КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логические конструкты диалектики: принципы, законы и категории. Диалектика и метафизика
Преодоление суммативности, нецелостности существующих форм диалектики.Представление диалектики в виде суммы принципов, законов, категорий, что имеет место в настоящее время, означает незрелость ее формы, несоответствие ее статусу теории. Построение целостной теории диалектики возможно лишь на основе принципа системности, включающего принципы связи, развития, противоречия как свои необходимые, взаимодополняющие стороны. Принципы связи и развития отражают структурный и динамический аспекты принципа системности, который характеризует взаимосвязь структуры и динамики в разрешении актуальных противоречий (проблем) объекта. Такое понимание принципа системности связывает все другие диалектические принципы в единое целое и позволяет сформулировать определение системы как организованного целого, обеспечивающего свою устойчивость, функционирование и развитие на основе разрешения актуальных противоречий (проблем) в заданных условиях среды. Построение системной диалектики требует синтеза ее исторических форм с достижениями системной методологии, синергетики и других современных методологических направлений. Попытки отгородить развитие советско-марксистской диалектики от влияния мировой философии, достижений методологической мы-сли и прежде всего от идей системности привели к узости и бедности ее оснований, односторонности и искусственности форм ее построения. Соединение диалектики с системной методологией, осуществленное в ряде наших работ1, показало огромные возможности ее содержательного обогащения, конструктивизации методологической формы, развития в ней ряда новых методологических подходов и направлений (праксиологического, прогностического, проективного, диагностического и др.). В новой форме ведущая роль в диалектике переходит к идеям самоорганизации, целостности, сложности, интегративного синтеза, в которых концентрируется влияние всех ее принципов. Переход к системной диалектике открывает широкие воз-можности конструктивизации, алгоритмизации ее основных принципов (развития, связи, системности). Конструктивизация системной диалектики означает повышение ее строгости и точности, превращение ее в качественный аналог математики, актуальный для исследования сверхсложных объектов (социальных, экономических, экологических, политических и др.), где обычная количественная математика недостаточна, неадекватна или вовсе неприменима. Алгоритмизация диалектики, создание прикладных системно-диалектических подходов (прогностического, диагностического, эвристического и др.) будет означать переход от существующих односторонне-гуманитарных форм ее развития к синтезу идеалов гуманитарной, естественнонаучной и инженерной культур в ее построении. В заключение раздела отметим, что в логическом плане задача целостного построения системной диалектики вытекает из известной гегелевской формулы: "тезис→антитезис→синтез", отражающей закономерные этапы завершенного суперцикла развития объекта. В качестве исходного этапа развертывания диалектики ("тезиса") выступает принцип всеобщей связи, поскольку связность, взаимодействие явлений составляют субстанциональную основу бытия. Вторым этапом является изложение принципа развития, что в логическом плане означает переход к противоположности ("антитезис"). Наконец, третьим, высшим этапом, реализующим синтез идей связи и развития, является изложение принципа системности. Тем самым развертывание содержания диалектики соответствует закономерной логике развития целого.
Суть диалектики, ее рациональный смысл выражают ее принципы, законы и категории. Высшими смысловыми конструктами, обобщающими содержание диалектики, являются ее принципы. Принципы – это наиболее фундаментальные научные идеи, соединяющие в себе отражение объективных законов бытия и способов их использования субъектом в познании и деятельности. Например, диалектический принцип развития утверждает, что развитие – это закономерный процесс, присущий любому объекту действительности и, одновременно, что глубокое, истинное познание объекта невозможно без учета и исследования процесса его развития. Как уже отмечалось, основными принципами диалектики являются принципы всеобщей связи, развития, противоречия, системности. Высшим из этих принципов является принцип системности. Три других принципа, обладая самостоятельным значением, характеризуют одновременно основные аспекты системности: принцип связи – характеризует структурный аспект, принцип развития – динамический, принцип противоречия – источники системодействия и системодвижения. Принцип всеобщей связи является исходным в развертывании содержания диалектики. Как отмечалось, это обусловлено тем, что связность, взаимодействие является субстанциональной основой бытия. Без связности, взаимодействия объектов были бы невозможны развитие и системность. Противоречивость объектов также является существенной формой и проявлением их связности. Законы – это положения науки, отражающие необходимые, существенные, устойчивые связи и качества объектов. Под законами понимаются и сами эти связи и качества. Законы диалектики носят философский характер и поэтому обладают всеобщностью. Вследствие действия законов мир не является абсолютным хаосом; законы вносят в его существование определенную регулярность, упорядоченность, соразмерность, гармонию, устойчивость форм и качеств. Категории – это наиболее общие и фундаментальные понятия науки. Например к категориям физики относятся такие понятия как сила, энергия, заряд, масса, квант и др. К диалектическим категориям относятся такие понятия как противоречие, связь, развитие, система, необходимость, случайность, закон, сущность, явление и др. В дальнейшем мы определим и конкретизируем содержание основных категорий диалектики, через которые выражаются ее принципы и законы. 3.1. Противостояние и взаимосвязь диалектики и метафизики. Картина мира с позиций диалектики и с позиций метафизики. Полноценное, всестороннее изложение диалектики, как научного метода познания и деятельности, невозможно без одновременного рассмотрения ее антипода – метафизики. Как отмечалось ранее, под метафизикой понимаются искаженные, односторонние представления о главных качествах бытия и методах познания (деятельности). Если диалектика рассматривает мир как связный, противоречивый, развивающийся, системный, то метафизика в своих наиболее искаженных формах видит его статичным, застывшим, неподвижным, без закономерных связей и противоречий, хаотичным и бессистемным. В своих современных, более гибких и "цивилизованных" формах метафизика противостоит диалектике не столь жестко и даже признает ее основные принципы: связи, противоречия, развития, системности. Однако при этом она дает односторонние, поверхностные истолкования этих принципов (и соответствующих качеств бытия), которые искажают истину и порождают ложные ориентиры в практической деятельности. Поскольку путь к истине невозможен без выявления и преодоления заблуждений, то при рассмотрении основных положений диалектики мы будем сопоставлять их с противостоящими диалектическому мышлению метафизическими искажениями.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |