КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Углубленное диагностическое обследование 3 страница
Предусматривается ли и какая по содержанию кон- ! сультативная работа участников консилиума с педа- t гогическим коллективом или отдельными учителями, i родителями школьника и школьной администрацией? -г 5Г • Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность? - * Ответы на все поставленные выше вопросы предполага-0 ют установление сроков выполнения той или иной работы, конкретното"'ОТвётственного и форм контроля. Возможно, кому-то из читателей покажется неуместным или. навязчивым употребление автором таких слов, как «регламент», «ответственный», «контроль» и т. д. Наверное, в данном контексте они могут показаться чрезмерно формальными. Однако можем уверить вас в том, что необходимость введения в практику школьной психологической деятельности жестких правил и административных требований продиктовано жизнью и реальной работой в школе. Позволим себе высказаться достаточно резко: в организационном плане школьная система представляет собой весьма хаотическое образование. Более того, эта внутренняя объективная неупорядоченность стала настолько привычной, что превратилась в сознании находящихся внутри нее людей в определенную иллюзию организации. Годами вырабатываются стили взаимоотношений, способы разрешения конфликтов, контроля за соблюдением определенных требований. В основе почти всех этих способов управления — эмоциональные межличностные отношения педагогов между собой и с администрацией. То, что сложившаяся практика руководства школьной системой требует серьезных изменений, — это несомненно. Но именно в силу «зашкаливающей» эмоциональности отношения в ней не могут _____ Содержание деятельности школьного психолога------- быть на наш взгляд, перестроены одномоментно по жела-пию какого-либо руководителя-новатора. Переход с эмоционального на деловой стиль руководства требует времени, и в этом плане предлагаемая модель планирования и регулирования сопровождающей деятельности может сыграть важ- нию позитивную роль. Работа консилиума с индивидуальным случаем заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума в котором находят свое краткое описание ответы на основные из выше приведенных вопросов. Приведем возможную форму такого заключения. Ф. И. О. ученика, возраст и класс: Участники консилиума: Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования: Актуальное состояние: (описание) Наличие отклонений и особенностей развития: (описание) Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы:
Содержание консультативной деятельности участников консилиума:
Дата заполнения: Подписи участников: Воспользуемся конкретным случаем, который мы уже приводили в пример в этом разделе, и покажем работу с ним в рамках консилиума. Еще раз перечислим данные, предоставляемые психологом: Ф. И. О. ученика: Николай К., 1 класс «А» Дата рождения: 9 сентября 1988 г. Дата обследования: февраль 1996 Феномен развития на момент проведения обследования: У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учебной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая. Отношения с одноклассниками доброжелательные, с учителями в общение практически не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревожность высокая, самооценка неустойчивая. Наличие отклонений или нарушений в развитии: Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психической активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задержка»). Причины — парциальные нарушения интеллектуального развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями). Особенности психического развития, выявленные в об- 166 __... Содержание деятельности школьного психолога • • • — следовании: Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя. Возможные формы сопровождения: Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по вопросам интеллектуального развития ребенка. Учитель по результатам собственного наблюдения и беседам с учителями-предметниками предоставил следующую информацию: Качественные характеристики учебной деятельности: При выполнении домашних заданий и в процессе классной работы возникают трудности с пониманием учебного материала: по математике— при записи условий и формулировке вопросов задачи, по русскому языку — при применении правил, нахождении ошибок в собственных текстах. Домашние задания выполняются с большим количеством мелких ошибок. Письменные работы выполняет лучше, чем устные: затрудняется с формулировкой своих мыслей. Творческие задания выполняет хуже рутинных, при выполнении простых заданий может быть очень старательным и трудоспособным. Наибольшие трудности возникают при выполнении заданий, требующих логики, развитой речи и творчества. Предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей: с мальчиком не занимаются дома, единственная форма помощи— наказание за плохие оценки. Количественные показатели учебной деятельности: Успеваемость по основным предметам: математика — 3, русский язык — 3, чтение — 3, труд — 5, рисование — 4. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях: Активность на уроке практически не проявляет, с заинтересованностью относится к развивающим игровым упражнением, даже если с ними не справляется, старательно выполняет техническую работу на уроках. Дисциплину на уроке нарушает редко. Очень робок в отношениях с учителями: практически не • М. Битянова • • • обращается с вопросами, говорит шепотом, отводит глаза. Часто не отвечает на вопросы. Отношения с ребятами хорошие: на переменах играет вместе со всеми, но никогда не лидирует, подчиняется решениям других. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях: На уроке часто рассеян, смотрит в сторону, но может быстро включится в работу после замечания. К концу урока часто явно устает, перестает работать. В ответ на замечания чаще всего молчит, сжимается, иногда появляются слезы или сжимаются кулачки. Медицинская информация о мальчике: Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: Развитие соответствует возрастной норме, по физкультуре занимается в основной группе, физические нагрузки переносит хорошо Факторы риска нарушения развития: Родовая травма, энцефалопатия в младенческом возрасте, хронический фарингит. Характеристика заболеваемости за последний год. Практически не болел. По результатам обсуждения в протокол занесены следующие сведения и решения: Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования: Актуальное состояние: Плохо усваивает учебный материал, рассеян, невнимателен, особую трудность вызывают задания, требующие логического осмысления, творческого воображения. У мальчика плохо развита устная и письменная речь, эмоциональное состояние неустойчивое, тревожное. Ситуации публичного ответа вызывают тревогу. В общение с педагогами старается не вступать, навыки общения со взрослыми развиты плохо. Воспитан, аккуратен. Наличие отклонений и особенностей развития: существуют определенные нарушения в познавательной сфере (низкая произвольность, несформированность внутреннего плана учебных действий, сформированность логичес-ких операций в рамках требований программы первого класса), которые могут быть скомпенсированы при организации специ- __... Содержание деятельности школьного психолога • • • — а л ь н ой_Раб°ты- Мальчик «педагогически запущен» из-за от сутствия должного внимания к его развитию в семье. Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы: Развитие познава тельно^ деятельности. навыков организации интеллектуаль-шх_учебных действий, ликвидация пробелов в знаниях, сни-у ровня тревожности, страха общения с педагогами, обучение навыкам общения со взрослыми. Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:
Содержание и форма работы
Включение в коррекционную группу первоклассников с трудностями в поведении. Индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательной сферы
Разработка и реализация стратегии помощи: организация специальных дополнительных занятий, создание благоприятных условий для работы мальчика во время урока: доброжелательная атмосфера, временное снижение учебных требований, преимущественное использование письменных оп-росовили устных ответов вне урока.
Оказание методической помощи педагогу в организации педагогической работы Содержание консультативной деятельности участников консилиума:
12. Зак. 5574 • • • М. Битянова • • • ... Содержание деятельности школьного психолога
Участник консилиума Школьный психолог Педагог Завуч Содержание и форма работы Информирование педагогов о особенностях и проблемах ребенка на групповой консультации, помощь в разработке стратегий педагогической помощи и сопровождения Проведение индивидуальной консультации с семьей (первая встреча может быть проведена совместно с педагогом) Проведение индивидуальной консультации с семьей Оказание методической помощи педагогам-предметникам в организации работы с ребенком Сроки проведения Актуальное состояние: «Психологически благополучное» Наличие отклонений и особенностей развития: очень медлителен при выполнении практически любой работы, однако выполняет ее качественно; новый учебный материал усваивает медленнее, чем большинство одноклассников, однако приобретаемые им знания прочные и систематизированные. Попытки поторопить его в работе не приводят к убыстрению темпа, но могут вызвать протест Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы: учет индивидуальных типологических особенностей при организации учебной деятельности. Консультирование педагогов и самого подростка по освоению эффективных форм работы. В добавление к таким «укороченным» вариантам протокола может быть заполнен отдельный лист, в котором фиксируются содержание и направления психолого-медико-пе-дагогической работы с детьми, не имеющими выраженных проблем обучения, воспитания и психического самочувствия. Например, по параллели 10 классов:
Содержание социально-диспетчерской деятельности участников консилиума: не предусматривается. Столь подробно в рамках консилиума рассмотреть стратегию сопровождения всех детей возможно лишь в малокомплектной школе. К сожалению, подробное обсуждение может быть проведено лишь для детей, испытывающих выраженные проблемы обучения и развития. Время, отводимое на обсуждение концепции сопровождения «психологически благополучных» школьников, незначительно. Очень часто работу с ними планируют не индивидуально, а для группы в целом, а в протоколах фиксируют лишь те особенности, на которые следует обратить внимание педагогам. Об этих особенностях педагогам сообщают во время групповой консультации. В этом случае персонально на ребенка заполняется лишь первая часть заключения, касающаяся его школьного портрета. Например: Алексей К., 1983 г. р., 8 «А»: Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования:
Содержание и форма работы Школьный Организация и проведение психолог развивающей тренинговой ра- боты (группа набирается по желанию). Организация психологических классных часов (2 часа на класс) по методу обучающей психодиагностики Проведение индивидуальных профориентационных консультаций по итогам диагностики Следующим этапом работы является анализ данных по параллели в целом и выработка соответствующих рекомендаций. Что может дать такой анализ? Прежде всего, важную информа-
шшиннинм
• • • М. Битянова • • • цию о различных тенденциях в состоянии психолого-медико-педагогического статуса школьников, определенной параллели. В свою очередь, зная общий уровень, типичные трудности, преобладающие особенности школьников можно вносить содержательные, осмысленные изменения в учебный и воспитательный процесс, планировать психологическую и педагогическую работу с параллелью, организовывать просветительскую и консультативную работу с педагогами и родителями. Кроме того, могут быть выявлены определенные проблемы конкретных педагогов. Скажем, заполняя психолого-педагогические карты, педагог большинству детей выставил оценки, которые значительно расходятся с оценками других педагогов: выше или ниже, в данном случае не существенно. Может оказаться также, что именно у этого педагога существуют выраженные конфликты с учениками или сложности в преподавании. Психолог и завуч, располагая такими данными, могут организовать встречи с педагогом консультативного или методического характера. Данные по параллели в целом составляют также основу той информации, которая передается завучем или психологом школьной администрации. Результаты анализа таких обобщенных данных желательно зафиксировать в виде письменного соглашения с описанием ситуации и выделением основных направлений деятельности (аналогично вышеописанным). Итак, консилиум завершается распределением обязанностей между участниками консилиума по ведению сопровождающей и консультативной работы, с указанием примерных сроков выполнения. При хорошей организации, навыках быстрого и содержательного обсуждения консилиум по одной параллели может быть проведен в 3-4 встречи. Однако грамотное проведение психолого-педагогического консилиума часто наступает после длительного периода привыкания его участников друг к другу, поиска удобного стиля взаимодействия, приемлемых способов оформления документов. Очень помогает на этом этапе специальное обучение, в процессе которого участники будущих консилиумов отрабатывают элементы взаимодействия на смоделированных ситуациях. Наилучший вариант — проведение большой деловой педагогической игры, в которую был бы включен весь педагогический коллектив шко- __... Содержание деятельности школьного психолога • • • — лы и школьная администрация. Часть из них возьмет на себя роли родителей, школьников, часть останется в роли учителей. В ходе игры можно смоделировать процесс сбора информации на консилиум, ее обсуждение и реализацию решений. Подобная работа всегда оказывается очень полезной не только для основных участников консилиума, которые учатся конкретным навыкам работы. Она позволяет всем педагогам увидеть сопровождение как целостный длительный процесс, прочувствовать свою роль и место в этом процессе, прожить позиции родителей и детей. Обучение может провести психолог. Хорошо также, когда такого рода учеба проводится централизованно, для педагогических коллективов нескольких школ. Мы имеем опыт организации и проведения такого централизованного обучения. На специально организованную учебу, в рамках государственной программы «Дети Чернобыля» были приглашены основные участники консилиума (завучи, психологи и медики) из школ чернобыльской зоны Российской федерации. Одним из этапов работы стала большая организационная игра. Между всеми слушателями были распределены роли основных участников внутришкольного взаимодействия: администрации, педагогов, школьников и их родителей. Затем в игровой форме отрабатывались основные этапы работы со школьниками определенной параллели — сбор информации, ее оформление, проведение консилиума, заполнение документов, проведение основных консультативных мероприятий (с родителями, педагогами, администрацией). В ходе игры участники не только изучали и проживали определенную ролевую позицию, но и знакомились с основными процедурами работы психолога, медика и педагога, находили формулировки и объяснения, понятные всем группам, осваивали навыки свободного обсуждения и др. Игра дала значительный эффект. Если до ее проведения каждый смотрел на школьную ситуацию и задачи консилиума со своей ограниченной профессиональной позиции (а педагоги вообще чувствовали себя обиженными тем, что не принимают участие в консилиуме), то после игры представления игроков о целях, задачах и формах работы консилиума значительно расширились, отношение друг к другу стало значительно мягче, язык общения доступнее. • • • М. Битянова • • • В работе консилиума часто именно психологу приходится взять на себя управление дискуссией на первых порах существования этой формы работы в школе. Затем эта функция может быть передана завучу. Очевидно, что если участники консилиума не могут провести обсуждение в три-четыре запланированных встречи, их число нужно увеличивать. Однако стремится надо к тому, чтобы по возможности обходится меньшим числом заседаний при высокой интенсивности обсуждений. Иначе консилиум перестанет быть удобной, оперативной формой организации целостного сопровождения детей в процессе предметного обучения, превратится в длительный бессмысленный ритуал, каких немало в школьной системе. Организационные трудности, возникающие в работе консилиума на первых порах его существования, не единственные. Существует и проблема единого языка обсуждения, и сложности с установлением эффективного обмена мнениями, принятием группового решения, распределением властных полномочий в мини-группе среди ее участников. Все они могут быть решены каждой «командой» индивидуально, здесь трудно дать какие-либо общие рекомендации. Важно только, чтобы все участники осознавали значимость проводимой работы, понимали необходимость решения всех возникающих сложностей для создания благоприятных условий обучения и развития учеников школы. Консилиум «запускает» многие направления и формы деятельности школьного психолога в определенной параллели. Благодаря консилиуму преобладающее большинство из них обретает свое конкретное содержание. Обратимся к анализу основных направлений сопровождающей деятельности школьного психолога, осуществляемых в этот период. ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |