КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
См. вопрос 10 темы 3!
Формы производственой гимнастики (краткая характеристика). Определение, цель и задачи производственной физической культуры. Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста Професионально-прикладной спорт. Целостное применение прикладных видов спорта основано на отборе их по преимущественному влиянию на студентов. Каждый вид спорта способствует совершенствованию определённых физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые входе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными. В связи с этим, для студентов различных специальностей производится соответствующий отбор, например, для геодезистов – туризм, спортивное ориентирование; для летчиков – планерный, самолетный, парашютный спорт; для строителей – гимнастика, акробатика, альпинизм; для работников сельского хозяйства – лыжный спорт, спортивное ориентирование, силовые виды спорта; для инженеров, управляющих многопозиционными пультами дистанционного управления – длительный кроссовый бег, плавание, лыжный спорт, баскетбол, борьба. Например, для совершенствования координации движений рекомендуются акробатика, гимнастика, прыжки в воду, городки и др., т.е. виды, способствующие совершенствованию перцептивного анализатора, ориентировке в пространстве. Для воспитания общей выносливости применяются длительный кроссовый бег, лыжный спорт, плавание, туристские походы, гребля и т.д. Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Производственная физическая культура - система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями трудового процесса. Цель производственной физической культуры - способствовать укреплению здоровья и повышению производительности труда работающего. Основными задачами производственной физической культуры являются: § подготовить организм человека к включению в трудовой процесс; § оптимально поддерживать уровень высокой работоспособности в течение рабочего дня и обеспечить восстановление организма после окончания работы; § профилактика влияния неблагоприятных факторов труда, способствующая повышению устойчивости организма к их воздействию. В основе производственной физической культуры лежит теория активного отдыха. Русский физиолог И.М. Сеченов доказал, что переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц. Переключение с одного вида работы на другую, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха. Методика производственной физической культуры находится в зависимости от характера и содержания трудового процесса и имеет "контрастный" характер (В.И. Ильинич, 1999): § чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот; § чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами производственной физической культуры; чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях производственной физической культуры. Производственная физическая культура - система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями трудового процесса. Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет следующие формы: § вводная гимнастика - комплекс специально подобранных физических упражнений систематическое выполнение которого помогает сократить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности, с нее рекомендуется начинать рабочий день; § физкультурная пауза - проводится в начале периода снижения работоспособности; оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц; § физкультминутки общего или локального воздействия - применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более); § микропаузы активного отдыха - это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 секунд. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движений) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, приемы самомассажа, дыхательные упражнения, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере необходимости. При построении комплексов упражнения необходимо учитывать: 1) рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища; 2) рабочие движения (быстрые или медленные, однообразие или разнообразие); 3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств); 4) степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность); 5) возможные отклонения в здоровье; 6) санитарно-гигиеническое состояние места занятий. 3. Вводная производственная гимнастика: задачи, типовая схема. Вводная гимнастика - комплекс специально подобранных физических упражнений систематическое выполнение которого помогает сократить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм, выполняемых в течение 5-7 минут. Цель вводной гимнастики – активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Типовая схема вводной гимнастики (Л.Н.Нифонтова): 1. Упражнения организующего характера (ходьба). 2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног 3. Упражнения общего воздействия (приседания, бег, прыжки). 4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами. 5-8. Специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы. 4. Физкультурная пауза на производстве: задачи, типовая схема. Физкультурная пауза проводится в начале периода снижения работоспособности. При 8-ми часовом рабочем дне пик снижения работоспособности возникает через 3 и 6 часов после начала работы. Оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений и проводится в течение 5-7 минут. Физкультурная пауза для людей, занятых умственным трудом, состоит из физических упражнений с широкой амплитудой движений, выполняемых стоя. Необходимо включать упражнения для мышц ног, которые создают условия для улучшения кровообращения во всем организме, ликвидируют застой крови в области нижних конечностей и малого таза. При подборе упражнений обязательно необходимо включать наклоны в стороны, прогибания назад, вращения туловища для улучшения осанки и снятия нагрузки с позвоночника. Типовая схема для этой группы профессий следующая: 1.Упражнение в потягивании. 2. Упражнение для мышц туловища, ног и рук. 3. Упражнение для мышц туловища, ног и рук более динамичное, с большей нагрузкой. 4. Упражнение общего воздействия - приседание, бег, прыжки. 5. Упражнение для мышц ног, рук и туловища и их комбинации с акцентом на движения ногами. 6. Упражнение на расслабление мышц рук. 7. Упражнение на внимание, координацию движений. Для более точного определения места физкультурных пауз необходимо учитывать динамику работоспособности в процессе рабочего дня. 5. Физкультурная минутка на производстве: задачи, типовая схема. Физкультминутки могут быть общего или локального воздействия, они применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более). Состоят из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1-2 минут. В физкультминутках общего воздействия первое упражнение обычно бывает связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Второе упражнение - наклоны или повороты туловища, в сочетании с движениями рук и ног, третье - маховые движения. Физкультминутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых ощущается усталость. Как правило, при этом используются упражнения на расслабление. Одновременно можно использовать элементы самомассажа для усиления восстановительного эффекта. Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы. 6. Микропаузы активного отдыха на производстве: задачи, типовая схема. Микропаузы активного отдыха -это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 секунд. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движений) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, приемы самомассажа, дыхательные упражнения, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере необходимости.
№9. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: · воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; · сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; · всесторонняя физическая подготовка студентов; · профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности; · приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей; · совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов; · воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
№10. Как я понимаю ответ на этот вопрос, стоит рассказать о том что с человеком происходит когда ведя долгое время не здоровый образ жизни, он приучается к здоровому! Т.е. хорошее настроение, нет причин жаловаться на физическое здоровье, высокий иммунитет вследствие ведения здорового образа жизни и т.п.! или так: Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
ТЕМА №4 №1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов, объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную Нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе. Учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю, включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8––9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации. Критический и сложный для студентов экзаменационный период — один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования. Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний.
№2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы — 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления. Основной фактор утомления — сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |