Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектический принцип развития 1 страница




Смысловую основу принципа развития составляют следующие положения:

Всеобщим свойством объектов действительности является их развитие, т.е. направленное, закономерное и необратимое изменение их качества во времени. Свойства направленности, закономерности и необратимости являются атрибутами развития, отличающими его от других форм изменения объектов. Так направленность, т.е. наличие определенной линии (тенденции) взаимосвязанных качественных преобразований отличает развитие от таких качественных преобразований, при которых качественные эффекты не накапливаются (например, многократные взаимопревращения воды в лед или пар развитием не являются). Необратимость отличает процессы развития от функционирования, которому присущ обратимый характер. Закономерность отличает развитие от случайных качественных преобразований катастрофического типа и т.п. Для глубокого, всестороннего понимания механизма развития необходимо ответить на три главных вопроса: А). Почему происходит развитие? Б). Каков механизм перехода от старого качества к новому? В). Как связаны друг с другом этапы развития и какова его общаянаправленность? Ответ на эти вопросы дают основные законы развития: закон единства и противостояния (борьбы) противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания, которые будут рассмотрены далее.

Необходимым условием глубокого, истинного познания объекта является рассмотрение его как изменяющегося, развивающегося. Необходимость исследования объекта в развитии обусловлена, во-первых, тем, что развитие является объективной реальностью его бытия, составляет временной ракурс его существования. Исследование объекта в этом ракурсе позволяет представить его бытие как закономерный процесс смены форм, состояний, эпох, возникновения и разрушения исторических целостностей. Игнорирование этого ракурса в познании, т.е. рассмотрение объектов как статичных, застывших, существующих в раз и навсегда заданных, неизменных формах, означало бы искажение действительности. Во-вторых, историческое прошлое объекта не исчезает как эфемерный мираж, а неизбежно запечатлевается в структурах, динамике, качествах настоящего и будущего. Рассмотрение объекта в развитии позволяет понять и объяснить, в силу каких исторических причин и условий у него возникли характерные качества, структуры, тенденции, определяющие его природу и специфику, как эти качества могут повлиять на его настоящее и будущее. Поэтому без исторического подхода невозможно ни глубоко проникнуть в сущность объекта ("лицом к лицу – лица не увидать/ большое видится на расстоянии"), ни, тем более, обоснованно прогнозировать его будущее. В дальнейшем мы рассмотрим алгоритм познания объекта в развитии, детализирующий требования принципа развития (исторического подхода) в познании.

5.1. Основные законы развития. Как уже отмечалось, эти законы характеризуют основные стороны (аспекты) процесса развития и совместно дают его комплексное отображение.

Закон единства и противостояния (борьбы) противоположностей характеризует причинные источники, движущие силы развития. Суть этого закона выражают следующие положения:

I. Фундаментальным качеством бытия является присущая объектам полярность, т.е. единство противоположных начал. Про-тивоположности – это противостоящие друг другу стороны, элементы, качества, тенденции объекта, сосуществующие и взаимодействующие в нем совместно, т.е. образующие определенную целостность. Примерами противоположностей, присущих различным объектам, являются положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные электроны в атоме, северный и южный полюса магнита, процессы ассимиляции и диссимиляции в живом организме, анализ и синтез, истина и заблуждение в познании, противостоящие друг другу классы в обществе и др.

II. Противоположности в объекте одновременно взаимополагают и взаимоотрицают друг друга, т.е. находятсяодновременно в состоянии единства и определенного противостояния (борьбы). Единство противоположностей означает, во-первых, что диалектические противоположности противостоят друг другу не внешним, случайным образом, а являются взаимонеобходимыми сторонами (полюсами) единого целого, не могут существовать друг без друга в этом целом. Например, в науке синтез (соединение разрозненных положений и фактов в целостную теорию) невозможен без предварительного анализа (изучения объекта по частям). Но и анализ лишен смысла, если он не завершается синтезом. Единство противоположностей означает также их взаимопроникновение, взаимодополнение, взаимопереходы. Взаимопроникновение противоположностей означает их соединение в процессе взаимодействия, многообразные обмены веществом, энергией, информацией, приобретение ряда сходных свойств, что и создает возможность их взаимовлияния друг на друга, изменения состояний и качеств друг друга. Взаимодополнение сторон, обладающих различными (противоположными) качествами, обеспечивает взаимоподдержку их существования в составе целого, содействует гармоничности и устойчивости этого целого ("Гармония есть … согласие разногласного" (Аристотель)). Противостояние (борьба) противоположностей означает их взаимоотрицание, обусловленное противоположным характером их свойств и тенденций. Противостояние противоположностей происходит в различных формах от взаимоотталкивания в неживой природе до борьбы (внутривидовой и межвидовой) в живой природе и социальной борьбы между классами, социальными группами, отдельными людьми в обществе. Наиболее острой формой борьбы является антагонизм (острый конфликт) между сторонами, интересы (цели) которых противоположны друг другу (антагонизм рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных, буржуазии и пролетариата в эпоху классического капитализма и т.п.)

III. Единство и противостояние (борьба) противоположностей составляют противоречие объекта, являющееся главным (или одним из главных) источников, движущих сил его развития. Взаимодействие, столкновение противоположностей являются тем источником внутреннего напряжения, "брожения", столкновений, которые не дают объекту застыть, инициируют его изменение, развитие. Следует отметить, что марксизм в его советской версии абсолютизировал роль борьбы в развитии и недооценивал роль единства как фактора развития. Эта позиция придавала всей марксистской диалектике качества воинствующего революционаризма. С позиций современного опыта и системного мышления есть все основания утверждать, что такие моменты единства противоположностей как их взаимодополнительность, взаимоподдержка, интегрированное со-развитие являются самостоятельными продуктивными факторами развития, не менее значимыми чем борьба, конкуренция, соперничество и т.п. Обобщая это представление, можно сформулировать следующую закономерность: существенным условием устойчивого развития объекта является относительная сбалансированность моментов единства и борьбы во взаимоотношениях его противоположностей. Преобладание в системе единства, подавление противостояния, борьбы приводит к ее застою, загниванию, потере динамизма и творческого потенциала. Другая крайность, проявляющаяся в разрушении единства, борьбе "всех против всех", ведет систему к потере целостности, катастрофическому разрушению. И та и другая крайности делают устойчивое развитие невозможным.

Таковы основные положения закона единства и противостояния противоположностей или более кратко - закона противоречия. Марксистская диалектика усматривала в этом законе универсальное объяснение источников и движущих сил развития. Однако с точки зрения современной науки, новейших синергетических представлений о самоорганизации (саморазвитии) материи (см. Тему 2, §6) в качестве движущих сил и условий развития выступает не только противоречивость объектов, но и ряд других причинных факторов. Общий комплекс основных причинных факторов и условий развития включает:

противоречивость объектов (единство и противостояние (борьба) противоположностей);

открытость, сложность, неравновесность, нелинейность, энергонасыщенность объектов;

активность объектов (в особенности живых), являющаяся имманентным качеством материи.

Наличие комплекса многообразных источников и условий развития не умаляет, однако, роль противоречивости, которая в этом комплексе играет ведущую роль.

Методологическое значение закона противоречия в познании и деятельности:

Противоречивость объектов, являющуюся коренным, неотъемлемым качеством бытия, необходимо прежде всего учитывать при формировании личности современного человека, воспитании качеств жизнестойкости, способности к борьбе, социальной закаленности. С позиции принципа противоречивости весьма опрометчиво и даже опасно строить стратегию, планировать будущее в расчете на то, что удастся превратить свою жизнь в "тихий мирок безмятежности", "спокойную заводь", лишенную конфликтов и борьбы. Реальная жизнь полна противоречий и гораздо больше похожа на штормовой океан, чем на "тихую, безмятежную заводь". И тот, кто настроился жить "тихо", всегда избегая борьбы и конфликтов, рискует быть отброшенным на обочину жизни, а то и стать жертвой кипящих в природе и обществе противоречий, которых никому не удается избежать. Поэтому современному человеку, ответственно относящемуся к жизни, важно сознательно формировать в себе такие качества как закаленность и готовность к борьбе, умение "держать удар" в неизбежных конфликтах, способность придавать им конструктивный характер, избегать неконструктивных, разрушительных конфликтов и т.п.

Противоречия, являясь инициирующим источником развития объекта, выступают тем самым как исходная точка развертывания процесса его познания. "Жизнь идет вперед противоречиями …", и поэтому для понимания происходящего необходимо прежде всего "… анализировать их, объяснить их происхождение … и тенденцию"[43]. Применительно к научному исследованию это означает, что его исходным этапом должен быть анализ проблемы, т.е. противоречия в исследуемом объекте или между субъектом и объектом. Именно выявление сути проблемы и процесс ее разрешения составляют основу и общую схему построения любой научной работы: статьи, научной монографии, диссертации и т.п. "Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками понять ее", - считал А. Эйнштейн[44].

Представление объекта как сложного, противоречивого целого – необходимое условие глубокого, сущностного познания его природы. Попытка представить объект как лишенный противоречий, вне единства и борьбы противоположных сил может дать лишь поверхностное, искаженное представление о его сути, не позволяет понять глубинную основу его развития, источники самодвижения. Такое представление нередко инициирует антинаучные попытки искать источники развития в сфере сверхъестественного. Как афористично выразился Гегель "противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения"[45]. Рассмотренные ранее факторы сложности, нелинейности, открытости, неравновесности лишь дополняют представление об источниках, условиях развития, важнейшим из которых является противоречие.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений характеризует механизм перехода от старого качества к новому в процессе развития. Суть этого закона выражают следующие положения:

I. Качество объекта неразрывно связано с определенными количественными характеристиками данного объекта. Понятие " количество" характеризует величину и интенсивность различных свойств. Качество – это устойчивая совокупность взаимосвязанных свойств объекта, обусловливающих его сущностную специфику, отличие от других объектов. Например, если человек характеризуется как "спортсмен", то в этой качественной характеристике устойчиво соединяются такие его свойства (проявления) как регулярность занятий спортом, относительно высокие спортивные результаты, интерес к событиям в сфере спорта, спортивный вид, стиль жизни. Уже один перечень свойств, создающих данное качество, показывает что оно не может возникнуть как результат случайного, одномоментного действия, а формируется в процессе длительных, систематических усилий.

II. Накопление определенной меры количественных изменений объекта приводит к его качественным изменениям. Существование любого качества объекта возможно лишь в определенных количественных границах. Переход через эти границы в результате накопления количественных изменений ведет к скачкообразному изменению качества. Граница, в пределах которой объект сохраняет свое качество и при переходе через которую скачкообразно изменяет это качество, носит название мера. Простейшими типами точек меры являются переходы воды из жидкого в твердое состояние при 0°С и в парообразное при 100°С, изменение температуры тела человека в пределах 35°- 42°С, выход за которые несовместим с жизнью. Характерным проявлением меры в историческом развитии человечества явилось так называемое "осевое время" (VIII – II век до н.э.), когда в результате многовекового накопления интеллектуальных достижений культур древности произошел эпохальный духовный скачок, выразившийся в зарождении идейных основ ряда современных религий, формировании глубоких философских учений, заложивших основы общечеловеческой нравственности, научного понимания мира и др. Понятие "скачок", характеризующее переход от старого качества к новому, отражает: а) перерыв постепенных количественных изменений; б) сжатую во времени (иногда "взрывную") качественную перестройку объекта. Сжатость (быстротечность) скачка во времени следует понимать не в обыденно-психологическом смысле, а в собственном масштабе рассматриваемого события. Так процесс перехода от обезьяноподобных предков к человеку длился примерно 3-5 миллионов лет. Но это именно "скачок" на фоне сотен миллионов лет эволюции животного мира. Особой формой качественных скачков являются бифуркации, т.е. разделение единой линии эволюции на две или более альтернативных (конкурирующих) линий.

III. Качественные скачки могут быть двух типов: эволюционные и революционные. Революционный скачок означает всестороннюю, коренную ломку существующего качества объекта. Примерами революционных скачков являются научные революции, коренным образом меняющие картину мира и методы исследования, технические революции (например, переход от поршневых двигателей к реактивным в авиации), социальные революции и др. Эволюционные скачки в отличие от революционных носят не взрывообразный, а более плавный, поэтапный характер.Они изменяют старое качество объекта не сразу и не целиком, а постепенно, отдельными сторонами. В обществе эволюционный путь развития – это путь реформ. Реформистский тип развития общества предпочтительнее революционного так как носит менее разрушительный и более предсказуемый характер, позволяет лучше сохранять преемственность, традиции и целостность общества, его нравственные, социальные, организационные достижения. Революционный же путь развития ведет к ожесточенным столкновениям классов и социальных групп общества, гражданской войне, падению нравственности и цены человеческой жизни, тяжелым деформациям в последующем развитии. В отличие от социальных, научные и технические революции вполне приемлемы если общество нравственно зрелое, способное не допустить антигуманного использования их результатов.

IV. Переход объекта в новое качество в результате скачка сопровождается изменением его количественных характеристик и возникновением новой меры количества и качества. Этот аспект данного закона широко используется в различных сферах человеческой деятельности. К примеру, выведение новых пород скота и сортов растений в сельском хозяйстве имеет целью повышение таких количественных характеристик как продуктивность (урожайность), устойчивость к болезням, полеганию, вымерзанию и т.п. Создание качественно новых технологий подчинено задачам повышения производительности, надежности, экологической безопасности и других количественных характеристик. Таким образом "переход" количественных изменений в качественные сопровождается и обратным "переходом" качества в новое количество.

Методологическое значение закона взаимоперехода количественных и качественных изменений может быть выражено в следующих тезисах:

С позиций рассмотренного закона видна односторонность и ограниченность метафизических трактовок развития либо как чисто количественного, либо как чисто качественного изменения. Первая из трактовок, известная как вульгарный эволюционизм, характеризует развитие, как простой количественный рост, исключающий качественные скачки. Стремление развивать общество подобным образом ведет к его застою, гниению, накоплению разрушительных противоречий. Не менее опасна и противоположная крайность в духе катастрофизма, когда осуществляемые "шоковые" преобразования не подготовлены количественно (т.е. зрелостью общества для таких преобразований, их научным обеспечением, организационной, разъяснительной работой и т.п.). Действия методами "шоковой терапии", и экспорта революции" приводят, как правило, не к успехам, а к новым катастрофам и трагедиям.

Для целенаправленного осуществления качественных преобразований в любой сфере деятельности необходимо планомерно создавать количественные предпосылки перехода к новому качеству. Важно прогнозировать возможные формы качественных скачков, учитывать конкретные формы их осуществления, управлять протеканием скачков.

Общая закономерность познания такова, что сначала исследуются качественные характеристики объектов и лишь затем количественные. Без обстоятельного изучения качественной природы объекта бессмысленно строить его математические модели. Поспешная математизация теории приводит к примитивизации картины реальности и засорению науки псевдоматематикой.

Закон отрицания отрицания характеризует взаимосвязь этапов развития, его направленность и ряд важных механизмов формирования нового качества. Основные положения данного закона могут быть сформулированы следующим образом:

I. Отрицание старого качества объекта новым составляет закономерный, необходимый момент развития. Как писал К. Маркс "… ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм…"[46] Под отрицанием в диалектике понимается замена старого качества новым. Характерными примерами отрицания в историческом процессе являются, согласно марксистской (формационной) концепции истории, переходы от первобытного общества к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному, от феодального к буржуазному и т.п.

II. Преемственность в развитии: диалектика понимает отрицание не как полное разрушение старого качества объекта, а лишь как частичное, с сохранением в новом качестве определенных элементов, структур и свойств старого. Преемственность, собственно, и означает удержание в новом качестве определенных элементов старого. Как неоднократно подчеркивал В.И. Ленин "… не голое отрицание … характерно и существенно в диалектике … а отрицание как момент связи, как момент развития с удержанием положительного …"[47] Преемственность – один из главных факторов, обусловливающих поступательность, устойчивость развития. Нарушение преемственности приводит к тому, что развитие объекта вырождается в шатания из одной крайности в другую. К сожалению подобное характерно для исторического развития России, начавшей ХХ век с победы и утверждения ультрарадикального коммунизма, а завершившей его переходом к диаметрально противоположной модели рыночного капитализма. С позиций требования преемственности заслуживают критического осмысления такие черты российского менталитета как неукорененность преемственного подходапри решении новых проблем, склонность к нигилистическим формулам жизни: ("отречемся от старого мира…"), стремление рушить старый мир непременно "до основанья" и маниловские ожидания, что на обломках старого мира "кто был ничем, тот станет всем". Этот комплекс "исторического нигилизма" является одной из причин того, что Россия, располагающая богатейшими ресурсами, территорией и человеческим потенциалом, вынуждена жить в тисках хронической бедности. Таким образом, развитие объекта невозможно как без отрицания старого, так и без преемственности. Следует отметить, что в гегелевской и марксистской диалектике преемственность обычно трактуется в смысле удержания в новом качестве положительных, жизнеспособных элементов старого качества. Такая точка зрения представляется односторонней. В реальности имеет место заимствование из прошлого не только прогрессивных черт, содействующих прогрессу объекта, но и части устаревших, препятствующих дальнейшему развитию. К примеру, кризисный характер развития России в последнее десятилетие объясняется в числе прочего и тем, что реализованная в начале 90-х годов ХХ века модель реформирования страны сочетала в себе ряд худших черт бюрократического советского социализма и олигархического капитализма латиноамериканского типа. Неудивительно, что соединение подобных форм оказалось не способным к нормальному развитию. Это пример преемственности негативного типа, тормозящей развитие системы. Прогрессивное развитие возможно лишь при условии доминирования позитивной преемственности.

III. Цикличность развития объекта: возникновение нового качества в процессе развития происходит не путем линейного, механического преобразования старого, а поэтапно, циклически. Цикл развития образуется последовательностью обусловливающих друг друга этапных фаз, совместно составляющих процесс развертывания качественного своеобразия объекта. Характерными фазами цикла развития объекта являются: зарождение, становление, зрелость, старение, разрушение (или переход к новому циклу развития). Подобные фазы характеризуют человеческую жизнь, жизненные циклы развития цивилизаций, циклы смены поколений техники и т.п. В развитии конкретных объектов возможны и иные формы циклов (например, развитие художественного замысла литературного произведения может включать фазы экспозиции, завязки, кульминации, развязки). В дальнейшем изложении будем ориентироваться на наиболее сложный вариант цикличности, когда объект в своем развитии проходит не один цикл, а ряд следующих друг за другом циклов (например, циклы развития первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной, коммунистической формаций в эволюции общества). Таким последовательным, продолжающим друг друга циклам присущи важные закономерности. Одна из них заключается в том, что необходимые условия развития каждого нового продолжающего цикла создаются в результате завершения генетически предшествующего цикла. Это означает, что в развитии сложных систем, например, социальных, весьма опасно форсировать инициацию новых циклов при незавершенности старых. Так Октябрьская революция 1917 года прервала исторический цикл развития капитализма в России в начальной фазе его становления. По этой причине в инициированный этой революцией новый, социалистический цикл Россия вступила неподготовленной в экономическом, социальном, духовном, организационном и др. отношениях, что придало развитию социализма в СССР деформированный, в ряде отношений насильственный характер и, в конечном итоге, роковым образом отразилось на его жизнеспособности.

IV. Поступательность и необратимость развития. Поступательность развития является результатом направленной кумуляции (накопления) изменений, которые несет с собой каждый цикл. Исследование развития как поступательного процесса качественно-количествен-ных преобразований требует выявления не только общей направленности этих преобразований, но и спектра различных тенденций, взаимодействие которых порождает эту направленность. В отличие от гегелевской концепции развития, носящей односторонне-прогрессистский характер, современная теория диалектики усматривает в развитии объектов множество возможных тенденций, которые могут присутствовать в различных комбинациях: прогресс, регресс, застойные и кризисные тенденции, случайные зигзаги развития. Прогресс системы означает возрастание степени ее целостности, разнообразия и совершенства реализуемых функций, расширение сферы ее контроля и управления внутренними и внешними условиями своего развития. Регресс означает деградацию системы и характеризуется тенденциями, противоположными прогрессу. Диалектика рассматривает прогресс и регресс как тенденции, носящие относительный и противоречивый характер. Прогресс объекта в одном направлении нередко сопровождается его регрессом в другом. К примеру, экономический прогресс общества нередко сопровождается его регрессом в экологической сфере. Сочетание цикличности и поступательности придает развитию объекта спиралевидный характер. Это означает, что развитие осуществляется в форме последовательности продолжающих друг друга разомкнутых циклов. Закономерным качеством развития является также его необратимость, т.е. невозможность вернуться к прошедшим этапам существования объекта. Причина необратимости развития в том, что на каждом новом этапе у объекта формируются новые структуры и качества, без которых он уже не может существовать в новых условиях. Поэтому возврат к прошлому, сопровождающийся разрушением этих новых структур и восстановлением старых, неизбежно приводит к деградации объекта, его нежизнеспособности и разрушению. По этим причинам никто и никакими силами не сможет восстановить Советский Союз в его прежних формах. Если о старом человеке говорят, что он "впал в детство", то под этим имеют в виду не возврат к здоровому, жизнерадостному детству, а деградацию высших интеллектуальных и других функций при сохранении ряда низших, свойственных детскому возрасту.

V. Двойное отрицание (т.е. отрицание отрицания) образует завершенный суперцикл развития, которому присущи следующие закономерные свойства: а) чередование отрицаний внутри суперцикла происходит по триадной схеме: "тезис"→ "антитезис"→"синтез"; б) между завершающей и начальной, а также промежуточной фазами триадного суперцикла имеется определенное сходство, относительная повторяемость черт. Триадность структур и ритмов развития объектов была замечена еще в древности. Наиболее глубокий, осмысленный и закономерный вид идее триадности придал Гегель, вся философская система которого основана на принципе триадного ритма (наука логики→философия природы→философия духа; бытие→сущность→понятие; тождество→ различие→противоречие и др.). Суть идеи триадного ритма в развитии объекта заключается в том, что исходное качество (состояние) объекта (по Гегелю "тезис") в процессе развития отрицается и тем самым переходит в свою относительную противоположность ("антитезис"). Но поскольку процесс развития идет далее, то возникшее новое качество ("антитезис") в свою очередь отрицается, причем результат второго отрицания аккумулирует в себе главные особенности "тезиса" и "антитезиса" и поэтому носит название "синтез". Тем самым, этап синтеза носит интегративный характер и завершает суперцикл развития, образуемый двумя циклами противоположной направленности. Примером подобного суперцикла является развитие структуры научного знания, где исходным состоянием ("тезисом") выступает этап науки античного мира, на котором философия была единой, универсальной наукой и включала в себя не только собственно философские знания, но также и естественнонаучные, гуманитарные и другие. Второй этап ("антитезис") связан с выделением частных наук из философии (начиная с XVI века) и их прогрессирующей дифференциацией (дроблением) на все более узкие, частные направления. Третий этап ("синтез"), начавшийся во II половине XX века, состоит в возникновении интегративных тенденций в массиве конкретных наук, взаимопроникновением и тесным взаимодействием с философией, в особенности при решении сложных, междисциплинарных проблем. Этот пример позволяет понять причины и особенности этапа синтеза. Переход от "тезиса" к "анти-тезису" в результате первого отрицания создает новое состояние объекта, необходимое для его дальнейшего развития. Но состоянию "антитезиса" присуща дисгармоничная односторонность ибо при переходе в это состояние теряются важные качества исходного состояния ("тезиса"), которые не соответствуют новой фазе и поэтому не могут реализоваться. Дело в том, что преемственность "близорука": на новом этапе удерживаются не все ценные качества и структуры предыдущего этапа, а лишь те, которые соответствуют потребностям и условиям нового этапа. Восстановление гармоничной целостности объекта достигается на развитом, завершающем этапе суперцикла, где происходит удержание не только ценных качеств предыдущего состояния ("антитезиса"), но и "вычерпывание" нереализовавшихся ценных потенций, качеств, структур, исходного состояния ("тезиса"), т.е. "синтез". В приведенном выше примере отделение частных наук от философии дало с одной стороны мощный импульс развитию этих наук, но с другой стороны привело к потере многих ценных форм тесного взаимодействия философского и конкретного знания, характерных для начального этапа. В итоге интенсивная дифференция частных наук создала труднопроходимые барьеры между ними, препятствующие их развитию, затрудняющие возможность их использования в комплексе при решении многоаспектных проблем. На этапе синтеза формируется новая структура науки, соединяющая в себе достоинства дисциплинарной дифференцированности частных наук с их структурной интеграцией и организованным взаимодействием с философией при решении междисциплинарных проблем. Описанный механизм формирования завершенного суперцикла развития объекта позволяет понять и происхождение относительного сходства между его начальной и завершающей фазами. Главной причиной этого сходства являются следующие друг за другом два отрицания, т.е. перехода объекта в свою протиположность, что порождает в итоге состояние, имеющее черты сходства с первоначальным. Другой причиной сходства является отмеченное выше интенсивное "вычерпывание", аккумуляция в завершающей фазе главных качеств исходной фазы. Заметим, однако, что третья фаза суперцикла имеет сходство не только с первой, исходной, но и со второй, чего многие десятилетия упорно не замечали авторы марксистских учебников и трактатов по диалектике. Так, например, иллюстрируя закон отрицания отрицания применительно к развитию форм собственности в истории общества, они подчеркивали сходство первобытного строя, которому была присуща общинная собственность на землю, и коммунизма, который Маркс определял как уничтожение частной собственности и, следовательно, переход к общественной. Но такое понимание коммунизма противоречит логике диалектического синтеза, который является главным звеном закона отрицания отрицания. Согласно логике синтеза высшая фаза общества, которую Маркс определял как коммунизм, явится отнюдь не торжеством "чисто" общественной собственности, а возникнет на основе определенных форм синтеза частной и общественной собственности. И такой синтез набирает силу в ряде стран, например в США, где в последние годы происходят масштабные изменения в формах собственности. Одним из главных направлений этой "тихой революции" является приватизация частной капиталистической и государственной собственности трудовыми коллективами и возникновение таким образом весьма эффективной частно-общественной собственности, для которой характерна более высокая производительность труда и отсутствие конфликтов между трудом и капиталом. При этом государство в США, оценив эти преимущества, оказывает содействие трудовым коллективам в выкупе предприятий у частных предпринимателей, что не мешало бы осмыслить и в России, где львиная доля собственности сосредоточена в руках олигархических финансовых групп, а наиболее активная и дееспособная часть общества не обладает собственностью, соответствующей ее созидательному потенциалу. С точки зрения закона отрицания отрицания переход от плановой экономики Советского Союза к рыночной экономике либерального типа, существовавшей на Западе в XIX веке, - это абсурдный нонсенс для России. С позиций диалектического синтеза дееспособный экономический механизм, способный вывести Россию из кризиса, может быть создан лишь путем органического соединения планового и рыночного механизмов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.