Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о бытии в философии средних веков




Социокультурные и мировоззренческие предпосылки возникновения

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Cредневековая философия

Первые века нашей эры характеризуются кризисом рабовладельческого строя и возникновением феодализма. Этот процесс сопровождается возникновением государства, ставшим ведущим явлением западного средневековья. Философия в эту эпоху развивается в рамках христианского мировоззрения.

Христианское мировоззрение складывалось в борьбе с античным и отличалось главным образом по следующим позициям:

1. Античное ориентировалось преимущественно на внешний мир и стремилось осознать его как грандиозное, новое, живое и гармоничное образование (космос). Средневековое обратилось внутрь человека, т.е. идея христианства - личное спасение. Предметом анализа становятся совесть, вера, надежда, любовь, самосознание, религиозный мотив... Средоточием духовности объявлялась вера. Разуму отводилась второстепенная роль;

2. Человек, в античном мировоззрении, занимает центральное место, в силу центрального положения Земли в структуре вселенной. В средневековой философии, центральное место человека обуславливается тем, что он является высшим творением бога, по образу и подобию. Существенное отличие человека от всего мира усматривалось в его духовности;

3. В античном мировоззрении неравенство людей усматривалось в их природе. В средневековом - все люди равны перед богом, ибо несут духовное начало (именно в этом их подобие богу). Признание этого было громадным, но противоречивым шагом вперёд, ибо не означало социального, политического и экономического равенства. Все люди рабы божьи - возникает идея универсализма человеческой природы, а Христианство понимается, как универсальная религия.

  1. В античном мировоззрении время циклично. В средневековом, мир обретает временной вектор - от сотворения его богом, до предстоящего ссудного дня.
  2. В отличии от античного культа человеческой телесности, восхищения её красотой, в средневековой плоть понимается, как носитель греховности, поэтому её стремились обуздывать, умерщвлять.

Важнейшая тема христианской антологии (учение о бытии) - тема отношения бога и сотворённого им мира.

Схоластика (Греция, XI-XIV вв.) - философия, господствующая в школьном преподавании. Основная задача схоластики - обоснование, защита и систематизация религиозных догматов, абстрактным, логическим путём. Тем самым, в какой-то мере, признавалась роль разума в познании.

У Аристотеля причина не порождает, а структурирует вещь, оформляет, т.е. причина у него не порождающий, а определяющий фактор.

В христианской антологии причина и следствие понимаются, как два уровня бытия. До акта божественного творения, низший уровень отсутствует. Возникновение следствия (мира) никак не сказывается на причине - в средневековой антологии категория причинности разрабатывается в метафизическом понимании, которое в последствии было унаследовано естествознанием нового времени. Земная действительность, сотворённая богом, рассматривается как низшая реальность, не имеющая антологической ценности, а поэтому не являющаяся подлинным объектом познания (влияние Платонизма).

В средневековой антологии, наряду с категорией причинности, по новому трактуются категории "возможность и действительность", "материя и форма", "общее и особенное" (единичное).

Особый вклад в это направление внёс систематизатор схоластики Фома Аквинский (1225-1274). Его труды "Сумма теологии", "Сумма философии", "Сумма против язычников" опираются главным образом на труды Аристотеля. Бытие Аквинским рассматривается как возможное и как действительное. Материя - чистая потенциальность. Это слабейший вид бытия, который пассивно воспринимает воздействие извне. Ничто материальное без формы не существует. Форма - принцип порядка и чёткости, зависит от высшей формы - Бога. Бог - существо чисто духовное, сообщающее активность материи.

Проблема соотношения общего и единичного рассматривается в средневековой философии с двух позиций:

1. Реализм (Августин Блаженный, 354-430 гг.; Ансельм Кентерберийский 1033-1109 гг.). Реалисты решали данную проблематику в духе Платона, настаивая на реальном существовании понятий (универсалий) общего, как мыслей творца перед актом творения, ибо творение не могло состояться без определённого плана и образца. Фома Аквинский стоял на позициях умеренного реализма, утверждая, что универсалии существовали до вещества, существуют в вещах и будут существовать после вещей;

2. Номинализм. Вырабатывается в поздней схоластике. Его представители считали универсалии лишь "ноуменами" (именами), названиями вещей. С их точки зрения существуют единичные предметы, обладающие подлинным существованием, универсалии же опираются лишь на подобия единичных вещей (Вильям Оком 1281-1349).

Если реализм трактовал общее, как нечто идеальное и предшествующее единичным вещам, т.е. решал проблему связи общего и единичного идеалистически и метафизически, то номинализм был своеобразным материалистическим решением этого вопроса.

Номинализм делает шаг вперёд в построении новой антологии: в соотношении общего и единичного акцент смещён в пользу единичного, которому даётся статус подлинной реальности. Общее - производное, вторичное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.