Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

D. Все ответы верны.??? 3 страница




 

В России над преобразованием дела воспитания работали прогрессивные общественные деятели и педагоги И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович. Н.И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» отмечает, что "...первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места...".6 А.Н. Радищев разделял взгляды Д. Локка об основных путях и средствах физического воспитания, считая, что оно должно начинаться с самого раннего возраста и осуществляться при помощи разнообразных физических упражнений и закаливания. Развитие и укрепление физических сил, по его мнению, очень важно и для укрепления сил духовных.

 

В 60-е годы XIX столетия в период большого общественного движения разрабатывали вопросы воспитания подрастающего поколения Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Они оценивали физическое воспитание с точки зрения развития и укрепления физических сил и здоровья человека, а также как одно из условий успешного развития сил духовных: "...только при наличии здорового организма, здоровых органов чувств, нервной системы и мозга, являющегося носителем психических функций, может вполне нормально протекать духовное развитие детей...".7 Для правильной постановки физического воспитания Н.А. Добролюбов предлагал использовать разнообразные средства физического развития, соответствующие возрасту и силам учащихся, чередовать физические и умственные упражнения, труд и отдых, обеспечить нормальное питание и сон ребенка. Среди различных средств физического воспитания Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов отводили видное место физическому труду. Этой точки зрения придерживался и К.Д. Ушинский.

 

В конце XIX- начале XX века в России нарастает общественное движение в области народного образования. В это время работает П.Ф. Лесгафт – доктор медицины, специалист в области анатомии и педагогики, организатор педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. В труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" П.Ф. Лесгафт предлагает оригинальную систему физического воспитания на основе закона постепенности и последовательности развития и закона гармонии.

 

В период становления советской педагогики основное внимание уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения в органичной связи с умственным, физическим и эстетическим. Здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, А.С. Макаренко и др.). Была создана широкая сеть детских учреждений нового типа, оздоровительные площадки, школы на открытом воздухе - лесные, степные, приморские, санаторные. В школах составлено твердое расписание и распорядок дня.

 

20-е годы XX века ознаменовались изучением адаптационных механизмов человеческого организма в связи с изменениями биосферы. (В.Р. Эккорд, Саркизо-Серазини, П.Г. Мезерницкий и др.) Разрабатываются и внедряются в практику вопросы семейного воспитания, его влияния на формирование потребности в здоровом образе жизни. В этот же период появились работы, где рассматривается зависимость процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня развития их сознания, факторов воли и установки доминанты волевого посыла (И.Т. Назаров, Е.А. Андрианова).

 

В конце 40-х - начале 50-х годов вновь получает актуальность проблема формирования здоровья. Новая установка на гигиенический аспект здорового образа жизни была вызвана необходимостью послевоенного времени. Основоположником советской системы гигиенического воспитания школьников признан И.И. Мильман. Еще в 20-е годы он разработал систему уроков здоровья, а его последователи - серию учебных пособий по личной и социальной гигиене, профилактике, сохранению работоспособности.

 

В конце 60-х и начале 70-х годов идет разработка проблемы охраны здоровья детей (Н.А. Бернштейн, Н.П. Дубинин, Д.М. Дубровский, А.И. Киколов и др.).

 

В 70-80-е годы ведутся исследования по вопросам гигиенического воспитания (Н.А. Бернштейн, В.А. Воскресенский, В.И. Загвязинский и др.), охране здоровья обучающихся детей, соблюдению гигиенических требований к организации учебных предметов (Д.А. Изуткин и др.).

 

В 1981-1983 годах И.П. Березин и Ю.В. Дергачев создали "Школу научных основ здоровья", где апробировали целостную систему комплексной индивидуальной профилактики (ЦСКИП), направленную на мобилизацию внутренних резервов организма человека и борьбу с факторами риска.

 

В 1980 году И.И. Брехманом был предложен термин «валеология», который обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного формирования его. На стыке наук о человеке развивается новое направление в педагогической науке - педагогическая валеология как наука о включении человека в процесс формирования своего здоровья (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.). Интересная концепция педагогической валеологии разработана Л.Г. Татарниковой, где автор считает, что новый курс в школе,«валеология», должен быть направлен не только на обеспечение физического и психического здоровья школьников, но являться важным компонентом философского гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления жизни каждого человека в общей системе мироздания.

 

Поэтому, одним из основных аспектов современного образования является задача воспитания у молодежи потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к «самосозиданию» и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания – формирование физической культуры личности как части ее общей культуры.

 

 

2. Основным творчески деятельным компонентом понятия «физическая культура» является спорт, иерархическая структура которого состоит из двух составляющих: общедоступного спорта и спорта высших достижений.8

 

Данная часть лекции посвящена освещению основных социокультурных характеристик спорта как феномена современного общества. И прежде всего речь пойдет о важнейших социокультурных функциях спорта с тем, чтобы в дальнейшем перейти к рассмотрению соотношения спорта и системы здравоохранения, спорта и системы образования. Наконец, отдельным предметом анализа в заключительном параграфе станут Олимпийские игры, которые без преувеличения и прежде были, и теперь являются своеобразным субстанционным выражением социокультурной сущности спорта, несут в себе все его содержательные характеристики и функции.

 

Социокультурные функции спорта.

 

Социальные функции спорта обстоятельно исследованы в многочисленных трудах социологов и философов. В них убедительно показано, что спортивные отношения как и общественные отношения являются содержательным наполнением всех социальных институтов. Культура же является оформлением этого содержания в процессе созидательной и целенаправленной деятельности людей. Поэтому социолог рассматривает разнообразные организации, учреждения, как воплощение общественных отношений, а культуролог — как придаваемые этому содержанию культурные формы. (Например, в распространенном сейчас противопоставлении "дикого базара и культурного рынка"). Поэтому становится понятным получившее в последние годы широкое распространение понятие «социокультурное», «обозначающее» связь и различие этих двух сторон человеческого бытия. Во всяком случае, не случайно именно в наше время в научно-теоретическом обиходе появился такой концептуальный бином как понятие "социокультурный", свидетельствующий о преодолении былой односторонности взгляда на жизнь человека, как чисто социальную или чисто культурную реальность, и об обретенном понимании свойственной его бытию и развитию диалектики, их различия и единства. Спорту, как явлению общественной жизни, свойственны как специфические культурные, так и общекультурные функции. Они тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом, их разделение друг с другом носит условный, подвижный характер.

 

К первым следует отнести такие функции, как развитие физических способностей, удовлетворение социальных и естественных потребностей в двигательной активности и оптимизации на этой основе физического состояния, т.е. состояния здоровья, физического развития, улучшение телосложения. Особенное значение имеет состояние здоровья. Например, К.Маркс связывал здоровье трудящихся - основной производительной силы общества - с совокупностью физических и духовных способностей человека, со свойствами как организма, так и личности человека[1]. Здоровье человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами и имеет, можно сказать «двойную детерминацию». Спорт способствует профилактике и снижению значительного количества заболеваний.

 

Общекультурные функции спорта возникают в результате его многосторонних связей с другими общественными явлениями.

 

Эти связи не всегда самоочевидны. Действительно, если ограничиться, к примеру, рассмотрением правил спортивных соревнований, особенностей техники и тактики, применяемых в тех или иных видах спорта, закономерностей тренировочного процесса, то довольно трудно обнаружить зависимость спорта от социальной среды, социальной структуры общества. Это и создает иллюзию полной автономности спорта, дает повод для того, чтобы считать его изолированной системой. Однако эта иллюзия исчезает, стоит только обратится к таким особенностям спорта, как позитивное воздействие на человека и человечество.

 

Спорт, являясь одним из важнейших средств укрепления здоровья человека, его физического развития и совершенствования, оказывает существенное позитивное воздействие и на его духовный мир, его мироощущение, эмоции, моральные принципы, эстетические вкусы, способствуя формированию гармонически развитой личности.

 

Спортивная деятельность имеет глубоко эвристический, творческий поисковый характер, воспитывает импровизационную точность мгновенно принимаемых единственно верных решений» Спорт предоставляет каждому человеку огромные возможности для самовыражения, самоусовершенствования и самоутверждения, Он вызывает у людей радость общения, сопереживания и сопричастности.

 

Современный спорт имеет также важное значение в развитии контактов между людьми не только в рамках одной страны, но и международном масштабе, играя существенную роль в углублении взаимопонимания между народами, в их сближении, способствует созданию климата доверия и мира. Поэтому спорт тесно связан с психической, нравственной, эстетической, коммуникативной и другими сферами культуры, включается в них определенными своими функциями и в этом отношении является их составным компонентом.

 

Сказанное относится к специфическим культурным и общекультурным функциям спорта, их органично дополняют социокультурные функции. Последние, несмотря на многообразие точек зрения в научной литературе по данному вопросу, можно представить в виде определенной градации. В ней взаимоположение функции выражает их действительный статус и значение в современном обществе. Итак, речь идет о следующих социокультурных функциях спорта

 

Во-первых, следует назвать соревновательную функцию, в которой выражена основная социокультурная сущность спорта. В ней воплощены несколько важнейших аспектов спорта, связанных и с творческой активностью спортсменов, и с формированием у них необходимых волевых качеств у и с обменом спортивными результатами своего опыта и достижений, а также с другими обстоятельствами. В самом деле, социальный феномен соревнований выступает ядром спорта, характеризует спорт как форму интенсивной социальной активности. Будучи исходной формой спортивных отношений, всякое состязание для человека представляет собой борьбу, требующую предельного напряжения всех сил и способностей. При этом поиск предела человеческих возможностей неизменно направляет спортсмена по пути постоянного развития и прогресса физических и духовных сил. В процессе соревнований демонстрируется и сопоставляются самые разнообразные спортивные достижения и результаты, выступающие конкретизированным выражением систематических тренировок и самосовершенствования. Кроме того, в соревнованиях демонстрируются самые современные технические средства спорта и осуществляется общественное признание отдельных спортсменов и команд. Иначе говоря, очевидно, что без знания и учета социокультурных процессов в современном обществе невозможно обеспечить высокую готовность человека или спортивной группы к соревнованию.

 

Рассматривая соревновательную функцию спорта в современном обществе, следует выделять такой ее аспект, как рекреативно-развлекательный и компенсаторный. Речь идет о том, что спортивные и иные физические упражнения разной степени интенсивности предусматривают снижение и ликвидацию недостатка двигательной активности у многих людей, ограждение их от неблагоприятных влияний внешней среды на человеческую психику, получение удовольствия от самих спортивно-физкультурных занятий, получение ощущения "мышечной радости" и здоровья. Наконец, речь идет также о признании результатов спортивно-физкультурной деятельности современным обществом, утолении так называемого "эмоционального голода" от ролей спортсменов или болельщиков.

 

Другой аспект соревновательной функции заключается в осуществлении волевой подготовки спортсменов и спортивных команд. Действительно, процесс занятий спортом развивает у занимающихся такие социально-значимые качества, как целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, выдержку, инициативность, самостоятельность и самообладание, так необходимые для получения высоких достижений в состязаниях, а также в повседневной жизни.

 

Названный аспект органично дополняет еще одна особенность соревновательной функции, заключающаяся в реальном обмене опытом методики спортивных тренировок между отдельными спортсменами, спортивными группами, национальными командами. При этом собственно предметом обмена опытом могут быть кроме перечисленного, также и спортивные звания, техника спортивной деятельности, формы организации спортивно-физкультурной работы.

 

Наконец, в соревновательной функции спорта в полной мере проявляется его творческий аспект, связанный прежде всего с гармоническим и всестороннем развитием личности. В соответствии с потребностью человека в творческой активности данный аспект соревновательной функции приобретает особую социальную ценность. Ведь по своей природе "потребности индивида являются тем соединительным звеном, которое связывает его индивидуальную жизнедеятельность и общественное взаимодействие индивидов, их общественную жизнь. Потребности, обусловленные тесной организацией человека, оказываются диалектическим единством (в известном смысле тождеством) индивидуальной деятельности организма и взаимной общественной деятельности людей.[2]

 

Следует отметить, что пока потребность человека не удовлетворена, он находится в состоянии недовольства своими потребностями, а, следовательно, и с самим собой. Это побуждает его действовать, овладевать предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои потребности. Иначе говоря, удовлетворение потребностей является реальной предпосылкой и фактором формирования способностей личности. Тем самым личность приобретает возможности для самовыражения, самоутверждения, свободной и самобытной жизнедеятельности. Ведь всесторонность развития личности, без сомнения, расширяет границы человеческой свободы. Но для овладения этим, сам человек должен быть достаточно развитым и образованным. И в спорте в полной мере представлены широкие возможности для всесторонней творческой активности и созидания нового. Благодаря этому спортсмен приобретает навыки действия в обстоятельствах, не только предусмотренных стереотипами спортивно-физкультурной деятельности, а также действовать в процессе обучения, трудовой деятельности, организации отдыха и т.д. Но это уже относится к следующей социокультурной функции спорта.

 

Итак, соревновательная функция, выражающая в концентрированном виде социокультурную сущность спорта, воплощается в самых разнообразных аспектах спортивной деятельности. Эту функцию органично дополняет следующая функция социализации, которая также имеет многообразные проявления. В самом деле, социализирующая функция спорта содержит в себе и воспитательный аспект, и ценностно-нормативный, и даже связана с формированием индивидуальности человека. Включаясь в огромную сеть социальных контактов, он готовит себя к успешному выполнению своих социальных обязанностей.

 

А.Воль совместно с Е.Пуделькевичем написал интересную работу - как вовлечение в спорт превращается в процесс социализации в спорте.[3] По их мнению, "вовлечение в спорт" означает такую устойчивую позицию людей, которая делает их склонными к тому, чтобы взять на себя какие-то определенные роли в спорте. Эти роли могут быть активными (игрок, участник соревнования, занимающийся физическими упражнениями, тренер, судья, служащий спортивного учреждения, научный работник, работник прессы) и пассивными (зритель, болельщик, читатель спортивной прессы). Причем пассивность носит относительный характер, поскольку зритель или читатель в определенной степени является "соавтором" создаваемой культуры, ибо он дает оценки и высказывает мнение. Выполнение этих ролей носит намеренный характер и означает, что люди признают спорт как определенную ценность. Вовлечение в спорт затрагивает не только те или иные позиции, занимаемые по отношению к спорту, но оно связано с конкретным мнением о спорте и конкретным состоянием сознания. Авторы поясняют данное положение: "Это означает участие в определенных культурных достижениях, создаваемых спортом. Этим объясняется тот факт, что можно измерять и устанавливать различные степени вовлечения в спорт количественно, а также и с точки зрения качества. Количественно, поскольку можно установить его степень с помощью положения, занимаемого спортом в иерархии признанных ценностей, а также, поскольку можно установить степень понимания значения.

 

Среди факторов и условий, оказывающих влияние на рост вовлечения в спорт, существенное значение имеет: наличие предварительных знаний о спорте, развитие системы физического воспитания в детском саду, школе, вузе. спортивные увлечения вне учебных заведении, уклад семейной жизни и др.; среди молодого поколения отношение к спорту должно стать таковым, чтобы стало считаться неприличным уклоняться от участия в спорте и быть безразличным к его ценностям.

 

Отношения и нормы поведения в спорте стали в развитых странах настолько очевидными инструментами социализации, что такие влиятельные общественные институты, как школа, политические партии и т. п., используют спортивное движение для достижения социальных целей. Чем шире вовлечение в спорт, тем больше разнообразия в формах самой социализации. Чем значительнее масштабы спортивной социализации, тем большее влияние оказывают процессы социализации на популярность спорта, "замыкая цепь обратной связи в рамках одной цельной социокультурной системы"[4].

 

Система физического воспитания, в которой осуществляется педагогическое руководство физическим развитием личности. рассматривается как процесс формирования и удовлетворения физиологических и социальных потребностей людей в физическом саморазвитии. Переход от физического саморазвития к физическому самосовершенствованию связывается с формированием у человека идеальной потребности в самопознании. Через познание самого себя, своих потребностей и индивидуальных особенностей, человек может прийти к выбору своего способа физического самосовершенствования и выработать для себя в рамках этого способа индивидуальный стиль деятельности. То есть, в спорте имеются все возможности для развития индивидуальных способностей и склонностей человека. Иногда индивидуализация современного человека приводит к изоляции и одиночеству.

 

Ценностный аспект спорта проявляется и через его коммуникативные функции, которые способствуют обогащению личности в процессе общения, как на уровне присутствия, так и на уровне действия. Аспект общения в спорте заключен в содержании тех отношений, в которые вступает спортсмен с обществом и его институтами, с тренерами, организаторами спорта, представителями науки, другими спортсменами, любителями спорта. Смысл этой функции состоит в укреплении общности людей совместной самоцельной деятельностью, направленной преимущественно на получение положительных эмоций от самого этого общения. Процесс общения, не создавая никаких вещественных предметов, способен выходить далеко за пределы обслуживания предметной деятельности, становясь игровой, самоцельной в широком смысле слова. Коммуникативная функция включает в себя также аспекты престижа, связанного со стремлением к самоутверждению с, помощью занятий спортом и отвлечения, направленного на реализацию, образно выражаясь, "культурно-терапевтических'' задач. Он помогает воспитанию педагогически запущенных детей и подростков, является одним из естественных средств изоляции молодежи от вредного влияния улицы. Опыт убедительно показывает, что спорт является одним из наиболее эффективных средств их перевоспитания, предоставляя широкие возможности для реализации энергии, инициативы, творчества и физических способностей, для проявления лидерства и соперничества на здоровой основе.

 

Воспитуемый не воспринимает внушаемых ему воспитателем ценностей, если у него нет интереса к этим ценностям. Познавательная функция спорта позволяет выяснить его место и роль в жизни общества и каждого человека, значение биологических и других процессов, происходящих при выполнении физических упражнений. В ходе реализации данной функции, включающей в себя такие аспекты как образовательный, подготовительный, прикладной, прогностический и даже аспект интеллектуации, осуществляются мероприятия среди широких слоев населения по разъяснению значения спорта для здоровья, воспитания активной жизненной позиции продления творческого долголетия. Для воспитания познавательной активности на физкультурно-спортивных занятиях существенное значение имеет повышение уровня знаний о физической культуре и спорте, выработка у занимающихся сознательного отношения к формированию двигательных действий, повышения интереса к занятиям. Организовывать познавательную деятельность необходимо путем предоставления занимающимся большей самостоятельности, творческой инициативы при разумном усложнении познавательных задач, требующих применения приобретенных знаний, умений и навыков в изменяющихся условиях обучения. Действенным средством воспитания познавательной активности являются задания для самостоятельной работы. Необходимо включать в активный учебный процесс и учащихся, освобожденных от практических занятий. Они должны наблюдать за выполнением упражнений другими учащимися и фиксировать свои наблюдения.[5]

 

Реализация познавательной функции позволяет личности проявлять свои творческие способности, отвечает потребности человека в творческой жизнедеятельности. По своей природе "потребности индивида являются тем соединительным звеном, которое связывает его индивидуальную жизнедеятельность и общественное взаимодействие индивидов, их общественную жизнь. Потребности, обусловленные тесной организацией человека, оказываются диалектическим единством (в известном смысле тождеством) индивидуальной жизнедеятельности организма и взаимной общественной деятельности людей".? Следует принять, что пока потребности человека не удовлетворены, он находится в состоянии недовольства своими потребностями, а стало быть, и собой. Это побуждает его действовать, овладевать при помощи действия известными предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои потребности. Иначе говоря,.удовлетворение потребности есть реальная предпосылка и фактор формирования способностей личности. Тем самым личность получает возможность самовыражения, самоутверждения, самостоятельности и свободной деятельности. Всесторонность развития, собственно говоря, расширяет границы человеческой свободы. Но для этого сам человек должен быть достаточно развитым и образованным. В спорте имеются широкие возможности всестороннего развития, творческой деятельности, связанной с созданием нового. Благодаря этому спортсмен приобретает возможность действовать в иных обстоятельствах, не предвиденных стереотипом спортивной деятельности. Этим объясняется, помимо других причин, успешная деятельность спортсмена в процессе труда, обучения, организации отдыха. Творческий характер спорта во многом связан и с тем, что представляет собой гуманизированную, игровую модель соревновательных ситуаций реальной жизни. Игра всегда предельно насыщена в эмоциональном отношении. Она, как правило, связана не только с установившимися правилами, но и с выдумкой, изобретательностью и эстетическими переживаниями. "Основным стержнем в спортивном состязании во всех его видах, является, как и в искусстве, игра. Она придает ему эстетические качества. С потерей игры спорт превратился бы просто в конфликт, разрешаемый с позиции силы".1 Связь спорта с игрой является одним из важнейших аспектов культурной ценности, как средства внеутилитарного и внеинформативного общения людей и представляет собой попытку овладеть реальным миром, многообразными силами природы и человеческого тела, а вместе с тем создать как бы новый мир, новую нормативную действительность, которая является промежуточной между свободой во всей ее полноте и «неволей», как беспощадной необходимостью[6].

 

Социальная роль таких явлений общественной жизни, как политика, идеология и спорт, непостоянна. Она динамична, как динамичен весь исторический процесс. Одни связи ослабевают, приобретают второстепенное значение, другие, наоборот, выступают на передний план. Если тот или иной класс, нация, государство признают ценность спорта, они делают все, чтобы поставить его себе на службу, взять в свои руки управление и контроль над ним, в этом проявляется управляющая функция идеологии. Она выступает, наряду с экономикой и политикой, средством управления общественными процессами.

 

В идеологии определяется и обосновывается политическая заинтересованность государств в спорте, разрабатываются пути и средства их обеспечения, одним из которых является идеологическое воздействие на население. Уже простая информация о спорте носит идеологический характер, служит средством управления спортом и спортивным движением, спортивной пропаганды, агитации, рекламы и т.п. То есть, идейно-политическая функция предусматривает рассмотрение не только собственно идеологических и политических аспектов, но и пропагандистского, а также управленческого.

 

Завершая рассмотрение основных социокультурных функций спорта и личности, следует отметить, что при отставании духовного развития нередко наблюдаются неожиданные последствия, выражающиеся в ущербе здоровью спортсменов в результате нерационального построения тренировочного процесса. Также имеют место некоторые социальные черты, которые проявляются в поведении спортсменов (аморальное поведение, леность в труде, индивидуализм, нездоровый азарт, склонность к стяжательству и карьеризму). В спорте высших достижений социально и биологически необходимые уровни двигательной активности могут не совпадать. Это проявляется в виде гипердинамии. Все это снижает эффект социального управления спортом как культурным феноменом. Названные функции спорта взаимосвязаны, способны переходить друг в друга, подвижны, проявляются в единстве и многообразии.

 

Итак, выделенные социокультурные функции спорта в последующих параграфах позволяют полнее раскрыть органическую связь спорта и здоровья, спорта и образования, а также рассмотреть другие важные вопросы.

 

 

3. Физическую рекреацию можно смело отнести к сфере досуга и отдыха. Общепринятым и бесспорным является признание того факта, что объектом-субъектом физической рекреации является человек, его здоровье. При этом основной функцией физической рекреации признавалась функция оптимизации состояния организма человека, адаптации его к условиям своего природного существования. Она рассматривалась преимущественно в рамках медико-биологических дисциплин, так как наличие слова «физическая» традиционно связывалось с организмом человека. На этом, в частности, построена концепция физической рекреации, разработанная В.М. Выдриным и А.Д. Джумаевым.12

 

Отправным пунктом, когда речь идет о сохранении и укреплении здоровья, считается понятие, принятое Всемирной Организацией Здравоохранения: здоровьем является состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Вместе с тем в этом понятии нет указания на самочувствие и ответственность индивида за состояние своего здоровья, а абстрактное понятие «благополучие» дает возможность его субъективной трактовки. Поэтому несомненную актуальность приобретает изучение здоровья человека как социальной ценности, позволяющей выяснить его политическое, экономическое, эстетическое, нравственное и психофизиологическое содержание, определить приоритеты социокультурной политики государства, отказаться, наконец, от порочной практики остаточного принципа социального планирования и бюджетного финансирования этой сферы общества, убедить руководителей всех уровней и рангов, что нельзя экономить на здравоохранении, культуре, образовании, показать, что вложения в эту сферу возвращаются сторицей через многие стороны жизнедеятельности человека. Здоровье людей является важнейшим показателем социального и культурного прогресса, бесценным капиталом общества.10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.