Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические Э к о н о м и ч е с к и е ресурсы (или факторы произ-




водства) {economic resources) — э т о элементны,

используемые для производства экономических

благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля,

труд, капитал (в том числе его организация), предпринимательская

способность и информация. Под предпринимательской способностью

обычно понимают особый вид человеческого ресурса,

заключающийся в способности наиболее эффективно использовать

все другие факторы производства.

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных

возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности

человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства,

информация и даже время, которым он располагает для

удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности

ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.

Наличные ресурсы, которые мы хотим использовать, как правило,

ограничены; во всяком случае, их меньше, чем необходимо

для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного

развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительна.

С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако

на каждый данный момент времени ограниченность экономических

ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное

удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно.

Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему

их использованию. В этой связи перед экономической наукой

встает двойная задача — объективная и субъективная, или,

выражаясь другими словами, позитивная и нормативная

Экономическая наука носит как позитивный, так и нормативный

характер. Поскольку экономическая наука анализирует поведение

участников экономическихпроцессов, постольку она носит

позитивный, отражающий объективную реальность характер. Эти

участники, подчиняясь ограничениям, которые накладывают природа

и общество, обладают свободой действия. Тем не менее конечный

результат их деятельности объективен, не зависит от воли и

сознания отдельных индивидов. Более того, такой результат далеко

не всегда оптимален, что связано как со сложившимися в обществе

институтами, так и с иррациональностью отдельных действий хозяйствующих

субъектов. Поскольку экономическая наука носит

нормативный характер, то есть стремится найти наилучшие формы

организации производства, постольку она создает своего рода

идеальную модель человеческой деятельности в сфере экономики.

Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, в известной мере

взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственной

функции В наиболее общем виде она выглядит следующим

образом: Q = i (F1,F2,...,Fn), где Q— объем производства; F1,F2,...,Fn —

используемые производственные ресурсы.

2.1. Потребности, ресурсы, выбор 47

Экономический Множественность экономических целей при ог-

выбор раниченности ресурсов ставит проблему экономического

выбора (economic choice)выбора

наилучшего из альтернативных вариантов их использования,

при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей

при данных затратах. Перед каждым человеком, фирмой

и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого производить,

т. е. как определить условия и направления использования

ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом не только

пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывет наилучшие

варианты решения возникших проблем. В последнем случае

возникает проблема рационального ведения хозяйства (economizing):

все общество как бы участвует в игре со строго определенными

и заранее всем известными правилами подобно партии в

бридж. При этом обычно предполагается, что субъектом хозяйства

выступает "homo economicus" — разумный (рациональный) индивид,

хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессиональные

знания, а также большой практический опыт ("человек-

компьютер"). Его целью является достижение максимальныхрезультатов

при данных затратах ресурсов или минимизация затрат

при достижении намеченной цели. Такая предпосылка довольно

нереальна, так как существующая статистика слишком неточна,

методы анализа довольно грубы, а информация о реальной деятельности

хозяйствующих субъектов весьма ограничена. Тем не

менее теория оптимизации служит своеобразным руководством к

рациональной деятельности. В экономической теории предполагается,

что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации:

потребитель — удовлетворения своих потребностей, фирма —

прибыли, профсоюз — доходов его членов, государство — уровня

народного благосостояния или, согласно теории общественного выбора,

престижа политиков.

Альтернативные ® реальной действительности люди всегда стал-

издепжки киваются с альтернативными издержками. Производство

одного продукта означает отказ от

другого. Рациональный человек должен подсчитать не только будущие

затраты, но и издержки неиспользованных производственных

возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось

пренебречь (пожертвовать), называются альтернативными

издержками (opportunity costs), издержками неиспользованных

возможностей или вмененными издержками.

Рассмотрим условный пример. Путешествие из Санкт-Петербурга

в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с

учетом времени поездки в аэропорт). Стоимость проезда поездом 100

рублей, самолетом — 250 рублей. В путешествие отправляются трое:

Абрамов, Борисов и Венгеров. Часовая ставка оплаты труда Абрамо-

48 Глава 2. Базовые экономические понятия

ва — 20 рублей в час, у Борисова — 30, у Венгерова — 50. Каким

видом транспорта поедут эти люди? 100 рублей в данном случае —

неизбежные затраты: какой бы из имеющихся в наличии транспорт

ни выбрать, меньше затратить не удастся. Поэтому дополнительными

(предельными) затратами являются 250—100=150 рублей.

Неизбежные потери времени составляют 3 часа, дополнительные

(предельные) потери равны 8—3=5 часам. Предметом анализа является

сопоставление этих 150 рублей и 5 часов времени. Абрамов

за эти 5 часов заработает лишь 100, его альтернативные издержки

(100) меньше, чем дополнительные затраты на покупку авиабилетов

(150). Следовательно, для него рациональнее (выгоднее) поехать

поездом. Часовая ставка Борисова — 30. В результате полета самолетом

он сэкономит 5 часов, за которые может заработать 150 рублей.

Следовательно, экономия времени дает возможность вернуть

затраченную на авиабилет сумму. Поэтому ему с точки зрения рационального

поведения все равно, ехать ли поездом и потерять

5 часов времени или лететь самолетом и "отработать" перерасход

ресурсов.

Что же касается Венгерова, то очевидно, что для него, как

говорил Б. Франклин, "время — деньги", так как за 5 часов он

сможет заработать 250 рублей, что значительно больше дополнительных

затрат на авиабилет. Итак, с точки зрения рационального

поведения: Абрамов поедет поездом, Венгеров полетит самолетом,

а Борисову все равно. Этот простейший случай дает прекрасный

пример принятия экономических решений. Они принимаются, когда




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.