Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Курно




Задачи (цена ответа 8 баллов)

Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)

Да Нет

Задачи (цена ответа 8 баллов)

Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)

2.1. Что из нижеперечисленного не является условием совершенной

конкуренции:

а) свобода входа на рынок; в) диверсификация производства;

б) свобода выхода с рынка; г) большое число продавцов и покупателей?

2.2. Что из нижеперечисленного является признаком только

совершенной конкуренции:

а) фирма не обладает рыночной властью;

б) фирма максимизирует прибыль;

в) фирма получает экономическую прибыль в долгосрочной

перспективе;

Тесты 243

г) линия спроса представляет собой линию средней выручки

фирмы?

2.3. В условиях совершенной конкуренции цена равна минимальным

средним издержкам:

а) в краткосрочном периоде; в) всегда;

б) в долгосрочном периоде; г) никогда.

2 4. В условиях совершенной конкуренции цена определяется

пересечением спроса и предложения:

а) всегда; в) в краткосрочном периоде;

б) никогда; г) в долгосрочном периоде.

2 5. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

а) фирмы не могут свободно входить в рынок и выходить из него;

б) на рынке действует небольшое число фирм;

в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную

продукцию;

г) фирмы, действующие на рынке, не обладают полной информацией

о рыночных условиях.

2.6. Если индекс Херфиндаля—Хиршмана для отрасли высок,

то это при прочих условиях означает, что индекс Лернера для фирм

этой отрасли:

а) тоже высок; в) стремится к единице;

б) стремится к нулю; г) все предыдущее ошибочно.

2.7. Монополист может получить экономическую прибыль:

а) только в краткосрочном периоде;

б) только в долгосрочном периоде;

в) никогда;

г) и в долгосрочном, и в краткосрочном периоде.

2.8. В отрасли, выпускающей велосипеды и мотоциклы, наблюдается

монополистическая конкуренция. В таком случае положение

в этой отрасли можно охарактеризовать при помощи кривой

производственных возможностей точкой:

а) А;

6JB;

в) С;

г) либо А, либо В.

мотоциклы

2.9. Если монополия в отрасли сменяется монополистической

конкуренцией, то от этого:

а) выигрывают продавцы;

244 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

б) выигрывают покупатели;

в) выигрывают и продавцы, и покупатели;

г) никто не выигрывает.

2.10. Примером естественной монополии является:

а) картель "Семь сестер";

б) журнал "Вопросы экономики";

в) организация ОПЕК;

г) космодром Байконур.

3.1. Сто фирм в условиях совершенной конкуренции занимаются

производством электрических лампочек. Зависимость общих

издержек каждой фирмы от объема выпуска показана в таблице:

Объем выпуска

Общие издержки

Рыночной спрос:

Цена

Величина спроса

12,5

10,8

8,7

6,9

5,4

4,2

3,3

а) На каком уровне установится цена одной лампочки?

б) Является ли производство лампочек прибыльным делом?

Какова прибыль (потери), приходящаяся на одну лампочку?

3.2. Торговый дом "Дик Дерби" продает женские и мужские

костюмы. Спрос на женские костюмы в 2 раза превышает спрос на

мужские костюмы. Средние издержки производства женских и

мужских костюмов постоянны и равны между собой. Правильно ли

с точки зрения максимизации прибыли поступил "Дик Дерби", назначив

одинаковую цену на женские и мужские костюмы, если он является

монополистом на этих рынках? Какое условие должно выполняться,

чтобы поведение "Дика Дерби" оказалось рациональным?

3.3. Местный кинотеатр в городе X посещают студенты и пенсионеры.

Спрос студентов на услуги кинотеатра описывается уравнением:

п

Р = 60 —,

где Рс — цена билета;

Qc — количество билетов, покупаемых студентами.

Спрос пенсионеров составляет

Qp

Р = 50 р 20

Общее число посадочных мест в кинотеатре равно 1000. Какую

цену билетов для студентов и для пенсионеров следует назначить

кинотеатру, чтобы заполнить зал, если кинотеатр стремится максимизировать

прибыль?

Тесты 245

3.4. На рынке алмазов действуют крупнейшая фирма "Де Бирс"

и несколько мелких агентов. "Де Бирс" разрешила другим фирмам

продавать любое количество алмазов по существующей рыночной

цене. Спрос на алмазы описывается уравнением

Р = 100 - 2Q,

где Р — цена алмаза весом в один карат;

Q — количество алмазов, тыс. шт.

Остальные фирмы могут поставить на рынок следующее количество

алмазов.

Q = 0,5Р.

Какое количество алмазов поставит на рынок фирма "Де Бирс",

если ее предельные издержки равны 20 долларам? Какова будет

цена алмаза весом в один карат7 Какое количество алмазов будет

продано на мировом рынке?

3.5. В отрасли, производящей лопаты, действуют две фирмы.

Спрос на лопаты описывается уравнением

Р = 100 - Qd,

где Р — цена одной лопаты;

Qd — количество лопат, тыс. шт.

Предельные издержки обеих фирм постоянны и равны 5. Каким

образом фирмы поделят рынок между собой и каково будет

общее положение в отрасли9 Чему будет равна цена лопаты?

Вариант Б

1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?

1.1. Если рыночная цена выше средних издержек монополиста,

он может получить больше прибыли, увеличивая выпуск.

Да Нет

1.2. Монополист максимизирует прибыль, когда его предельные

издержки равны его предельной выручке.

Да Нет

1.3. Критерий Калдора—Хикса является единственным критерием

эффективности общественного производства.

Да Нет

1.4. Критерий Калдора—Хикса неприменим при оценке эффективности

монополии.

Да Нет

1.5. В краткосрочной перспективе монополия получает экономическую

прибыль.

Да Нет

1.6. Для монополистической конкуренции не характерна стандартизация

продукции.

Да Нет

246 Глава 7 Типы рыночных структур' конкуренция и монополия

1.7. Рыночная власть монополии зависит от степени эластичности

спроса.

Да Нет

1.8. Несовершенство информации не приводит к несовершенной

конкуренции.

Да Нет

1.9. Индекс Херфиндаля—Хиршмана характеризует монопольную

власть отдельной фирмы.

1.10. Если рассматривать различные вероучения как специфические

отрасли производства услуг, то в протестантизме значение

индекса Херфиндаля—Хиршмана будет ниже, чем в православии.

Да Нет

2.1 Если предельные издержки монополиста положительны,, то

он будет производить там, где:

а) эластичность спроса больше единицы;

б) эластичность спроса меньше единицы;

в) эластичность спроса равна единице;

г) эластичность спроса равна нулю.

2 2. Если при переходе от совершенной конкуренции к монополии

положительные результаты для выигравшей стороны меньше, чем

сумма отрицательных результатов для проигравшей стороны, то:

а) ситуация должна быть изменена вмешательством государства;

б) ситуация неэффективна согласно критерию Калдора—Хикса;

в) ситуация эффективна согласно критерию Калдора—Хикса;

г) ничего определенного сказать нельзя?

2.3. Рисунок изображает равновесие в некой отрасли экономики:

Рх — равновесная цена;

Qx — равновесное количество;

МС — предельные издержки;

MR — предельный доход;

D — линия спроса.

Тесты 247

Что можно сказать об этой отрасли:

а) она монополизирована; в) равновесие в отрасли

нестабильно,

б) это конкурентная отрасль; г) это олигополия?

2.4. Рынок красных гвоздик, скорее всего, будет являться:

а) монополией;

б) свободно конкурентным рынком;

в) монополистической конкуренцией;

г) картелем.

2.5. Фирма обладает монопольной властью, если она:

а) устанавливает цену на уровне предельных издержек;

б) следует за ценой, которую устанавливает лидер на рынке;

в) устанавливает цену на уровне средних переменных издержек;

г) устанавливает цену, исходя из кривой спроса.

2.6. Какой рынок, скорее всего, будет монополией:

а) бензоколонка в сельской местности;

б) рынок гвоздик;

в) рынок пшеницы;

г) продавец "Сникерса"?

2.7. Что, скорее всего, не произойдет на рынке нефти России,

если нефтяники Тюмени объявят забастовку:

а) уменьшится эластичность спроса на нефть;

б) кривая предложения сместится влево вверх;

в) цена нефти возрастет;

г) объем покупаемой нефти сократится?

2.8. Что из перечисленного не может быть причиной Х-неэф-

фективности.

а) фритрейдерская политика государства;

б) ограниченность доступа производителей к ресурсам;

в) нечеткое закрепление обязательств в трудовых договорах;

г) недостаточность информации о производственных возможностях

используемого оборудования?

2.9. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то

индекс Херфиндаля—Хиршмана:

а) отрицателен;

б) стремится к нулю;

в) стремится к единице;

г) тоже стремится к бесконечности.

2.10. Рынки совершенной конкуренции и монополистической

конкуренции схожи тем, что:

а) выпускаются однородные товары;

б) цена превышает предельные издержки;

в) нет барьеров для вступления конкурентов в отрасль;

г) эластичность спроса ниже, чем на рынке чистой монополии.

3.1 В условиях совершенно конкурентного рынка в долгосрочной

перспективе на рынке установилась цена на товар в размере 5 руб. за

1 шт. При этом было продано 10 тыс. шт. товара. Внедрение передовой

248 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

технологии позволяет одной фирме полностью обеспечить производство

данного товара. Старая технология может быть описана так:

ТС = 1000Q - 100Q2 + 5Q\

где ТС — общие издержки отрасли в долгосрочной перспективе.

Новая технология обеспечивает фирме получение экономической

прибыли в размере 20% общих издержек производства по старой

технологии Какую цену назначит фирма и какое количество

она произведет?

Если правительство захочет регулировать данную отрасль,

какой объем производства и по какой цене оно заставит продавать

монополиста?

3.2 Автомобильный концерн может продавать автомобили на

внутреннем рынке, защищенном протекционистской политикой правительства,

где спрос на автомобили описывается уравнением:

Pd = 120 - qd/10,

где Р — цена на внутреннем рынке, тыс. руб;

q — количество автомобилей, продаваемых на внутреннем

рынке, в тыс. шт.

Кроме того, концерн может поставлять автомобили на мировой

рынок, где цена в пересчете на рубли составляет 80 тыс. руб и не

зависит от объема экспорта. Предельные издержки концерна равны:

МС = 50 + q /10,

где q — общий объем производства концерна.

Каким образом концерн распределит производство между внутренним

и внешним рынком для того, чтобы максимизировать прибыль?

3.3. Монополист действует в том сегменте рынка, где эластичность

спроса по цене по абсолютному значению равна 3. Правительство

вводит налог на данный товар в размере 6 долл. за единицу.

Каким образом монополист отреагирует на это действие правительства,

если эластичность спроса постоянна?

3.4. Фирмы А и В являются монополистами на своих рынках.

Индекс Лернера для фирмы А равен 1/8, для фирмы В — 1/5.

Известны средние издержки фирмы:

АС(А) = 28 + 109Q(A),

АС(В) = 52 + 69Q (В).

Функция спроса одинакова на обоих рынках и равна:

Qd = 50 - Р/2.

Какая из фирм получит большую совокупную прибыль в долгосрочном

периоде?

3.5. В отрасли действует 100 одинаковых фирм. Общие издержки

типичной фирмы равны ТС = 0,1Q2 - 2Q + 5.

Напишите формулу кривой предложения фирмы в краткосрочном

периоде Если спрос на товар равен Qd = 6000 - Р, то какой

будет равновесная цена на рынке в краткосрочный период7 Какое

количество товара будет продано?

Глава 8. Типы рыночных структур:

несовершенная конкуренция.

Антимонопольное законодательство

Совершенная конкуренция и чистая монополия — крайние

полюсы спектра рыночных структур и как крайности встречаются

относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая

конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры,

приближающийся к совершенной конкуренции. Монополистическая

конкуренция — случай, когда "много конкуренции и мало монополии",

монополистическаявласть на рынке относительно невелика.

Противоположной ситуацией является олигополия, когда небольшое

число крупных фирм производят основную ("львиную")

долю продукции данной отрасли Рассмотрим ее подробнее.

8.1. Олигополия

Олигополияэто такая рыночная структура, при которой

доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых

производителей ограничен высокими барьерами.

Хаоактепные Первая характерная черта олигополии заклю-

чептм чается в немногочисленности фирм в отрасли. Об

этом говорит этимология самого понятия "олигополия"

(греч. "oligos" — несколько, "poleo" — продаю, торгую). Обычно

их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например,

в американской сталелитейной промышленности, в производстве

первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др.

Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности

США: на три компании ("Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер")

приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производства

автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обрабатывающей

промышленности США (производство домашних холодильников,

пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек,

открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна

высокая степень концентрации производства всего на нескольких

фирмах.

Следует лишь отметить, что эти данные, как и все статистические

показатели, обладают очевидными недостатками. Они либо

преувеличивают, либо преуменьшают степень концентрации. Преувеличивают,

так как не учитывают иностранной и межотраслевой

конкуренции (на американском рынке, например, каждый четвертый

автомобиль — иностранного производства), а также конкуренции

со стороны поставщиков. Преуменьшают, так как оценивается

степень концентрации на общенациональном уровне, а не на уровне

250 Глава 8. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция

регионов или отдельных городов, где на рынках некоторых товаров и

услуг часто господствуют две-три местные компании (производство

кирпича, бетона, скоропортящихся пищевых продуктов и т. д.). К тому

же наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную

роль играют 3—4 фирмы, существует ещеи мягкая (аморфная) олигополия,

когда основную долю продукции выпускают 6—8 фирм.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях,

производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь),

так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки,

сигареты, электробытовые приборы).

Второй характерной чертой олигополии являются высокие

барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего

с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая

выступает как важнейшая причина широкого распространения

-и длительного сохранения олигополистических структур. В автомобильной

промышленности США в 80-е гг., например, минимально

эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год. Поскольку

многие предприятия производили не менее двух моделей

одновременно, стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд.

долл. Такие крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм,

поэтому создаются объективные предпосылки для сохранения ведущего

положения автомобильных заводов-гигантов. Отметим, что если

в начале XX в. число американских автомобильных фирм приближалось

к 200, то уже в конце 20-х гг. их число не превышало 50, а в

настоящее время их можно пересчитать по пальцам.

Эффект масштаба — важная, но не единственная причина,

так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально

эффективный уровень. Олигополистическая концентрация

порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения

в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это

происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа

"Ксерокс", "Кодак", IBM и др. На протяжении всего срока действия

патента (в США — 17 лет) фирма надежно защищена от внутренней

конкуренции.

Среди других причин — монополия контроля над редкими источниками

сырья (например, в 60—70-е гг. мировой рынок нефтепродуктов

контролировал нефтяной картель "Семь сестер"), запредельно

высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет,

прохладительных напитков или в шоу-бизнесе). Есть и некоторые

другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные.

Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых

барьеров нет, они возникаютвновь и вновь.

Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая

взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если

число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании

своей экономической политики вынуждена принимать

во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как

шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олиго-

8.1. Олигополия 251

полист должен быть готов к различным (нередко альтернативным)

вариантам развития ситуации на рынке в результате различного

поведения конкурентов.

Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения

конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность

с другими олигополистами и возникает тенденция

превращения отрасли в чисто монопольную.

Ц Возможны две основные формы поведения фирм

в условиях олигополистических структур: некооперативное

и кооперативное. В случае некооперативного поведения

каждый продавец самостоятельно решает проблему определения

цены и объема выпуска продукции.

Р

(тыс. руб.

за единицу)

200 • 400 Q(Tbic)

Рис. 8—1. Война цен в условиях дуополии

Для упрощения рассмотрим отрасль, в которой существует

только два продавца, — дуополию. Дуополия — это частный простейший

случай олигополии. Допустим, что каждая из фирм А и Б

производит половину продукции, общая величина которой 400 тыс.

единиц, и что средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб.

Допустим также, что первоначальные цены равны и составляют 50

тыс. рублей. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им

вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая

война. Ценовая война — э т о цикл постепенного снижения существующего

уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олиго-

полистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои пределы.

В рассмотренном примере (рис. 8—1) оно будет продолжаться

до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек.

А так как средние издержки постоянны, то Р = МС = АС. В точке В

установится равновесие, потому что ни одна фирма не сможет снизить

цену ниже, не понеся убытки. Цена фактически станет такой

же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая

прибыль в результатевойны станет равной нулю. От ценовой вой-

АС - МС

252 Глава 8. Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция

ны выиграют потребители и проиграют производители. В нашем

примере ни один из производителей не выиграет. К несчастью для

потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время

бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще

приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других

производителей.

Статический анализ взаимоотношения двух фирм

в условиях дуополии был предложен в 1838 г.

французским экономистом Антуаном Опостьеном Курно (1801—

1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и

Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного

спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно,

самостоятельно и независимо друг от друга Каждая из фирм

предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут

иметь точной информации о своих ошибках (действуют "с завязанными

глазами"). При этом возможны различные варианты.

Рис. 8—2. Оптимизация объема производства фирмы А

в зависимости от объема производства фирмы Б

Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о

приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностью обеспечивается

выпуском фирмы А Ее кривая спроса полностью совпадает

с кривой рыночного спроса D^O) (рис. 8—2). При выборе

максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит*

производить 120 единиц товара, так как именно при этих условиях

сравняются предельный доход MRj(O) и предельные издержки МС.

Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А

отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D (40), а ее

производство сократится до 40 (именно в этом случае MR,(40) = МС,).

Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А

уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит

производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство.

Отмечая на графике (рис. 8—3), как меняется выпуск

рирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы по-

8.1 Олигополия 253

лучаем кривую реакции фирмы А — QA(QJ' Аналогичный анализ

можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате

еще одну кривую реакции — QB(QA). Пересечение кривых реагирования

этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно:

каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает

оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет

стимула изменять свой объем производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.207 сек.