Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Углубленное диагностическое обследование 2 страница




• общая замедленность темпа деятельности психофизи­
ческой природы, ошибочно принимаемая за отклоне­
ние в поведении

Проблема:

Нарушения поведения, проявляющиеся в расторможенности влечений ребенка и подростка Возможные причины:

• патологические, непреодолимые влечения, обусловлен­
ные определенными объективными нарушениями пси­
хики ребенка или подростка

• расторможенность влечений социально-педагогической
природы, связанные с особенностями среды жизнеде­
ятельности ребенка, особенностями семейного воспи­
тания

• расторможенность влечений психологической защит­
ной природы, чаще всего приобретающей черты нега-
тивистической демонстративности. Имеет своим осно­
ванием нарушения общения со значимыми взрослыми
и сверстниками

Проблема:

Проявление невротических симптомов в поведении школь­ника, таких, как плаксивость, нарушения речи, навязчивые движения или звуки, психосоматические проявления (боли, аллергические реакции, энурез и прочее).

Возможные причины:

• как проявления ранее существовавших психосомати­
ческих нарушений и заболеваний


 

• высокая тревожность как отражение серьезных нару­
шений в отношениях со значимыми взрослыми, свер­
стниками и в семье

• высокая тревожность как устойчивая черта личности
(определенный тип акцентуации характера)

Что касается проблем, возникающих в системе отношений школьника с окружаю­щими людьми,— негативная оценка этих отношений, восприятие их как неблагоприятных, непродуктивных, то они в большинстве случаев обусловлены объективными наруше­ниями в отношениях. Это может быть отвержение, неприня­тие со стороны значимых взрослых или сверстников, соци­альная изоляция школьника, непринятие и отвержение со­циального окружения самим ребенком. Возможной причиной может быть также глубокая внутренняя конфликтность лич­ности самого школьника, проецирующая себя в систему внеш­них отношений.

Наконец, низкая самооценка в преобладающем большинстве случаев является вторичным фактором, произ­водной определенных нарушений в обучении, поведении или самочувствии ребенка (6, 10, 16, 19). Снижение самооценки часто происходит вслед за изменением социальной ситуации, системы социальных отношений ребенка. Так, самооценка сни­жается на фоне хронической неуспешности ребенка, неприня­тия группой сверстников, ухудшения отношения со стороны значимых взрослых — родителей, педагогов — и т. д. С этой точки зрения самооценка может рассматриваться скорее как «лакмусовая бумажка» психологического состояния ребенка. Часто ее уровень и сформированность позволяют более чет­ко дифференцировать психологический диагноз (например, развести ситуации психофизического инфантилизма с несло­жившейся самооценкой и хронической неуспешности, сопро­вождающейся заниженной оценкой своих возможностей (10). Кроме того, этот показатель отражает глубину нарушений и проблем, имеющихся у школьника. Если при наличии серьез­ных проблем в поведении, обучении или отношениях с окру­жающими школьник сохраняет адекватную самооценку и пол­ожительную "Я-концепцию", это открывает широкие возмож­ности для изменения сложившейся ситуации, решения существующих трудностей.


• • • М. Битянова • • •

Итак, если в процессе диагностического минимума выяв­ляются определенные проблемы обучения, поведения или пси­хологического самочувствия школьника, психолог осуществля­ет последующую диагностическую работу по ниже приведен­ной схеме:

 

Описание проблем и трудностей школьника, выяв­ленных на этапе диагностического минимума
ф
Выдвижение гипотезы выявленных трудностей о природе и происхождении
и. Ъ1
Получение дополни­тельной экспертной информации Проведение диффе­ренциального или углублен­ного обследования
ы V.
Подтверждение или смена гипотезы

Проверка гипотез относительно происхождения тех или иных трудностей ребенка при необходимости (то есть если имею­щейся у психолога информации недостаточно для организа­ции консультативной, коррекционной или социально-диспет­черской работы) проверяются в углубленном психоди­агностическом обследовании личности школьника. В данном случае очень трудно дать однознач­ные рекомендации по выбору методического инструментария, так как многое зависит и от ребенка, и от квалификации и профессиональных пристрастий самого специалиста. Мы поз­волим себе высказать некоторые соображения относительно методов, наиболее эффективно применяемых в школьной прак­тике.

Так, дифференциальное обследование ребенка может быть достаточно успешно организовано с помощью таких экспресс-методов как методика Переслени-Падобеда (3), Бендер-тест (26), а также при использовании полного варианта детского опросника Векслера. Последний тест, несомненно, предпочти­тельнее, но и первые две методики могут помочь психологу определиться в отношении возможности обучения ребенка в данной школе.

Изучение особенностей познавательной деятельности уча­щихся осуществляется в большинстве случаев с помощью раз-


*

----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • •

личных интеллектуальных проб, методик на изучение свойств памяти, внимания, восприятия. Их конкретный выбор опреде­ляется гипотезой, выдвинутой психологом на основе имеющей­ся предварительной информации.

При необходимости изучения зоны и содержания внутрен­него конфликта ребенка могут быть с успехом использованы проективные методики CAT и ТАТ (10, 30), тест Розенцвейга, методика Рене Жиля (23, 30), цветовой тест отношений (30), рисуночные проективные методики.

Для изучения личностных особенностей школьников, про­воцирующих те или иные проблемы в обучении, поведении и психическом самочувствии могут применяться детский вари­ант опросника Кеттелла (1,16) подростковый диагностичес­кий опросник Личко (21), тест Люшера (31).

Отметим еще раз, что цель проведения такого рода слож­ных обследований не в постановке психологического диагно­за в строгом смысле этого слова, не в создании целостного портрета личности ребенка, а в получении достоверной ин­формации в отношении справедливости выдвинутых гипотез. Она же в свою очередь необходима для построения эффек­тивного процесса сопровождения, прежде всего — консуль­тативных, коррекционных и социально-диспетчерских ее ас­пектов. Информация, полученная психологом в результате проведения различных диагностических схем, фиксируется в психолого-педагогической карте школьника и специальных документах, подготавливаемых к консилиуму.

Несколько слов по поводу психолого-педагогической карты школьника. Ее основу составляют данные диагностических минимумов и организованных по их результатам углубленных или дифференциальных обследований. В ней находят свое от­ражение выделенные выше параметры статуса, их первичная численная и уровневая оценка по тем диагностическим проце­дурам, которые применялись для их измерения. В карте так­же содержатся заключения консилиума, отметки о проведе­нии и результатах тех или иных видов сопровождающей пси­холого-педагогической работы. Хранение различных тестовых бланков, первичных опросных листов не целесообразно. Пси­холого-педагогическая карта школьника не является общедос­тупным документам. В школе должны быть разработаны чет­кие представления о том, какая информация доступна только


• • • М. Битянова • • •

психологу, какая — другим участникам сопровождения, и в каком виде она им предоставляется.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

В предыдущих разделах работы уже достаточно было ска­зано о роли консилиума в общей системе психолого-педагоги­ческого сопровождения школьников. Лишь еще раз отметим, что консилиум позволяет объединить усилия педагогов, психо­логов и всех других субъектов учебно-воспитательного процес­са, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. В данном разделе мы подробно остановимся на процедурных и содер­жательных аспектах работы психолого-педагогического кон­силиума.

Прежде всего, о его участниках. Обязательными участни­ками консилиума являются психолог, завуч и классные руко­водители (в начальной шко'ле— основные учителя). Чрезвы­чайно желательным является присутствие на консилиуме школьного медика — врача или медсестры. По крайней мере, консилиум должен располагать соответствующей медицинс­кой информацией. Педагоги-предметники в нашей модели не входят в число участников. Необходимая информация от них поступает на консилиум через классного руководителя и час­тично психолога, а итоги консилиума с соответствующими ре­комендациями обсуждаются с ними завучем, в ходе обяза­тельных консультаций, и психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума. Могут быть сформулирова­ны по крайней мере два аргумента в защиту такого положе­ния. Во-первых, практика показывает, что выработка индиви­дуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педа­гогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребенка очень затруднена, а эффектив­ность решений такого собрания практически нулевая. Во-вто­рых, проблемы конкретного ребенка могут быть связаны именно с отношением к нему определенного учителя, какого-либо ос-


---- • • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • • —

трого конфликта в их отношениях. В отсутствии педагога за­вуч и психолог могут выработать план работы и с ребенком, и с педагогом, не вынося этот вопрос на общее обсуждение. Итак, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в

школе.

Далее, подробно остановимся на вопросе о том, какую информацию «поставляет» каждый участник к о н с и л и у м ад л я общего о б с у ж д е н и я. Конечно, с полным правом мы можем обсуждать только работу психоло­га в рамках консилиума, однако в интересах дела выскажем свою точку зрения в отношении педагогов и медицинских ра­ботников. При этом мы не претендуем на терминологическую непогрешимость и всесторонность наших представлений о со­держании их подготовки к психолого-педагогическому конси­лиуму.

