Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации для взрослых по работе с подростками




Психологические изменения личности подростка.

Психофизиологические изменения подросткового возраста.

Нейроэндокринные сдвиги, влияющие на эмоциональное состояние подростка.

Предпубертатный и пубертатный периоды подросткового возраста.

n Осознание и принятие физического изменения своего тела, формирование телесного образа Я.

n Развитие абстрактного мышления, “философская интоксикация”. Формирование Я- концепции. Роль “экспериментирования” с различными психоактивными веществами в процессе осознавания границ своей личности.

n Изменение социального статуса в семье и в обществе: уже не ребенок, но еще и не взрослый. Напряжение в социальной позиции, влияющей на отношения со взрослыми людьми. Подростковая эмансипация. Позитивный и негативный опыт эмансипации (отделения). Агрессивное и зависимое поведение подростков как негативный опыт эмансипации.

n Отношения со сверстниками. Подростковые группы. Опыт близких отношений. Дружба. Любовь.

n Отношение с родителями и значимыми взрослыми. Отделение от родителей - это процесс, который часто бывает конфликтным для всех членов семьи. Если родители не готовы помочь подростку конструктивно решать эту задачу, то на естественные трудности этого периода для подростка накладываются психологические проблемы и самих родителей, что значительно усложняет всю картину внутренней жизни подростка в целом.

 

Психологические задачи, которые решает подросток:

1.Осознать и принимать физические изменения в своем теле;

2.Развивать способность рассуждать, принимать решения и учиться на своих ошибках;

3.Учиться заботиться о себе и обеспечивать свою безопасность;

4.Осознавать свою личную ответственность за свою жизнь и отказываться от потребности винить других в своих ошибках;

5.Развивать зрелые отношения с людьми своего и противоположного пола;

6.Исседовать ценности, отличающиеся от ценностей семьи родителей и родной культуры;

7.Развивать свою сексуальную зрелость;

8.Обретать финансовую независимость;

9.Отделяться от своих родителей и покидать дом.

 

1.Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть.

2.Осознавайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере роста детей авторитарная власть и дисциплинирование должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости на определенной дистанции.

3.Научитесь доверять молодежи и их способности выжить в мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними как с хрупкими, несмышленными существами, способными навредить себе своими действиями. В своем желании защитить молодежь они воздвигают ограничения, которые приносят больше вреда, чем пользы.

4.Объясняйте, что именно вы ждете от подростка, Ваши объяснения должны быть понятны ему, так же как и Ваши побудительные мотивы. Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они решают не соблюдать эти правила. Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.

5.Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают.

6.Действуйте разумно относительно различных “экспериментирований” подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму. Откровенно поговорите с молодыми людьми о том, что вы чувствуете в ситуации, когда они ведут себя рискованно. Избегайте высказывать свое осуждение, лучше помогите им осознать, как употребление алкоголя, наркотиков и другие ситуации риска могут сказаться на их жизни.

Не наказывайте подростков, если они обратились к вам за помощью. Помогите подросткам найти способ изменить свою жизнь к лучшему.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 16

Лекция № 11 для специалистов

Дисфункциональная семья -это семья, не способная выполнять основные свои функции. Это закрытая система, где

n самооценка у членов семьи низкая

n общение непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное,препятствующее росту

n ролевые взаимоотношения

n правила скрытые, жесткие, неизменные, люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила; запреты на их обсуждения

1.Ролевые игры в семье, где есть больной алкоголизмом или наркоманией.

Таблица 23

роль чувство способы защиты преимущества для себя преимущества для семьи последствия
зависимый стыд, вина, одиночество употребление алкоголя, наркотиков уход от боли ничего смерть, безумие
созависим-ый отчаяние, обида, страх, вина гиперответ-ственность, активность значимость, важность, повышение самооценки ответствен- ность болезни
герой вина, одиночество, обида ответствен- ность, высокая работоспособность признатель- ность, положите-льное вни- мание окружаю-щих повышение самооценки цинизм, разочарова- ние, болезни
козел отпущения страх, обида, злость, одиночество правонару- шения отрицатель- ное внимание окружаю-щих отвлечение от боли зависитмо-сть от наркотиков, алкоголя, тюрьма, проститу-ция
шут страх, смятение, одиночество гиперактив- ность, шутовство, адекватно-сть внимание, вызванное шутовством развлечение пустота, одиночество разочарова- ние
потерянный ребенок одиночество обида, потерянно-сть “уход в себя” отстранен-ность облегчение одиночество зависимость от других

 

Развитие ребенка в дисфункциональной семье.

Важно, чтобы дети из семей алкоголиков, наркоманов, получили следующие сообщения:

1.Это не твоя вина.

2.Твои папа и мама действительно любят тебя, хотя и не всегда могут показать это.

3.Ты не можешь заставить своих родителей начать или прекратить употребление алкоголя или наркотиков.

4.Употребление алкоголя/наркотиков в семье причинило тебе боль.

5.Ты достоин получить помощь для себя.

6.Алкоголики/наркоманы могут выздоравливать и выздоравливают, но даже если они не выздоравливают, дети могут чувствовать себя чувствовать себя лучше.

7.Ты не одинок - есть много детей таких же, как и ты и безопасные люди и места, куда ты можешь обратиться за помощью.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 17

Лекция № 14 для специалистов

Созависимость -любое поведение или отклонение. Которое помогает уменьшить или минимизировать последствия употребления алкоголя или наркотиков для химически зависимого или болезненно вовлеченного человека. Это закрепленная реакция на длительно проявляющийся стресс.

Характеристика созависимого человека:

n преувеличенная значимость силы воли

n внешний контроль поведения, как правило фокус его на химически зависимом человеке

n “замороженные чувства”, неосознавание своих чувств, неконтролируемое их проявление в поведении

n низкая самооценка

n закрытое, манипулятивное общение

n социальная и эмоциональная изоляция

n слишком свободные или чрезвычайно жесткие границы

 

Упражнение - активатор “Ответственность”. Предложения записываются под диктовку; во время паузы участники должны эти предложения закончить; наиболее верна первая реакция; если какое-то предложение не подходит, его можно пропустить; в конце дается немного времени для того, чтобы все завершить.

n быть ответственным для меня означает...

n некоторые люди более ответственные, чем другие, - это люди, которые...

n безответственные люди, это...

n свою ответственность по отношению к другим людям я проявляю через...

n вид ответственности, который, я чувствую, более тяжел для меня - это...

n ответственность человека я узнаю по...

n чем сильнее моя ответственность, тем больше я...

n я боялся бы нести ответственность за...

n быть ответственным по отношению к самому себе - это...

n я несу ответственность за...

 

Ведется обсуждение в парах и в кругу. Ведущий помогает участникам прояснить их точки зрения и осознать степень своей ответственности за свои чувства, мысли, поступки.

При проведении обсуждения можно дать участникам почувствовать достоинства и недостатки двух позиций: “ответственность за других” и “ответственность отношения к другим”.

 

Приведенная ниже таблица поможет ведущему сориентироваться в этом вопросе:

Таблица 24

Когда я чувствую ответственность за других Когда я отношусь ответственно к другим
Я Я
исправляю демонстрирую эмпатию (сопереживание понимание чувств)
защищаю  
спасаю подбадриваю
контролирую делюсь
перенимаю их чувства конфликтую
не слушаю слушаю
Я чувствую Я чувствую
усталость уравновешенность
тревогу свободу
страх осознанность
неуравновешенность самоценность
Я беспокоюсь о Я беспокоюсь
решении об отношениях человека к
деталях о человеке
ответах о чувствах
обстоятельствах с человеком
том, чтобы не ошибиться Я верю, что моего присутствия с человеком достаточно
исполнении  
Я манипулятор, т.е. использую других Я помощник/проводник, т.е. сопровождаю другого
Я думаю, что человек живет в соответствии с моими ожиданиями Я думаю, что человек сам отвечает за свои поступки
  Я могу доверять и принимать людей такими, какие они есть

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 18

Рекомендации родителям

Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?

1.Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке своего сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ваш сын неминуемо станет наркоманом и погибнет. Зависимость от наркотика хотя и формулируется достаточно быстро, все же на это требуется время. Кроме того, бывают случаи, когда подростка вынуждают принять наркотик под давлением или в состоянии алкогольного опьянения. Помните о том, что многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (например, обезболивающие наркотики, масочный наркоз и т.д.) Найдите в себе силы спокойно во всем разобраться. Решите для себя, сможете ли вы сами справиться с ситуацией или вам нужно обратиться за помощью. И постарайтесь с первых же минут стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.

2.Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить Вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это скорее всего оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно, для Вашего сына или дочери это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если Вы сможете поговорить со своим ребенком на равных, обратиться ко взрослой части его личности. Особенно ценным для сохранения доверия мог бы быть разговор с подростком о вашем собственном опыте употребления (возможно, алкоголя). Было ли тогда важным почувствовать себя взрослым или быть принятым в компании, или испытать новые ощущения? Не исключено, что подобные же проблемы стоят сейчас перед вашим ребенком. Возможно, что наркотик для него сейчас - это способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.

3.Оказывайте поддержку. “Мне не нравиться, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя и хочу помочь”, - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить понимание и поддержку. Оставайтесь открытыми для своего ребенка. Пусть у него как можно чаще будет возможность обратиться к вам со своими трудностями. Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий; поощряйте интересы и увлечения подростка, которые смогут стать альтернативной наркотику; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарств. Будьте уверены, дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими опасными, как наркотик.

4.Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что ваш ребенок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно и вы не в силах помочь ему - обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу обращаться к наркологу. Если у подростка еще не выработалась стойкая зависимость и наркотик для него - способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога или психотерапевта. Будет очень хорошо, если и сам подросток сможет пообщаться с психологом (при этом важно избегать принуждения). Специалист сможет более точно и объективно оценить ситуацию и вместе с вами и вашим ребенком попробовать найти выход из трудного положения.

Если же вы чувствуете, что у вашего ребенка уже сформировалось стойкая зависимость от наркотика, не теряйте времени - обращайтесь к наркологу. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача. Которые вызывают у вас доверие. И помните, чтобы помощь нарколога была эффективной, необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Наркомания - тяжелое и коварное заболевание. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 19

Материал для обсуждения со специалистами

Факторы риска употребления подростками ПАВ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.