Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия сознания, души, психики. Биологические предпосылки и социальная обусловленность сознания




Тема 4. Психика, сознание, мышление.

"Самое главное – для глаз невидимо"

А. де Сент-Экзюпери

 

Понятия сознания, души, психики. Биологические предпосылки и социальная обусловленность сознания. Происхождение человеческого сознания.

Сознание – высшая форма отражения действительности. Основные качества сознания и особенности его функционирования.

Сознание и бессознательные пласты психической реальности. Концепция психики З. Фрейда. Архетипы "коллективного бессознательного".

 

Феномен сознания отличается чрезвычайной сложностью, многомерностью, многогранностью. Исследование его природы входит в предмет множества наук: психологии, антропологии, лингвистики, логики, нейрофизиологии, теории познания и др. Задача философии состоит в осмыслении и обобщении данных конкретных наук о различных аспектах, качествах сознания и формировании целостного представления об этом феномене. Сознание интересует философию, прежде всего с точки зрения объяснения интеллектуальных потенций человека, развития его духовного мира, постижения роли мышления в деятельности человека и общества.

 

 

Основу проблемы сознания составляют следующие вопросы: в чем заключается сущность сознания? Как оно возникло? Какое место занимает в психике человека и как оно функционирует? Какова связь сознания с мозгом человека и как оно соотносится с действительностью? Каков механизм отражения действительности в человеческом сознании? Большие трудности в ответе на эти вопросы связаны с тем, что сознание относится к субъективной стороне природы человека и малодоступно для объективного изучения. Как заметил в свое время выдающийся математик П. Лаплас "человеческий разум испытывает меньше трудностей, когда он продвигается вперед, чем когда он углубляется в самого себя".

Согласно религиозным и мифологическим представлениям, возникшим в глубокой древности и сохранившимся до настоящего времени, способность мыслить, чувствовать, оценивать происходящее является свойством некой особой сверхъестественной силы - души, живущей в человеческом теле и покидающей его в момент смерти. Переход от архаичных представлений о душе к формированию понятия сознания произошел в европейской философии Нового Времени. Введенное в оборот понятие сознания приобрело смысл "сферы ясных представлений". Понятие души в эту эпоху также приобрело новый смысл – глубинного внутреннего мира личности.

Согласно современным представлениям сознание – это родовое качество человека, состоящее в осмысленном отражении действительности и целенаправленном управлении человеческой деятельностью. Как будет показано далее, сознание является социальным качеством, возникающим и способным функционировать только в обществе. Основными функциями сознания являются отражательно-оценочная (обобщенное, целенаправленное отражение и оценка ситуации), преобразовательная (участие в создании новых орудий труда, "второй природы", самосовершенствование внутреннего мира человека и т.п.), прогностического моделирования (опережающее мысленное моделирование вариантов будущего, предвидение хода событий), кумулятивная (накопление и сохранение знаний и опыта), коммуникативная (обеспечение общения людей, передачи знаний в обществе), координационно-управленческая и др. Сознание, являясь ясной, осмысленной частью психики, не исчерпывает ее целиком. Психика – это интегральная отражающая система, обеспечивающая управление всеми аспектами жизнедеятельности человека и включающая наряду с сознанием также бессознательные ("темные") пласты психической реальности.

