КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ролевые модели по В. Сатир
Виржиния Сатир (Satir, Stachowiak and Taschman, 1975) описала несколько моделей общения людей друг с другом. Она выделила четыре типа коммуникаций, к которым прибегают люди, пытаясь справиться с отрицательными последствиями стресса. Она назвала их заискивающий, обвиняющий, расчетливый и отстраненный. Сатир отмечает, что самооценка легко приходит в подвешенное состояние, если у человека не развито устойчивое чувство собственной ценности. Когда он сомневается в себе, на его самооценку сильно влияют действия и реакции окружающих.
(По материалам книг В.Сатир «Как строить себя и свою семью», «Вы и Ваша семья») Заискивающий (миротворец). Миротворец разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодить, извиняясь и никогда ни о чем не споря. Он извиняется не за поступок, а за свое существование. Это человек-согласие, говорящий так, будто он ничего не может сделать сам, ему постоянно требуется чье-то одобрение. Даже пять минут играя эту роль, вы почувствуете тошноту. Миротворец считает, что он не представляет никакой ценности. Он счастлив просто оттого, что ему разрешили поесть. Он расточает всем любезности и на самом деле отвечает за все, что идет не так, как надо. Он знает, что смог бы остановить дождь, если б хорошенько пораскинул мозгами, но именно их у него нет. Естественно, он соглашается с любой критикой в свой адрес. Он благодарен даже за то, что кто-то разговаривает с ним, независимо от того, что и как он говорит. Он и не подумает попросить что-нибудь для себя. Будет настолько сладким, жертвенным и подобострастным, насколько это возможно.
Обвинитель. Постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он диктатор, хозяин, который ведет себя надменно, словно без конца упрекает: «Если бы не ты, все было бы хорошо». Он говорит резко и жестко, обрывает всех и вся, не давая возможности высказаться по-иному. Обвиняя, он чувствует себя беспомощным, изображая храбреца, чувствует обиду.
Расчетливый («компьютер»). Очень корректен, очень рассудителен и не выражает никаких чувств. Он кажется спокойным, холодным и собранным. Его можно сравнить с настоящим компьютером или словарем. Тело его сковано, он часто мерзнет и чувствует себя расчлененным на части. Голос монотонный, слова в основном носят абстрактный характер.
Отстраненный (безумный). Что бы ни делал и чтобы он не говорил — это не относится к тому, что говорит или делает кто-нибудь другой. Он не реагирует ни на какие вопросы. Его внутренние ощущения сродни головокружению. Голос может быть певучим, но часто прерывается, человек расхаживает взад и вперед без причины, так как его внимание ни на чем не сфокусировано.
Уравновешенный (гибкий). Его слова соответствуют жестам, позе и тону. Взаимоотношения просты, свободны и честны, и есть лишь небольшие опасности для самоуважения. Эта модель не предполагает обвинения, она не требует прикрываться расчетами или пребывать в вечном движении. Он практикует поступки, а не человека. Это позиция целостности и свободы движений — единственно возможная позиция в нормальной жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10 Игра “Кораблекрушение” Раздаваемый участникам игры список символов предметов n секстант n зеркало для бритья n 25-литровая канистра с водой n противомоскитная сетка n 1 коробка с армейским рационом n карта Тихого Океана n подушка - плавательное средство n 10-литровая канистра с бензином n маленький транзисторный радиоприемник n репелленты, отпугивающие акул n 10 м. кв. непрозрачной пленки n 0,5 литра пуэрториканского рома (85 градусов) n 5 метров нейлонового каната n 2 коробки шоколада n рыболовные снасти
ПРИЛОЖЕНИЕ № 11 Лекция “Когнитивная оценка проблемной ситуации” Проблемные и/или стрессовые ситуации всегда подвергаются процессу оценки. Оценка проводится в три этапа: первичная, вторичная и переоценка. ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА - это заключение о ситуации как о принятой (положительной), неприятной (вредной, отрицательной, ужасной, угрожающей и т.д.) и нейтральной. От того как оценивается ситуация зависят эмоции (положительные, отрицательные и поведение человека). ВТОРИЧНАЯ ОЦЕНКА - это рассмотрение альтернатив преодоления ситуации. Ответ на вопрос “Что делать?” n Произвести немедленный поведенческий ответ n Подумать, какую стратегию поведения избрать. Вторичная оценка зависит от предшествующего опыта преодоления проблемных и стрессовых ситуаций, а также ресурсов личности и среды, которыми может воспользоваться человек в процессе преодоления проблемы. (Что мне может помочь? Кто мне может помочь? Как я это делал раньше?). ПЕРЕОЦЕНКА - это результат повторного рассмотрения события и продолжения размышления о нем. Новые основания, приобретенный опыт могут изменить мнение о событии. Переоценка события открывает новые ресурсы личности и среды и может повлиять на выбор другой стратегии поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 12 Модель принятия решения “ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ”. Таблица 22
ПРИЛОЖЕНИЕ № 13 Процесс решения проблемы. Лекционная часть Преодоление проблемных и стрессовых происходит в рамках трех основных стратегий: n разрешение проблем. n поиск социальной поддержки, n избегание. Этапы разрешения проблем: 1.Ориентация в проблеме. Предполагает следующие этапы: n Точное узнавание, что проблема возникла (проблема есть) n Понимание того, что проблемы в жизни - это нормальное и неизбежное явление. n Выработка веры в то, что существуют эффективные способы разрешения проблемы. n Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение или вызов личности. 2.Определение, оценка и формулирование проблемы. Предполагает следующие этапы: n Поиск всей отступной информации о проблеме; n Выделение информации, относящейся к делу, от информации субъективной, непроверенной, к делу не относящейся, преждевременных оценок, ожиданий, интерпретаций, выводов; n Определение факторов или обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению цели; n Постановка реалистической цели с описанием деталей желательного исхода. 3.Третьим шагом в разрешении проблемы является “мозговой штурм” - генерация альтернатив. При этом следует придерживаться следующих принципов: n Принцип “количество порождает качество”; Принцип предполагает генерацию разнообразных вариантов решения проблемы. При этом необходимо предполагать самые различные, возможно и не подходящие варианты. Пусть некоторые их них кажутся смешными или глупыми, главное, чтобы их было как можно больше. n Принцип “отсроченного решения”. Предусматривает понимание того, что окончательное решение будет принято еще не сейчас. Поэтому можно рассматривать любые варианты. Следует подождать и все их обдумать спокойно без мысли о том, что это и есть единственное решение, которое будет принято. 4.Четвертым шагом разрешения проблемы является принятие решения. Цель этого шага - развить имеющиеся возможности решения проблемы и выбрать наиболее эффективные из них. Эффективными являются решения, которые полностью разрешают ситуацию и увеличивают положительные последствия. Следует рассматривать четыре категории последствий: n кратковременные или непосредственные n долговременные n направленные на себя n направленные на окружающих Следует иметь в виду, что бывают такие проблемы, которые приходится решать поэтапно. В таком случае следует рассмотреть каждый из этапов решения и его последствия. Определить последовательность этапов и примерные сроки. 5.Пятым шагом разрешения проблемы является выполнение решения и проверка. Процедура выполнения решения и проверки включает четыре этапа n эффективное выполнение решения n изучение последствий разрешения n оценка эффективности разрешения n самоподкрепление (самопоощрение).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 14 Шаги постановки цели 1.Определить цель. 2.Оценить шаги для достижения цели. 3.Рассмотреть возможные проблемы на пути достижения цели. 4.Рассмотреть пути как справиться с этим. 5.Определить четкие сроки достижения цели. 6.Попросите участников определить людей, на которых они хотели бы быть похожими в будущем. Пусть они подумают о направлениях для достижения долгосрочных целей. 7.Пусть участники сформируют пары, определят краткосрочные цели и шаги для их достижения. 8.Обсудите результаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 15. Лекция № 5 для специалистов Переход от детской зависимости к независимости зрелого возраста требуют от подростка перемен в жизненном сценарии. Многие молодые люди проходят через периоды дезорганизации, реорганизации и интеграции своей личности. Эти процессы проходят на фоне физиологических изменений, наиболее существенным из которых является половое созревание.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |