Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Углубленное диагностическое обследование 3 страница




 

Предусматривается ли и какая по содержанию кон- ! сультативная работа участников консилиума с педа- t гогическим коллективом или отдельными учителями, i родителями школьника и школьной администрацией? -г 5Г • Предполагается ли и какая социально-диспетчерская

деятельность? - *

Ответы на все поставленные выше вопросы предполага-0 ют установление сроков выполнения той или иной работы, конкретното"'ОТвётственного и форм контроля.

Возможно, кому-то из читателей покажется неумест­ным или. навязчивым употребление автором таких слов, как «регламент», «ответственный», «контроль» и т. д. Навер­ное, в данном контексте они могут показаться чрезмерно формальными. Однако можем уверить вас в том, что необ­ходимость введения в практику школьной психологической деятельности жестких правил и административных тре­бований продиктовано жизнью и реальной работой в шко­ле. Позволим себе высказаться достаточно резко: в орга­низационном плане школьная система представляет собой весьма хаотическое образование. Более того, эта внутрен­няя объективная неупорядоченность стала настолько при­вычной, что превратилась в сознании находящихся внутри нее людей в определенную иллюзию организации. Годами вырабатываются стили взаимоотношений, способы разре­шения конфликтов, контроля за соблюдением определен­ных требований. В основе почти всех этих способов управ­ленияэмоциональные межличностные отношения педаго­гов между собой и с администрацией. То, что сложившаяся практика руководства школьной системой требует серь­езных изменений,это несомненно. Но именно в силу «заш­каливающей» эмоциональности отношения в ней не могут


_____ Содержание деятельности школьного психолога-------

быть на наш взгляд, перестроены одномоментно по жела-пию какого-либо руководителя-новатора. Переход с эмоцио­нального на деловой стиль руководства требует времени, и в этом плане предлагаемая модель планирования и регулиро­вания сопровождающей деятельности может сыграть важ-

нию позитивную роль.

Работа консилиума с индивидуальным случаем заканчива­ется заполнением итогового документа - заключения конси­лиума в котором находят свое краткое описание ответы на основные из выше приведенных вопросов. Приведем возмож­ную форму такого заключения.

Ф. И. О. ученика, возраст и класс:

Участники консилиума:

Психолого-медико-педагогический статус на момент об­следования:

Актуальное состояние:

(описание) Наличие отклонений и особенностей развития:

(описание)

Содержание сопровождающей деятельности и ее предпоч­тительные формы:

 

Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:
Участник консилиума Содержание и форма работы Сроки проведения
     

Содержание консультативной деятельности участников консилиума:

Участник консилиума Содержание и форма работы Сроки проведения
     

одержание социально-диспетчерской деятельности учас­тников консилиума:
Участник консилиума Содержание и форма работы Сроки проведения
     

Дата заполнения: Подписи участников:

Воспользуемся конкретным случаем, который мы уже при­водили в пример в этом разделе, и покажем работу с ним в рамках консилиума.

Еще раз перечислим данные, предоставляемые психологом:

Ф. И. О. ученика: Николай К., 1 класс «А»

Дата рождения: 9 сентября 1988 г.

Дата обследования: февраль 1996

Феномен развития на момент проведения обследования:

У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учеб­ной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учеб­ная мотивация достаточно высокая. Отношения с однокласс­никами доброжелательные, с учителями в общение практи­чески не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тре­вожность высокая, самооценка неустойчивая.

Наличие отклонений или нарушений в развитии:

Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психи­ческой активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задерж­ка»). Причины — парциальные нарушения интеллектуально­го развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями).

Особенности психического развития, выявленные в об-

166


__... Содержание деятельности школьного психолога • • •

следовании:

Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя.

Возможные формы сопровождения:

Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по во­просам интеллектуального развития ребенка.

Учитель по результатам собственного наблюдения и бес­едам с учителями-предметниками предоставил следующую информацию:

Качественные характеристики учебной деятельности:

При выполнении домашних заданий и в процессе классной работы возникают трудности с пониманием учебного матери­ала: по математике— при записи условий и формулировке вопросов задачи, по русскому языку — при применении пра­вил, нахождении ошибок в собственных текстах. Домашние задания выполняются с большим количеством мелких оши­бок.

