Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

D. Все ответы верны.??? 2 страница




 

Человечество так же приспосабливалось и продолжает приспосабливаться к тем или иным факторам и капризам окружающей действительности. Но эти приспособительные действия никогда не были основным, главным смыслом жизни человека. С первых шагов своей жизни человечество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться в трудовой деятельности, в созидании и сотворении материальных и культурных ценностей. В этом был и остается основной смысл человеческой цивилизации, человеческого бытия.

 

Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, его способностями далеко и метко бросать камни, копья, дротики и т.д.; когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей (5). Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

 

Практически во все времена, во всех государственных образованиях эти проблемы в той или иной мере решались. В спартанской, афинской и римской (рабовладельческих) системах обучения и воспитания всем этим вопросам (в особенности военного и физического воспитания) уделялось повышенное внимание (4). Примечательно, что великий древнегреческий врач и прогрессивный мыслитель Гиппократ (5-4 вв. до н.э.) в своих трудах неоднократно подчеркивал огромную значимость ЗОЖ в укреплении здоровья эллинов.

 

В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Маркса, Ф.Энгельса, К.Д.Ушинского, П.Ф.Лесгафта, В.И.Ленина, А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны.

 

Определение и основные черты здорового образа жизни

 

 

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек

 

- умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

 

- владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

 

- постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

 

- самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

 

Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией -- важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ студента.

 

ЗОЖ – отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

 

 

3.2. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни

 

 

ЗОЖ – категория социальная. И тогда, когда мы говорим о ЗОЖ, то конечно же подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество (человек) является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир.

 

Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Но так как человек – существо социальное, а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то все биологические системы человека были перенацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни (созидал, творил, строил, преобразовывал, совершенствовал и т.д.), чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и созидал, творил и облагораживал, оберегал и защищал.

 

Биологическая энергетика, проходя через человеческое существо, через центральную нервную систему, через сознание и рукотворную деятельность, преобразуется в социальные творения. Биологическое преобразуется человеком в социальное. Биологическая энергия – основной источник сотворения всей человеческой материальной и духовной культуры.

 

 

Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека

 

 

Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

 

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

 

Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ОЖ, на 20% -- экологическими; на 20% -- биологическими (наследственными) факторами и на 10% -- медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь (6).

 

4. Структурные группы здорового образа жизни

 

 

В ЗОЖ выделяют три структурные группы.

 

 

4.1. Созидательно-преобразующая группа

 

 

К этой структурной группе относят все те виды жизнедеятельности, в процессе которых человеком производятся материальные, культурные и духовные ценности, поддерживается мир и стабильность в обществе, воспитывается подрастающее поколение, оказывается медицинская помощь и т.д. Молодое поколение (и в частности, студенты) осваивают научные знания и достижения предшествующих поколений.

 

В процессе созидательно-преобразующей деятельности человек, как правило, расходует запасы своих сил и энергии, качеств и способностей, умений и навыков. Крайне важно, чтобы эта деятельность была высокопроизводительной, эффективной и малозатратной, чтобы она осуществлялась на основе последних, наиболее совершенных научно-практических достижений, на основе норм и правил НОТ.

 

 

4.2. Восстановительно-оздоровительная группа

 

 

К этой структурной группе относятся все те виды человеческой жизнедеятельности, которые нацелены на восстановление и оздоровление человеческого организма в послепроизводственный (послеучебный) период. Характер и направленность восстановления и оздоровления, в конечном счете, предопределяется содержанием и особенностями трудовой (производственной, учебной, профессиональной) деятельности.

 

Крайне важно, чтобы в обществе сложилась научно-обоснованная система мер, направленная на восстановление и оздоровление человека, чтобы в ней нашли свое место полноценное (но без излишеств) питание, нормальный сон, активный отдых, соблюдение норм личной и общественной гигиены, чтобы организм получал ежедневную норму физических движений и т.д. Бедность и безработица, трудовая занятость на 2-3 работах и низкая оплата труда, недооценка восстановительно-оздоровительной деятельности, пассивный отдых, алкоголизм, табакокурение и т.д. привели к резкому росту смертности россиян, снижению рождаемости, детской беспризорности и другим негативным последствиям нашей жизни.

 

 

4.3. Развивающе-поддерживающая группа

 

 

К этой структурной группе ЗОЖ относятся все виды человеческой жизнедеятельности, которые направлены на развитие и совершенствование физических сил, качеств, способностей, здоровья человека.

 

Двигательная деятельность, физические упражнения и спорт были и остаются единственным средством развития и укрепления человеческих сил и энергии, его физических качеств и способностей. Крайне важно, чтобы каждый человек научился сам осознанно, без какого-либо принуждения пользоваться этими абсолютно доступными для всех нас средствами (7; 8).

 

5. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента

 

 

Каждый человек в течение всей своей жизни должен находиться в сфере норм и правил ЗОЖ. Совершенно ясно, что эти нормы и правила у каждого человека в зависимости от возраста будут видоизменяться, что в дотрудоспособном (до 15 лет), трудоспособном (16-59) и послетрудоспособном (после 60 лет) периодах они будут заметно отличаться друг от друга. Известно, что каждый из отмеченных периодов подразделяется в свою очередь на отдельные подпериоды (этапы) и т.д.

 

В данной лекции мы концентрируем внимание на суточном режиме дня студента.

 

 

5.1. Учебное время

 

 

Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные и полевые практики, зачетные и экзаменационные сессии – основное время становлении я личности будущего специалиста высшей квалификации. Все виды учебной работы рассчитаны из 54-часовой учебной недельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от студентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов и наработок, навыков и умений в области ЗОЖ на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации.

 

Мы настоятельно рекомендуем студентам

 

- являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка поможет вам являться на учебу в хорошей физической форме;

 

- быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») – враг ваших успехов;

 

- умело и активно использовать перерывы между занятиями. Помните: движения являются лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие – тайные и явные враги вашего профессионального роста.

 

 

5.2. Внеучебное (занятое) время

 

 

Основная направленность ЗОЖ в занятое (несвободное) время нацелена на восстановление и оздоровление студента после учебы. Сон, питание, личная гигиена, ведение (или участие в нем) домашнего и личного подсобного хозяйства, воспитание детей (младших братьев и сестер), уход за лицами преклонного возраста, время и энергия затрачиваемые на дорогу в вуз и обратно, разного рода временные работы в целях пополнения бюджета и т.д. – вот основные составляющие внеучебного (занятого) времени.

 

Во внеучебное время жизнедеятельность студента чрезвычайно многообразна. В это время совершенно отчетливо видно проявление и восстановительно-оздоровительной, и созидательно-преобразующей и развивающе-поддерживающей структурных групп ЗОЖ.

 

Занятое время студентов не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы студент выкраивал для себя несколько часов свободного времени.

 

 

5.3. Свободное время

 

 

Свободное время – это пора активной творческой деятельности, самообразования, культурного потребления, активной физкультурно-спортивной подзарядки своего организма, товарищеских встреч и общения, активного отдыха и т.д.

 

Свободное время – время самосозидания, самосотворения, самосовершенствования. Именно по тому, как человек пользуется свободным временем, можно судить о его ЗОЖ.

 

В последнее время резко меняется характер труда. Доля физического труда уменьшается, а умственного – возрастает. Работники умственного труда (это касается и студентов) во время своей трудовой деятельности, как правило, не получают необходимой двигательной, физической нагрузки. Но без должной физической нагрузки человек в обязательном порядке столкнется с проблемами гипокинезии, гиподинамии, адинамии и т.д. Все это означает, что объективные (в основном производственные) обстоятельства будут и далее принуждать современного человека (и студентов в том числе) больше, чаще и основательнее обращаться к физической культуре и спорту, овладевать нормами и правилами ЗОЖ (7; 8).

 

6. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании

здорового образа жизни студента.

 

 

Ранее мы уже отмечали, что Госсовет РФ в 2002 году акцентировал внимание на необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди всех социальных групп российского общества, в том числе и среди студентов.

 

Нам представляется, что решение этой проблемы в вузах РФ должно осуществляться по следующим трем направлениям:

 

- по линии более обоснованного, более уточненного, более целенаправленного ведения всего учебного процесса по физической культуре среди студенчества. мы полностью разделяем утверждение Госсовета РФ о необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании ЗОЖ россиян (в том числе и студенчества). Следовательно, каждое учебное занятие по физической культуру и спорту должно быть в конечном счете направлено на формирование и закрепление студентом норм и правил ЗОЖ;

 

- по линии самого широкого развертывания массового студенческого самодеятельного физкультурно-спортивного движения;

 

- по линии более широкого участия студентов в Универсиадах, спартакиадах, Олимпиадах и т.д. Мы абсолютно убеждены в том, что спорт высших достижений и ЗОЖ не только просто совместимы, но и неотделимы друг от друга.

 

 

Заключение

 

 

Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверхактуальными.

 

Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта «в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации» (3, с.4).

 

 

Литература

 

 

1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 года.

 

2. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М., 1999.

 

3. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». – М., 2002.

 

4. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. СПб,, 1912.

 

5. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М., 1970.

 

6. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. – М., 1993.

 

7. Краснов И.С. Формирование здорового образа жизни – важное направление подготовки специалистов высшей квалификации / Вопросы физического воспитания студентов. XXVII, 2003, Изд-во СПбГУ.

 

8. Краснов И.С. Пути формирования здорового образа жизни студентов / Вопросы физического воспитания студентов. XXVIII, 2003, Изд-во СПбГУ.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРАНЕ И ОБЩЕСТВЕ

 

 

Сложность формирования целостной теории физической культуры объясняется тем, что она является предметом изучения многих научных дисциплин, каждая из которых имеет свою точку зрения на данный феномен, использует свой понятийно-категориальный аппарат, свои методы исследования и интерпретирует получаемые результаты с позиций своей конкретной науки. К тому же прикладные исследования явно опережают развитие научных знаний, что также затрудняет создание какой-либо целостной ее теории.

 

Методологический подход к человеку как целостному и неделимому существу, включающему единство биологического и социального, телесного и духовного, организма и личности дает основание выделить три блока дисциплин, изучающих человека:

 

1) естественнонаучные (медико-биологические),

 

2) общественные (социальные) и

 

3) гуманитарные.1 Человек является объектом изучения естественных наук, которые обращают внимание на его телесность, организм, а именно анатомии, физиологии, медицины и др. Общественные науки рассматривают человека как представителя конкретного социума, изучают групповую стратификацию, формы, виды и динамику взаимоотношений между людьми, взаимоотношения людей с социальными институтами. К фундаментальным общественным научным дисциплинам о человеке относятся философия, история, социология, экономика, политика, идеология и др. Предметом изучения гуманитарных наук служит духовный мир человека, общественное и личное сознание, процесс его формирования под влиянием окружающего мира. К этому блоку наук о человеке относятся психология, педагогика, религия и др.

 

Однако такое блочное деление наук о человеке условно, оно не учитывает науки, возникающие и развивающиеся на «стыке» перечисленных блоков. Так, на «стыке» естественных и общественных наук развивается социальная медицина, социальная гигиена, на «стыке» общественных и гуманитарных – социальная психология, философия, религии и др. Этот далеко не полный перечень научных дисциплин о человеке можно было бы продолжить, и по мере развития человеческого общества этот перечень, несомненно, будет возрастать.

 

Таким образом, структура наук, изучающих человека, чрезвычайно многообразна и только, при системном подходе (точнее, системном стиле мышления) - парадигмы современной науки, объединяющей элементно-структурный анализ с функциональным и историческим и поэтому в высшей степени эффективным при изучении социокультурной реальности и человеческого бытия, появляется возможность объективного определения такого сложного явления каким является “Физическая культура”. Это не только обеспечит потребности существования личности и общества, но и создаст условия для их развития, тем самым активно включится в совокупность действий по воспроизводству человека и общества.2

 

Только системы высшего уровня сложности – человек, культура, общество – требуют адекватного трехстороннего рассмотрения: предметного, функционального и исторического. Во-первых, речь идет о предметном анализе, который предполагает решение двоякого рода задач: выяснение того, из каких компонентов разных уровней – подсистем и элементов – состоит изучаемая система, и выяснение связей, соединяющих эти компоненты, т.е. речь идет о субстратном и структурном анализе. Используя системный подход, двигаясь от рассмотрения целого к выявлению места и функций в нем каждого компонента, мы получаем возможность установить необходимость и достаточность всех его «слагаемых» для существования целого. Например, смысл отдельных единоборств в футболе может быть понятен только при знании и понимании правил и принципов игры в целом. Во-вторых, выделяется класс систем, называемый функциональными, к которым относится культура. Следует различать внешнее функционирование и внутреннее: т.е. жизнь системы в среде и жизнь каждого компонента в его взаимодействиях с другими в недрах самой системы. Как правило, у каждого компонента системы есть одна функция, определяющая его роль в системе, его необходимость для ее целостного существования. Функциональный аспект методологии системного исследования делает понятным значение одного из важнейших ее принципов – идти в анализе не от частей к целому, а от целого к частям. В-третьих, это особый тип функциональных систем, в которых действие протекает не по замкнутому циклу, как в системах технических и биологических, а постоянно изменяется, то более, то менее радикально, делая систему развивающейся. Изучение самого сложного класса систем – социокультурных, само бытие которых есть развитие, их изучение должно органически включать историческое их рассмотрение.3

 

Проблемы культуры и здоровья человека всегда связаны с историческим прошлым народа, географическими, климатическими и другими особенностями места проживания, особенностями национального менталитета и многими другими причинами. Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как противоположность понятию «натура», т.е. природа. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное» в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому» и применялось, прежде всего, для различения дикорастущих растений от растений, выращиваемых людьми. Со временем слово «культура» стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный характер, их человекотворное, а не божественное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец себя самого, как плод преобразования богоданного или природного материала, попадал в сферу культуры, и она приобрела смысл «образование», «воспитание». Не вдаваясь в детали, вспомним, что каждое общество имеет свою структуру, внутри которой каждый член общества занимает определенную позицию; причем каждый обладает определенным уровнем культуры, определяющим поведение людей в процессе общественного воздействия. Иначе говоря, культура рассматривается как личностный аспект человеческого бытия, как процесс совпадения и гармонизации общественного и личного. Таким образом, каждое общество имеет свой уровень развития культуры, который может варьироваться в зависимости от социально-экономических и естественных условий, поэтому одна из главных причин застоя и деградации во всех сферах – начиная с материального производства и организации политической жизни и кончая человеческими отношениями в быту, характером народного образования, проведением досуга – состоит в низком уровне культуры во всех ее аспектах – культуры труда, культуры управления, нравственной культуры, политической культуры и т. д.

 

На основании вышеизложенного правомерно в структуру понятия «физическая культура» как части культуры включать такие социальные явления, как: физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Каждое из этих явлений обозначает социальный институт, имеющий сложную структуру с системами политических, экономических, юридических, этнических и других органов и нормативов.

 

При таком подходе к структуре понятия “физическая культура” возможна социокультурная ориентация физической культуры относительно главных социальных сфер жизни общества: образования, труда, досуга. Названные компоненты физической культуры взаимосвязаны, способны переходить друг в друга, подвижны и проявляются в единстве и многообразии.

 

 

1.Физическая культура рассматривается сегодня в широком смысле, она включает в себя обучение, воспитание, развитие, формирование мировоззрения и культуры личности. Обучение направлено на накопление знаний и навыков, а воспитание связано с формированием потребностно-мотивационной сферы индивида. В отличие от обучения, апеллирующего почти исключительно к сознанию субъекта, воспитание направлено главным образом на подсознание субъекта.

 

Процесс физической культуры можно представить в виде следующей схемы: от физического воспитания к саморазвитию и далее к самосовершенствованию через вооруженность, свободу выбора средств удовлетворения и самопознания. Подобные подходы обуславливают необходимость использования активных методов обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого занимающегося. В свете сказанного этот компонент понимается как единство двух составляющих частей: ориентирующих обучаемых в сфере культуры здоровья и творчески деятельной. Первая составляющая часть призвана создать у индивида целостное представление об элементах общей культуры здоровья и каком-либо виде спорта. Вторая составляющая часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов функционально-оздоровительной и спортивной деятельности, а также умения применять их при решении оздоровительных задач. Для эффективной реализации неспециального физического воспитания и образования необходимо создать педагогическую систему формирования у граждан потребностей в физической культуре с мощной системой оздоровительных технологий, обеспечивающей осознанный здоровый образ и спортивный стиль жизнедеятельности каждого человека.4

 

История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному.

 

В условиях первобытного строя при воспитании молодежи главное внимание уделялось подготовке ее к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд "посвящения", когда юноши в состязаниях показывали свои физические способности.

 

В рабовладельческой Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин. Яркую картину спартанского воспитания нарисовал Плутарх в биографии спартанского законодателя Ликурга. Воспитание в Афинах предполагало интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. В трудах Сократа и Аристотеля содержатся воззрения на необходимость формирования физической культуры тела.

 

Основной идеей всех гуманистов эпохи Возрождения (Витторио да Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор, Томазо Кампанелла, Иероним Меркуриалис) было использование физического воспитания не только для военной подготовки, но и для укрепления здоровья и развития физических сил.

 

Великий славянский педагог Ян Амос Каменский обосновал классно-урочную систему обучения и требовал обязательного включения подвижных игр и гимнастических упражнений в систему образования и воспитания детей и молодежи.

 

В педагогической теории XVII века руководящим принципом воспитания считался принцип полезности. Педагоги того времени уделяли большое внимание заботе об укреплении здоровья детей. Джон Локк в своем главном труде «Мысли о воспитании» предлагает тщательно разработанную систему физического воспитания будущего джентльмена, провозглашая его основное правило: "Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире...". Локк подробно описывает приемы закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

 

Французские просветители XVIII века Жан-Жак Руссо и Клод Адриан Гельвеций в ожидании новой эры, царства разума на Земле, в своих трудах рассматривали вопросы воспитания нового человека. Руссо в работе «Эмиль, или о воспитании» утверждал, что поскольку тело рождается раньше души, то первой должна быть забота о теле. Сначала закаливание, затем игры и физические упражнения укрепляют тело ребенка, содействуют формированию его характера. Гельвеций в книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» определяет задачу физического воспитания в том, "...чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству...". Швейцарский педагог Иоганн Пестолоцци предложил свою аналитическую методику обучения детей физическим упражнениям и двигательным действиям. Тем самым он положил начало искусственным упражнениям, с помощью которых можно целенаправленно достигать желаемых результатов в физическом развитии детей и подростков.5

 

В 40-х годах XIX века в Западной Европе сложился капиталистический строй, обострились классовые противоречия. Карл Маркс и Фридрих Энгельс разрабатывают стройное учение о всестороннем развитии человека, основанном на единстве умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания и политехнического образования, тесно связанного с участием в производительном труде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.