Психолог приносит на консилиум результаты своей диаг­ностической деятельности — наблюдений, экспертных опро­сов педагогов и родителей, обследования самих школьни­ков. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщен­ные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается в формы, не на­рушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Формой предоставлений психологических данных на консилиум может быть приложение к протоколу психологи­ческого обследования, заполняемого психологом накануне консилиума. В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной числовой форме, и в виде некоторого качественного уровневого показателя. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены сле­дующим образом:

1.Дано описание психологических особенностей обуче­ния, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной фор­ме, но с опорой на содержание психолого-педагогичес­кого статуса школьника. Точнее, тех его компонентов, которые были исследованы психологом.


• • • М. Битянова • • •

2.Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психи­ческой или социальной нормы и описаны конкрет­ные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, про­являющиеся в личностных акцентуациях или от­клонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности указываются причины су­ществующих нарушений.

3. Названы те сферы психической жизни школьника,
развитие которых характеризуется выраженными ин­
дивидуальными особенностями и описаны их реаль­
ные проявления.

4. Перечислены адекватные с точки зрения психолога
формы сопровождения.

Представляя на консилиуме конкретного ребенка, психо­лог может опираться и на первичные данные протокола, одна­ко другим участникам консилиума для ознакомления и рабо­ты предоставляются только тексты приложений.

Приведем в качестве примера один из возможных вариан­тов текста такого приложения.

Ф. И. О. ученика Николай К., 1 класс «А»

Дата рождения 9 сентября 1988 г.

Дата обследования февраль 1996

Феномен развития на момент проведения обследования:

У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учеб­ной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учеб­ная мотивация достаточно высокая. Отношения с однокласс­никами доброжелательные, с учителями в общение практи­чески не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревож­ность высокая, самооценка не устойчивая.

Наличие отклонений или нарушений в развитии: Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной


----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • •

сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психичес­кой активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задержка»). Причины — парциальные нарушения интеллектуального раз­вития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие соци­ально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями).

Особенности психического развития, выявленные в обсле­довании:

Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя. Возможные формы сопровождения:

Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по во­просам интеллектуального развития ребенка.

В целом вся информация, которую готовит к консилиуму психолог, может быть разделена на две группы: информация о конкретных школьниках и обобщенная информация по клас­су или параллели. О том, как может выглядеть информация первой группы, мы уже говорили. Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей, изучаемых в данном психодиагностическом минимуме. На консилиуме психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих таблиц.

Выскажем и наши соображения в отношении той информа­ции, которую предоставляют на консилиум педагог и медик. Классный руководитель, опираясь на результаты своих со­бственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и классов в целом. Пред­оставляемая информация должна касаться, во-первых, труд­ностей, которые испытывает ученик в различных педагогичес­ких ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Характеристика школь­ника может складываться из следующих показателей:


• • • М. Битянова • • •

Качественные характеристики учебной деятельности:

• трудности и особенности, проявляющиеся при подго­
товке домашних заданий;

• трудности и особенности, проявляющиеся при устных
и письменных ответах на уроке, особенности ответов
у доски;

• трудности и особенности, возникающие при выполне­
нии творческих заданий и рутинной трудоемкой рабо­
ты;

• трудности, возникающие в процессе усвоения нового
материала или повторения пройденного;

• виды заданий или учебного материала, вызывающие
наибольшие трудности;

• предполагаемые причины описанных трудностей и осо­
бенностей.

Количественные показатели учебной деятельности:

• успеваемость по основным предметам;

• предполагаемые причины низкой или не ровной ус­
певаемости.

Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

• описание и оценка поведения с точки зрения учебной
активности и заинтересованности;

• описание и оценка поведения с точки зрения соблюде­
ния общепринятых правил;

• индивидуальные особенности и трудности, возникаю­
щие в процессе общения с педагогами и сверстниками.

Показатели эмоционального состояния в учебных си­туациях:

• описание «типичного» для школьника эмоционально­
го состояния на уроке;

• описание ситуаций, вызывающих у учащегося различ­
ные эмоциональные трудности (плач, раздражение, аг­
рессия, испуг и др.).

Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливается, естественно только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Опросом педагогов-предметников и подготовкой педагоги­ческих характеристик занимается непосредственно классный руководитель при организационной и административной под-


---- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • •

держке завуча и содержательной помощи психолога. По мере того, как консилиум утверждает себя в школе в качестве не­отъемлемой части учебно-воспитательного процесса, такая под­готовка становится все менее затруднительной. Педагоги на­капливают опыт и формируют навыки наблюдения за школь­никами, формулирования своих мнений и выводов.

Участие медицинского работника в консилиуме весьма же­лательно. Но если это трудно организовать технически, учас­тники консилиума должны обязательно располагать опреде­ленной информацией о состоянии здоровья и физических осо­бенностях школьников. Наши представления о тех параметрах, по которым должно оцениваться соматическое состояние школьников, мы сформулировали в сотрудничестве с колле­гами научно-методического Центра «ДАР» им. Выготского. Выделяется три основных показателя;

Физическое состояние ребенка на момент проведения кон­силиума:

• соответствие физического развития возрастным нор­
мам;

• состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной
системы;

• переносимость физических нагрузок (на основании
данных учителя физкультуры).

Факторы риска нарушения развития:

• наличие в прошлом заболеваний и травм, которые
могут сказаться на развитии ребенка;

• факторы риска по основным функциональным систе­
мам, наличие хронических заболеваний.

Характеристика заболеваемости за последний год.

Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровож­дения данные.

Рассмотрим далее основные этапы работы кон­силиума и их содержание.

Подготовка консилиума осуществляется каждым участни­ком отдельно. Психолог обрабатывает данные психологи­ческого минимума и углубленной диагностики, готовит прило­жения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников необходимо обсудить отдельно, посвятив этому достаточно


М. Битянова •..

много времени, а какие дети, являясь психологически благопо­лучными, не станут предметом отдельного обсуждения на кон­силиума (либо для разработки их сопровождения нужно не­много времени). П еда г о г (классный руководитель в сред­ней и старшей параллели) собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует соб­ственные наблюдения. Школьный медик просматрива­ет медицинские карты, при необходимости получает дополни­тельную информацию от родителей или из поликлиники, так­же готовит выписки для обсуждения на консилиуме. Педагог и медик также каждый по своей информации выделяет детей, нуждающихся в серьезном обсуждении на консилиуме. Сразу отметим, что, употребляя понятие «проблемный ребенок или подросток», мы не обязательно имеем в виду тех, кто плохо учится или своим поведением мешает учителю. Мы считаем, что педагогам и психологам, участвующим в консилиуме, не­обходимо значительно шире подходить к этому вопросу. «Про­блемный ребенок» в школьной практике — это ученик, имею­щий проблемы в освоении нового или закреплении старого материала, присвоении определенных знаний или навыков, выполнении определенных школьных требований, в построе­нии общения со сверстниками или учителями, поддержании устойчивого позитивного эмоционального состояния в школь­ных ситуациях и др. И лишь в последнюю очередь — это ре­бенок, создающий проблемы окружающим. (Такие случаи, ffe-сомненно, также обсуждаются на консилиуме, но уже с точки зрения оказания помощи педагогу, имеющему проблемы.) При такой постановке вопроса «особо проблемным» может ока­заться и слабо успевающий ученик, и ученик с проблемным поведением, а также одаренные дети, конфликтующие с пе­дагогами и сверстниками, и мнительные, болезненные школь­ники.

Обсуждая данный вопрос, мы хотели бы вернуться к тому, о чем уже говорили в первых разделах книгивнут­ренней сложности школьной среды, многообразию задач, решаемых ребенком в процессе школьного обучения (обра­зование, социализация, психологическое развитие). Сопро­вождение, подчеркивали мы, представляет собой метод решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае.


- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • •

Психолого-педагогический консилиум представляет собой одну из наиболее важных форм сопровождения, решающих эту задачу. В процессе обсуждения индивидуальной стра­тегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации такого взаимодействия. В каких-то аспектах предстоит изменить систему образова­тельных или нормативных требований, предъявляемых кон­кретному школьнику или всей параллелиих содержание, объем, организационные приемы. То есть«приспособить» Среду к школьнику. В других аспектахпоработать с са­мим школьником в плане формирования определенных навы­ков и психических процессов, коррекции сложившихся при­емов учебной деятельности или общения, оказания помощи в нахождении более эффективных форм. То есть«приспо­собить» школьника к Школьной среде.

В ходе консилиума решение этой глобальной задачи со­провождения облекается в конкретные направления деятель­ности, мероприятия, психологические и педагогические тех­нологии..

Участвующий в работе ^"HЈ2ЈJ^]lЈ~2-2-LX ч собирает ин-

формацию о тех учениках, ~в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение, и разрабатывает схему проведе­ния консилиумов. В среднем на обсуждение данных по одной ^раллели, необходимо проведение трех-четырех встреч. Пла­нируя их работу, завуч "прежде всего отводит время на обсуж­дение стратегии сопровождения тех учеников, которые по дан­ным психолога, педагога, медика или всех их вместе является наиболее -«проблемными», затем— на обсуждение информа­ции по школьникам с парциальными проблемами, в послед­нюю очередь разрабатываются стратегии развивающего со­провождения для "«психологически благополучных» школьни-

^^^^нм^м^^мяям*т4мшмшш^ом*в>мммваштмммшш

ков. При недостатке времени его можно обсуждать не индивидуально, а для всей группы. В конце своей работы кон­силиум обсуждает ситуацию в параллели в целом и выраба­тывает определенные рекомендации для классных руководи­телей и администрации школы. В функции завуча на этапе подготовки может входить также и подготовка необходимой документации — бланков протоколов консилиума.

Проходят заседания консилиума в определенный фиксиро­ванный день, один-два раза в неделю. Ведущим консилиума

 

11. Зак. 5574


• М. Битянова • • •


. • • Содержание деятельности школьного психолога • • •


 


 

является завуч или психолог. Ведущий устанавливает порядок обсуждения, следит за соблюдением регламента обсуждения. Последний момент является чрезвычайно важным. Обсужде­ние информации, касающейся школьников, их обучения и по­ведения, часто вызывает бурные чувства участников, переход с деловых проблем в область чисто эмоционального отреагиро-вания. В результате — обсуждение стратегии сопровождения одного особо «проблемного» ученика может поглотить боль­шую часть заседания.

Полноправными участниками консилиума могут быть так­же социальный работник и социальный педагог. Более того, если такие специалисты в школе имеются и администрация сумела найти для них в школьной системе действительно про­фессиональную нишу, их участие в сопровождении может быть неоценимым. Социальный педагог может взять на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом, а также помочь классным руководителям в реализации их на­правлений решения консилиума. Социальный работ­ник может профессионально осуществить те решения конси­лиума, которые касаются непосредственной работы с семьей. В силу того, что должностные обязанности и профессиональ­ные возможности специалистов такого рода нам не очень по­нятны, мы не может подробнее останавливаться на их участии в сопровождении. Если школа окажется способной определить их функционал, она найдет им и достойное применение в пси­холого-педагогической работе.

Как уже отмечалось выше, работа психолого-педагогичес­кого консилиума по результатам обследования определенной параллели начинается с обсуждения наиболее трудных случа­ев. Разберем порядок работы консилиума в рам­ках обсуждения одного случая. Прежде всего осу­ществляется информационный обмен между его участниками. Порядок изложения информации, видимо, не имеет принци­пиального значения. Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика — начинают они. В случае, если все учас­тники относят данного ребенка или подростка к числу наибо­лее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, обучения и состояния ребенка в школе. Обмен информацией между участниками и


взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состо­яния школьника. По сути дела, речь на данном этапе работы идет о ^сборке целостного портрета» школьника (А. Л. Вен- ••"( гер). Участники консилиума получают возможность увидеть своего ученика во всем разнообразии его школьного поведе­ния, а также понять причины его проблем, уже не будучи ограниченными своими профессиональными школьными зада­чами. Такое обогащение каждого участника позволяет, во-пер­вых, построить действительно системное, «объемное» сопро­вождение школьника, во-вторых, обеспечить всю необходимую помощь и поддержку, в третьих, обладает большим психоло­гическим развивающим эффектом. В дальнейшем, строя свои взаимоотношения с ребенком, консультируя по вопросам со­провождения педагогов-предметников, родителей или адми­нистрацию, они будут иначе смотреть на те или иные проявле­ния и реакции, транслировать в процессе общения другое от­ношение, иное мировосприятие.

.Вторая задача, решаемая на консилиуме в ходе обсужде­ния конкретного случая,— разработка стратегии сопровож­дения данного ученика. Прежде всего, участники оговарива­ют содержание сопровождающей работы: какого рода помощь требуется школьнику, каким конкретным содержанием жела­тельно наполнить развивающую работу с ним, какие его осо­бенности должны быть обязательно учтены в процессе обуче­ния и общения. Следующим шагом будет обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить сила­ми педагогического коллектива данной параллели, а что мож­но сделать только с помощью семьи или специалистов различ­ного профиля вне школы. В соответствии с этим они определя­ют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметника­ми, а также социально-диспетчерскую деятельность.

Таким образом, деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последо­вательных вопросов: / • Каков психологический, педагогический и медицинс-

кий статус школьника на момент обследования?


 

• •• М. Битянова • • •

• Какими особенностями и проблемами характеризует­ся развитие школьника в целом на момент обследова­ния?

) • Каким содержанием должна быть наполнена индиви­дуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?

2 • В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный ме­дик и классный руководитель?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.