КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Крайний номинализм
Субъективно-идеалистический сенсуализм Джордж Беркли Философские воззрения. Дж.Беркли и Д.Юма Джордж Беркли (англ. George Berkeley; 12 марта 1685 — 14 января 1753) Основные сочинения: · «Опыт новой теории зрения» (1709, «An Essay Towards a New Theory of Vision») · «Трактат о началах человеческого знания» (1710, «Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge») · «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713, «Three Dialogues between Hylas and Philonous») · «Трактат о движении» (1721, «De Motu» — On Motion) · «Аналитик» (1734, «The Analyst») · «Сейрис» (1744, «Siris: A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries») Основным является второй труд — «Трактат о началах человеческого знания» У другого английского эмпирика — Джона Локка — была теория абстракции, с помощью которой он пытался обосновать возможность образования идей отношения, а именно: абстрактные идеи с его точки зрения образовывались в результате обобщения сходных признаков единичных вещей и абстрагирования от несходных. Беркли идет по другому пути: его философия это не материалистический сенсуализм, а субъективно-идеалистический сенсуализм. Согласно позиции Джона Локка у абстрактных идей или абстрактных понятий есть реальное содержание. Это так называемая концептуалистическая позиция, умеренный номинализм. Беркли эта позиция не устраивает, и он прибегает к крайнему номинализму, согласно которому абстрактные идеи всего лишь имена и не более того, никакого реального содержания в них нет. В рамках реализма утверждалось, что абстрактные идеи существуют реально, то есть объективно. Беркли пытается обосновать невозможность образования абстрактных понятий. Для этого он прибегает к линии крайнего номинализма, а именно, Беркли выдвигает следующий тезис: «все, что существует, единично». Но тогда возникает вопрос, каким же образом, например, доказываются теоремы геометрии? С его точки зрении общее имеет статус только в качестве обобщенного наглядного образа единичного. То есть если мы к примеру рисуем прямоугольный треугольник и доказываем теорему – этот треугольник выступает в качестве обобщенного наглядного образа всех прямоугольных треугольников. Беркли трактует общее как обобщенный наглядный образ единичных объектов. Фактически он выдвигает так называемую репрезентативную теорию абстракции — репрезентация переводится как замещение (обобщенный наглядный образ замещает все объекты определенного типа). Вопрос, можно ли образовать абстрактную идею треугольника вообще, или скажем человека вообще или движения вообще. Беркли утверждает, что нет, и выдвигает следующий аргумент: абстрактная идея треугольника должна быть идеей не прямоугольного, не равнобедренного, не равностороннего и др., и в то же время она должна содержать идеи всех треугольников, но такой идеи быть не может. Так же и с человеком (высокий, низкий и так далее). То же самое и с абстрактным понятием движения вообще: оно должно содержать и понятие быстрого движения, и медленное движения и т.п. Поэтому он отрицает вообще возможность существования абстрактных идей и понятий, содержание которых порождено единичными предметами.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |