Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллигент, пишет Юрий Нагибин, - это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам». Какими качествами обладает интеллигент?




Что означает знаменитое высказывание Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»?

На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи к дверям философов, Платон ответил: «Потому, что одни знают, что им нужно, а другие этого не знают». Кто «знает, что нужно»?

Философствовать – это значит «отвести глаза». Что это значит?

Знают философы - они занимаются поиском истины. А богачи не знают, что нужно искать истину, в то время как и они могли бы прийти к дверям философов и попросить у них - знаний, мудрости, научить истине. (у философов нет дверей. их дома открыты для всех. Двери нужны богачам)

Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания.

Аргумент не следует понимать как умозаключение («тот, кто мыслит, существует; я мыслю; следовательно, я существую»); напротив, его суть — в очевидности, самодостоверности моего существования как мыслящего субъекта, всякий акт мышления (и шире — всякое представление, переживание сознания, ибо cogito не ограничивается мышлением) обнаруживает — при рефлексивном взгляде на него — меня, мыслящего, осуществляющего этот акт. Аргумент указывает на самообнаружение субъекта в акте мышления (сознания): я мыслю — и, созерцая своё мышление, обнаруживаю себя, мыслящего, стоящего за его актами и содержаниями.

«Я мыслю, значит существую» — не единственная формулировка данной идеи Декарта. Более точно фраза звучит как «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую». Ибо факт мышления или существования можно поставить под сомнение, но факт существования появившегося сомнения неоспорим. Сомнение является, по мнению Декарта, одним из модусов мышления. Следовательно фразу можно переформулировать как «Я сомневаюсь, значит существую». А также, слово «существовать» имеет множество определений и чтобы избежать неправильного трактования, следует переводить слово «sum» на русский язык как «Я есть». То есть в итоге правильнее всего выражение Декарта будет звучать как «Я сомневаюсь, значит Я есть».

У человека три «звездных» качества – ум, сердце и воля. Интеллигент как-то счастливо сочетает их на достаточно высоком, приемлемом уровне. Интеллигент все эти качества почитает за жизненные ценности и развивает их, как может. В результате он оказывается «вне себя», в «сердце вещей». Ему доступен мир, а сам он поэтому, так бескорыстен, что ему тесно в собственном, «эгоистическом» Я. И это не самопожертвование какое-то. Это его естественное пребывание в мире, в мире людей, «природа», которых – и подлых, и благородных– ему открыта «изнутри», потому что он сам живет внутри социума – социума гражданского. Как гражданин он сразу «возникает», когда сталкивается с патологией в этом социуме. Общество – это среда обитания человека, место его социализации. Последствия слишком драматичны.

Почему истинный интеллигент уверен в себе? Главная его опора – понимание. Интеллект! Этим надо дорожить, и это надо развивать и поддерживать. Сейчас модно «сходить с ума», нести ахинею, всякие «оригинальности» и экстравагантности. Всё это подается за самый последний «писк» культуры и т.д. Вот от такого сумасшествия раньше люди культуры держались подальше.

Еще раз, почему истинный интеллигент уверен в себе? Он доверяет уму и умной картине мира. А в природе «всё по-умному» в том смысле, что она – такая мастерская, методам и работе которой нам еще долго завидовать. Человека, который не знает этих основ «естествознания», судьба легко собьет с толку, и «интеллигентом» его не назовешь. Иначе говоря, интеллигенту интеллектуально доступен мир как «нечужая» среда обитания, он этому миру – живых и неживых вещей – доверяет как «разумному». Почему бы после этого, нам, обывателям, так же доверчиво не опереться на интеллигенцию как на познанную мудрость вещей. Кто-то скажет, что это все скорее можно казать про тех, кого традиционно называют философами. Отчасти это так. Но разве интеллигент не должен быть философски образован. Более того, сами философы-профессионалы завидуют философской эрудированности подлинных интеллигентов. И самое главное! Интеллигент всё принимает близко к сердцу. «Несовершенство мира» проходит трещиной через его сердце – еще одну из главных опор и сущностей интеллигента. «Философам» в лучшем случае удается подсмотреть устройство мира, в том числе и мира социального, но воля и сердце у них атрофировались за неупотреблением. Интеллигент же – всегда потенциальный критик. Но это критика умного, опытного и доброго человека.

«Интеллигентным называют человека, который хорошо воспитан, обычно образован и обладает высокими духовными качествами». Т.е., в данном случае признаком, позволяющим назвать человека интеллигентным, является не его принадлежность к определенной категории, а наличие у него некоторой совокупности качеств (интеллигентности), причем не только и не столько связанных с образованием, сколько с воспитанием и самовоспитанием. Этот факт дает основание для утверждения о культурологическом происхождении понятия «интеллигентный человек».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.