Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издержки




2, (7.2)

где 1нн — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

Sj — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующейпо величине фирмы;

S — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы

имеем пример чистой монополии), то S, = 100%, а 1нн = 10 000.

232 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S = 1%, а 1^= S х 100 =

= 100.

В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой

индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800. Этот индекс

широко используется в антимонопольной практике, однако следует

помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный

вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

7.3. Монополистическая конкуренция

Условия Монополистическая конкуренция возникает там,

возникновения где Х°ЗЯЙСТВУЮТ Десятки фирм, тайный сговор

между которыми практически невозможен. Каждая

фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою

ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных

участников конкуренции практически невозможно.

Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима

дифференциация продукта, где в большей мере приходится

учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая

конкуренция широко представлена в отраслях,

производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность,

сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья,

блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы,

кафе, театры, эстрада и т. д. Дифференциация продуктов может

основываться не только на различиях в качестве товара, но и на

тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора

покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное

расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание

посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в

полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам,

бензозаправочным станциям и т. д.

В условиях дифференциации экономических благ трудно найти

две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или

услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль

бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается

нечто вроде континуума продуктов и услуг.

Важноезначение приобретает не только цена, но и неценовые

факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара

в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров

для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого

значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило,

невелик.

Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют

какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть

патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые

марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят

исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются)

товары-субституты.

7.3. Монополистическая конкуренция 233

_ Если в условиях совершенной конкурен-

ипределение цены кривая спроса (D) параллельна оси

и оьъема производства абсци*СС; то при монополистической конкуренции

она приобретает небольшой отрицательный наклон (см.

Dm на рис. 7—8). Это означает, что кривая спроса менее эластична,

чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой

монополии. Степень эластичности в условиях монополистической

конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины

дифференциации продукта (услуг).

Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации

цены. Потребитель, привыкший к потреблению того

или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки

даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый

и меркантильный покупатель.

Рис. 7—8. Монополистическая конкуренция

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях

монополистической конкуренции производится меньше продукта.

Если при совершенной конкуренции производится Qc по цене Рс,

то в условиях монополистической конкуренции — Qm по цене Рт (см. рис. 7—8).

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как

получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких

входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую

прибыль, приводит к тому, что туда устремляются

другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается

ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли,

ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Подведем итоги. В условиях монополистической конкуренции

объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции,

а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

234 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.