Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №38. Мораль как форма человеческих отношений, ее функции и роль в обществе




Под моралью обычно понимают некую систему норм, пра­вил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В мо­ральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.

Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возника­ют из многолетней массовой житейской практики поведения людей, выкристаллизовываясь в качестве неких образцов только в том случае, если общество интуитивно осознает их несомнен­ную пользу общему единству. Таким образом, мораль в принци­пе можно считать проявлением коллективной воли людей, кото­рая через систему требований, оценок, правил пытается согласо­вать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интереса­ми общества в целом.

Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жиз­ни и деятельности. Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искус­ство, религия) она не является сферой организованной деятель­ности людей. Проще говоря, не существует в обществе таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функцио­нирование и развитие морали.

Третья из названных выше особенностей морали — импе­ративность ~ состоит в том, что большинство моральных тре­бований апеллируют не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному же долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления.

Главная функция морали, конечно, — регулятивная. Мо­раль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индиви­да. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справ­ляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.).

Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой ее функции — оценочно-императивной. Нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех соци­альных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основопо­лагающих категорий морали и дается собственно оценка любому проявлению общественной жизни. Познавательная функция морали в известной степени производна от" оценочной. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т. е. его самопознание, выра­женное языком моральных оценок, требований и идеалов.

Мораль выполняет и множество других функций — воспи­тательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную и др. А все вместе они и определяют социальную роль морали.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.