Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направление первое: школьная прикладная психодиагностика 4 страница





---- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • •

• соотношение уровня умственного развития школьника
и возрастной нормы;

• соотношение уровня развития когнитивных процессов
и феноменов и педагогических требований (в данной
школе, на данной ступени развития, в рамках данной
программы обучения и т. д.). Конкретно изучаются
такие когнитивные показатели, как уровень произволь­
ности когнитивных процессов, сформированность важ­
нейших для данного возраста видов мышления и ум­
ственных действий, уровень речевого развития, уро­
вень развития тонкой моторики руки;

• индивидуальные особенности познавательной деятель­
ности школьника, такие, как, например, высокая ин­
теллектуальная активность, интеллектуализм, верба-
лизм, шизоидность, интеллектуальная пассивность и др.;

• умственная работоспособность и темп умственной де­
ятельности.

Первые две характеристики носят критериальный харак­тер. Они ориентированы на сравнение реального уровня раз­вития и состояния когнитивной сферы школьника с некоторы­ми системами требований. Первый показатель фиксирует результат сравнения индивидуальных показателей с показа­телями возрастной нормы, второй — с психолого-педагогичес­кими требованиями, предъявляемыми к уровню развития и содержанию познавательной сферы той конкретной социаль­но-педагогической средой, в которой обучается ребенок. То есть мы как бы пропускаем имеющиеся у нас данные о познава­тельных возможностях и достижениях ребенка сквозь два филь­тра. Первый фильтр — почти прозрачный — позволяет вы­явить детей, уровень развития которых ниже некоторой сред­нестатистической возрастной нормы. Известно, что обучение таких детей в условиях массовой средней школы чрезвычайно трудно организовать эффективно (по крайней мере, на сегод­няшний день). Они нуждаются в организации специальной образовательной среды, что в большинстве случаев выходит за пределы компетенции школьного психолога.

Второй фильтр — значительно более плотный — позволяет выявить детей, обучение которых в школе вполне возможно, но при условии организации для них специальной психолого-педагогической и (или) социальной помощи. Это дети с час-


... М. Битянова

тичными нарушениями когнитивных процессов, которые могут быть устранены или скомпенсированы в процессе психокор-рекционной работы; дети педагогически запущенные, их про­блемы могут быть решены в ходе развивающей психологичес­кой или педагогической работы; дети, испытывающие различ­ные трудности в социально-психологической адаптации; школьники с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с не­достаточно развитыми регуляторными психическими механиз­мами и т. д. В отношении этого показателя значительно труд­нее сформулировать четкие критерии, по которым можно было бы судить, в достаточной ли мере развиты те или иные позна­вательные функции. Система психолого-педагогических требо­ваний к познавательной деятельности школьника определяет­ся типом школы, традициями преподавания, квалификацией учителей и многим другим. Вместе с тем анализ литературы и практического опыта позволил нам выделить ряд общих тре­бований, задающих так сказать, определенную планку. По со­отношению индивидуального уровня развития и состояния по­знавательной сферы школьника и данной системы требований можно судить о том, готов ли в настоящий момент школьник к успешному усвоению школьной программы ценой невысоких эмоционально-энергетических затрат.

Данная система требований будет представлена ниже, в общих сводных таблицах по всем блокам показателей. Отме­тим только, что она остается открытой для различных измене­ний и модификаций, производимых педагогическим коллекти­вом с учетом конкретных социально-педагогических условий

их школы.

Третий и четвертый показатели данного блока характери­зуют познавательную деятельность школьника с точки зрения ее индивидуальных содержательных и психодинамических осо­бенностей. Эти показатели лежат вне плоскости какого-либо нормативного сравнения и оценивания. Их назначение — вы­явить специфические индивидуальные особенности когнитив­ной сферы, без учета которых трудно успешно обучать каждо­го конкретного школьника. Эти характеристики дают неоце­нимый материал для консультирования родителей и педагогов как в плане психопрофилактики различных психологических трудностей так и в плане построения эффективного учебно-воспитательного процесса.


---- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • •

Третий блок- особенности мотива ционно-личностной сфер ы, под которыми мы прежде всего под­разумеваем сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотиваци-онной сферы (наличие противоречивых мотивов) и особеннос­ти личностных свойств. Более конкретно, в этот блок входят следующие показатели:

• наличие учебной мотивации и ее конкретное содержа­
ние (познавательный, социальный, позиционный и др.
мотивы учения);

• ведущий тип мотивационной регуляции учебной дея­
тельности — достижение успеха, избегание неудачи

• конфликтность мотивационной сферы (личностная тре­
вожность);

• наличие выраженных личностных акцентуаций.

Таким образом, данный блок составляют прежде всего мо-тивационные особенности учебной деятельности школьников. Как известно, продуктивная учебная мотивация является важ­нейшим условием эффективного обучения (10, 16, 24). Если на этапе начального обучения бывает достаточно социального или позиционного мотива, чтобы в сочетании с высокой степенью конформности ребенка по отношению к учителю и родителям способствовать успешному усвоению знаний, то в подростко­вом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно перерабатывать обширный и разнообразный учебный материал. Особенности мотивации и тесно связанные с ней характеристики целеполагания в учеб­ной и других значимых сферах школьной деятельности состав­ляют, на наш взгляд, ядро диагностической и консультативно-развивающей деятельности психолога. Анализ развития и со­стояния ребенка с точки зрения двух первых показателей позволяет, с одной стороны, выявить детей, испытывающих различные школьные трудности по причине несформирован-ности адекватной учебной мотивации, а с другой стороны, выявить важные особенности мотивационной регуляции учеб­ной активности школьников (часто эти особенности также мо­гут провоцировать возникновение школьных проблем).

Однако для целей сопровождения недостаточно знать ха­рактер учебной мотивации и ее особенности в плане ориента­ции на достижения. Психологу и педагогам необходимо иметь


••• М. Битянова •


---- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • •


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.