Для ряда материалистических концепций характерно убеждение, что анатомо-физиологической основой сознания является головной мозг человека. Человеческий мозг представляет собой сложнейший нервный аппарат, состоящий примерно из 15 миллиардов нервных клеток-нейронов (по другим данным 40 – 50 миллиардов), каждая из которых имеет контакты с сотнями других нейронов. Информационная емкость мозга колоссальна, но в обычных условиях функционируют лишь 5 – 15 % нейронов, остальные составляют резерв. Хотя мозг несомненно играет важнейшую роль в обеспечении деятельности сознания, мыслит все же не мозг, а человек при помощи мозга. Это означает, во-первых, что в процессах отражения действительности участвует не только мозг, но по существу весь нервно-психический аппарат человека, его органы чувств и видимо даже органы тела. На наш взгляд, совсем не случайно народная мудрость приписывает важнейшую роль в переживании отношений к другим людям, принятии трудных, неоднозначных решений не голове, а сердцу. "У сердца свои основания, которых разум не знает" – считал математик и философ Б. Паскаль. Во-вторых, сознание человека является частью совокупного знания человеческого рода (со-знание) и способно функционировать лишь в соучастии, общении, совместной деятельности людей. Поэтому не случайно мы определили сознание как родовое качество человека, а не как "функцию человеческого мозга", что характерно для одностороннего естественнонаучного материализма.

1.1. Происхождение человеческого сознания. Для понимания природы сознания и механизма его функционирования коренное значение имеет проблема антропосоциогенеза – возникновения человека и общества в истории нашей планеты. В 1871 г. Ч. Дарвин в работе "Происхождение человека и половой отбор", опираясь на накопленный к тому времени палеонтологический материал, обосновал положение о происхождении человека от высокоразвитого вида человекообразных обезьян. Однако поскольку Дарвин оперировал чисто биологическими данными, он не смог объяснить причин коренного изменения в эволюции наших животных предков, связанной с возникновением человека. Научное объяснение этих причин было дано Ф. Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". Согласно Ф. Энгельсу возникновение человека, человеческого сознания и общества было подготовлено развитием таких качеств наших животных предков как сложная психическая организация, стадный образ жизни, зачатки орудийной деятельности (использование палок, камней, костей в процессе добычи пищи, ее разделке, обороне). Однако основной причиной, изменившей характер эволюции обезьян в направлении к формированию человека, явился труд, т.е. жизнедеятельность, основанная на систематическом изготовлении и применении искусственных орудий. Переход к трудовой деятельности согласно современным гипотезам был вызван неблагоприятными изменениями климата, поставившими наших животных предков на грань уничтожения. Развитие трудовой деятельности, не встречающейся у других животных, позволило нашим предкам не только выжить в труднейших условиях, но и превратиться в сильнейший вид на планете. Переход к систематической трудовой деятельности коренным образом изменил характер эволюции животных предков человека: у них начала формироваться прямая походка, позволившая освободить передние конечности для труда, произошло увеличение гибкости и совершенствование функций рук, возрос объем мозга, в особенности его лобных долей, ответственных за высшие психические функции (с 400 см3 у обезьян до 1400 см3 у современного человека). В процессе труда, носившего коллективный характер и требовавшего сложных форм координации действий и общения, возникли и получили развитие язык, речь, способность к абстрактному мышлению, предвидению, накоплению индивидуального опыта и его передаче соплеменникам, понимание собственных потребностей, возможностей, жизненных целей, т.е. те качества, которые в своем единстве составляют сознание. Гипотеза Ф. Энгельса о происхождении человека, опиравшаяся на эволюционную теорию Ч. Дарвина, данные палеонтологии и диалектический метод, получила впоследствии многочисленные подтверждения и уточнения. В настоящее время она составляет основу трудовой теории антропосоциогенеза. Эта теория противостоит религиозным представлениям о сознании как неком сверхъестественном чуде, дарованном человеку богом. Встречающиеся в средствах массовой информации утверждения, что идея происхождения человека от обезьяноподобных предков якобы устарела или опровергнута, не имеют ничего общего с наукой. В действительности современная наука развивает и уточняет эту теорию. Так согласно современным данным человек произошел не от обезьян непосредственно, а от высокоорганизованных гоминид, которые были общим предком и обезьян и человека. Длительность процесса антропосоциогенеза оценивается примерно в 3 – 3,5 миллионов лет. Развитая речь, язык, сознание, мышление появились не одновременно с началом трудовой деятельности, а лишь спустя 1 – 1,5 млн. лет. Существенную роль в развитии сознания сыграло возникновение первобытных религий, которые содействовали развитию символического мышления (представления окружающих явлений как символов высших сил). Развитие орудий и навыков трудовой деятельности, овладение огнем, накопление опыта социальной организации создали острейшую потребность в передаче накопленных достижений, обучению добытым знаниям новых поколений. Под влиянием этих потребностей произошла перестройка всей системы отношений в первобытном стаде: возник запрет на убийство соплеменников, что сохраняло жизнь умственно развитым, хотя физически более слабым членам сообщества, возникли обычаи почитания старших как хранителей опыта и традиций и т.п. В столкновениях первобытных сообществ побеждали те, в которых социальная организация лучше отвечала потребностям развития интеллектуальных качеств, общения и координации действий, зачатков нравственных отношений, сохранению и передаче накопленного опыта. Найденные останки пралюдей и следов их трудовой деятельности позволяют представить следующие этапы антропогенеза: появление 3-5 млн. лет назад – австралопитеков, использовавших галечные и костяные орудия; 1,5 млн. лет назад - питекантропов, обладавших прямой походкой, развитой кистью руки, зачатками речи, способностью изготовлять ручные рубила; 150 тыс. лет назад – неандертальцев, имевших развитый мозг, способность к членораздельной речи и изготовлению разнообразных орудий труда из камня, кости, дерева; 100 – 150 тыс. лет назад – кроманьонцев, вытеснивших неандертальцев и явившихся предками современного человечества. Современный умственный и физический тип человека Homo sapiens (человек разумный) возник в результате борьбы и жесточайшего эволюционного отбора между различными сообществами его животных предков примерно 40 тыс. лет назад. На протяжении всей истории человечества развитие интеллекта, сознания являлось одним из важнейших факторов развития общества. И наоборот развитие общества (социальной организации, культуры, общения, трудовой и других видов деятельности) являлось основой усложнения, развития человеческого сознания.

1.2. Социальная природа сознания. Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что сознание человека изначально формировалось не как чисто биологическое, а как общественное, социальное его качество. Социальный характер природы сознания может быть конкретизирован в ряде существенных аспектов:

I. Разум человека, его способность к полноценной жизни, общению, деятельности, формируются только в человеческом обществе. В настоящее время наука располагает неоспоримыми фактами, доказывающими, что мозг человека, изолированного в раннем детстве от социальной среды, оказывается неспособным в дальнейшем к полноценному мышлению, общению, обучению, жизни в обществе. Известно более тридцати случаев, когда дети, попавшие в раннем возрасте различными путями к животным (волкам, леопардам, антилопам и др.) и вскормленные ими, затем при возвращении в общество не смогли адаптироваться к нему, не сумели полноценно освоить язык, речь, общение. Они остались животными и в ряде случаев своими братьями считали воспитавшую их волчью стаю, а не людей, вернувших их в общество. Важным следствием из данных фактов является вывод об особой роли ранних стадий развития ребенка для его социализации: именно в возрасте от рождения до 3 –5 лет мозг человека обладает огромной восприимчивостью и аккумулирует в этот период колоссальную социокультурную информацию, определяющую во многом характер и все дальнейшее развитие личности, ее общение и деятельность в обществе.

II.Сознание человека складывается в той мере, в какой он вступает во взаимодействие с миром, с другими людьми. Лишь в процессе активной мыслительной и практической деятельности в обществе человек накапливает опыт, знания, приобретает навыки мышления, общения и деятельности в различных сферах. Чем активнее человек, чем многообразнее, интенсивнее его деятельность, взаимодействие и общение с другими людьми, тем в большей степени развивается его сознание, мышление, другие социальные качества. По утверждению И. Ньютона "гений – это упорный труд". И наоборот, человек ленивый, пассивный, нелюбознательный обрекает себя на низкий уровень развития духовного мира. Таким образом, трудовая деятельность не только явилась главной причиной выделения человека из животного мира, но и в современных условиях является основой развития его интеллекта, духовности, социальных качеств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.