Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционное учение о природе




Учение о познании

Дидро

Гельвеций

Гельвеций, Клод Адриан

Годы жизни 1715-1771

Гельвеций считал, что интеллектуальные и умственные способности человека не являются врожденными и предзаданными изначально и дальше неизменными. Он считал, что их можно развивать посредством воспитания и образования. В отличие от Руссо, который считал, что воспитание должно быть индивидуальным и человек должен быть изолированным от окружающей среды, Гельвеций считал, что в воспитании и в совершенствовании умственно-интеллектуальных способностей огромное влияние оказывает внешняя социальная среда. Под воспитанием он имел ввиду не только моральные нормы, но и образование.

Дидро, Дени

Годы жизни 1713-1784

Основные труды:

· знаменитая "Энциклопедия" (соавтор и главный редактор),

· "Письма о слепых",

· "Мысли об истолковании природы",

· "Диалоги Д'Аламбера с Дидро",

· "Философские принципы относительно материи и движения".

Дидро выделял 3 основные средства познания:

1. Наблюдения

2. Размышления

3. Эксперимент.

Наблюдение собирает факты, размышление комбинирует, а задача эксперимента в том, чтобы проверять результаты комбинаций.

Дидро - один из основателей материалистического учения о сознании. Человеческое сознание - свойство присущей человеку материальной организации.

Отражено в трудах "Письма о слепых", "Мысли об истолковании природы", "Диалоги Д'Аламбера с Дидро".

Дидро создал эволюционное учение о природе. В труде "Письма о слепых" он пишет, что в начале времён находящаяся в брожении материя породила вселенную, далее породились звездные системы, в них - планетные системы, в частности Земля, и живые существа. Эти порождения - результат комбинирования материальных элементов. Живые существа были поначалу разнообразного характера, в том числе и уродливые: без ног, без кишок и т.д. Выжили только наиболее приспособленные к окружающей среде и прежде всего те, у кого в строении не оказалось существенных противоречий и кто смог воспроизводить себе подобных. Здесь содержатся зачатки идеи естественного отбора, которые позже появятся у Дарвина.

В "Мыслях об истолковании природы" Дидро говорит об всеобщей изменяемости материи и о качественной разнородности материальных элементов. Он выдвинул гипотезу о всеобщей чувствительности материи, связанную с психофизической проблемой: как из материи нечувствующей, неощущающей получается материя чувствующая и способная мыслить. Он предположил, что чувствительность изначально присуща всем материальным элементам, а не только высокоорганизованным, это всеобщее свойство материи. Неживой материи также присуща чувствительность, но она в 1000 раз меньше, чем чувствительность простейших живых организмов. Такую чувствительность он назвал глухой, или тупой чувствительностью, так как нет ощущений с объективных образов.

В труде "Диалоги Д'Аламбера с Дидро" Дидро высказал мысль, что более сложно организованные живые существа возникают в результате трансформации менее сложных (идея трансформизма).

"Философские принципы относительно материи и движения"

Большинство философов ранее считало, что материя - косная субстанция, которой не присуща активность, а эта активность превносится Богом. Дидро разрабатывает учение о внутренней активности материи, изначально ей присущей. Два аргумента:

1. Принцип инерции. Инерцию Дидро предлагал считать универсальной внутренней силой материи, сущность которой заключается в том, что тело благодаря ей оказывает сопротивление другим телам.

2. Закон всемирного тяготения Ньютона, гласящий, что все частицы притягивают друг друга. Отсюда он сделал вывод, что активность, рассматриваемая как проявление силы притяжения, изначально присуща материальным образованиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.