КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критика рациональной психологии
Основные понятия философии Канта Задача "Критики чистого разума". Кант пытался понять, в чём причины неудач прежней метафизики и каким образом надо преобразовать метафизику, чтобы она могла стать наукой. Проблемы метафизики он связывал, в первую очередь, с решением метафизических проблем: · Бытия бога · Свободы воли · Бессмертия души · Понимания мира как целого. Задачу выявления причин неудач метафизики и ее преобразование в науку нельзя решить, не выявив, каким образом то, что мы называем наукой на сегодняшний день, является наукой. Кантом были поставлены следующие основные вопросы: · Как возможна математика как наука? · Как возможно естествознание (физика) как наука? · Как возможна метафизика как наука? или: Возможна ли метафизика как наука? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сначала выяснить, каковы основания (предпосылки) научного знания. Кант, в отличие от Юма, к научному знанию, которое дает достоверные истины (а критерием достоверных истин по Канту являются всеобщность и необходимость) относил не только истины математики, но и истины естествознания. Кант считал, что всеобщие необходимые истины являются ещё и абсолютными истинами, то есть полными завершенными истинами, которые не могут быть дополнены, модифицированы или исправлены. Абсолютная истина (всеобщая необходимая истина) физики того времени - механика Ньютона, математики - система Евклида. Психология во времена Канта - наука о человеческой душе - нематериальной, духовной и бессмертной субстанции, которая оживотворяет тело человека и является сосредоточением его сознания. Метафизика доказывает существование такого рода души так: 1. То, что нельзя мыслить иначе как субъект и есть, следовательно, субъект. 2. Мыслящий субъект, рассматриваемый только как таковое, нельзя мыслить иначе как субъект. Но мыслящий субъект может быть и объектом мышления (мы его мыслим). А потому мыслящий субъект является субстанцией (субстанция - это субъект и объект одновременно) Кант, развивая эту аргументацию, отмечает, что здесь очевидна логическая ошибка: От единства сознания мыслящего субъекта, в котором находятся эти категории, сразу переходят к субъекту. А единство сознания еще не означает субъект как таковой. Дальше субъекту приписывается предикат субстанции. Но с помощью одного мышления объект не дается, и, соответственно, субстанция. Предметы даны нам в чувственных созерцаниях. Таким образом, такого мыслящего субъекта нет. Нет собственно предмета познания. Но при этом Кант не исключает возможности существования нематериальной бессмертной души. Одним мышлением таких результатов не достигнуть. Однако, он не исключает возможность внетеоретического познания души. Кант отрицает претензии рациональной психологии.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |