Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дискриминация




Ценовая

По принципу

"издержки плюс

Средние переменные

издержки (AVC)

Процентная надбавка

(к х AVC)

Средние

постоянные

издержки (AFC)

Нормальная

прибыль (я)

Рис. 8—9. Формирование олигополистической цены

по методу "издержки плюс"

Р = AVC(1+ k) = AVC + к х AVC = AVC + AFC + п, (8.1)

где к — принятый процент надбавки.

Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спроса

на товар: чем выше эластичность, тем обычно ниже процент

надбавки.

260 Глава 8 Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция

8.2. Другие формы

несовершенной конкуренции

Формы несовершенной конкуренции многообразны.

Наихудшим для потребителя случаем

является монополия, практикующая ценовую

дискриминацию Ценовая дискриминация состоит в том, что

одинаковые товары фирма продает различным покупателям по

разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это

происходит при следующих предпосылках.

1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной

власти, обеспечивающей ему контроль над производством

и ценами;

2) если можно сегментировать рынок — разбить покупателей

на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса

по цене;

3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать

его дороже.

Цены могут различаться в зависимости от:

— качества товара или услуги;

— объема потребления (скидки оптовым покупателям);

— дохода покупателя, если он известен продавцу;

— времени покупки (дневное или ночное время, будни или

выходные,разгар или конец сезона и т. д.).

Рис. 8—10. Пример ценовой дискриминации

Таким образом, на один и тот же товар существует множество

цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек.

На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию,

кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого

поведения встречаются на каждом шагу. Это — билеты в кинотеатр

на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для

фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов,

военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые

8.2. Другие формы несовершенной конкуренции 261

авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию,

присваивают часть потребительского излишка.

Р,

к<еа

* \

с

. -Jll

ш^У^

MCi

^А/

.\ i v l

MR4

О Количество QH Q

Рис. 8—11. Модель совершенной ценовой дискриминации

Допустим, что всех посетителей музея делят на две большие

группы — российских граждан и иностранцев; российские граждане

делятся еще на три группы — дети, студенты и взрослые. Таким

образом, выделяется четыре категории потребителей — дети, студенты,

взрослые, иностранцы. Для каждой категории назначается

своя особая цена. Допустим (рис. 8—10), дети платят Р студенты —

Pj, взрослые — Р, а иностранцы — Р. Таким образом, фирма, используя

ценовую дискриминацию, присваивает значительную часть

потребительского излишка (заштрихованные секторы), устанавливая

цены выше равновесного уровня Р. В предельном случае дискриминирующая

фирма стремится полностью "проглотить" потребительский

излишек. При этом заштрихованный сектор стремится заполнить все

пространство фигуры РЕАЕ. Этот крайний случай представлен в модели

совершенной ценовой дискриминации (рис. 8—11).

Так как цена и предельный доход равны для любой единицы

продукции, то кривая предельного дохода совпадет с кривой спроса.

Поэтому монополист, практикующий дискриминацию, получит не

только прибыль, обычную для монополиста (АВСРмон), но и дополнительную

прибыль Р АР. Это наблюдается в деятельности хорошо

J г мон. max ^ u*

знайщих своих клиентов частнопрактикующих юристов и врачей, чем

в значительной степени и объясняются их высокие гонорары.

Наряду с монополией со стороны производителей

(монополией в собственном смысле слова) встречается

монополия со стороны покупателя — монопсония. Покупа-

тель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать

товары по наиболее низкой цене. Такая ситуация характерна для

военной промышленности, продукцию которой закупает исключительно

государство (это относится, прежде всего, к стратегическим

вооружениям). Однако государство далеко не всегда использует это

свое преимущество. Гораздо чаще монопсоническое преимущество

реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.