КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анкеты для родителей 3 страница
В целом система диагностических минимумов, через которую проходит каждый школьник в период десятилетнего обучения, может быть представлена в следующем виде: • обследование дошкольников на этапе приема в школу; • обследование первоклассников на этапе адаптации в • обследование третьеклассников на этапе окончания • обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене; • обследование подростков в период острого возрастно • обследование старшеклассников. В основе всех диагностических минимумов лежит психолого-педагогическая карта школьника и составляющие ее параметры. Вместе с тем роль и «удельный вес» различных факто- М. Битянова ров меняется и зависит от возраста школьников, целей и задач обследования на данной ступени обучения. Остановимся на этом подробнее. 1. Прием в школу. Целью диагностики является оп 2. Адаптация в школьной среде. Целью диаг 3. Окончание третьего класса. Основная диаг ----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • — по которым осуществляется оценка уровня и особенностей готовности. Если при приеме в школу это в основном когнитивные и мотивационные параметры, то при переходе в среднее звено важную роль начинают играть характеристики общения, отношения к значимой деятельности. 4. Адаптация школьников в среднем звене. 5. Период острого подросткового кризиса. 6. Обследование старшеклассников. В отноше •шой загруженности специалиста работой в других параллелях, от него можно полностью или частично отказаться. Что же касается его цели, то она, в зависимости от конкретных социально-педагогических установок педагогического коллектива школы и администрации, от школьной ситуации (например, существования наборных старших классов, вузовской системы обучения и др.), может задаваться и с точки зрения адаптации школьников.в старшем звене, и с точки зрения их • •• М. Битянова • • • ---- • • • Содержание деятельности школьного психолога
Классный журнал служит источником информации об объективных педагогических показателях школьной успешности ребенка (оценках). Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учится ребенок и подросток (по динамике или разбросу оценок), сравнить успешность обучения по разным предметам, сравнить объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников. Аналаз ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной деятельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики. Внимательный просмотр тетрадей позволяет педагогу или психологу извлечь из них дополнительные сведения об отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.). Повторное обращение к сведениям, полученным на предыдущих этапах сопровождения, позволяет уточнить причины тех или иных дезадаптивных проявлений и вернее определить пути оказания помощи. Выше уже отмечалось, что в диагностическом минимуме делается упор на экспертные методы изучения психолого-педагогического статуса. К обследованиям самих школьников прибегают лишь в случае объективной невозможности получить достоверную информацию другими способами. Но и в такой ситуации необходимо ограничиваться методами экспресс-диагностики (их сегодня принято называть скринин-говыми методами), ориентированными на групповое проведение. В наиболее полной форме этот принцип реализовывается в минимумах 1-го и 3-5-го классов. У детей этих возрастов, по нашему мнению, исследование поведения и реальных результатов деятельности (учебной прежде всего) может многое сказать о внутреннем психическом состоянии ребенка, его эмоциональном отношении к миру, значимой деятельности и самому себе. То есть внутренние психологические проблемы в той или иной форме отражаются в поведении и эффективности учебной деятельности. Правда, при этом возникает другая проблема — определить основную причину изменения поведения и ухудшения обучения. Скажем, хроническая неуспешность может быть как следствием нарушений собственно познавательной сферы, так и результатом высокой личностной тревожности (9). Эта проблема решается в углубленном обследовании. Минимумы 8 и 10 классов значительно расширяются за счет тестовых методик, направленных на обследование самих детей (выявление системы отношений, эмоционального состояния). Связано это с тем, что серьезные психологические проблемы подростка могут непосредственно не отражаться во внешнем поведенческом плане достаточно долгое время. При этом они подтачивают психическое и соматическое здоровье школьника, уменьшают его потенциальные возможности, создают ситуацию скрытого кризиса. Диагностический минимум на этапе приема в первый класс полностью реализуется в индивидуальном обследовании детей. Связано это с тем, что организационно очень трудно провести сбор необходимой экспертной информации от педагогов дошкольных учреждений, еще сложнее получить достоверную информацию об особенностях когнитивного, волевого и социального развития ребенка от родителей. Прием в первый класс предполагает опрос родителей, но его целью является выяснение возможных причин тех трудностей, которые выявлены в обследовании самих школьников. Одна из наиболее серьезных проблем диагностического минимума — подбор методических процедур. Для многих школьных психологов эта проблема стоит настолько остро, что при построении диагностической работы они