Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использующей ценовую дискриминацию




Число фирм

Размеры фирмы

Крупные

Виды рыночных структур

Совершенная Монополис- Олиго-

конкуренция тическая полия

конкуренция

Чистая

монополия

Рис. 72. Классификация основных рыночных структур

Кроме основных типов рыночных структур, существует еще

множество других. Наличие на рынке одного покупателя называется

монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям

потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой,

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-

продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли

функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии

называется дуополией.

Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм

рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыночных

структур сильно возрастет (см. табл. 7—1). При анализе, однако,

обычно исходят из предположения, что спрос является конкурентным,

ограничиваясь изучением различных форм предложения.

Таблица 7—1

Классификация форм рынка

~"~~\^^ Формы пред-

Ф, орм^ы"~~ ~~~^^ ~л^ож^ ения

спроса ^^~\^^

Конкуренция

(полипсония)

Олигопсония

Монопсония

Конкуренция

(полиполия)

Совершенная

конкуренция

Олигопсония

Монопсония

Олигополия

Олигополия

Олигополия,

ограниченная

олигопсониеи

Монопсония,

ограниченная

олигополией

Монополия

Монополия

Монополия,

ограниченная

олигопсониеи

Двусторонняя

монополия

Составлено по. Ойкен В. Основные принципы экономической политики.

М. Прогресс, 1995. С. 75.

Рассмотрим сначала чистую монополию.

7.2. Чистая монополия 225

7.2. Чистая монополия

v Противоположностью совершенной конкуренции

Характерные с Г,«,,

r r является чистая монополия (от греч моно — один,

"полно" — продаю) В условиях чистой монополии

отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль"

совпадают. На первый взгляд, такая ситуациямалореальна

и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко.

Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький

город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична.

В таком городе существует одна электростанция, одна железная

дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное

предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП создается

в условиях, близких к чистой монополии.

Чистая, монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные

альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт

в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести

к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в

отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером

естественной монополии являются муниципальные коммунальные

службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью

над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять

на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры

для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от

масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности),

с естественной монополией (когда какие-либо компании — в

сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное

положение, получая привилегии от правительства).

Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты

и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет

исключительное право контроля над своим изобретением в течение

17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний,

как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин"

(IBM), "Сони" и т. д Монопольное положение, закрепленное патентом,

служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым,

фактором усиления монопольной власти Вступление в отрасль может

быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий В США

подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты,

трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена

как частной фирме, так и государственной организации (классический

пример — история водочной монополии в России).

Монополия может иметь своей основойисключительное право

на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства).

Хрестоматийным примером является деятельность компании

"Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие

алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует

мировой рынок алмазов.

,26 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

На рубеже прошлого и нынешнего веков публицисты социа-

[истического направления дали массу красочных описаний агрес-

ивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в

>аботах Дж. А. Гобсона "Империализм" (1902 г.), Р. Гильфердинга

Финансовый капитал" (1910 г.), Н. И. Бухарина "Мировое хозяйство

и империализм" (1915 г) и В. И. Ленина "Империализм как выс-

пая фаза капитализма" (1916 г.). Однако в настоящее время жест-

сие (до динамита включительно) действия монополий, как и "не-

гестная конкуренция" в целом, строго запрещены в странах развитой

рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии циви-

шзованного мира.

Подведем итоги. Фирму можно назвать чистым монополистом,

если она является единственным производителем экономи-

1еского блага, не имеющего близких заменителей (субститутов),

гели она ограждена от непосредственной конкуренции высокими

гходными барьерами в отрасль.

ч Силу монопольной власти отдельной фир-

о омическ я мь^ 0flHaKOi н е с т о и т преувеличивать. Даже

л административная ч и с т а я монополия вынуждена считаться с

МОНОПОЛИЯ „ ~ гч

потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция

может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением

товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров,

а также ''борьбой за доллары потребителя" со стороны других фирм,

каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его

бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики

и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать

со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство,

существующее во всех развитых странах.

Иное дело — монополия в условиях административно-командной

системы. Такая монополия базируется на государственной собственности

на средства производства и действует в условиях значительной

ограниченности рынка и товарногодефицита. Административно-

командная система развивается, как правило, в условиях

закрытой экономики (за "железным занавесом"), опирается на

государственную монополию внешней торговли. Существенным признаком

этой системы является прямое распределение всех основных

ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной

монополии. Конечным ее результатом становится гигантомания,

стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.

Очевидно, что административной монополии конкуренция угрожает

в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в рыночной

экономике. Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-

гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объективно

тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не

грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство

большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством.

Монополия внешней торговли надежно ограждает их

и от иностранных конкурентов.

7.2. Чистая монополия 227

Таким образом, административная монополия, возникающая в

нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью,

чем экономическая монополия.

Определение цены Если в условиях совершенной конкурен-

и объема производства ц и и * и Р м а, выбирает только объем про-

изводства (цена задается экзогенно), то

монополист может не только определять объем производства, но и

назначать цену.

Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в

условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизированном

рынке Р > MR.

Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста

необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и

выручки (см. главу 3).

Приведем пример. Известно, что увеличение спроса может быть

достигнуто снижением цены Допустим, монополист решает снизить

цену со 110 долл. (Pt) до 100 долл. (Р.2). При этом спрос растет

с 4 единиц (Qj) до 6 единиц (Q2). Убытки от снижения цены равны

(Pj- Р2) Qj = (110- 100)х4 = 40 долл., а выгода (прибыль) составит

(Q2 - Q() P = (6 - 4) х 100 = 200 долл. (рис. 7—3). Чистое приращение

прибыли будет равно 160 долл.

Рис. 7—3. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен,

снижение цены ведетк росту совокупной выручки; 2) когда спрос

неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки

(см. рис. 7—4). Поэтому рационально мыслящий монополист

старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

28 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

эластичный

неэластичный

D

Рис. 7—4. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы

в условиях чистой монополии

В условиях совершенной конкуренции установление равновес-

юй цены может быть изображено следующим образом (см. рис. 7—5):

Рис. 7—5. Равновесие в конкурентной отрасли

В точке Е достигается равновесный объем производства Qe и

равновесная цена Р. Площадь 0BEQe соответствует величине издержек

производителей, Р BE — составляет прибыль производителей,

а АРеЕ — потребительский излишек. Равновесие в конкурентной

отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной

предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают

свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов

продаж.

7.2. Чистая монополия 229

При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и

она может быть изображена следующим образом (рис. 7—6):

Рис. 7—6. Определение цены и объема производства

в условиях чистой монополии

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке

Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся

к монопольной цене Рт и количеству продукции Qm. Поскольку

монопольная цена превышает предельные издержки (Рт > МС), то величина

излишка потребителей и излишка производителей меняются.

Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых

убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого

груза монополии.

В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто попытался

определить величину этих треугольников с точки зрения издержек

всего общества, так как объем производства без монополии больше,

чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто называют

харбергеровскими треугольниками. Используя математический

аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секторе

США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП. В современной экономике

США они бы составили около 6 млрд. долл. Поэтому проблема

чистой монополии не является такой острой, как она представлялась

ранее другим экономистам.

Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие.

Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует

помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной

прибыли, а не-прибыли на единицу продукции. И главное, рост

цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса

на продукцию данной фирмы.

Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда

стремится ограничивать выпуск продукции. Это также не совсем

верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило,

изменяются. На издержки действуют два прямо противопо-

230 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

АТС

АТС,

АТС

ффективность

Рис. 7—7. Определение Х-неэффективности

Q

ложных фактора — понижающий и повышающий. Понижающий,

так как в результате создания монополии можно полнее использовать

положительный эффект от роста масштаба производства (экономия

на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта,

экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны,

действует и тенденция к их повышению, связанная с разбуханием

и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением

стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию ХЛейбенс-

тайн обозначил как Х-неэффективность (рис. 7—7).

Согласно X. Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда,

когда фактические издержки при любом объеме производства выше

средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции

возможна Х-неэффективность (рис. 7—7). В этих условиях фирма увеличивает

производство до той точки, где пересекутся предельные и

средние издержки, в нашем случае — до минимума АТС (на рис. 7—7

она обозначена как точка А). Если реальные издержки превышают минимальные

АТС на величину АВ, то при производстве Qc возникает

Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная

ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффектив-

ностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на

монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qc

до Qm, а Х-неэффективность (отрезок CD) заметноувеличивается.

тж Мы выяснили ранее, что монопольная власть

монопольнои власти ятив лсяпертоссяа внеал ипчриондоуйк,ц' иоюб г р.фа тинромйы э,л(,1 а, / - сЕ с т,), и. чнос-

Опираясь на это положение, А. П. Лернер1 в 1934 г. предложил

следующий индекс:

1 Lerner A P. The Concept of Monopoly and Measurement of Monopoly Power //

Review of Economic Studies. 1934. 1 June P 157—175

7 2. Чистая монополия 231

Р - М С 1

т = — = —, (7.1)

L p g

m

где IL — лернеровский индекс монопольной власти;

Р т — монопольная цен^;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно,

IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину

(IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот

показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью

расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике

предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная

формула может быть записана:

Р - АС

к-—Г"

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в

числителе прибыль, а в знаменателе — совокупный (валовой) доход:

(Р - AC) Q к

I = =

L PQ ТС

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие

прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо,

однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является

однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда

велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью,

т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал,

особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских

способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с

высокой степенью риска.

Для характеристики монопольной власти используется и показатель,

определяющий степень концентрации рынка. Он назван в

связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфин-

даля—Хиршмана (1НН)- При его расчете используются данные об

удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что

чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше

потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы

ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей: = V + V + S/ +••• + Sn




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.