Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространство и время как атрибуты материи. Специфика физического, биологического и социального пространства и времени




К самопроизвольному возникновению организованных форм из хаоса, направленному структурогенезу, повышению уровня организованности объектов под влиянием внутренних факторов. Наглядными примерами самоорганизации в природе и обществе являются возникновение морозных узоров на стеклах, структурообразование снежинок, спонтанный рост кристаллов в перенасыщенном растворе, рост и формообразование живых организмов, заживление ран, выздоровление после болезней, самоочищение водоемов, возникновение многообразных социальных, экономических и духовных объединений, движений, интеграционных процессов в обществе и т.п. Изучение природы и законов самоорганизации является предметом новой науки - синергетики, возникшей в последние десятилетия. Главной задачей синергетики является определение закономерных условий,при которыхнаиболее вероятно возникновение и развитие процессов самоорганизации в сложных системах. С позиций синергетики спонтанные процессы самоорганизации на-иболее вероятны в открытых, неравновесных, нелинейных системах большой сложности, получающих из среды энергию или вещества, богатые энергией.

Под самоорганизацией материи понимается ее способность

Качество открытости системы означает ее взаимодействие со средой, обмен с ней веществом, энергией и информацией. В "закрытых" системах взаимодействия и обмены со средой минимальные, в пределе - нулевые. Полная "закрытость" системы является теоретической идеализацией и практически невозможна. Как показывает опыт, открытые системы имеют значительно больший потенциал развития, чем "закрытые". Причиной этого являются достигаемые за счет открытости дополнительные информационные, ресурсные, конкурентные и другие импульсы из внешней среды. "Закрытые" же системы "варятся в собственном соку", упуская эти дополнительные возможности и импульсы. Поэтому их развитие приобретает угнетенный или даже застойный характер. Одной из главных причин нарастания застойных процессов в последние десятилетия существования Советского Союза была его чрезмерная "закрытость" для экономических, культурных и духовных обменов с развитыми странами мира. В плане личностного развития человека качество открытости, т.е. контактности, общительности, многообразия связей с окружением также дает преимущества в интенсивности раз-вития по сравнению с замкнутостью и самоизоляцией. Следует, однако, подчеркнуть, что открытость системы может содействовать ее прогрессивному развитию только при наличии надежных "фильтров", отсекающих разрушительные контакты и им-пульсы из внешней среды. Без таких "фильтров" открытость приводит не к позитивному развитию, а к интенсивному саморазрушению. Именно подобный тип "открытости" создали в России реформы начала 90-х г.г., что привело к лавине разрушительных процессов (интенсивному проникновению в страну наркотиков, оружия, порнографии, некачественных товаров, иностранных агентов, "советников" и проходимцев всех мастей, неконтролируемому вывозу из страны в огромных масштабах природных ресурсов и капиталов, насаждению в духовной сфере через средства массовой информации культа денег, насилия, жестокости, индивидуализма, продажности, пренебрежения к человеческой жизни и т.п.), что за считанные годы подорвало мощный потенциал великой страны и нанесло ей непоправимые потери. В отличие от России, развитие рыночных реформ в Китае отличается взвешенным, поэтапным переходом к увеличению открытости общества, допущением ее только в тех сферах, которые интенсифицируют развитие страны, предусмотрительным со-зданием мощных блокирующих фильтров на пути разрушительных воздействий извне в экономической, культурной и духовной сферах. Подобный курс стал одним из важных факторов превращения Китая в наиболее динамично развивающуюся страну мира.

Неравновесность системы означает ее удаленность от наиболее устойчивых, статичных состояний, балансирование вблизи границ нестабильности. Переход в неравновесное состояние повышает мобильность системы, содействует преодолению инерции окостеневших структур и застойных состояний, облегчает возможность выбора новых линий развития. Не случайно многие выдающиеся ученые, мыслители, деятели искусства, актеры отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью, экстравагантностью стиля жизни и поведения, склонностью к неординарным поступкам, различным крайностям и даже психическим патологиям. Именно эта неравновесность духовной сферы усиливает ее подвижность и создает открытость необычному, гениальным прозрениям, которые недоступны человеку, который всегда уравновешен, "абсолютно уверен" в своих воззрениях, живет "как все", не утруждает себя духовными испытаниями, сомнениями и сверхнапряженными поисками. Однако, как и в случае с открытостью, важно иметь в виду, что балансирование "на грани", вблизи границ опасной неустойчивости требует повышенного самоконтроля субъекта (человека, общества) и чревато возможностью катастрофы, что кстати нередко и происхо-дит.

Нелинейность системы означает ее способность в ответ на малые воздействия проявлять многократно более сильные реакции. Или, как говорят специалисты, благодаря нелинейности микрофлуктуации могут превращаться в макроизменения[19]. Суть нелинейности можно упрощенно объяснить на следующем наглядном примере: если студент, прослушав курс лекций, на экзамене излагает лектору то же содержание, которое он от него ранее получил, то это линейность. Если же он, получив определенные знания, сделал из них качественно новые выводы, переосмыслил, развил, уточнил их, то это уже нелинейность. Благодаря наличию нелинейных элементов в системе возникают новые импульсы развития, самоорганизации, она способна проявлять "отзывчивость" к проблемам, новым возможностям и формам развития. В обществе роль нелинейной среды играет интеллигенция, люди с высокой духовностью, способные создавать новое, совершать неординарные поступки, не боящиеся открыто выступить против деградивных сил и структур. Уменьшение слоя таких людей (а в России оно, к сожалению, по многим причинам происходит), превращает общество в застывшее болото, не способное к развитию, самоорганизации, преодолению кризисных состояний. Не случайно страны Запада и прежде всего США целенаправленно стимулируют "утечку умов" из слабо- и среднеразвитых стран к себе, обоснованно рассчитывая на многократную отдачу от затраченных на эти цели средств.

Сложность системы означает разнообразие ее компонентов, связей, процессов. Даже интуитивно ясно, что для возникновения развитых, высокоорганизованных форм необходимо большое разнообразие исходных компонентов, качеств, связей, процессов. Недостаток сложности системы становится барьером, ограничивающим возможность возникновения в ней новых организованных форм. Колоссальный самоорганизационный, адаптивный потенциал биосферы, ее способность к самовосстановлению разрушенных структур, самоочищению, устранению повреждений, наносимых обществом, во многом обусловлены разнообразием составляющих ее видов растений и животных. Снижение этого разнообразия в результате гибели многих биологических видов создает реальную угрозу падения самоорганизационного, адаптивного потенциала биосферы, ослабления ее сопротивляемости разрушительным воздействиям со стороны общества. А это означает приближение живой природы к опасной черте, несовместимой с существованием наиболее развитых организмов, в том числе и человека.

Для развития самоорганизационых процессов в обществе и мировом сообществе также очень важно разнообразие качеств людей, народов, культур, образов жизни. Благодаря социальному разнообразию обеспечивается не только множественность комбинационных возможностей для возникновения новых организованных форм, но и включение таких дополнительных самоорганизационых факторов как конкуренция, кооперативность, многообразие случайных явлений (флуктуаций), гибридизация, резонансные взаимодействия и т.п. Совместное действие этих и многих других условий, инициируемых сложностью социума, поддерживает непрерывное "кипение" в нем спонтанных процессов самозарождения новых образований, обновления существующих структур, возникновения все более развитых, многофункциональных форм. С точки зрения фундаментальной роли сложностных начал (разнообразия) для самоорганизации систем, отчетливо видна сомнительность популярной в прошлом идеи создания "социально однородного" социалистического общества. Ориентация на подобную "однородность", как показал опыт развития социализма в нашей стране, привела к нарастанию уравнительных тенденций в обществе и их следствиям в виде растущей пассивности людей, неконкурентоспособности общественных форм, их застойности, отсутствию действенных импульсов к прогрессу, что и стало одним из существенных факторов крушения Советского Союза. Следует однако отметить, что возрастание социальной неоднородности общества продуктивно лишь до определенного предела, превышение которого ведет к чрезмерной поляризации интересов различных социальных групп и росту в таком обществе разрушительных самоорганизационных процессов (криминальной самоорганизации, сепаратистских устремлений социальных субъектов к обособлению, антагонизма их интересов с интересами других субъектов и социального целого и т.п.), вплоть до возможного социального взрыва. Более подробно вопросы меры и качества сложностных факторов самоорганизации общества будут отражены в социально-философской части данного курса.

Таким образом, рассмотренные качества систем: открытость, нелинейность, неравновесность, сложность – являются существенными факторами их самоорганизации и креативности - способности к возникновению нового в развитии. Познание этих качеств имеет важное методологическое значение для выработки у мыслящего человека критериев оценки той или иной модели развития общества, коллектива, предприятия, отдельной личности и формирования собственной позиции, обоснованных убеждений. Весьма значимо, в чем-то даже революционно и мировоззренческое значение синергетики. Она вносит в современную картину мира новые, важные идеи, отражающие качества и тенденции социальной реальности, усилившиеся на рубеже XXI века: концепцию нестабильного, неравновесного, все более динамичного и сложного мира, многоальтернативности и неустранимой неопределенности развития, закономерной самоорганизации, связанной с открытостью, сложностью, нелинейностью и неравновесностью систем и другие. В дальнейшем мы дополним рассмотренную синергетическую концепцию рядом представлений, конкретизирующих механизм самоорганизации.

В мировоззренческом плане важно также подчеркнуть, что синергетическая картина мира дает новые, серьезные аргументы, укрепляющие позиции научного мировоззрения в его противостоянии мистике и религиозным представлениям. Как известно, одним из главных аргументов, выдвигаемых защитниками религиозных идей Божественного творения мира, является идея невозможности естественного возникновения тех высокоразвитых, сложноорганизованных, гармоничных, взаимосогласованных форм бытия, с которыми мы сталкиваемся в природе и обществе. Этот аргумент всегда производил сильное впечатление не только на малообразованных людей, но даже на ученых, не имевших достаточных научных средств объяснения естественного механизма возникновения высокоорганизованных, сверхсложных форм, например живой природы из неживой. Развитие синергетики создает убедительные современные научные средства такого объяснения.

 

Понятия пространства и времени являются дальнейшей конкретизацией философской картины мира, углублением общей концепции материи и движения. Наличие пространственно-временных параметров является неотъемлемым качеством любого объекта действительности. Весь опыт развития науки, а также практический опыт человечества убеждают, что пространство и время - это реальные параметры мироздания, а материя не может существовать и развиваться иначе как в пространстве и во времени. В этом заключается основание признания данных параметров атрибутами (т.е. всеобщими, неотъемлемыми качествами) материи.

Пространство характеризует протяженность и взаиморасположение объектов, их объемы, формы, диапазоны воздействия и взаимодействия. Время характеризует длительность существования объектов, последовательность и темпы изменения их состояний в процессе движения. В истории философии сложились два существенно различных подхода к пониманию пространства и времени: субстанциональный и реляционный.

С точки зрения субстанционального подхода пространство и время рассматриваются как самостоятельные сущности, не связанные друг с другом, существующие наряду с материей и независимо от нее. Основы субстанционального подхода к пониманию пространства и времени были заложены Демокритом, Платоном, Эпикуром и получили свое теоретическое оформление в классической механике И. Ньютона в понятиях абсолютного пространства и времени. Субстанциональный подход в трактовке И. Ньютона исходит из представления об абсолютном пространстве как пустом, однородном, неподвижном вместилище Вселенной, не зависящем от своего наполнения. Абсолютное время по Ньютону - это равномерная, неизменная, ни от чего не зависящая "чистая" длительность. Основ-ными свойствами пространства и времени в их субстанциональном понимании являются:

41. объективность этих параметров материи, т.е. принадлежность их самой действительности. Идея объективности пространства и времени противостоит линии субъективного идеализма, согласно которой эти феномены не имеют реального существования, а являются лишь субъективными формами восприятия вещей, чисто психологическими средствами организации впечатлений (И. Кант, Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, К. Пирсон и др.);

42. независимость пространства и времени от наполняющей их материи и друг от друга:

43. трехмерность пространства и одномерность времени;

44. однонаправленность и необратимость времени (от прошлого, через настоящее к будущему);

45. изотропность (однородность) пространства и времени во всех точках Вселенной и для всех типов материальных объектов;

46. бесконечность и безграничность пространства и времени (Ньютон, однако, ограничивал время начальным моментом, когда Бог, создав Вселенную, запустил "мировые часы" абсолютного времени).

Подобные представления о свойствах пространства и времени в основном согласуются с интуитивным опытом и вполне достаточны для ориентировки в большинстве ситуаций обыденной жизни. Однако философское осмысление пространства и времени позволяет разорвать заскорузлую паутину обыденного мышления и дать человеку более глубокое, точное и конструктивное видение действительности.

Прежде всего заметим что представления о неизменности пространства и времени и их независимости от материи и друг от друга противоречат фундаментальным положениям диалектики об изменчивости всего сущего и универсальной взаимосвязи всех без исключения явлений бытия. Во-вторых, как утверждает диалектика и показывает опыт, рассмотрение явлений в их взаимосвязи, соотнесенности друг с другом, дает более богатую и глубокую картину действительности по сравнению с их изолированным познанием. Неизбежное стремление к осмыслению пространственно-временных характеристик бытия в их единстве, взаимосвязи, соотносительности с материей и друг с другом, составило основу развития реляционного подхода к их пониманию (англ. relation - отношение, связь).

Истоки реляционного понимания пространства и времени восходят к Аристотелю; свое продолжение оно получило в учениях немецкого философа и математика Г. Лейбница (1648-1716), классика немецкой философии Г. Гегеля и др. Как утверждал Гегель "мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством; оно всегда есть наполненное пространство и нигде не отличается от своего наполнения... Не во времени все возникает и преходит, а само время есть это становление, есть возникновение и прехождение"[20]. Естественнонаучным обоснованием и теоретическим оформлением реляционной концепции пространства и времени явилась созданная выдающимся физиком А. Эйнштейном (1879-1955) теория относительности (1905-1916 гг.). В этой теории выявлена и доказана связь пространства и времени с такими параметрами материи как масса и движение. Как показал А. Эйнштейн, распределение гравитационных масс в пространстве влияет на его геометрию и на течение времени. В мощных гравитационных полях, созданных скоплениями вещества, пространство искривлено, его геометрические свойства отклоняются от эвклидовых, а течение времени замедлятся. Пространственно-временные свойства объектов зависят также от скорости движения. При скорости объекта близкой к световой, его линейные размеры заметно сокращаются в направлении движения, а ход времени замедляется. Эти выводы теории относительности, получившие экспериментальные подтверждения, убеждают в отсутствии "абсолютного" пространства и времени, единого и неизменного для всей Вселенной. Они говорят о том, что пространственные характеристики и ритм времени различных сфер бытия определяются качеством, строением, массой и параметрами движения объектов. С позиций реляционной концепции понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку самой материи присущи протяженность, дифференцированность, связность. Смысл понятия времени обусловлен движением материи, длительностью процессов, последовательностью и темпами смены состояний. Новизну представлений, внесенных теорией относительности в картину мира, А. Эйнштейн разъяснял с помощью следующего мысленного эксперимента: "суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время".

Таким образом, реляционная концепция пространства и времени является более глубокой, точной и диалектичной чем субстанциональная. С реляционных позиций представления о свойствах пространства и времени приобретают ряд важных уточнений, дополнений и новых системных смыслов:

47. существенно новым представлением, внесенным теорией относительности в картину мира, является идея единого четырехмерного пространственно-временного континуума. Согласно этой идее пространство и время понимаются как неразрывно связанные формы существования объектов и для регистрации любого события необходима его фиксация в четырехмерной системе координат, включающей наряду с тремя пространственными координатами также и время;

48. неоднородность (кривизна) пространства-времени, обусловленная неравномерным распределением масс во Вселенной, означает необходимость использования для точных астрономических расчетов в масштабах космических событий геометрии искривленного пространства Н.И. Лобачевского и Б. Римана. Геометрия Эвклида, описывающая пространство нулевой кривизны, является по сути научной идеализацией, упрощением реальности. Ее применимость для практических расчетов обусловлена незначительной кривизной пространства в условиях Земли, которой в большинстве случаев можно пренебречь;

49. логическим следствием представления о зависимости пространства и времени от материи является вывод о качественной специфичности пространственно-временных характеристик в микромире, макромире и мегамире, а также на основных уровнях макромира: в неживой природе, живой природе и обществе. Так, например, в микромире специфика пространственно-времен-ных характеристик обусловлена корпускулярно-волновой природой элементарных частиц. С появлением на нашей планете живой природы возникла особая пространственно-временная организация, присущая только биологическим организмам. Только у живых организмов имеет место "левосторонняя" пространственная асимметрия молекул. При прохождении световых лучей через биологические жидкости (кровь, лимфу) происходит вращение плоскости поляризации света. Специфичность функционирования биологических организмов проявляется и в наличии у них внутренних регуляторов времени - своеобразных биологических "часов", которые запускают и отключают в определенной последовательности цепи биохимических и других реакций, что обеспечивает как внутреннюю согласованность физиологических процессов, так и приспособление организмов к ритмам внешней среды. Яркой иллюстрацией колоссальных различий биологических ритмов жизни могут служить жизненные циклы бабочки - однодневки и черепахи, живущей 300 лет.

Возникновение социальной организации на нашей планете привело к формированию целого ряда новых, качественно специфичных пространственно-временных структур. Особенности этих структур обусловлены их связью с человеческими смыслами. Так "в представлениях древних египтян освоенное ими пространство по берегам Нила было центром Вселенной, а течение Нила с юга на север закладывало главное направление в пространстве"[21]. Средневековое мышление разделяет пространство Вселенной на мир "горний", т.е. высший, священный, озаренный божественной благодатью, и мир "дольний", т.е. земной, греховный, лежащий "во зле". В эпоху динамичного развития Советского Союза, стремившегося установить коммунистический строй во всем мире, пространство его экономического, политического и военного влияния распространялось далеко за пределы собственной территории, на многие регионы и страны мира: Восточную Европу, Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, Китай, Кубу, Эфиопию и др. Крушение Советского Союза привело не только к резкому сокращению пространства внешнего геополитического влияния России, но и к заметному ослаблению этого влияния на ряде ее собственных территорий. В то же время, в мире возникли новые центры геополитической экспансии, стремящиеся к расширению пространства своего влияния или даже господства ("продвижение НАТО на Восток", агрессивное наступление "исламского фундаментализма" во многих регионах мира, выполнение США функций "мирового жандарма" и произвольное объявление ими сферой своих "национальных интересов" любого региона мира).

Социальное время, являющееся мерой изменчивости, темпов, динамизма социальных процессов, также существенно различается в различных цивилизациях и на различных этапах истории. По мере развития общества происходит своеобразное "ускорение" исторического времени, проявляющееся в нарастании интенсивности, глубины, социальной и духовной значимости совершающихся перемен. Период существования первобытного общества - сотни тысяч лет, рабовладельческого – 3-4 тыс. лет, феодального 1-1,5 тыс. лет, буржуазно-капиталистического - примерно 300 лет. Однако уже за первое столетие своего существования капитализм по оценке К. Маркса создал производительные силы более грандиозные, чем созданные человечеством за всю предшествующую историю. Характерно, что именно в эпоху капитализма и именно в недрах западной цивилизации появился знаменитый афоризм "время – деньги", выражающий глубинную суть этой цивилизации. Нелишне отметить, что и в Советском Союзе в эпоху его форсированной индустриализации, культурной революции, других глубинных преобразований послереволюционного времени многомиллионные массы советских людей жили с ощущением динамизма происходящего, интенсивности перемен, стремлением ускорить приближение коммунизма. Динамичный дух этого времени отразился в характерных афоризмах советской эпохи ("время – вперед", "догнать и перегнать", "страна на марше" и т.п.). Однако к началу 70-х годов ХХ века динамизм развития страны был утерян и начавшаяся эпоха застоя закончилась разрушением СССР. Деградация и разрушение многих жизненно важных структур (армии, систем образования, воспитания, здравоохранения, правопорядка и др.) сопровождали развитие России и в 90-е годы. Достаточно очевидно, что сама возможность дальнейшего существования нашей страны зависит от того, сможет ли она вновь обрести динамизм развития, преодолеть хроническое отставание от развитых стран мира.

Таким образом, философский анализ понятий пространства и времени показывает, что они имеют не только естественнонаучное и общетеоретическое но и важное жизнеориентирующее, социальное значение. Этот анализ приводит к выводу, что для формирования современного человека, огромное значение имеет ориентация на бережное, экономное отношение к времени, интенсивное его использование для образования, творчества, развития личности, продуктивного труда. Подлинно современный человек с высоким уровнем культуры и общего развития отличается ответственным отношением к своему времени и времени других людей, умением достигать поставленных целей в сжатые сроки, стремлением сделать за время своей жизни как можно больше полезного.

 

Вопросы для самоконтроля.

1) Почему понятие бытия является исходным во многих философских учениях?

2) В чем состоит жизнеориентирующий смысл понятия "бытие"? Какие ориентации дает это понятие для познания и человеческой деятельности?

3) Охарактеризуйте основные сферы материального бытия. Укажите специфику каждой из этих сфер и их взаимосвязь между собой.

4) Дайте характеристику основных сфер духовного бытия. Объясните в чем заключается духовность человека и общества.

5) В чем состоит специфика человеческого бытия? Как вы понимаете мысль древнеримского философа Сенеки о том, что "тело является оковами и темницей души"?

6) В чем состоит суть антропного космологического принципа. Какие ориентации дает этот принцип для научного познания и понимания места человека во Вселенной?

7) Какие способы человеческого бытия выделяет Э. Фромм? К каким последствиям для человека и общества ведет выбор каждого из этих способов?

8) Какие потребности развития науки и философии явились причиной формирования понятий субстанции и материи? Какое значение имеют эти понятия для развития научной картины мира?

9) Охарактеризуйте основные события научной революции в физике на рубеже XIX - XX веков и объясните почему она вызвала кризис механистического материализма.

10) Объясните какие методологические ориентации для развития науки и философии вытекают из определения материи, данного В.И. Лениным?

11) Каковы основания классификации форм движения материи, предложенной Ф. Энгельсом? В чем состоит научная ценность этой классификации?

12) Сформулируйте и объясните закономерные взаимосвязи форм движения материи.

13) В чем состоит активность материи, и как эта активность проявляется на различных уровнях действительности?

14) Сформулируйте основные критерии активности личности и попытайтесь проанализировать свой характер и деятельность с позиции этих критериев.

15) Укажите основные условия, содействующих развитию самоорганизационных процессов в системах. В каких случаях эти условия содействуют прогрессивному развитию и в каких случаях - деградации систем?

16) Как называется наука о самоорганизации и каково ее значение для развития научного мировоззрения?

17) Какие представления лежат в основе субстанционального и реляционного подходов к пониманию пространства и времени. Какой из этих подходов дает более глубокое и точное понимание действительности?

18) В чем состоит новизна представлений, внесенных теорией относительности А. Эйнштейна в понимание пространства и времени?

19) В чем состоит качественная специфичность биологического и социального пространства и времени?

20) Какие жизненные и социальные ориентации дает философское осмысление понятий пространства и времени?

Литература

 

1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М. 1982.

2. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1987. №9.

3. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.1986.

Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. М. 1996.

Князева Е.Н., Курдюмов Е.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М. 1994.

Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М. 1996.

Фромм Э. Иметь или быть? М. 1986.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.