные). Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическоеблаго может использоваться для удовлетворения разных потребностей. Если q1,q2...,qn — совокупность определенных количеств каждого из п благ, а р1,р2...,рп — их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана как. pq, где i = 1,...п. Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага — ресурсы. 46 Глава 2. Базовые экономические понятия
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |