КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Углубленное диагностическое обследование 1 страница
Анкеты для оценки уровня и содержания школьной мотивации учащихся В современной психолого-педагогической литературе представлен достаточно разнообразный тестовый материал для • • • М. Битянова измерения уровня и изучения содержания учебной мотивации школьников (21, 34, 35). Несомненно, более информативными являются проективные и «полупроективные» процедуры, однако они мало применимы в условиях диагностического минимума (исключение составляет прием в школу, где применение подобных методов вполне доступно, например, может быть рекомендована методика, разработанная М. Р. Гинзбургом (36). Для целей массовой экспресс-диагностики целесообразно использовать текстовые методики анкетного типа. Например, при проведении диагностического минимума на этапе адаптации в начальном звене — мотивационный опросник Н. Г. Лускановой и И. А. Коробейникова (22), при переходе в среднее звено — методика «Отношение к школе» (35). 9. Рисуночные проективные методики В нашей модели они используются для выявления тех компонентов статуса, изучение которых экспертными и даже тестовыми методами затруднено. Прежде всего, это особенности системы отношений и мотивационная конфликтность. Наиболее важными с точки зрения сопровождения мы считаем методику «Несуществующее животное» и тематические рисуночные тесты. Методика «Несуществующее ж и в отное» относится к числу полиинформативных проективных методик. Существует множество авторских подходов к анализу и интерпретации рисунков. Связано это с тем, что такие рисунки действительно содержат значительный объем информации о личности человека. Часть этой информации труднодоступна, так как может быть вычленена и проинтерпретирована только специалистами, часть же вполне может стать достоянием любого практического психолога. В данном контексте мы предполагаем использовать информацию, содержащуюся в рисунках первоклассников, для исследования их актуального психического состояния и самооценки. Это существенно облегчит психологу процедуру обработки, так как позволит ограничиться критериальным анализом (с точки зрения наличия-отсутствия определенных признаков или их совокупности). Прежде всего, выделению и анализу подлежат такие элементы рисунка, которые могут свидетельствовать о проявлениях тревоги, агрессивности, защиты, депрессивности и низкой самооценки (23). ---- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • — Тематические рисуночные тесты «Мой к л а с с», «Мо я учительница» используются в скрининго-вом обследовании на этапе адаптации в первом классе для изучения особенностей системы отношений первоклассника к педагогу, сверстникам и школе. 10. Опросники на определение уровня тревожности школьников В данном случае также целесообразно ограничиваться текстовыми методиками выявления уровня тревожности, дополняя их данными проективных рисуночных методик. При всем разнообразии существующих процедур достаточно трудно подобрать те, которые будут успешно служить целям школьной прикладной психодиагностики. Скажем, традиционно используемые шкалы Спилберга (23) представляются нам недостаточно культурно адаптированными и чрезмерно физиологичными. Многие личностные опросники, исследующие в том числе и такую личностную доминанту, как тревожность (ПДО, например), созданы в клинических традициях и к ним может быть отнесен тот же упрек, что и к Карте наблюдений Стотта. Работая с ними, подростки отмечают, что их состояние ухудшается под воздействием большого количества эмоционально негативных суждений, которые нужно соотнести с собой. С нашей точки зрения, в диагностическом минимуме психолога прежде всего интересует, связаны ли для ученика различные школьные ситуации с высокой эмоциональной напряженностью и негативными переживаниями. Если да, то в чем проявляется напряженность, к каким последствиям приводит и в каких сферах школьной жизни прежде всего локализуется. То есть последовательно ставится следующий ряд вопросов: 1. Наблюдаются ли тревожные реакции или состояния 2. В каких сферах школьной жизни проявляется тревож 3. К каким последствиям для деятельности, психическо Частично такую информацию можно получить, анализируя данные психолого-педагогической карты, собственных на-
10. Зэк. 5574 • •• М. Битянова блюдений психолога, опросов родителей. В виде определенных признаков она содержится в рисунках. Однако часто необходимо и непосредственно изучать тревожность, прибегая к диагностике самих школьников. Это можно сделать с помощью различных тестовых процедур. Для работы с младшими подростками мы рекомендуем использовать тест школьной тревожности Филлипса. Методика переведена и адаптирована Е. В. Новиковой. Данный опросник ориентирован на выявление высокого уровня тревожности подростка, проявляющегося в различных учебных и социальных ситуациях школьного взаимодействия. Опросник позволяет не только определить общий уровень тревожности, но и найти сферу преимущественной локализации тревожных проявлений. То есть появляется возможность говорить о причинах и предполагаемых предпосылках негативных эмоциональных переживаний ребенка. 11. Методика незаконченных предложений Данная психодиагностическая процедура обладает большой ценностью для школьной психологической деятельности, несмотря на значительные технические сложности, возникающие при составлении методики, обработке и интерпретации данных. При составлении текста методики возникает необходимость выбрать и обосновать тематику и направленность предлагаемых для продолжения суждений. В нашей модели мы, естественно, исходим из содержания параметров психолого-педагогического статуса школьников. Данная методика интересна нам прежде всего как способ выявления особенностей системы отношений школьника к миру, значимой деятельности, самому себе. С помощью незаконченных предложений можно выявить когнитивные и эмоциональные аспекты этой системы. Алгоритм отбора суждений для диагностики состоит в следующем. Прежде всего, выделяются социальные сферы, психологически значимые для школьников данного возраста. Затем внутри каждой сферы подбираются значимые критерии системы данных отношений, которые оцениваются в двух аспектах: как школьник «видит», воспринимает систему своих конкретных социальных отношений и как эмоционально оценивает их. Например, для старших подростков одной из наиболее значимых является система их отношений со сверстниками. В ----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • — рамках этой системы существенными являются такие аспекты взаимоотношений, как субъективная включенность в эмоциональные доверительные отношения, включенность в широкую систему социальных контактов. Соответственно, в методику войдут суждения, позволяющие понять, как видит старшеклассник свою позицию в группе, социуме и насколько эти позиции его эмоционально удовлетворяют. При обработке и анализе данных незаконченных предложений у многих практиков возникают серьезные затруднения. Существуют две основные формы анализа данных этой методики — качественная, содержательная и количественная, критериальная. Первая форма, несомненно, глубже, но может быть с успехом использована только в индивидуальной диагностической работе. В диагностическом массовом обследовании применяется вторая форма. Однако и сама критериальная, количественная обработка может осуществляться разными способами. Например, с помощью присвоения ответам учащимся определенных шкальных оценок: положительное отношение к вопросу +1, отрицательное —1, нейтральное (уход) — 0. Такая система оценки описана в литературе (30, 23), однако по опыту собственной работы и консультирования практикующих школьных психологов мы знаем, что не всегда можно однозначно оценить ответ школьника в этой системе координат. Более приемлемой нам кажется обработка результатов методики незаконченных предложений с помощью контент-анализа. Контент-анализ представляет собой специфический количественно-качественный метод обработки и анализа больших массивов неструктурированной информации (27). В нашем случае он может быть использован для обработки данных сочинений, психотерапевтических интервью с учащимися, методики незаконченных предложений. Метод предполагает выделение определенных характеристик исследуемого текста и подсчет частоты их встречаемости. При обработке незаконченных предложений в качестве характеристик могут быть выделены: конкретные темы, раскрываемые в ответах школьников, эмоциональная оценка описываемых ситуаций, речевые особенности предложений и др. Итак, анализ данных проективной методики «Незаконченные предложения» позволяет получить представление об особенностях системы отношений школьника к миру, окружаю- ••• М. Битянова щим людям и самому себе. В ответах школьников содержится также важная информация об их эмоциональном состоянии. Косвенно по первичным ответам можно судить и об интеллектуальном развитии школьника (правильность речи, понимание смысла незаконченного высказывания, грамотность, развернутость ответа и т. д.). Существует большое количество вариантов данной методики для детей школьного возраста. В своей практической работе мы ориентируемся на два основных варианта: для младших подростков, составленный Е. В. Новиковой, и для старших подростков, составленный М. Р. Битяновой и А. Ф. Шадурой. По итогам диагностического минимума заполняется итоговый документ обследования — психолого-педагогическая карта школьника. Ее заполнение позволяет психологу определить, какими особенностями обучения, общения (поведения) и психического состояния характеризуется данный школьник и существуют ли выраженные проблемы его психологического развития на данный момент школьного обучения. Психолого-педагогическая карта составляется по тем же параметрам, по которым отслеживается статус школьника. Как уже отмечалось выше, на этом этапе обследования не всегда удается четко определить суть и происхождение существующих психологических трудностей. Во многих случаях требуется более детальное обследование, ориентированное на уточнение выдвигаемых гипотез. Детальное обследование, о котором речь шла в конце предыдущего раздела, может приобретать различные формы: • дифференциация нормы и патологии, • изучение особенностей познавательной деятельности • исследование зоны и содержания конфликта, • изучение психологических особенностей личности В любом случае, предварять второй этап диагностики должно выдвижение гипотезы о причинах нарушения, которое способствовало бы резкому сокращению зоны диагностических поисков. В процессе анализа данных диагностического ---- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • — минимума психолог может выявить такие особенности и нарушения в рамках психолого-педагогического статуса, причины которых остаются неопределенными. Следовательно, затруднено эффективное сопровождение. Данный раздел нашей работы может оказать помощь в формулировании предположений о природе и происхождении выявленных особенностей и проблем. Мы постарались описать наиболее вероятные причины тех или иных трудностей и психологических несоответствий требованиям, которые могут быть выявлены в процессе диагностического минимума. Описание построено по следующей схеме: 1.Параметр психолого-педагогического статуса. 2. Наиболее вероятные психологические трудности, вы 3. Наиболее вероятные психологические и социально-пе /. Особенности познавательной сферы Проб л е мы: Низкий уровень произвольности познавательных процессов Низкий уровень развития мышления Несформированность важнейших учебных умственных действий Возможные причины: При объективном снижении умственных способностей по отношению к возрастной норме •'умственная отсталость • задержка психического развития или снижение отдель • психофизический инфантилизм (в данном случае это • • • М. Битянова • • • школьном уровне развития, что особенно явственно прослеживается в отношении к нормам, правилам поведения и деятельности, а также в особенностях самооценки, которая часто оказывается несформированной). Психофизический инфантилизм может провоцироваться стилем семейного воспитания, особенностями социально-педагогической среды жизнедеятельности ребенка, однако в данном случае можно предполагать, что он сформировался на фоне определенной церебральной недостаточности (10). Без объективного снижения умственных способностей по отношению к возрастной норме • высокая личностная или школьная тревожность, вы • низкий уровень учебной мотивации, вызванный объ Проблема: Низкий уровень речевого развития Возможные причины: При объективном снижении умственных способностей по отношению к возрастной норме: ----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • — • умственная отсталость • задержка психического развития или снижение отдель • психофизический инфантилизм Без объективного снижения умственных способностей по отношению к возрастной норме: • высокая личностная или школьная тревожность • низкий уровень учебной мотивации • специфические логопедические проблемы • социально-педагогические условия развития (характер Таким образом, при выявлении ряда проблем в познавательной сфере ребенка, таких, как низкий уровень произвольности познавательной деятельности, недостаточный для успешного обучения уровень развития мышления и речи, не-сформированность важнейших учебных познавательных действий, в ряде случаев требуется проведение дифференциального обследования. Оно будет ориентировано на соотнесение уровня интеллектуального развития ребенка возрастной норме. В случае, если предположение об умственном снижении не подтверждается или психолог и без его проведения может отказаться от такого предположения, необходимо так спланировать углубленное обследование, чтобы проверить другие наиболее вероятные предположения о причинах существующих трудностей. При этом он, естественно, может опираться на всю совокупность данных, полученных в ходе диагностического минимума. Например, ученица второго класса Валентина К. с большим трудом была переведена во второй класс, материал первого класса остался практически не усвоенным: девочка плохо читает (но любит слушать книги), не справляется с логическими задачами и примерами, требующими вычислений с переходом через десяток. Послушна, спокойна. Не опрятна, не аккуратна. Любит играть, много времени проводит с куклами. Диагностическое обследование, проведенное по запросу педагога, показало низкий уровень развития мышления, несформирован-ность важнейших умственных действий, плохо развитую устную речь, незаинтересованность девочки в успешном обучении. Девочка тре- • •• М. Битянова • • • вожна, с недоверием относится к взрослым, в классе не пользуется популярностью и уважением. Из бесед с педагогом стало известно, что девочка три последних года перед школой провела в деревне с прабабушкой, так как в семье родился еще один ребенок, очень ослабленный и болезненный. Психолог предположил наличие серьезных нарушений умственного развития и организовал дифференциальное углубленное обследование с использованием детского варианта теста Векслера. Интеллектуальный показатель девочки оказался равен 99, при этом по невербальным субтестам — 104, а по вербальным — 94. Особенно низкие результаты были получены по субтестам осведомленности, понятливости, математическому, последовательным картинкам. Последний субтест был повторен после завершения обследования и в условиях обучения и помощи девочка справилась с ним весьма успешно. Умственное снижение оказалось не столь значительным и провоцировалось в основном низким запасом знаний о мире, несформирован-ностью навыков логического мышления. Учебные проблемы провоцировались низкой социальной и познавательной готовностью ребенка к обучению, отсутствием должной поддержки и предметной помощи в семье, а также самой школьной неуспешностью, которая породила страх, неуверенность в своих силах, апатию. /7 р об л е м а: Низкий уровень развития тонкой моторики Возможные причины: • специфические нейропсихологические проблемы (3, 25) • леворукость (необходимо различать трудности, возни • психофизический инфантилизм Проблема: Низкий темп умственной деятельности и низкая учебная работоспособность. Возможные причины: При объективной обусловленности существующей проблемы: • особенности нервной системы (инертный или слабый —... Содержание деятельности школьного психолога • • • — типы нервной деятельности) • астенизация нервной системы, обусловленная объек • физическая ослабленность на фоне хронических или При защитной обусловленности существующей проблемы: • высокая личностная или школьная тревожность • нарушения общения в школе (с педагогами и свер • стиль семейного воспитания (гиперпротекция) (49) • негативный эмоциональный фон внутрисемейных от В большинстве случаев по итогам психодиагностического минимума психолог может судить о том, какими причинами обусловлены имеющиеся психодинамические нарушения — объективными или защитными, и соответственно построить дальнейшее уточнение проблемы. Например, учащийся 8-го класса, Вячеслав Д., во время диагностического минимума продемонстрировал крайне низкие показатели по произвольности познавательной деятельности, темпу и умственной работоспособности, сниженную учебную мотивацию. Результаты значительно отличались от показателей предыдущего минимума. На невнимательность, вялость, пассивность и низкую эффективность работы жаловались все учителя. Вместе с тем родители отмечали, что при выполнении домашних заданий мальчик может собраться и остается очень успешен во внешней деятельности (занятия в танцевальном кружке). На основании имеющейся информации психолог предположил, что медлительность, низкая работоспособность и сниженная учебная мотивация являются отражением школьных проблем. Вероятнее, в какой-либо системе социальных отношений. Беседа с классным руководителем позволила уточнить этот вопрос. Педагог отметил, что последние месяцы мальчик практически не общается с одноклассниками, они относятся к нему пренебрежительно. Дальнейшее обследование, в частности, консультативная работа с подростком, позволило обосновать это предположение и выяснить причины его конфликта с наиболее влиятельными членами класса, повлекшими за собой серьезные внутри-личностные и учебные проблемы.
М. Битянова • • • 2. Особенности поведения и общения школьников Проблема: Нарушения общения со сверстниками и педагогами преимущественно агрессивного характера Возможные причины: • агрессивность как сформировавшаяся черта личности • агрессивность защитного характера, как проявление • агрессивность как отражение несформированности • агрессивность как отражение непринятой одареннос Проблема: Нарушения общения со сверстниками, проявляющиеся в форме замкнутости, избегания контактов со сверстниками и педагогами Возможные причины: • объективно обусловленные особенности общения ре • особенности защитной психологической природы, свя ---- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • — четается с недоверчивостью, опасливостью, особенно — по отношению к новым жизненным ситуациям. Такого ребенка во многих случаях характеризует непродуктивный тип учебной и социальной мотивации — ориентация на избегание неудачи • замкнутость как отражение низкого уровня сформи Проблема: Нарушение общения со сверстниками и педагогами преимущественно в форме негативистической демонстративнос-ти — сознательном нарушении правил и норм школьного поведения. Возможные причины: • несформированность адекватных форм реализации • непризнанная окружающими одаренность и нестан • высокая личностная тревожность, приводящая к не • как демонстрация подростковой независимости, свя Проблема: Нарушения общения с педагогами и сверстниками, проявляющиеся в чрезмерной исполнительности, конформности ребенка. Общение такого школьника характеризует «прилипчивость», демонстративная лояльность. Возможные причины: • высокая личностная тревожность, проявляющаяся в • • • М. Битянова • • • ных проблем ребенка (например, таких стилей семейного воспитания как гипоопека) • эмоционально-личностная инфантильность ребенка, Проблема: Двигательная расторможенность, неугомонность, низкий уровень контроля над своим поведением и эмоциональными реакциями. Возможные причины: • в случае, если расторможенность и неугомонность со Дима С., ученик шестого класса, ставил в тупик своих педагогов. В начальной школе он хорошо учился, но отличался очень живым, подвижным характером, был непоседлив и говорлив. Этим он очень раздражал своего педагога, женщину профессионально грамотную, но жесткую. Она не только не поощряла, но и довольно серьезно наказывала мальчика за нарушения установленной дисциплины. Родители во всем поддерживали учительницу. Они тоже считали сына невоспитанным, непослушным, хотя и, несомненно, способным. В конце 5-го класса поведение Димы значительно ухудшилось: он стал раздраженным, дерзким, начал грубить учителям, даже хулиганить: портить мебель, вставлять спички в замки. Учился крайне неровно: 5-2. Легко схватывал новый материал, но интереса к школьным знаниям уже не проявлял. При этом много и с удовольствием читал, занимался авиамоделизмом, шахматами. Родители неоднократно и серьезно ----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • — наказывали подростка, даже водили к психиатру, но на учет он поставлен не был. Побеседовав с родителями (относительно истории развития их сына) и с учителями, психолог предположил, что дело в неординарности, широкой одаренности мальчика, к которой оказались не готовыми ни родители (они очень хотели девочку-помощницу), ни педагоги. Тесты на общую одаренность, интеллектуальные способности подтвердили это предположение психолога. • Особенности поведения защитной психологической • Двигательная расторможенность на фоне высокой • Двигательная расторможенность как избалованность Проблема: Нарушения поведения преимущественно в форме депрес-сивности, астенизированности школьника Возможные причины: • депрессивность, обусловленная объективными факто • депрессивное поведение защитной психологической • • • М. Битянова • • • ---- • • • Содержание деятельности школьного психолога
танием различных социально-психологических условий: демонстративная депрессия как отражение неудовлетворенной потребности во внимании, следствие высокой личностной или школьной тревожности, связанной 'с нарушением контактов со значимыми взрослыми и сверстниками, непризнанная одаренность, наконец, мотивационный уход от деятельности во внутренний фантазийный план может быть связан с потерей интереса к познавательной деятельности (низкой или несформированной учебной мотивацией)
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |