КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качества единичных вещей
Далее Беркли также прибегает к философии Джона Локка, а именно пытается исследовать вопрос о качествах единичных вещей (субъективные или объективные). У Локка чувственным вещам присущи первичные качества (протяженность, форма, покой, число и непроницаемость). И также вещам могут быть присущи вторичные качества (цвет, запах, вкус и др.), которые доставляются нашему сознанию органами чувств. У Локка была двоякая трактовка вторичных качеств: с одной стороны они есть комбинация и сочетание первичных качеств – в этом смысле они обладают определенным объективным содержанием, но с другой стороны они субъективны, так как они воспринимаются органами чувств. Локк скорее склонялся к субъективности вторичных качеств. Беркли в труде «Опыт новой теории зрения» пытается показать, что все качества, которые нам доставляются зрением, являются субъективными. При этом он от них отличает качества, которые доставляются нам осязанием — он считает что подобные качества имею объективный характер. Однако уже в следующем своем фундаментальном труде «Трактат о началах человеческого знания» он объявляет все качества человека субъективными, он утверждает, что те аргументы, которые могут быть использованы для обоснования субъективности вторичных качеств могут с таким же успехом быть применены и для обоснования субъективности первичных качеств, поэтому все какачетва единичных вещей — субъективны. То есть Беркли фактически отождествляет качества вещей и ощущения этих качеств человеком при помощи органов чувств. Сами эти ощущения трактуются как идеи. Таким образом реальность у него выступает как совокупность ощущений – идей. Ибо с точки зрения Беркли вещи это лишь комбинации ощущений или идей. Отсюда и его знаменитый основной тезис: «Существовать значит быть воспринимаемым». Но при таком подходе неизбежно обвинение Беркли в солипсизме — точке зрения, согласно которой существует один воспринимающий мыслящий предмет, а все вещи — комплексы его ощущений. Опровергая обвинения в солипсизме, Беркли выдвигает аргументы в пользу непрерывности существования вещей и в пользу реальности существования вещей. А именно, он утверждает, что единичные вещи существуют в духе (это центральное его положение), но под духом нужно иметь в виду не тот или иной единичный дух челове- ка, а всю совокупность духов. Пример: указка, воспринимаемая лектором, не перестанет существовать, если он выйдет из аудитории, так как останутся студенты, чьими духами она будет восприниматься. А если из аудитории выйдут все? Ответ: кроме нас как субъ- ектов есть особого рода субъект, обладающий бесконечной мудростью и бесконечным могуществом — Бог. Он и будет воспринимать эту указку. Что касается реальности существования вещей, Беркли говорит, что можно отличить реальность существования вещей от воображаемых вещей, тем более от химер. В качестве аргумента для реальности существования вещей он выдвигает следующее: одновременность восприятия многими. Тем самым Беркли фактически выдвинул свое- образный аргумент в пользу существования Бога. Чувственные вещи по утверждению Беркли реально существуют, но существуют в моем восприятии, следовательно должен существовать дух, который будет вкладывать эти восприятия в меня — это и есть Бог. Богословы идут следующим путем: Бог существует, следовательно он воспринимает вещи. У Беркли наоборот: чувственные вещи существуют, следовательно они воспринимаются, следовательно они воспринимаются бесконечным духом, следовательно он существует. А этот дух и есть Бог.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |