Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №34. Духовные основы общества. Формы духовной жизни




Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действитель­ности, а реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека.

Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во мно­гом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, ду­ховная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т. д. Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов не­обходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т. д.).

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. Стоит заметить при этом, что вначале общество прямо фор­мирует у человека лишь самые элементарные духовные потреб­ности, обеспечивающие его социализацию. Духовные же по­требности более высокого порядка — в освоении как можно большей части богатств мировой культуры, участии в их созда­нии — общество может формировать лишь косвенно, через сис­тему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Что же касается самих духовных ценностей, вокруг кото­рых складываются отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно указывают на социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем в ценностных представлениях людей непременно присутствует некий предписательно-оценочный элемент.

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общест­венным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедли­вости, истины и пр. человечество выражает свое отношение к наличной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любой идеал всегда как бы «приподнят» над действительностью, содер­жит в себе цель, желание, надежду, в общем нечто должное, а не сущее. Основные формы существо­вания духа (идеи, теории, образы, нормы и т.д.) со времени воз­никновения первых классовых обществ производятся профес­сионалами. Термин «духовное производство» — не метафора, а вполне реальное явление.

Под духовным производством обычно понимают производ­ство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально заня­тых квалифицированным умственным трудом. Результатом ду­ховного производства являются по меньшей мере три «продукта»:

• идеи, теории, образы, духовные ценности;

• духовные общественные связи индивидов;

• сам человек, поскольку он, кроме прочего, — существо ду­ховное.

Структурно духовное производство распадается на три ос­новных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное. Такое описание видов духовного производства не совпадает с принятой в нашей философской традиции схемой из шести форм общественного сознания (политика, право, мораль, искусство, наука, религия). Политика, право и мораль не явля­ются «отраслями» духовного производства. Мораль — потому, что не является созданием профессионалов, идеологов. Мы не найдем в истории ни одной моральной нормы, изобретенной и внедренной в жизнь профессионалом. Даже заповеди Христа «не убий», «не укради» — это фиксация принципов, стихийно выра­ботанных моральной практикой, т. е. это стихийное изобретение человечества, а не результат деятельности профессионала.

Политика и право не вписываются в духовное производство потому, что создаваемые в результате политической и правовой деятельности общественные связи индивидов не являются по преимуществу духовными. В обществе существует множество самых разнообразных видов связей и отношений, но основных, наверное, все-таки два: материальные и духовные. И те, и дру­гие — суть связи и отношения между людьми, т. е. субъекты от­ношений одни и те же. Следовательно, вся разница между двумя основными видами отношений (и соответственно связей) заклю­чена в их основании: по поводу чего они складываются. Если это основание материально, то и отношение будет таковым, а если это — идея, понятие, образ, то и отношение будет духовным.

 

Вопрос №35. Наука как вид познания и социальный институт.

Наука в классическом виде сформировалась в XVII—XVIII вв. и представляла собой прежде всего естествознание. Долгое вре­мя сложившийся образ науки считался единственно возмож­ным, абсолютным. Однако наука, как и другие формы духов­ной культуры, подвержена изменению и развитию (1.8). Во второй половине XIX в. начинает быстро развиваться гумани­тарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтует с классическим образом научности. В это время в философии возникает проблема обоснования нового класса наук, которые получают название «науки о духе» (5.12).

Термин «наука» употребляется в различных смыслах:

· особый род знания, обладающий собственными характе­ристиками, отличающими его от других видов;

· особый род деятельности по производству такого зна­ния;

· особый социальный институт, представленный различными организациями и учреждениями.

Все эти смыслы термина «наука» совершенно правомерны и имеют право на существование. Современная эпистемология рассматривает науку и как знание, и как деятельность, и как социальный институт.

Наука как социальный институт представляет собой сово­купность организаций и учреждений, в которых и через кото­рые особая группа людей (научное сообщество) осуществляет свою деятельность — получение объективного знания, попут­но решая иные, не познавательные задачи: политические, юри­дические, социальные и т.п.

Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его рацио­нальность. Представления о рациональности, конечно, меняют­ся, однако критерий логической непротиворечивости, состав­ляющий ядро представлений о рациональности, сохраняется неизменным (5.9, 5.10). Другой особенностью научного знания является его объективность. Наука стремится постигать дей­ствительность как можно более полно и точно, по возможности исключая субъективистские моменты. Требование объектив­ности знания в случае гуманитарных и социальных наук имеет свою специфику, поскольку предметом наук о духе выступает культурная и человеческая реальность, постижение которой неизбежно содержит субъективные моменты.

В отличие от обыденного научное знание не ограничивает­ся констатацией фактов, а объясняет их, т.е. имеет объясни тельный характер. Научное знание в отличие от обыденного, художественного, религиозного или мифологического является знанием доказательным. Это, однако, не отменяет того, что в научном знании существуют гипотезы, которые в дальнейшем могут быть опровергнуты как неистинные, пока недоказанные теоремы и т.п. Наука имеет интенцию на обо­снование своих положений, что роднит ее с философией.

Наука за единичным и случайным стремится обнаружить общее и необходимое. Цель науки — открытие закономернос­тей и общих принципов. науки о духе также изучают общее и ти­пичное, проявляющееся через индивидуальное и уникальное, через деятельность человека, сопряженную с субъективными моментами.

Особой задачей науки является предсказание неизвестных явлений и фактов или определение тенденций развития уже известных. Предсказателъная сила, или эвристичностъ, науч­ных теорий — один из важнейших критериев, по которому оценивается новое знание в науке. Особенностью научного знания является его системная организованность. Все данные науки упорядочены в теории и концепции, которые, в свою очередь, согласуются друг с другом.

Научное знание существует в разных формах (эмпиричес­кое, теоретическое, метатеоретическое) и отграничивается от других видов знания по ряду критериев.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.