Письменные работы выполняет лучше, чем устные: за­трудняется с формулировкой своих мыслей. Творческие зада­ния выполняет хуже рутинных, при выполнении простых за­даний может быть очень старательным и трудоспособным.

Наибольшие трудности возникают при выполнении зада­ний, требующих логики, развитой речи и творчества.

Предполагаемые причины описанных трудностей и особен­ностей: с мальчиком не занимаются дома, единственная фор­ма помощи— наказание за плохие оценки.

Количественные показатели учебной деятельности:

Успеваемость по основным предметам: математика — 3, русский язык — 3, чтение — 3, труд — 5, рисование — 4.

Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

Активность на уроке практически не проявляет, с заинте­ресованностью относится к развивающим игровым упражне­нием, даже если с ними не справляется, старательно выполня­ет техническую работу на уроках.

Дисциплину на уроке нарушает редко.

Очень робок в отношениях с учителями: практически не


• М. Битянова • • •

обращается с вопросами, говорит шепотом, отводит глаза. Ча­сто не отвечает на вопросы. Отношения с ребятами хорошие: на переменах играет вместе со всеми, но никогда не лидирует, подчиняется решениям других.

Показатели эмоционального состояния в учебных си­туациях:

На уроке часто рассеян, смотрит в сторону, но может быс­тро включится в работу после замечания. К концу урока час­то явно устает, перестает работать.

В ответ на замечания чаще всего молчит, сжимается, иног­да появляются слезы или сжимаются кулачки.

Медицинская информация о мальчике:

Физическое состояние ребенка на момент проведения кон­силиума:

Развитие соответствует возрастной норме, по физкультуре занимается в основной группе, физические нагрузки перено­сит хорошо

Факторы риска нарушения развития:

Родовая травма, энцефалопатия в младенческом возрасте, хронический фарингит.

Характеристика заболеваемости за последний год.

Практически не болел.

По результатам обсуждения в протокол занесены следую­щие сведения и решения:

Психолого-медико-педагогический статус на момент об­следования:

Актуальное состояние: Плохо усваивает учебный материал, рассеян, невнимателен, особую трудность вызывают задания, требующие логического осмысления, творческого во­ображения. У мальчика плохо развита устная и письменная речь, эмоциональное состояние неустойчивое, тревожное. Си­туации публичного ответа вызывают тревогу.

В общение с педагогами старается не вступать, навыки общения со взрослыми развиты плохо. Воспитан, аккуратен.

Наличие отклонений и особенностей раз­вития: существуют определенные нарушения в познаватель­ной сфере (низкая произвольность, несформированность внут­реннего плана учебных действий, сформированность логичес-ких операций в рамках требований программы первого класса), которые могут быть скомпенсированы при организации специ-


__... Содержание деятельности школьного психолога • • •

а л ь н ой_Раб°ты- Мальчик «педагогически запущен» из-за от­ сутствия должного внимания к его развитию в семье.

Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы: Развитие познава­ тельно^ деятельности. навыков организации интеллектуаль-шх_учебных действий, ликвидация пробелов в знаниях, сни-у ровня тревожности, страха общения с педагогами,

обучение навыкам общения со взрослыми.

Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:

Сроки проведения
Участник консилиума

Содержание и форма работы

Школьный психолог

Включение в коррекционную группу первоклассников с трудностями в поведении.

Индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательной сферы

Педагог

Разработка и реализация стратегии помощи: организа­ция специальных дополнитель­ных занятий, создание благо­приятных условий для работы мальчика во время урока: доб­рожелательная атмосфера, временное снижение учебных требований, преимущественное использование письменных оп-росовили устных ответов вне урока.

Завуч

Оказание методической помо­щи педагогу в организации педагогической работы

Содержание консультативной деятельности участников консилиума:


 

 


 



12. Зак. 5574



• • • М. Битянова • • •


... Содержание деятельности школьного


психолога


 


Участник консилиума

Школьный психолог

Педагог Завуч


Содержание и форма работы

Информирование педагогов о особенностях и проблемах ребенка на групповой консуль­тации, помощь в разработке стратегий педагогической по­мощи и сопровождения Проведение индивидуальной консультации с семьей (первая встреча может быть проведе­на совместно с педагогом)

Проведение индивидуальной консультации с семьей

Оказание методической помо­щи педагогам-предметникам в организации работы с ребен­ком


Сроки проведения


Актуальное состояние: «Психологически благополучное»

Наличие отклонений и особенностей развития: очень мед­лителен при выполнении практически любой работы, однако выполняет ее качественно; новый учебный материал усваивает медленнее, чем большинство одноклассников, однако приобре­таемые им знания прочные и систематизированные. Попытки поторопить его в работе не приводят к убыстрению темпа, но могут вызвать протест

Содержание сопровождающей деятельности и ее предпоч­тительные формы: учет индивидуальных типологических осо­бенностей при организации учебной деятельности. Консульти­рование педагогов и самого подростка по освоению эффектив­ных форм работы.

В добавление к таким «укороченным» вариантам прото­кола может быть заполнен отдельный лист, в котором фик­сируются содержание и направления психолого-медико-пе-дагогической работы с детьми, не имеющими выраженных проблем обучения, воспитания и психического самочув­ствия.

Например, по параллели 10 классов:


 


Содержание социально-диспетчерской деятельности учас­тников консилиума: не предусматривается.

Столь подробно в рамках консилиума рассмотреть стра­тегию сопровождения всех детей возможно лишь в малоком­плектной школе. К сожалению, подробное обсуждение мо­жет быть проведено лишь для детей, испытывающих выра­женные проблемы обучения и развития. Время, отводимое на обсуждение концепции сопровождения «психологически благополучных» школьников, незначительно. Очень часто работу с ними планируют не индивидуально, а для группы в целом, а в протоколах фиксируют лишь те особенности, на которые следует обратить внимание педагогам. Об этих осо­бенностях педагогам сообщают во время групповой консуль­тации. В этом случае персонально на ребенка заполняется лишь первая часть заключения, касающаяся его школьного портрета.

Например: Алексей К., 1983 г. р., 8 «А»:

Психолого-медико-педагогический статус на момент об­следования:


 

Сроки проведения
Участник консилиума

Содержание и форма работы

Школьный Организация и проведение

психолог развивающей тренинговой ра-

боты (группа набирается по желанию).

Организация психологических классных часов (2 часа на класс) по методу обучающей психодиагностики Проведение индивидуальных профориентационных кон­сультаций по итогам диагнос­тики

Следующим этапом работы является анализ данных по парал­лели в целом и выработка соответствующих рекомендаций. Что может дать такой анализ? Прежде всего, важную информа-


 


шшиннинм


 

 


 


• • • М. Битянова • • •

цию о различных тенденциях в состоянии психолого-медико-педагогического статуса школьников, определенной паралле­ли. В свою очередь, зная общий уровень, типичные трудности, преобладающие особенности школьников можно вносить со­держательные, осмысленные изменения в учебный и воспита­тельный процесс, планировать психологическую и педагогичес­кую работу с параллелью, организовывать просветительскую и консультативную работу с педагогами и родителями. Кроме того, могут быть выявлены определенные проблемы конкрет­ных педагогов. Скажем, заполняя психолого-педагогические карты, педагог большинству детей выставил оценки, которые значительно расходятся с оценками других педагогов: выше или ниже, в данном случае не существенно. Может оказаться также, что именно у этого педагога существуют выраженные конфликты с учениками или сложности в преподавании. Пси­холог и завуч, располагая такими данными, могут организо­вать встречи с педагогом консультативного или методического характера.

Данные по параллели в целом составляют также основу той информации, которая передается завучем или психоло­гом школьной администрации. Результаты анализа таких обобщенных данных желательно зафиксировать в виде пись­менного соглашения с описанием ситуации и выделением основных направлений деятельности (аналогично вышеопи­санным).

Итак, консилиум завершается распределением обязаннос­тей между участниками консилиума по ведению сопровожда­ющей и консультативной работы, с указанием примерных сро­ков выполнения. При хорошей организации, навыках быстро­го и содержательного обсуждения консилиум по одной параллели может быть проведен в 3-4 встречи. Однако гра­мотное проведение психолого-педагогического консилиума часто наступает после длительного периода привыкания его учас­тников друг к другу, поиска удобного стиля взаимодействия, приемлемых способов оформления документов. Очень помога­ет на этом этапе специальное обучение, в процессе которого участники будущих консилиумов отрабатывают элементы вза­имодействия на смоделированных ситуациях. Наилучший ва­риант — проведение большой деловой педагогической игры, в которую был бы включен весь педагогический коллектив шко-


__... Содержание деятельности школьного психолога • • •

лы и школьная администрация. Часть из них возьмет на себя роли родителей, школьников, часть останется в роли учителей. В ходе игры можно смоделировать процесс сбора информации на консилиум, ее обсуждение и реализацию ре­шений. Подобная работа всегда оказывается очень полез­ной не только для основных участников консилиума, кото­рые учатся конкретным навыкам работы. Она позволяет всем педагогам увидеть сопровождение как целостный длитель­ный процесс, прочувствовать свою роль и место в этом про­цессе, прожить позиции родителей и детей. Обучение может провести психолог. Хорошо также, когда такого рода учеба проводится централизованно, для педагогических коллекти­вов нескольких школ. Мы имеем опыт организации и проведения такого цен­трализованного обучения. На специально организованную учебу, в рамках государственной программы «Дети Черно­быля» были приглашены основные участники консилиума (завучи, психологи и медики) из школ чернобыльской зоны Российской федерации. Одним из этапов работы стала боль­шая организационная игра. Между всеми слушателями были распределены роли основных участников внутришкольного взаимодействия: администрации, педагогов, школьников и их родителей. Затем в игровой форме отрабатывались ос­новные этапы работы со школьниками определенной парал­лелисбор информации, ее оформление, проведение конси­лиума, заполнение документов, проведение основных консуль­тативных мероприятий (с родителями, педагогами, администрацией). В ходе игры участники не только изуча­ли и проживали определенную ролевую позицию, но и знако­мились с основными процедурами работы психолога, медика и педагога, находили формулировки и объяснения, понятные всем группам, осваивали навыки свободного обсуждения и др. Игра дала значительный эффект. Если до ее проведения каждый смотрел на школьную ситуацию и задачи консилиу­ма со своей ограниченной профессиональной позиции (а педа­гоги вообще чувствовали себя обиженными тем, что не при­нимают участие в консилиуме), то после игры представле­ния игроков о целях, задачах и формах работы консилиума значительно расширились, отношение друг к другу стало значительно мягче, язык общения доступнее.


• • • М. Битянова • • •

В работе консилиума часто именно психологу приходится взять на себя управление дискуссией на первых порах су­ществования этой формы работы в школе. Затем эта функция может быть передана завучу. Очевидно, что если участники консилиума не могут провести обсуждение в три-четыре за­планированных встречи, их число нужно увеличивать. Однако стремится надо к тому, чтобы по возможности обходится мень­шим числом заседаний при высокой интенсивности обсужде­ний. Иначе консилиум перестанет быть удобной, оперативной формой организации целостного сопровождения детей в про­цессе предметного обучения, превратится в длительный бес­смысленный ритуал, каких немало в школьной системе.

Организационные трудности, возникающие в работе конси­лиума на первых порах его существования, не единственные. Существует и проблема единого языка обсуждения, и сложности с установлением эффективного обмена мнениями, принятием груп­пового решения, распределением властных полномочий в мини-группе среди ее участников. Все они могут быть решены каж­дой «командой» индивидуально, здесь трудно дать какие-либо общие рекомендации. Важно только, чтобы все участники осоз­навали значимость проводимой работы, понимали необходимость решения всех возникающих сложностей для создания благопри­ятных условий обучения и развития учеников школы.

Консилиум «запускает» многие направления и формы де­ятельности школьного психолога в определенной параллели. Благодаря консилиуму преобладающее большинство из них обретает свое конкретное содержание. Обратимся к анализу основных направлений сопровождающей деятельности школь­ного психолога, осуществляемых в этот период.

ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.