Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анкеты для родителей 2 страница




2.2. Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных роле­вых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление ува­жения к учителю.

2.3. Соблюдение социальных Принятие и соблюдение класс-
и этических норм ных и школьных социальных и

этических норм.

2.4. Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведе­ния и естественной двигательной активности в учебных ситуаци­ях и во внеурочном взаимодей­ствии со сверстниками и взрос­лыми. Сдерживание непроиз­вольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению.


2.5. Активность и независимость

3. Особенности мотивационной сферы. 3.1. Наличие и характер учебной мотивации

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

4.2. Отношения с педагогами

4.3. Отношение к значимой
деятельности

4.4. Отношение к себе


Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения.

Отсутствие выраженных проти­воречий между:

— требованиями школы (педа­гога) и родителей; — требованиями взрослых и возможностями ребенка.

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками.

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения.

Позитивная «Я-концепция», ус­тойчивая адекватная самооценка.


 




• •• М. Битянова • • •

сфера по-прежнему является ведущей. Наиболее серьезные требования предъявляются к уровню развития умственных действий и развитию речи: навыки логических операций с по­нятиями и изучаемыми явлениями, систематизация и перенос учебных знаний и навыков, понимание смысла изучаемых по­нятий, грамотность и развитая устная речь, использование доказательств при изложении знаний. Качественно изменяют­ся требования к мотивации учебной деятельности. Так, появ­ляется новый вид учебного мотива — мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, в данной системе требований нашел отражение тот факт, что успешное обучение в среднем звене требует значительно более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентации на спосо­бы получения знаний, интерес к закономерностям и принци­пам, понимание смысла учения «для себя». Таблица № 3. Система психолого-педагогических требова­ний к содержанию статуса ученика 3-5 класса.

1.3. Сформированность важнейших учебных действий
1,4. Развитие речи
1.5. Развитие тонкой моторики
1.6. Умственная 7. Зак. 5574

Параметры психолого-педагогического статуса

/. Познавательная сфера 1.1. Произвольность психических процессов

 


Психолого-педагогические

требования к обучению, поведению

и общению учащегося

1. Высокий уровень активности,
самостоятельности в учебной
работе.

2. Самостоятельная организация
деятельности в рамках учебных
и иных целей, заданных
педагогом.

3. Принятие целей, заданных
учителем.

4. Сосредоточение и поддержа­
ние внимания на учебной
задаче.

5. Определение важности и пос­
ледовательности выдвигаемых
целей в рамках конкретной учеб­
ной или внеучебной школьной


----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • •

ситуации.

1.2. Развитие мышления

1. Владение приемами понятий­ного мышления: способность к установлению причинно-следст­венных связей между изучаемы­ми учебными понятиями.

1. Ориентация на всю систему
требований, заданных учебной
задачей.

2. Навыки логических операций:
выделение существенных при­
знаков, обобщение, классифика­
ция, аналогии и другие действия
с понятиями, изучаемыми в учеб­
ных курсах.

3. Систематизация знаний, пере­
нос учебных навыков.

 

1. Понимание смысла изучаемых
понятий, речи, обращенной к
школьнику.

2. Использование речи как ин­
струмента мышления (владение
сложноподчиненными конструк­
циями в устной речи и письмен­
ной речи, связное изложение сво­
их идей, использование доказа­
тельств).

3. Грамотность и богатый
словарный запас устной речи.

 

1. Понятность письма.

2. Аккуратность оформления
письменных работ.

3. Способность к различным
видам ручного труда.

1. Сохранение учебной активное-


... М. Битянова


---- • • • Содержание деятельности школьною психолога • • •


 


работоспособность и темп учебной деятельности


ти в течение всего урока.

2. Адаптация к учебной нагрузке.

3. Способность работать в еди­
ном темпе со всем классом.


2.5. Активность и независимость


Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.


 


2. Особенности поведения и общения школьников. 2.1. Взаимодействие со сверстниками

2.2. Взаимодействие с педагогами


Владение приемами и навыка­ми эффективного межличностно­го общения со сверстниками: установление дружеских отноше­ний; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Спо­собность к глубоким эмоциональ­ным привязанностям (дружбе).

Установление адекватных роле­вых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление ува­жения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами.


3. Особенности мотивационной сферы. 3.1. Наличие и характер учебной мотивации

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)


Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение спосо­бов получения знания (а не на готовое знание). Проявление интереса к законо­мерностям, принципам. Наличие мотива самообразова­ния, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.

Отсутствие выраженных проти­воречий между:

- требованиями школы (педа­гога) и родителей;

— требованиями взрослых и воз­можностями ребенка.


 


4.2. Отношения с педагогами Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

2.3. Соблюдение социальных Принятие и соблюдение класс-
и этических норм ных и школьных социальных и

этических норм.

2.4. Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведе­ния и естественной двигательной активности в учебных ситуаци­ях и во внеурочном взаимодей­ствии со сверстниками и взрос­лыми. Сдерживание непроизвольных

эмоций и желаний.

Способность к ответственному

поведению.

Моральная регуляция поведения.


4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе 4.1. Отношения со сверстниками


Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей.


 




... М. Битянова • • •

4.3. Отношение к значимой Эмоционально-положительное
деятельности восприятие школы и учения.

Понимание смысла учения для

себя.

4.4. Отношение к себе

Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка.

Психолого-педагогические требования, предъявляемые к учащимся 8 классов

Система этих требований представлена в таблице № 4. По сравнению с предыдущим этапом, требования значительно возрастают и усложняются. Кроме того, появляются критерии, принципиально новые по сравнению с предыдущими этапами обучения. Так, усложняются требования к познавательной де­ятельности, особенно — в плане умственных действий и разви­тия мышления: выделение существенных признаков изучаемых научных понятий, способность к рассмотрению изучаемого пред­мета с различных сторон, способность к смене стратегии, гипо­тезы в процессе решения учебной проблемы. Значительно рас­ширяется сфера предполагаемых поведенческих реакций: фик­сируется способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям, способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым. Более развернутыми ста­новятся требования к сознательному регулированию поведе­ния и общения: способность длительно подчинять поведение намеченной цели, умение предавать выражению эмоций пред­намеренный характер.

Качественно новые пункты появляются в мотивационном блоке. Связаны они, прежде всего, с требованиями к процес­сам целеполагания: умение ставить конкретные цели самооб­разования, интерес к самостоятельным формам учебной дея­тельности, интерес к использованию результатов учебной дея­тельности в общественно полезной деятельности.

Эмоциональное состояние школьника начинает определять­ся значительно большим количеством различных факторов, точнее, на него начинают оказывать влияние более широкий класс социальных отношений (например, большое влияние


----. • • Содержание деятельности школьного психолога • • •

оказывает референтная группа сверстников и соотношение ее норм с нормами семьи, школы и возможностями самого подростка).

Чрезвычайно важную роль начинают играть показатели чет­вертого блока — системы отношений, так как восприятие школь­ником самого себя и окружающего мира и эмоциональная оцен­ка воспринимаемого становятся принципиально важными с точки зрения его эффективного обучения и психологического разви­тия: это и субъективная включенность в отношения со сверстни­ками, и восприятие своих отношений со взрослыми как близких, но автономных, и ощущение субъективной адекватности своего поведения и эмоциональных реакций. Важно также и отноше­ние подростка к учебе, которая теперь выступает для него в качестве смыслообразующего мотива.

Таблица № 4.Система психолого-педагогических требова­ний к содержанию статуса ученика 8 класса.

Параметры психолого-педагогического статуса

Психолого-педагогические

требования к обучению, поведению

и общению учащегося

/. Познавательная сфера 1.1. Произвольность психических процессов

1. Избирательная познаватель­
ная активность в соответствии с
учебными интересами.

2. Способность к преднамерен­
ному запоминанию, сосредоточе­
нию и поддержанию внимания.

3. Способность к распределению
внимания -между несколькими
видами учебной деятельности.

4. Самостоятельное планирова­
ние различных видов учебной и
внеучебной деятельности.

5. Способность к организации
условий для самостоятельного
получения знаний,
выходящих за пределы
школьной программы.


••'-

 


..• М. Битянова

1.6. Умственная л '- :"> ''"< работоспособность и*МШ-учебной деятельности1.»* -;;i
2. Особенности поведения и общения школьников 2.1. Взаимодействие со сверстниками
2.2. Взаимодействие с педагогами
2.4. Поведенческая саморегуляция
1.2. Развитие мышления

Сформированное^ понятийного мышления: использование в обу­чении формальных логических операций (абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, клас­сификация, сравнение).

1.3. Сформированность 1. Выделение существенных и не-

важнейших учебных действий существенных признаков изуча­емых понятий.

2. Оперирование всей системой
данных учебной задачи.

3. Ориентация на всю систему
требований учебной задачи.

4. Способность к рассмотрению
изучаемого предмета с разных
сторон.

5. Способность к смене стратегии,
гипотезы в процессе решения
учебной проблемы.

1.4. Развитие речи

1. Богатый опыт речевого
общения.

2. Использование речи как инст­
румента мышления (владение
сложноподчиненными конструкци­
ями в устной и письменной
речи, связное изложение своих
идей, использование доказа­
тельств).

3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи.

1.5. Развитие тонкой моторики

1. Понятность письма.

2. Аккуратность оформления
письменных работ.

3. Способность к различным ви­
дам ручного труда.


• • • Содержание деятельности школьного психолога • • •

1. Сохранение учебной активнос­
ти в течение всего урока.

2. Адаптация к учебной
нагрузке.

3. Способность работать в еди­
ном темпе со всем классом.

4. Предпочтение высокого тем­
па работы.

1. Включенность во внутригруппо-
вое общение со сверстниками.

2. Устойчивое позитивное положе­
ние в группе сверстников, спо­
собность к сотрудничеству со
сверстниками в учебной и внеу-
чебной деятельности.

3. Способность к глубоким и
продолжительным эмоциональ­
ным привязанностям.

Включенность в личностное общение с педагогами. Способ­ность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым.

2.3. Соблюдение социальных Принятие и соблюдение класс-
и этических норм н,ых и школьных социальных и

этических норм.

1. Способность длительно подчи­
нять поведение намеченной цели.

2. Умение сдерживать эмоции,
придавать их выражению пред­
намеренный характер.

3. Моральная регуляция
поведения.

4. Способность к ответственному
поведению.


 




 


 

 


• • • М. Битянова


Содержание деятельности школьного психолога • • •


 


4.3. Отношение к значимой деятельности 4.4. Отношение к себе
2.5, Активность и независимость

Активность, самостоятельность и целенаправленность в познава­тельной и социальной деятель­ности.

3. Особенности мотивационной сферы. 3.1. Наличие и характер учебной мотивации

1. Интерес к способам получе­
ния знаний.

2. Умение ставить и достигать
конкретные цели самообразо­
вания.

3. Интерес к знаниям, выходя­
щим за пределы школьных.

4. Интерес к самостоятельным
формам учебной деятельности.

5. Способность к постановке
«гибких» и перспективных целей
образования и самообразования.

6. Интерес к использованию
результатов учебной работы

в социально-значимых формах деятельности.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

Отсутствие выраженных проти­воречий между:

— требованиями школы (педа­
гога) и родителей;

— требованиями взрослых и
возможностями подростка;

- требованиями семьи и рефе­рентной группы сверстников;

 
 

— требованиями референтной
группы и возможностями
подростка.

4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

4.1. Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие подростком системы


своих отношении со сверстника­ми: субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в группе как положи­тельного и удовлетворенность им.

 

 

4.2. Отношения с педагогами Эмоционально-положительное

восприятие подростком системы своих отношений с педагогами и воспитателям: восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность.

Учение выступает для подрост­ка как смыслообразующий мотив.

Позитивная «Я-концепция». устойчивая адекватная само­оценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение адекват­ности своего поведения и эмоци­ональных реакций.

Психолого-педагогические требования, предъявляемые к учащимся 10-х классов

Система наиболее существенных, с нашей точки зрения, тре­бований изложена в таблице № 5. Качественные изменения про­исходят во всех блоках системы. Значение параметров первого блока (требования к познавательной деятельности) уменьшает­ся. Вместе с тем формулируется ряд принципиально новых форм произвольного регулирования учебной деятельности и особен­ностей мышления старшеклассников. Новые требования каса­ются прогностических навыков — умений предвидеть, просчи­тать последствия достижения тех или иных учебных целей, а также оценивать имеющиеся для достижения цели ресурсы. В отношении мышления впервые речь идет об освоении методов теоретического, исследовательского анализа.

Качественно иной смысл обретают требования, предъявляе-


 



8. Зак. 5574



• • • М. Битянова • • •


-— • • • Содержание деятельности школьного психолога • • •


 


мые к общению и межличностному взаимодействию школьников со сверстниками и взрослыми. Так, оценивается способность при­нимать и нести ответственность за решения, касающиеся других людей. Существенно усложняются требования к межличностно­му общению со сверстниками — это и способность к доверитель­ному общению, и некоторое эмоциональное постоянство в отно­шениях, и активность в создании поля и новых возможностей общения со сверстниками, социальная смелость. В отношениях со взрослыми вводится такое понятие, как партнерство. Стремление к профессиональному самоопределению сущес­твенным образом влияет на требования к мотивационным и эмоционально-смысловым аспектам психического мира старшек­лассников. Это и развитый мотив самообразования, и мотива-ционная избирательность интересов, и стремление к анализу и выработке эффективного стиля познавательной деятельности.

1.2. Развитие мышления 1. Освоение методов теоретичес- кого, творческого мышления. 2. Использование исследователь­ских методов в обучении. 1.3. Сформированность 1. Выделение существенных и важнейших учебных действий несущественных признаков изучаемых понятий. 2. Оперирование всей системой данных учебной задачи. 3. Ориентация на всю систему требований учебной задачи. 4. Способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон. 5. Способность к смене страте­ гии, гипотезы в процессе реше­ ния учебной проблемы.

Таблица № 5.Система ний к содержанию статуса

Параметры психолого-педагогического статуса

/. Познавательная сфера. 1.1. Произвольность психических процессов


психолого-педагогических требова-ученика 10 класса.

Психолого-педагогические

требования к обучению, поведению

и общению учащегося

1. Способность к осознанному
самоограничению в постановке и
реализации определенных значи­
мых целей.

2. Планирование деятельности в
соответствии с ее объективной и
субъективной значимостью.

3. Способность предвидеть
последствия достижения тех
или иных целей.

4. Способность определять ресур­
сы, необходимые для достижения
цели и оценивать их реальное
наличие.

5. Использование рациональных
способов учебной и других видов
деятельности.


1.4. Развитие речи

1.5. Развитие тонкой моторики

1.6. Умственная работоспособность и темп


 

1. Богатый опыт речевого
общения.

2. Использование речи как ин­
струмента мышления (владение
сложноподчиненными конструк­
циями в устной речи и письмен­
ной речи, связное изложение сво­
их идей, использование доказа­
тельств).

3. Грамотность и богатый словар­
ный запас устной речи.

 

1. Понятность письма.

2. Аккуратность оформления
письменных работ.

3. Способность к различным ви
дам ручного труда.

1. Сохранение учебной активнос­ти и работоспособности в тече-


М. Битянова


----. • • Содержание деятельности школьного психолога


 


учебной деятельности

2. Особенности поведения и общения школьников 2.1. Взаимодействие со сверстниками.

 

2.2. Взаимодействие с педагогами

 
2.3. Соблюдение социальных и этических норм 2.4. Поведенческая саморегуляция

ние всего урока.

2. Предпочтение высокого
темпа работы.

3. Способность работать в еди­
ном темпе со всем классом.

4. Адаптация к учебной
нагрузке.

 

1. Включенность в доверитель­
ные, эмоциональные отношения
со сверстниками.

2. Позитивное положение в группе
сверстников, способность к сотру­
дничеству со сверстниками в учеб­
ной и внеучебной деятельности.

3. Способность к глубоким и про­
должительным эмоциональным
привязанностям.

4. Включенность в широкую со­
циальную систему контактов
(расширение социального про­
странства), активность в форми­
ровании нового социального
пространства.

 

1. Включенность в личностное
общение с педагогами.

2. Способность к установлению
деловых, партнерских отношений
со взрослыми.

Принятие и соблюдение класс­ных и школьных социальных и этических норм.

1. Способность длительно подчи­нять поведение намеченной цели.


 

2.5. Активность и независимость

3. Особенности мотивационной сферы 3.1. Наличие и характер учебной мотивации

'

 

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

'


 

2. Умение сдерживать эмоции,
придавать их выражению пред­
намеренный характер.

3. Моральная регуляция
поведения.

4. Способность к ответственному
поведению.

5. Способность принимать ответ­
ственные решени'я, касающиеся
других людей.

 

1. Уверенное автономное
поведение.

2. Активность и целенаправлен­
ность в познавательной и соци­
альной деятельности.

 

1. Интерес к основам наук, ме­
тодам теоретического мышления.

2. Развитый мотив самообра­
зования, связанный с жизненны­
ми перспективами и самовоспи­
танием.

3. Стремление к анализу инди­
видуального стиля своей учебной
деятельности.

4. Мотивационная избиратель­
ность интересов, обусловленная
выбором профессии.

Отсутствие выраженных проти­воречий между:

- требованиями взрослых и воз­можностями (потребностями) старшеклассника;

— требованиями семьи и рефе­
рентной группы сверстников;

— требованиями референтной
группы и возможностями


 


М. Битянова


Содержание деятельности школьного психолога


 


4. Особенности системы отношений старшеклассника к миру и самому себе 4.1. Отношения со сверстниками
4.2. Отношения с педагогами

4.3. Отношение к значимой деятельности

4.4. Отношение к себе

(потребностями) старшеклассника; — возможностями и желаниями (потребностями) старшеклассника.

1. Эмоционально-положительное
восприятие старшеклассником
системы своих отношений со
сверстниками: субъективная
включенность в эмоциональные,
доверительные отношения.

2. Восприятие своего статуса в
группе как положительного и
удовлетворенность им.

3. Субъективная включенность в
широкую систему социальных
отношений.

Эмоционально-положительное восприятие старшеклассником системы своих отношений с пе­дагогами и воспитателями: вос­приятие этих отношений как ува­жительных, доверительных, но сохраняющих его автоном­ность.

1. Обогащение личностным смыс­
лом как социального, так и по­
знавательного мотивов деятель­
ности.

2. Включение учебной деятель­
ности и отношения к ней в более
широкую систему профессио­
нальных отношений и предпочте­
ний.

1. Позитивная "Я-концепция", 110


 

 

устойчивая адекватная самооценка.

2. Ориентация на будущее.

3. Субъективное ощущение,
адекватности своего поведения и
эмоциональных реакций.

Таким образом, мы подробно остановились на содержании двух важнейших понятий, в значительной степени определяю­щих деятельность практического школьного психолога. Далее мы хотели бы показать, как статус школьника и система пси­холого-педагогических требований к содержанию карты зада­ют содержание различных видов работы школьного психоло­га — прежде всего, диагностической, а также коррекционно-развивающей и консультативной.


М. Витянова • • •

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Диагностическая деятельность школьного психолога, рабо­тающего в рамках модели сопровождения, направлена на вы­явление наиболее важных особенностей деятельности, поведе­ния и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. То есть на изучение их пси­холого-педагогического статуса. При этом различные диагнос­тические схемы в разном объеме используют параметры, входя­щие в статус. Так, в ходе диагностического минимума выявля­ются особенности статуса всех школьников обследуемой параллели в объеме психолого-педагогической карты. В про­цессе же углубленных или дифференциальных обследований, в ходе которых уточняется происхождение различных психолого-педагогических трудностей школьника, могут анализироваться и другие параметры статуса. Прежде всего и подробнее всего мы остановимся на содержании диагностического минимума — основной диагностической схеме в нашей модели.

Диагностический минимум

Напомним, что нами в рамках психолого-педагогического со­провождения школьников в процессе обучения предусмотрено проведение диагностических минимумов в четырех ученических параллелях. Их выбор, как мы уже говорили, не случаен, он обусловлен теми объективными и субъективными сложностя­ми, с которыми сопряжено обучение детей и подростков в эти школьные периоды. Более того, некоторые из них настолько важны с точки зрения содержащихся в них потенциальных воз­можностей и опасностей развития и обучения школьников, что они включают в себя два диагностических обследования по дан­ной схеме. Конкретно это касается периодов поступления в школу и перехода в среднее звено. Перед психологом и педагогами последовательно встают две важные задачи сопровождения, которые не могут быть решены одновременно. Первая — это определение готовности ребенка к обучению в новых условиях, будь то начало школьной жизни вообще, либо переход к пред­метному обучению. Сопровождающая деятельность на этом этапе ориентирована, с одной стороны, на оказание необходимой по­мощи детям с низким уровнем такой готовности, а с другой


 


• • • Содержание деятельности школьного психолога • • •

стороны, на модификацию учебного процесса с учетом реаль­ных психологических особенностей и возможностей первоклас­сников. Вторая — это адаптация школьников в новой социаль­но-педагогической среде; создание условий для эффективного приспособления к новой ситуации и помощь школьникам, ис­пытывающим различные трудности в выработке приспособи­тельного стиля поведения и отношения.

Имеющийся сегодня в распоряжении школьного психолога научный багаж не позволяет своевременно, еще до смены со­циально-педагогической ситуации, спрогнозировать все воз­можные варианты адаптационного периода для данного школь­ника и исключить деструктивные пути приспособления. Высо­кая степень готовности не свидетельствует однозначно о благоприятном прогнозе в отношении адаптации. Поэтому в настоящий момент мы не видим возможности обеспечить пси­холога и педагогов необходимой информацией для решения обеих задач одновременно, в процессе одного диагностическо­го минимума. В рамках нашей модели предполагается прове­дение двух диагностических минимумов на этапе поступления и адаптации в школе и двух диагностических минимумов при переходе в среднее звено. Один минимум в каждой паре на­правлен на определение готовности к переходу к обучению в новых условиях, второй — на выявление особенностей процес­са адаптации и возникающих трудностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.