Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировоззрение и идеи




Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

Макиавелли называет политику «опытной наукой» [ источник не указан 1378 дней ], которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности[1]

Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии.

Макиавелли с сожалением писал о подвигах античных героев и критиковал те силы, которые, по его мнению манипулировали Святым писанием и использовали в своих целях, что доказывает следующее выражение его идеи: "Именно из-за такого рода воспитания и столь ложного истолкования нашей религии на свете не осталось такого же количества республик, какое было в древности, и следствием сего является то, что в народе не заметно теперь такой же любви к свободе, какая была в то время."[2]. Под "тем временем" имеется в виду античность.

 

Пико делла Мирандола (1463 - 1494)

Граф. Рано овладел греческим, арабским, еврейским и арамейским, латынью и итальянским. Интересовался ближневосточной философией.

В 1486 году (23 года) посылает папе Римскому 900 тезисов с требованием организовать общеевропейскую дискуссию, где будет защищать свои тезисы. Папа Иннокентий VIII объявил тезисы еретическими и диспут не состоялся, но Мирандола примкнул к флорентийской академии и сблизился с Фичино. Написал «Гептакл» - о семи днях творения, «О сущем и едином», «Рассуждения против астрологии» (астрология процветала).

 

Близок к Фичино. Сильна пантеистическая тенденция с большим уклоном в натурализм. Переосмысливает «естественную магию» -- она должна отражать направленность познания человека на скрытые причины. Ориентация на научное познание природы. Идея креационизма разделяется. Природу пытается трактовать как согласованный раздор (диалектически). Бог присутствует в мире, единство во множественности. Человека Бог поставил в центре космоса. Человеческий дух может выходить за пределы природного космоса. Человек - особый мир, он - посредник между созданиями земными и небесными, но выше всех созданий, самое великое, что есть на земле. В человеке самое великое - душа и ум. Гуманистическая направленность. Осуществление свободы человека.

В качестве «четвертого мира» человек выступает как вертикальное существо.

Есть три горизонтальных уровня, составляющие универсум:

· элементарный - мир подлунный;

· небесный;

· ангельский - наднебесные существа.

Человек - вертикальный, пронизывающий уровень. Бог не определил ему места, предоставил самому свободно выбирать свое место. Человек может опуститься до состояния скота, а может превосходить ангелов. Человек заслуживает большего уважения и восхищения, чем ангелы (они так созданы). Он - дело его рук и его свободы. Человек выше ангелов, высшее существо из всех.

Совмещает опору на разум, самосознание и укрощение разумом страстей. Все это необходимо для совершенствования. И для этого нужна философия.

 

Никколо Макиавелли (1469 - 1527)

Сын флорентийского юриста. Стал секретарем Комиссии десяти, фактического правительства Флоренции (до переворота Медичи). Фактический статус премьер-министра, сочетающийся со статусом госсекретаря - министра иностранных дел. Контролировал внешнюю и внутреннюю политику. В 1515 году случился переворот. Макиавелли удален в поместье, где находился под домашним арестом. Написал книги «Государь» (1513) и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», а также «Историю Флоренции».

Трактовка человека примыкает к гуманистическому направлению и развивает определенные следствия гуманизма. Человек руководствуется в своей жизни собственным индивидуальным интересом (подчеркивание эгоизма). Забота о сохранении и приумножении собственности. Необходимость государства (предвосхищает Гоббса): государство ставит пределы человеческому эгоизму, но является делом рук самого человека. Оно ограничивает эгоистические устремления человека (с либерализмом это не согласуется).

Религия имеет важную функцию - она является средством примирения человека с реалиями, которые его не устраивают. Религия необходима для общественно-государственной жизни.

Тем не менее, Макиавелли очень недоволен католической доктриной:

 

1 коррумпированность католического духовенства, дискредитирующая нравственные идеалы христианства. Поэтому католицизм перестал играть позитивную роль в обществе. Это написано до 1517 года. В 1517 году Лютер прибил на дверях Виттенбергской церкви свои тезисы и началась Реформация.

Критика в лице Макиавелли организационной структуры церковной жизни переросла в Реформацию.

 

2 сами идеалы христианства Макиавелли не устраивали. Ибо они проявляются наиболее непосредственно в представлениях христиан о своих святых - носителях идеи примиренчества и пассивности, развязывающей руки ловкачам и мерзавцам.

Макиавелли противопоставляет христианству языческие религиозные доктрины греков и римлян: боготворились герои - активные существа.

Утверждается идеал активности человека (ценности буржуазного общества).

 

Воззрения на Фортуну соотносятся с понятием свободы человека. Ограничивает власть Фортуны над человеком. Она «распоряжается половиной» устремлений человека и «подруга молодых», которые могут ею помыкать. Безудержная активность без оглядки на обстоятельства.

Считается, что макиавеллизм - идеология политического вероломства. Правитель должен сочетать свойства двух животных, льва и лисицы. Он должен быть способным расправиться с любым врагом и перехитрить любого хитреца. Но: оправдать насилие и вероломство можно, только если они необходимы во благо государства. Позиция называется этатизм.

 

Государственническая позиция. Государство нужно, чтобы ограничить эгоизм. Жестокость правителя должна быть извинена, если он действует во благо государства и если он единственный раз прибегает к этому, если он устроит такое государство, в котором нет нужды прибегать к насилию.

Политическая мысль становится самостоятельной, освобождается от религиозной опеки и от морали. Макиавелли четко разграничивает политику и мораль. Идеи Макиавелли предвосхитили многие идеи протестантизма. Макиавелли в чисто светской форме, в рамках гуманистического направления (в центре внимания человек, его самостоятельная ценность, антирелигиозная направленность) практически утверждает значимость политической мысли и некоторые идеалы - индивидуализм, эгоизм, активность без оглядки на моральные нормы, -- которые в другой форме перейдут к протестантизму. Существенную роль пока играет элитарность позиции.

 

12. Философия Нового Времени. Философии Ф ренсиса Бэкона. (в 13 вопросе ответ на первую часть)

Ф.Бэкон родился в Лондоне в семье лорда-хранителя печати при королеве Елизавете. Все для склада. гидравлические штабелеры в регионах. С 12 лет обучался в Кембриджском университете (колледже св.Троицы). Избрав политическую карьеру в качестве жизненного поприща, Бэкон получает юридическое образование. В 1584 г. избирается в палату общин, где остается до восшествия на престол Иакова I (1603г.) и разгона парламента. Начиная с этого времени он быстро поднимается по политической лестнице, достигнув в 1618 году должности лорда-канцлера. Весной 1621 годаБэкон был обвинен палатой лордов в коррупции, предан суду и от сурового наказания освобожден лишь по милости короля. На этом политическая жизнь Бэкона завершилась, и он всецело отдался научным занятиям, которым и до того посвящая много времени.

Наиболее известный труд его - “Новый Органон” - вышел в свет в 1620 году Бэкон написал за свою жизнь много книг, из которых следует упомянуть также "Опровержение философией”(1608), “О достоинстве и приумножении наук”(1623) и вышедшую посмертно “Новую Атлантиду”.

В истории философии и науки Ф.Бэкон выступил как провозвестник опытного естествознания и научного метода. Ему удалось дать образ новой науки, отправляясь от твердо принятых и последовательно продуманных представлений о значении знания в обществе и человеческой жизни. Уже в Кембридже юный Бэкон остро пережил неудовлетворенность традиционной (схоластической) наукой, полезной, по его словам, лишь для побед на университетских диспутax но не в решении жизненных задач, стоящих перед человеком и обществом Старая философия бесплодна и многословна - таков краткий вердикт Бэкона Главным делом философа становятся критика традиционного познания и Издание нового метода постижения природы вещей. Он упрекает мыслителей прошлого за то, что в их трудах не слышно голоса самой природы, созданной Творцом.

Методы и приемы науки должны отвечать подлинным ее целям - обеспечению благополучия и достоинства человека. Это и свидетельство выхода человечества на дорогу истины после долгого и бесплодного плутания в поисках мудрости. Обладание истиной обнаруживает себя именно в росте практического могущества человека. “Знание - сила” - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии.

“Человек, слуга и истолкователь Природы, ровно столько совершает и понимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого он не знает и не может ничего”- этим афоризмом Бэкона открывается его “Новый Органон”. Возможности человеческого разумения и науки совпадают, поэтому так важно ответить на вопрос: какой должна быть наука, чтобы исчерпать эти возможности?

Учение Бэкона разрешает двуединую задачу - критически проясняет источники заблуждения традиционной, не оправдавшей себя мудрости и указывает на правильные методы овладения истиной. Критическая часть программы Бэкона ответственна за формирование методической дисциплины научного разума. Впечатляет и позитивная ее часть, но она написана, по замечанию великого Гарвея, личного врача Бэкона, “по лорд-канцлерски”.

Итак, что же препятствует успешному познанию природы? Приверженность к негодным методам познания мира обусловлена, по мнению Бэкона, господством над сознанием людей так называемых “идолов”. Он выделяет четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Так образно представлены типичные источники человеческих заблуждений.

“Идолы рода” - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Последняя отражается в ней как в кривом зеркале. Если в человеческом мире целевые (телеологические) отношения оправдывают законность наших вопросов: зачем? для чего? - то те же вопросы, обращенные к природе, лишены смысла и ничего не объясняют. В природе все подчинено только действию причин, и здесь законен лишь вопрос: почему? Наш ум следует очистить от того, что проникает в него не из природы вещей. Он должен быть открыт Природе и только Природе.

“Идолы пещеры” - это предрассудки, заполняющие ум из такого источника, как наше индивидуальное (и случайное) положение в мире. Чтобы освободиться от их власти, необходимо достигать согласия в восприятии природы из разных позиций и при различных условиях. В противном случае иллюзии и обманы восприятия затруднят познание. “Идолы рынка”- это заблуждения, проистекающие из необходимости пользоваться словами с уже готовыми значениями, принимаемыми нами некритически. Слова способны подменить обозначаемую ими вещь и взять ум в свой плен. Ученый должен быть свободен от власти слов и открыт самим вещам для того, чтобы успешно их познать.

И, наконец, “идолы театра” - заблуждения, проистекающие из безусловного подчинения авторитету. Но ученый должен искать истину в вещах, а не в изречениях великих людей. Борьба с авторитарным мышлением - одна из основных забот Бэкона. Следует безоговорочно признать лишь один авторитет,Авторитет Священного Писания в делах веры, но в познании Природы ум должен опираться только на опыт, в котором ему открывается Природа. Разведение двух истин - божественной и человеческой - позволило Бэкону примирить существенно различные ориентации познания, вырастающие на почве религиозного и научного опыта, укрепить автономность и самозаконность науки и научной деятельности.

Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков открытый и внимающий опыту - таково исходное положение бэконовской философии. Для овладения истиной вещей остается прибегнуть к правильному методу работы с опытом, гарантирующему нам успех. Бэконпротивопоставляет этот привычному пути Традиции следующим образом: “Есть только две возможные дороги поисков и обнаружения истины. Одна от чувства и частных случаев переносит сразу к аксиомам самого общего характера, и затем дает дорогу суждениям на основании этих принципов, уже закрепленных в их незыблемости с тем, чтобы вывести на их основании промежуточные аксиомы; это наиболее распространенный путь. Другая - от чувства и частного приводит к аксиомам, постипенно и непрерывно поднимаясь по ступеням лестницы обобщения, до тех пор, пока не подведет к аксиомам самого общего характера; это самая верная дорога, хотя она еще не пройдена людьми”. Второй путь это путь методически продуманной и усовершенствованной индукции. Дополнив индукцию целым рядов приемов, Бэкон стремится превратить ее в искусство вопрошания природы, ведущее к верному успеху на пути познания. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.

Родоначальник эмпиризма вместе с тем ни в коей мере не был склонен недооценивать значение разума. Сила разума как раз и проявляет себя в способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая позволяет услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом. Поэтому свою позицию Бэкон иллюстрирует сравнением деятельности пчел, собирающих нектар со многих цветков и перерабатывающих его в мед, с деятельностью ткущего паутину из самого себя (односторонний рационализм) и муравьев, собирающих в одну кучу разные предметы (односторонний эмпиризм). Почему же тем не менее, он остается философом эмпиризма? Ценность разума - в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен от опыта, неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение. Разум можно определить через опыт (например, как искусство извлечения истины из опыта) но опыт в своем определении и пояснении в указании на разум не нуждается, а потому может рассматриваться как инстанция от разума независимая и самостоятельная.

Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.