Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как целостная система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь




Общество — целостная самоорганизующаяся система от­ношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимо­действия, его форма и результат. Общественные отношения — наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людь­ми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

В структуре общества выделяют несколько сфер: экономи­ческую, политическую, социальную, духовную. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Так, экономическая сфера выделяется на базе материальной по­требности людей в пище, одежде, материальных средствах су­ществования. Потребность организованности удовлетворяет­ся благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении, духовная — потребности самореализации и развития своих способностей.

Общество есть целостная система, поэтому все его элемен­ты тесно связаны между собой, существуют в единстве. Ненор­мальное или слабое функционирование одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсисте­мы. Кроме того, существуют общие закономерности, которые реализуются во всех сферах общества, определяя их характер. Общество — органическая система, из которой невозможно вычленить одну из подсистем, не затронув при этом другие. Каждую сферу общества, в свою очередь, следует рассматри­вать как целостную систему со множеством элементов.

Вопрос №33. Общество и природа. Исторические формы отношения общества к природе.

Поиск разумного баланса в отношениях человека и при­роды невозможен без уяснения соотношения, в котором находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной ча­стью и продолжением природы. Общество неразрывно с нею связано и не в состоянии существовать и развиваться вне приро­ды и прежде всего без окружающей человека среды. Природа — естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует.

Достаточно очевидная зависимость человека от природы и признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к необходимости изучения соот­ношения биологического и социального в человеке и обществе.

Так, создатель теории психоанализа 3. Фрейд считал, что в антропосоциогенезе — процессе возникновения и развития че­ловека и общества — главная причина биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бес­сознательного начала, заключающегося в его психике, инстинк­тах, унаследованных от предков. Общество для защиты от жи­вотных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде норм морали, культуры. И все же, полагал Фрейд, эти бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь половые, играют решающую роль в поведении человека.

 

Представители философской антропологии М. Шеллер (1874—1928), А. Гелен (1904—1976) и другие рассматривали чело­века и общество, сочетая философский, религиозный и естест­венно-научный подходы. Так, Гелен выдвинул оригинальную концепцию, согласно которой человек от рождения является «биологически недостаточным» существом в отличие от других представителей животного мира. Именно эта его «недостаточность» и желание выжить заставили человека активно развивать и ис­пользовать свои способности.

Тесная связь общества с природой, схожесть поведений жи­вотных в природе и людей в обществе привели некоторых мыс­лителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно, по их мнению, развива­ется подобно природным организмам естественным эволюцион­ным путем. Так возникла органическая теория общества, страст­ным пропагандистом которой стал Г. Спенсер, а также его после­дователь А. Шеффле (Германия) и др.

Сущность органической теории заключается в том, что чело­веческое общество уподобляется биологическому организму, жи­вому телу. Согласно этой теории структура и функционирование общества аналогичны строению и функциям живого организма. Так, например, Г. Спенсер полагал, что «кровяные частицы упо­добляются деньгам». К середине XX в. эта концепция практически сошла и лишилась сколько-нибудь широкого круга поклонников и последователей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.