Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевые модели по В. Сатир




 

Виржиния Сатир (Satir, Stachowiak and Taschman, 1975) описала несколько моделей общения людей друг с другом. Она выделила четыре типа коммуникаций, к которым прибегают люди, пытаясь справиться с отрицательными последствиями стресса. Она назвала их заискивающий, обвиняющий, расчетливый и отстраненный. Сатир отмечает, что самооценка легко приходит в подвешенное состояние, если у человека не развито устойчивое чувство собственной ценности. Когда он сомневается в себе, на его самооценку сильно влияют действия и реакции окружающих.

 

(По материалам книг В.Сатир «Как строить себя и свою семью», «Вы и Ваша семья») Заискивающий (миротворец).

Миротворец разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодить, извиняясь и никогда ни о чем не споря. Он извиняется не за поступок, а за свое существование. Это человек-согласие, го­ворящий так, будто он ничего не может сделать сам, ему постоянно требуется чье-то одобрение. Даже пять минут играя эту роль, вы почувствуете тошноту. Миротворец считает, что он не пред­ставляет никакой ценности. Он счастлив просто оттого, что ему разрешили поесть. Он расточает всем любезности и на самом деле отвечает за все, что идет не так, как надо. Он знает, что смог бы остановить дождь, если б хорошенько пораскинул мозгами, но именно их у него нет. Естественно, он соглашается с любой критикой в свой адрес. Он благодарен даже за то, что кто-то разговаривает с ним, независимо от того, что и как он говорит. Он и не подумает попросить что-нибудь для себя.

Будет настолько сладким, жертвенным и подобострастным, насколько это возможно.

 

Обвинитель.

Постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он диктатор, хозяин, который ведет себя надменно, словно без конца упрекает: «Если бы не ты, все было бы хорошо». Он говорит резко и жестко, обрывает всех и вся, не давая возможности высказаться по-иному. Обвиняя, он чувствует себя беспомощным, изображая храбреца, чувствует обиду.

 

Расчетливый («компьютер»).

Очень корректен, очень рассудителен и не выражает никаких чувств. Он кажется спокойным, холодным и собранным. Его можно сравнить с настоящим компьютером или словарем. Тело его сковано, он часто мерзнет и чувствует себя расчлененным на части. Голос монотонный, слова в основном носят абстрактный характер.

 

Отстраненный (безумный).

Что бы ни делал и чтобы он не говорил — это не относится к тому, что говорит или делает кто-нибудь другой. Он не реагирует ни на какие вопросы. Его внутренние ощущения сродни голово­кружению. Голос может быть певучим, но часто прерывается, человек расхаживает взад и вперед без причины, так как его внимание ни на чем не сфокусировано.

 

Уравновешенный (гибкий).

Его слова соответствуют жестам, позе и тону. Взаимоотношения просты, свободны и честны, и есть лишь небольшие опасности для самоуважения. Эта модель не предполагает обвинения, она не требует прикрываться расчетами или пребывать в вечном движении. Он практикует поступки, а не человека. Это позиция целостности и свободы движений — единственно возможная позиция в нормальной жизни.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Игра “Кораблекрушение”

Раздаваемый участникам игры список символов предметов

n секстант

n зеркало для бритья

n 25-литровая канистра с водой

n противомоскитная сетка

n 1 коробка с армейским рационом

n карта Тихого Океана

n подушка - плавательное средство

n 10-литровая канистра с бензином

n маленький транзисторный радиоприемник

n репелленты, отпугивающие акул

n 10 м. кв. непрозрачной пленки

n 0,5 литра пуэрториканского рома (85 градусов)

n 5 метров нейлонового каната

n 2 коробки шоколада

n рыболовные снасти


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

Лекция “Когнитивная оценка проблемной ситуации”

Проблемные и/или стрессовые ситуации всегда подвергаются процессу оценки. Оценка проводится в три этапа: первичная, вторичная и переоценка.

ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА - это заключение о ситуации как о принятой (положительной), неприятной (вредной, отрицательной, ужасной, угрожающей и т.д.) и нейтральной. От того как оценивается ситуация зависят эмоции (положительные, отрицательные и поведение человека).

ВТОРИЧНАЯ ОЦЕНКА - это рассмотрение альтернатив преодоления ситуации.

Ответ на вопрос “Что делать?”

n Произвести немедленный поведенческий ответ

n Подумать, какую стратегию поведения избрать.

Вторичная оценка зависит от предшествующего опыта преодоления проблемных и стрессовых ситуаций, а также ресурсов личности и среды, которыми может воспользоваться человек в процессе преодоления проблемы. (Что мне может помочь? Кто мне может помочь? Как я это делал раньше?).

ПЕРЕОЦЕНКА - это результат повторного рассмотрения события и продолжения размышления о нем. Новые основания, приобретенный опыт могут изменить мнение о событии. Переоценка события открывает новые ресурсы личности и среды и может повлиять на выбор другой стратегии поведения.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 12

Модель принятия решения “ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ”.

Таблица 22

Шаги Вопросы/действия
Остановись ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Чего касается эта проблема? В чем заключается проблема? В чем заключается положительная сторона того, что проблема возникла? В чем заключается отрицательная сторона того, что проблема возникла?
Подумай ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ Чего я хочу? Какие решения в этой ситуации желательны? Какие решения в этой ситуации возможны?  
Подумай о последствиях ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВОДОВ “ЗА” И “ПРОТИВ” Что может произойти? Рассмотрите обе стороны последствий, позитивную и негативную. Каково мое решение?  
Решай, что делать ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ Взвесьте все последствия, сделайте наилучший для Вас выбор  
Делай и оцени исход ДЕЙСТВИЕ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ Насколько положительны и отрицательны результаты действия для меня и для других?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 13

Процесс решения проблемы. Лекционная часть

Преодоление проблемных и стрессовых происходит в рамках трех основных стратегий:

n разрешение проблем.

n поиск социальной поддержки,

n избегание.

Этапы разрешения проблем:

1.Ориентация в проблеме. Предполагает следующие этапы:

n Точное узнавание, что проблема возникла (проблема есть)

n Понимание того, что проблемы в жизни - это нормальное и неизбежное явление.

n Выработка веры в то, что существуют эффективные способы разрешения проблемы.

n Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение или вызов личности.

2.Определение, оценка и формулирование проблемы. Предполагает следующие этапы:

n Поиск всей отступной информации о проблеме;

n Выделение информации, относящейся к делу, от информации субъективной, непроверенной, к делу не относящейся, преждевременных оценок, ожиданий, интерпретаций, выводов;

n Определение факторов или обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению цели;

n Постановка реалистической цели с описанием деталей желательного исхода.

3.Третьим шагом в разрешении проблемы является “мозговой штурм” - генерация альтернатив. При этом следует придерживаться следующих принципов:

n Принцип “количество порождает качество”; Принцип предполагает генерацию разнообразных вариантов решения проблемы. При этом необходимо предполагать самые различные, возможно и не подходящие варианты. Пусть некоторые их них кажутся смешными или глупыми, главное, чтобы их было как можно больше.

n Принцип “отсроченного решения”. Предусматривает понимание того, что окончательное решение будет принято еще не сейчас. Поэтому можно рассматривать любые варианты. Следует подождать и все их обдумать спокойно без мысли о том, что это и есть единственное решение, которое будет принято.

4.Четвертым шагом разрешения проблемы является принятие решения. Цель этого шага - развить имеющиеся возможности решения проблемы и выбрать наиболее эффективные из них. Эффективными являются решения, которые полностью разрешают ситуацию и увеличивают положительные последствия. Следует рассматривать четыре категории последствий:

n кратковременные или непосредственные

n долговременные

n направленные на себя

n направленные на окружающих

Следует иметь в виду, что бывают такие проблемы, которые приходится решать поэтапно. В таком случае следует рассмотреть каждый из этапов решения и его последствия. Определить последовательность этапов и примерные сроки.

5.Пятым шагом разрешения проблемы является выполнение решения и проверка. Процедура выполнения решения и проверки включает четыре этапа

n эффективное выполнение решения

n изучение последствий разрешения

n оценка эффективности разрешения

n самоподкрепление (самопоощрение).


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 14

Шаги постановки цели

1.Определить цель.

2.Оценить шаги для достижения цели.

3.Рассмотреть возможные проблемы на пути достижения цели.

4.Рассмотреть пути как справиться с этим.

5.Определить четкие сроки достижения цели.

6.Попросите участников определить людей, на которых они хотели бы быть похожими в будущем. Пусть они подумают о направлениях для достижения долгосрочных целей.

7.Пусть участники сформируют пары, определят краткосрочные цели и шаги для их достижения.

8.Обсудите результаты.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 15.

Лекция № 5 для специалистов

Переход от детской зависимости к независимости зрелого возраста требуют от подростка перемен в жизненном сценарии. Многие молодые люди проходят через периоды дезорганизации, реорганизации и интеграции своей личности. Эти процессы проходят на фоне физиологических изменений, наиболее существенным из которых является половое созревание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.