исходят не из целей и задач своей профессиональной деятельности, а из возможностей найденных методик. По сути дела, часто на практике дело обстоит именно таким образом: что нашел, то и провожу. Мы изначально отказались от такого пути. Принципиально важными являются цели и задачи школьной психологической практики, вопрос о конкретных методиках встает даже не во вторую, а в третью очередь. Остановимся на этом подробнее. Прежде всего для того, чтобы показать линию наших рассуждений, почему мы вышли на те или другие скрининговые методики. Кроме того, изложение алгоритма позволит тем психологам, которые работают в нетрадиционных авторских школах, самостоятельно выйти на подходящие им диагностические средства и приемы. Теми, которые предлагаются в нашей модели, им не всегда удастся воспользоваться в силу специфич-
М. Битянова ности психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников в таких учебных заведениях. Итак, общий принцип отбора диагностических средств для проведения скрининговых обследований состоит в следующем: Разработка представлений о психолого-педагогическом статусе школьника и наиболее значимых его параметрах на данном этапе развития Разработка системы психолого-педагогических требований к содержанию выделенных параметров статуса Описание конкретных психолого-педагогических характеристик школьника, которые должны быть выявлены в процессе диагностики Подбор конкретных диагностических приемов Например, важнейшим интеллектуальным параметром статуса практически на всех ступенях обучения является «произвольность психических процессов». В период обучения в начальном звене школы к этому параметру предъявляются следующие психолого-педагогические требования: \. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе. 2. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и 3. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, 4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче. 5. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей В соответствии с ними в конкретном психодиагностическом обследовании необходимо исследовать: проявляет ли ребенок интерес к интеллектуальной деятельности, настроен ли самостоятельно решить поставленные психологом задачи, может ли освоить образец или правило, предложенные взрослым, и на их примере осуществить самостоятельные действия, способен ли работать сосредоточенно, целенаправленно. ---- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • — Эти особенности могут быть выявлены в процессе выполнения ребенком графического диктанта (Венгер) либо субтестов методики Кеэса в сочетании со специально организованным наблюдением. Описанный нами подход к подбору диагностического инструментария лежит в основе всех 6-ти диагностических минимумов. В таблице № 6 показана взаимосвязь между параметрами психолого-педагогического статуса, способами их выявления и конкретными диагностическими методиками, которые могут быть использованы на различных ступенях диагностического минимума (в таблицу не включен первый диагностический срез, проводимый на этапе поступления в школу). Мы включили в таблицу названия методик, которые часто используем при проведении обследований скринингового типа. При этом мы не считаем их единственно возможными. Методический арсенал школьного психолога постоянно пополняется, появляются новые удобные диагностические средства. При отборе своего банка методов мы исходили из принципов школьной прикладной психодиагностики (см. главу 2 Первого раздела) и личных пристрастий, что вполне допустимо с практической точки зрения. Таблица № 6. Взаимосвязь параметров психолого-педагогического статуса и возможных диагностических методик. Способ выявления
Методический инструментарий и конкретные ситуации его применения
Психолого-педагогическая карта школьника (содержание методики зависит от возраста обследуемых школьников).
120 121 ••• М. Битянова ----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • •
1.2. Развитие мышления. 1.3.Сформирован-ность важнейших учебных действий. 1.4. Развитие речи.
1.5. Развитие тонкой моторики. обследования; опрос родителей. Основной: обследование школьников, опрос педагогов. Дополнительный: анализ речевых высказываний ребенка в процессе обследования. Основной: опрос педагогов. Дополнительный: наблюдение за ребенком в процессе обследования. Основной: опрос педагогов. Дополните л ьный: анализ речевых высказываний ребенка в процессе обследования. Основной: опрос педагогов. Схема наблюдения (содержание методики зависит от возраста обследуемых школьников). Анкета для родителей (особое значение имеет для 1-4 минимумов). Методика Э. Ф. Замбацявичене (1-3 классы). ШТУР и его модификации (8-10 классы). Психолого-педагогическая карта школьника. Схема наблюдения. Психолого-педагогическая карта школьника. Схема наблюдения. Психолого-педагогическая карта школьника. Схема наблюдения. Психолого-педагогическая карта школьника. Основной: обследование школьника, опрос педагогов. Дополнительный: наблюдение за ребенком в процесс обследования. Опрос родителей.
2. Особенности поведения и общения школьников. 2.1. Взаимодействие со сверстниками. 2.2. Взаимодействие, Основной:
опрос педагогов. Дополнительный: наблюдение за ребенком в процессе обследования.
Основной: опрос педагогов. Дополнительный: наблюдение за ребенком в процессе обследования.
Основной: опрос педагогов. Дополнительный: наблюдение за 'егшинг-тест. Гест Равена 5-8 классы). Психолого-педагогическая карта школьника. хема наблюдения. Анкета для родителей. Психолого-педагогическая карта школьника. Карта наблюдений Стотта (1-3-5 классы). Психолого-педагогическая карта школьника. Карта наблюдений Стотта (1-3-5 классы). Схема наблюдения. Психолого-педагогическая карта школьника. Схема наблюдения. Психолого-педагогическая карта школьника. Схема наблюдения.
М. Битянова • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —
2.5. Активность и независимость. 3. Особенности мотивационной сферы 3.1. Наличие и характер учебной мотивации. 3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности). 4. Особенности системы отношений ребенка к миру и самому себе. 4.1. Отношения со сверстниками. ребенком в процессе обследования. Основной: опрос педагогов. Основной: обследование ребенка Дополнительный: опрос педагогов; опрос родителей. Основной: обследование ребенка. Дополнительный: опрос педагогов; опрос родителей. Основной: обследование ребенка Дополнительный: опрос педагогов; опрос родителей.
Психолого-педагогическая карта школьника. Мотивационные анкеты (содержание методики зависит от возраста обследуемых школьников). Психолого-педагогическая карта школьника. Анкета для родителей. Тест «Несуществующее животное». Опросники на определение уровня тревожности. Методика сочинения (третий класс). Психолого-педагогическая карта школьника. Анкета для родителей. Рисуночные методы (1-3 классы). Мотивационные. анкеты. Методика незаконченных предложений (5-8-10 классы).
В этом разделе мы не предполагаем подробно освещать содержание диагностической деятельности в различных школьных параллелях, так как этому будут посвящены отдельные книги. Дадим лишь краткую характеристику предлагаемых методов. Часть из них является авторскими, разработанными в русле парадигмы сопровождения, либо близкими по духу ее принципам, другие— более или менее известны. Среди этой последней группы — те методики, которые, с нашей точки зрения, хорошо зарекомендовали себя в школьной практике. В нашей модели все они используются в несколько модифицированном виде. Наиболее значительному уточнению и изменению методики подверглись в области обработки, интерпретации и представления данных. Связано это с проблемой, уже обсуждавшейся выше; ббльшая часть методик со- • •• М. Битянова • • • здана в клинических или исследовательских целях, предлагаемые их создателями способы обработки и интерпретации данных часто мало применимы в практической деятельности либо не соответствуют целям и задачам последней. 1. Психолого-педагогическая карта школьника Авторы: Афанасьева Е. И., Битянова М. Р., Васильева Н. Л. Данная методика представляет собой схему структурированного наблюдения особенностей обучения и поведения школьников, осуществляемого педагогами в различных учебных и внеучебных ситуациях. В ее основу положены представления авторов об основных психологических характеристиках школьного статуса ребенка и важнейших психологических требованиях к их содержанию на конкретном этапе обучения. Требования представлены в виде описания конкретных поведенческих проявлений ребенка. Прием в педагогической психологии не новый, существует целый ряд методик, построенных по типу экспертных опросов педагогов и воспитателей в отношении наблюдаемых ими особенностей поведения и деятельности ребенка. Мы также прибегли к этому эффективному, на наш взгляд, приему диагностики. Особенность нашей схемы наблюдения заключается в следующем: описываемые фрагменты поведения скомпонованы в соответствии с теми параметрами психолого-педагогического статуса, которым они соответствуют; описание поведения дано на понятном педагогу языке; все проявления описаны в позитивном ключе. Данной методике отводится значительное место в нашей диагностической системе. Из приведенной выше таблицы видно, что большое число параметров статуса в объеме психолого-педагогической карты школьника изучается и оценивается на основе ее данных. По своей сути данная методика является экспертным опросом. Она заполняется педагогами на основе целенаправленных наблюдений. Содержание психолого-педагогической карты, естественно, изменяется от одного диагностического минимума к другому. Несколько изменяется набор тех параметров статуса, по которым проводится опрос педагогов, существенно изменяются конкретные описания поведенческих проявлений. Однако на любом этапе школьного обучения психолого-педагогическая карта сохраняет свое значение как ведущий скрининговый метод, и остаются неизменными ----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • — подходы к ее построению. Общий алгоритм создания конкретной опросной методики такого типа следующий: Разработка представлений о психолого-педагогическом статусе школьника и наиболее значимых его параметрах на данном этапе развития Разработка системы психолого-педагогических требований к содержанию выделенных параметров статуса Выделение тех параметров статуса, которые могут быть исследованы методом экспертного опроса Подбор конкретных описаний поведения и деятельности В качестве примера ниже мы приводим текст методики, предназначенной для организации наблюдения первоклассников на этапе адаптации в школе (второй диагностический минимум). В правом столбце перечисляются основные психологические характеристики школьного статуса первоклассника, состояние которых, с нашей точки зрения, может быть изучено с помощью экспертных опросов. В левом столбце дается перечень поведенческих проявлений ребенка, которые могут быть рассмотрены как индикаторы успешного приспособления к школе в сферах обучения, общения и психологического самочувствия на данном этапе возрастного развития. Таблица № 7. Психолого-педагогическая карта первоклассника.
Параметры психолого-педагогического статуса школьника
Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения
• • • М. Битянова • • • ----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —
1.2, Развитие мышления 1.3. Сформированность важнейших учебных действий .4. Развитие речи 1.5. Развитие тонкой моторики 1.6. Умственная Понимает требования учителя и старается их выполнять При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления На уроке демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания Способен отделить существенные свойства предмета от несущественных Может связно рассказать о событиях своей жизни Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами Связно выражает свои мысли Имеет достаточный словарный запас Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур Сохраняет удовлетворительную 128 работоспособность и темп учебной деятельности Особенности поведения и общения 2.1. Взаимодействие со сверстниками 2.2. Взаимодействие с педагогами 2.3. Соблюдение социальных и этических норм 2.4. Поведенческая саморегуляция 2.5. Активность и 9. Зак. 5574 работоспособность в течение всего урока Способен работать в одном темпе со всем классом Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьет первым Имеет постоянных приятелей в классе Может обратиться с просьбой к учителю Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнить Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня Не списывает домашние задания Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения При ответе у доски контролирует движения тела (позу, положения рук, ног) Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движений Контролирует свои эмоции Достаточно активен на уроке, 129
М. Битянова стремится проявить свои знания Проявляет заинтересованность в получении новых знаний Самостоятельно добирается до школы Умеет пользоваться школьным буфетом Способен справиться с дежурством по классу
Редко пропускает занятия Проявляет заинтересованность в хорошей оценке Имеет на уроке все необходимые школьные принадлежности
В меру переживает за оценки и критические замечания учителя В зависимости от возраста школьников содержание правого столбца таблицы существенно изменяется, а левого — остается неизменной. В него мы поместили те параметры статуса, которые, с нашей точки зрения, вполне доступны грамотному педагогическому наблюдению и оценке. Автор — Битянова М.Р. Предлагаемая схема наблюдения может использоваться как вспомогательное средство получения информации об умственной деятельности, поведении и общении школьника. Прежде всего, в ситуации индивидуального обследования. При этом мы не исключаем возможность использования данной схемы и в других психолого-педагогических ситуациях взаимодействия взрослого и ученика. Схема представляет собой набор описаний конкретных поведенческих проявлений ребенка, наблюдаемых психологом или педагогом в процессе общения, которые __.... Содержание деятельности школьного психолога • • • — соотнесены с различными параметрами его психолого-педагогического статуса. 3. Карта наблюдения Стотта (35) Данная методика представляет собой специализированный опросник для изучения содержания и природы дезадаптивного поведения школьника 7-12 лет. По форме он, также как и психолого-педагогическая карта, представляет собой технологию структурированного наблюдения учителем особенностей поведения ребенка. Однако наблюдению и оценке подвергаются в данном случае такие фрагменты поведения школьника, которые могут быть квалифицированы как проявления дезадаптации. Несомненным достоинством Карты наблюдения (сокращенно — КН) являются ее дифференциальные возможности — на основе заполненной педагогом карты можно не только установить факт наличия-отсутствия дезадаптации в поведении школьника, но и выяснить преимущественный характер существующих нарушений (замкнутость, враждебность, тревожность и др.), а также социальную сферу их проявлений (отношения со взрослыми, со сверстниками). Соответственно, основное направление анализа данных — качественный анализ, позволяющий понять характер и глубину нарушений и наметить пути коррекции. Серьезным недостатком метода является его трудоемкость. Поэтому заполнение КН рекомендуется по отношению к тем детям, нарушения в поведении у которых уже зафиксированы психологом и педагогом. Кроме того, на наш взгляд, у данной методики есть еще один серьезный недостаток, так сказать, идеологического характера. Он связан с клинической ориентацией метода и проявляется в самих формулировках поведенческих фрагментов. Учитель, заполняющий текст КН на всех детей класса, поневоле начинает смотреть на них, как на носителей негативных, патологических черт. Это не способствует формированию у него гуманистической установки относительно детей, а соответственно усложняет реализацию идеи психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе школьного обучения. Анкетирование родителей предусматривается во всех диагностических минимумах, однако особую значимость они имеют во 2-м и 4-м скринингах, направленных на изучение осо-
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |