КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анкеты для родителей 2 страница
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. 2.3. Соблюдение социальных Принятие и соблюдение класс- этических норм.
Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. 2.5. Активность и независимость 3. Особенности мотивационной сферы. 3.1. Наличие и характер учебной мотивации 3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) 4.2. Отношения с педагогами 4.3. Отношение к значимой 4.4. Отношение к себе Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения. Отсутствие выраженных противоречий между: — требованиями школы (педагога) и родителей; — требованиями взрослых и возможностями ребенка. Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка.
Параметры психолого-педагогического статуса /. Познавательная сфера 1.1. Произвольность психических процессов
Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося 1. Высокий уровень активности, 2. Самостоятельная организация 3. Принятие целей, заданных 4. Сосредоточение и поддержа 5. Определение важности и пос ----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • — ситуации. 1.2. Развитие мышления 1. Владение приемами понятийного мышления: способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми учебными понятиями. 1. Ориентация на всю систему 2. Навыки логических операций: 3. Систематизация знаний, пере
1. Понимание смысла изучаемых 2. Использование речи как ин 3. Грамотность и богатый
1. Понятность письма. 2. Аккуратность оформления 3. Способность к различным 1. Сохранение учебной активное- ... М. Битянова ---- • • • Содержание деятельности школьною психолога • • •
работоспособность и темп учебной деятельности ти в течение всего урока. 2. Адаптация к учебной нагрузке. 3. Способность работать в еди 2.5. Активность и независимость Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.
2. Особенности поведения и общения школьников. 2.1. Взаимодействие со сверстниками 2.2. Взаимодействие с педагогами Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Способность к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе). Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами. 3. Особенности мотивационной сферы. 3.1. Наличие и характер учебной мотивации 3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение способов получения знания (а не на готовое знание). Проявление интереса к закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний. Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей; — требованиями взрослых и возможностями ребенка.
2.3. Соблюдение социальных Принятие и соблюдение класс- этических норм.
Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения. 4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе 4.1. Отношения со сверстниками Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей.
... М. Битянова • • • 4.3. Отношение к значимой Эмоционально-положительное Понимание смысла учения для себя.
Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к учащимся 8 классов Система этих требований представлена в таблице № 4. По сравнению с предыдущим этапом, требования значительно возрастают и усложняются. Кроме того, появляются критерии, принципиально новые по сравнению с предыдущими этапами обучения. Так, усложняются требования к познавательной деятельности, особенно — в плане умственных действий и развития мышления: выделение существенных признаков изучаемых научных понятий, способность к рассмотрению изучаемого предмета с различных сторон, способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы. Значительно расширяется сфера предполагаемых поведенческих реакций: фиксируется способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям, способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым. Более развернутыми становятся требования к сознательному регулированию поведения и общения: способность длительно подчинять поведение намеченной цели, умение предавать выражению эмоций преднамеренный характер. Качественно новые пункты появляются в мотивационном блоке. Связаны они, прежде всего, с требованиями к процессам целеполагания: умение ставить конкретные цели самообразования, интерес к самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к использованию результатов учебной деятельности в общественно полезной деятельности. Эмоциональное состояние школьника начинает определяться значительно большим количеством различных факторов, точнее, на него начинают оказывать влияние более широкий класс социальных отношений (например, большое влияние ----. • • Содержание деятельности школьного психолога • • • — оказывает референтная группа сверстников и соотношение ее норм с нормами семьи, школы и возможностями самого подростка). Чрезвычайно важную роль начинают играть показатели четвертого блока — системы отношений, так как восприятие школьником самого себя и окружающего мира и эмоциональная оценка воспринимаемого становятся принципиально важными с точки зрения его эффективного обучения и психологического развития: это и субъективная включенность в отношения со сверстниками, и восприятие своих отношений со взрослыми как близких, но автономных, и ощущение субъективной адекватности своего поведения и эмоциональных реакций. Важно также и отношение подростка к учебе, которая теперь выступает для него в качестве смыслообразующего мотива. Таблица № 4.Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 8 класса.
Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося
1. Избирательная познаватель 2. Способность к преднамерен 3. Способность к распределению 4. Самостоятельное планирова 5. Способность к организации ••'-
Сформированное^ понятийного мышления: использование в обучении формальных логических операций (абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, классификация, сравнение). 1.3. Сформированность 1. Выделение существенных и не- важнейших учебных действий существенных признаков изучаемых понятий. 2. Оперирование всей системой 3. Ориентация на всю систему 4. Способность к рассмотрению 5. Способность к смене стратегии,
1. Богатый опыт речевого 2. Использование речи как инст 3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи.
1. Понятность письма. 2. Аккуратность оформления 3. Способность к различным ви • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • 1. Сохранение учебной активнос 2. Адаптация к учебной 3. Способность работать в еди 4. Предпочтение высокого тем 1. Включенность во внутригруппо- 2. Устойчивое позитивное положе 3. Способность к глубоким и Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым. 2.3. Соблюдение социальных Принятие и соблюдение класс- этических норм. 1. Способность длительно подчи 2. Умение сдерживать эмоции, 3. Моральная регуляция 4. Способность к ответственному
• • • М. Битянова • Содержание деятельности школьного психолога • • • —
Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности.
1. Интерес к способам получе 2. Умение ставить и достигать 3. Интерес к знаниям, выходя 4. Интерес к самостоятельным 5. Способность к постановке 6. Интерес к использованию в социально-значимых формах деятельности.
Отсутствие выраженных противоречий между: — требованиями школы (педа — требованиями взрослых и - требованиями семьи и референтной группы сверстников; — требованиями референтной 4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе
Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношении со сверстниками: субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в группе как положительного и удовлетворенность им.
4.2. Отношения с педагогами Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами и воспитателям: восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность. Учение выступает для подростка как смыслообразующий мотив. Позитивная «Я-концепция». устойчивая адекватная самооценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к учащимся 10-х классов Система наиболее существенных, с нашей точки зрения, требований изложена в таблице № 5. Качественные изменения происходят во всех блоках системы. Значение параметров первого блока (требования к познавательной деятельности) уменьшается. Вместе с тем формулируется ряд принципиально новых форм произвольного регулирования учебной деятельности и особенностей мышления старшеклассников. Новые требования касаются прогностических навыков — умений предвидеть, просчитать последствия достижения тех или иных учебных целей, а также оценивать имеющиеся для достижения цели ресурсы. В отношении мышления впервые речь идет об освоении методов теоретического, исследовательского анализа. Качественно иной смысл обретают требования, предъявляе-
8. Зак. 5574 • • • М. Битянова • • • -— • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —
Таблица № 5.Система ний к содержанию статуса Параметры психолого-педагогического статуса /. Познавательная сфера. 1.1. Произвольность психических процессов психолого-педагогических требова-ученика 10 класса. Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося 1. Способность к осознанному 2. Планирование деятельности в 3. Способность предвидеть 4. Способность определять ресур 5. Использование рациональных 1.4. Развитие речи 1.5. Развитие тонкой моторики 1.6. Умственная работоспособность и темп
1. Богатый опыт речевого 2. Использование речи как ин 3. Грамотность и богатый словар
1. Понятность письма. 2. Аккуратность оформления 3. Способность к различным ви 1. Сохранение учебной активности и работоспособности в тече- М. Битянова ----. • • Содержание деятельности школьного психолога
ние всего урока. 2. Предпочтение высокого 3. Способность работать в еди 4. Адаптация к учебной
1. Включенность в доверитель 2. Позитивное положение в группе 3. Способность к глубоким и про 4. Включенность в широкую со
1. Включенность в личностное 2. Способность к установлению Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм. 1. Способность длительно подчинять поведение намеченной цели.
2.5. Активность и независимость 3. Особенности мотивационной сферы 3.1. Наличие и характер учебной мотивации
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) '
2. Умение сдерживать эмоции, 3. Моральная регуляция 4. Способность к ответственному 5. Способность принимать ответ
1. Уверенное автономное 2. Активность и целенаправлен
1. Интерес к основам наук, ме 2. Развитый мотив самообра 3. Стремление к анализу инди 4. Мотивационная избиратель Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями взрослых и возможностями (потребностями) старшеклассника; — требованиями семьи и рефе — требованиями референтной
М. Битянова Содержание деятельности школьного психолога
(потребностями) старшеклассника; — возможностями и желаниями (потребностями) старшеклассника. 1. Эмоционально-положительное 2. Восприятие своего статуса в 3. Субъективная включенность в Эмоционально-положительное восприятие старшеклассником системы своих отношений с педагогами и воспитателями: восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность. 1. Обогащение личностным смыс 2. Включение учебной деятель 1. Позитивная "Я-концепция", 110
устойчивая адекватная самооценка. 2. Ориентация на будущее. 3. Субъективное ощущение, Таким образом, мы подробно остановились на содержании двух важнейших понятий, в значительной степени определяющих деятельность практического школьного психолога. Далее мы хотели бы показать, как статус школьника и система психолого-педагогических требований к содержанию карты задают содержание различных видов работы школьного психолога — прежде всего, диагностической, а также коррекционно-развивающей и консультативной. М. Витянова • • • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА Диагностическая деятельность школьного психолога, работающего в рамках модели сопровождения, направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. То есть на изучение их психолого-педагогического статуса. При этом различные диагностические схемы в разном объеме используют параметры, входящие в статус. Так, в ходе диагностического минимума выявляются особенности статуса всех школьников обследуемой параллели в объеме психолого-педагогической карты. В процессе же углубленных или дифференциальных обследований, в ходе которых уточняется происхождение различных психолого-педагогических трудностей школьника, могут анализироваться и другие параметры статуса. Прежде всего и подробнее всего мы остановимся на содержании диагностического минимума — основной диагностической схеме в нашей модели. Диагностический минимум Напомним, что нами в рамках психолого-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения предусмотрено проведение диагностических минимумов в четырех ученических параллелях. Их выбор, как мы уже говорили, не случаен, он обусловлен теми объективными и субъективными сложностями, с которыми сопряжено обучение детей и подростков в эти школьные периоды. Более того, некоторые из них настолько важны с точки зрения содержащихся в них потенциальных возможностей и опасностей развития и обучения школьников, что они включают в себя два диагностических обследования по данной схеме. Конкретно это касается периодов поступления в школу и перехода в среднее звено. Перед психологом и педагогами последовательно встают две важные задачи сопровождения, которые не могут быть решены одновременно. Первая — это определение готовности ребенка к обучению в новых условиях, будь то начало школьной жизни вообще, либо переход к предметному обучению. Сопровождающая деятельность на этом этапе ориентирована, с одной стороны, на оказание необходимой помощи детям с низким уровнем такой готовности, а с другой
• • • Содержание деятельности школьного психолога • • • — стороны, на модификацию учебного процесса с учетом реальных психологических особенностей и возможностей первоклассников. Вторая — это адаптация школьников в новой социально-педагогической среде; создание условий для эффективного приспособления к новой ситуации и помощь школьникам, испытывающим различные трудности в выработке приспособительного стиля поведения и отношения. Имеющийся сегодня в распоряжении школьного психолога научный багаж не позволяет своевременно, еще до смены социально-педагогической ситуации, спрогнозировать все возможные варианты адаптационного периода для данного школьника и исключить деструктивные пути приспособления. Высокая степень готовности не свидетельствует однозначно о благоприятном прогнозе в отношении адаптации. Поэтому в настоящий момент мы не видим возможности обеспечить психолога и педагогов необходимой информацией для решения обеих задач одновременно, в процессе одного диагностического минимума. В рамках нашей модели предполагается проведение двух диагностических минимумов на этапе поступления и адаптации в школе и двух диагностических минимумов при переходе в среднее звено. Один минимум в каждой паре направлен на определение готовности к переходу к обучению в новых условиях, второй — на выявление особенностей процесса адаптации и возникающих трудностей.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |